Как правильно выбрать инвертор / бесперебойник. Как выбрать инвертор
Выбор автомобильного инвертора
Автомобильный инвертор, представляет собой, по сути, электрический прибор – преобразователь, который преобразует напряжение бортовой сети автомобиля, с 12 вольт на 220. Это необходимо в первую очередь для подключения зарядных устройств ноутбуков, фотоаппаратов, видеокамер и других бытовых приборов. Подключается и устанавливается инвертор, в зависимости от типа и мощности (переносной, стационарный и так далее).
Какие бывают инверторы
Инвертор представляет собой металлический или пластиковый коробок, с выходной розеткой под евровилку и питающим проводом, чаще всего подключаемым в гнездо прикуривателя.
Следует отметить, что если планируется подключение инвертора в машину мощностью свыше 300 Ватт, то такой инвертор подключается непосредственно напрямую к аккумулятору. Это необходимо для того чтобы избежать оплавления проводки автомобиля при использовании максимальной мощности и пиковых нагрузок. Инверторы, мощностью до 300 Ватт, можно подключать в гнездо прикуривателя.
Какой мощности выбрать
Мощность инвертора следует выбирать из предполагаемой мощности потребителей плюс 20 – 30 % запаса. Мощность потребителей следует брать из технологических табличек на устройствах. К примеру, если необходима одновременная зарядка ноутбука, фотоаппарата и использование принтера, необходимо посчитать номинальные мощности приборов:
- ноутбук: 65 Ватт;
- фотоаппарат: 30 Ватт;
- принтер: 100 Ватт;
Получаем общую мощность 195 Ватт, прибавляем 30 % (60 Ватт, это необходимо для избежание перегрузок и перегрева при пусковых нагрузках).
Для того чтобы пользоваться перечисленными приборами нам нужен инвертор мощностью не менее 255 Ватт.
Или если взять другой пример. Дано:
- автомобильный прицеп;
- бытовая морозильная камера;
Требуется перевезти определенной количество замороженных продуктов, и для этого необходимо подключить камеру, через инвертор к автомобильной сети.
Мощность компрессора камеры составляет 300 Ватт, но у него есть особенность – высокая пусковая мощность, которая составляет 0.9 КВт.
Из этого следует, что мощность инвертора должна быть не менее 1 КВт.
Ассортимент
На рынке представлены инверторы различной мощности, от 20 Ватт для мобильных телефонов и до 4000 Ватт для мощных приборов (насосов, компрессоров и так далее). Есть инверторы различных фирм и производителей, у которых немного отличается схемотехника исполнения, для улучшения тех или иных качеств инвертора (защита, пусковые токи, время работы, охлаждение и многое другое).
Оптимальная работа инвертора достигается на запущенном двигателе и не менее 2000 об\мин, то есть в движении. На холостом ходу (700 об\мин), автомобильный генератор не справится с поддержанием необходимого заряда.
Вообще время работы инвертора от аккумулятора, вычисляется по формуле:
Т (час)= С(А/ч) х 8.5/Р(Вт), где
Т – время работы;
С – заряд аккумулятора в Ампер\часах;
Р – мощность подключаемого потребителя;
Например, принтер, мощностью 100 Ватт, от аккумулятора 600 А\ч, будет работать:
Т= 600*8.5/100
Т= 51 мин
Но следует отметить, что это в идеальных условиях и при этом разряд аккумулятора будет полном, что неблагоприятно влияет на него. В реалии, время работы будет около 20-30 мин.
Обзор
Подавляющему большинству потребителей нужны инверторы не большой мощности, 300- 500 Ватт, с них и начнем.
Штиль PS12/300
Преобразователь с 12 вольт на 220, работающий на мощности 300 Ватт.
Стандартное исполнение в металлическом корпусе. Выдает 215-217 В, при номинальной нагрузке, при увеличении мощности потребления, вольтаж значительно снижается (это необходимо учитывать при подключении некоторых приборов, которые критично относятся к падениям напряжения).
Смущает отсутствие в комплекте проводов подключения, их пройдется докупать.
Оценка 7\10
AcmePower 120
Отсутствие кнопки включения и выключения, постоянный шум вентилятора охлаждения снимает еще несколько пунктов.
Оценка 6\10.
Powermate-003 Tamaks и Powermate-012 Cyler
Powermate-003 Tamaks – 172 Ватта
Powermate-012 Cyler имеет мощность в 150 Ватт
Оба инвертора имеют достаточно длинные и удобные кабеля подключения, интересный дизайн и оптимальную мощность, с которой отлично справляются. Но, как и всех моделей имеют свои плюсы и минусы, например:
— Powermate-003 Tamaks, у этого аппарата отличные показатели, система защиты срабатывает четко, без скачка напряжения, но у инвертора нет возможности повторного включения, и при стационарном креплении необходимо придумывать способ перезапуска .
Powermate-012 Cyler, здесь немного хуже, схемотехника предполагает самопроизвольное повторное включение, после срабатывания защиты, которое сопровождается противным писком. И этот цикл (включение \выключение) будет происходить постоянно, до тех пор, пока не будет восстановлена подходящая нагрузка.
Но в целом, по соотношению «цена\качество» очень достойные экземпляры.
Оценка 8\10.
Neodrive 200
Автомобильный инвертор – преобразователь, мощностью 265 Ватт, с отличными характеристиками. Полное и четкое срабатывание защиты, полное соответствие заявленным параметрам, наличие отключаемой системы охлаждения, низкая стоимость – все это делает его лидером, в обзоре до 300 Ватт, несмотря на наличие одного недостатка — очень короткий шнур подключения, который не дает установить (спрятать) инвертор в более подходящее место.
Оценка 9\10
Теперь рассмотрим инверторы мощностью более 300 Ватт
AcmePower AP-DS400
Красивый, великолепный дизайн, который сочетается с любым интерьером салона или багажного отделения. Но как показывает практика, за «накрашенными губами» кроется несоответствие заявленным характеристикам.
Этот инвертор не исключение, при заявленной мощности в 400 Вт, он начал снижать напряжение при нагрузке в 350Вт, а при 380 Вт просто отключился. Но если не брать в расчет этот факт, можно использовать с учетом этих отклонений.
Оценка 7\10
МАП «Энергия» 900
Этот прибор отечественного производителя выдержан в классическом стиле нашего приборостроения – максимум функционала и надежности, при минимуме дизайна и комфорта пользования.
Прибор представляет собой симбиоз инвертора, источника бесперебойного питания и пуско-зарядного устройства. Основной функцией, конечно, является инвертор, и он полностью оправдал ожидания. Мощность потребления, до срабатывания защиты, составила 1100 Ватт, что в купе с заявленными характеристиками по формам сигнала, делает его пригодным для использования абсолютно любых потребителей (микроволновки, чайника, перфоратора, а также потребителей с большими пусковыми токами: насосы, компрессоры и так далее).
Другие функции прибора также востребованы, можно зарядить севший автомобильный аккумулятор или вообще произвести запуск автомобиля без зарядки аккумулятора. ИБП также необходим для подключения некоторых приборов (стационарных компьютеров, контрольно измерительных приборов и так далее).
ЖК-дисплей позволяет контролировать работу прибора, и в случае неисправности диагностировать поломку.
Из недостатков следует отметить высокую стоимость и большие габаритные размеры аппарата.
Оценка 9\10
MeanWell A301-600-F3 и Porto HT-E-600
Хотя эти инверторы разных фирм производителей, но они показали практически одинаковые характеристики при испытаниях.
Достаточно хорошо держали нагрузку, и при некотором увеличении, сначала снизили напряжение до 205 В, затем отключились. Неплохой результат, можно сказать, что с заявленными параметрами справились.
Обе модели имеют довольно привлекательный дизайн, качество исполнения, наличие необходимых проводов и переходников.
Оценка 8\10
Что необходимо учитывать при выборе
Автомобильные инверторы, за редким исключением, представлены в основном китайскими производителями. Следует помнить, что «китайское качество», мягко говоря, хромает. При покупке всегда необходимо требовать проверки соответствия заявленной мощности, работоспособность, эффективность систем охлаждения и условий срабатывания защит, ведь инвертор может стать источником проблем, вплоть до возгорания автомобиля. Проблемы могут возникнуть от неправильного использования прибора, поэтому необходимо постоянно обращаться к инструкции по эксплуатации, во избежание неправильных действий или подключений.
Правильно подобранный и выбранный инвертор в машину, полностью обеспечит ваши потребности и надежной и долговечной работой сможет окупить все затраты по вложениям.
Правильный выбор за вами!
avtooverview.ru
основные параметры, различия, нюансы подбора
Современные автомобили оснащены массой электрических приборов, которые работают от аккумулятора. Напряжение на них 12 Вольт, и разрабатывается электроника специально под автомобильные нужды. При этом у многих владельцев автомобилей, например, при выезде на природу, может возникнуть необходимость подключить к бортовой сети машины полноценную электронику, для работы которой требуется 220 Вольт. В такой ситуации выручают автомобильные инверторы, способные преобразовать энергию бортовой сети таким образом, чтобы от нее запитать практически любой электронный прибор – телевизор, холодильник, ноутбук и так далее.
Принцип работы автомобильного инвертора
Автомобильный инвертор устроен довольно просто, и его принцип работы заключается в преобразовании постоянного напряжения от аккумулятора в переменное, которое можно встретить в розетке любой квартиры. Работает инвертор за счет специального генератора тока, который в него устанавливается. При помощи импульса он создает гармоническую волну, которая отвечает за преобразование постоянного напряжения в переменное с параметрами близкими к 220 Вольт и 50 Гц.
Помимо генератора тока, в инвертор устанавливается надежная система защиты. Важно, чтобы электрический прибор не воспламенился при перегреве, который может возникнуть из-за больших нагрузок. Многие модели также комплектуются активной системой охлаждения – кулером.
Сами по себе инверторы выглядят как небольшие коробочки, с одной стороны которых имеется выход для подключения в прикуриватель (или напрямую к аккумуляторной батарее), а с другой одна, две или более входов для подключения стандартного штекера от бытовой техники. В последнее время производители также устанавливают на инвертор USB-выходы для зарядки мобильных устройств и других целей.
Чем различаются автомобильные инверторы
В продаже можно найти автомобильные инверторы, стоимость которых различается в десятки раз. Связано это не столько с именитостью бренда, сколько с параметрами и функциональностью устройства.
При покупке автомобильного инвертора важно определиться с мощностью, которая от него потребуется. Условно можно разделить инверторы по мощности следующим образом:
- До 300 Ватт. Это совсем слабые модели инверторов, которые могут подключаться, как в прикуриватель, так и к аккумулятору напрямую. Подобные варианты преобразователей подойдут для зарядки мобильных устройств;
- От 300 до 1500 Ватт. Стандартные автомобильные инверторы, которые подключаются только к аккумулятору напрямую. Их часто выбирают для подключения бытовой техники – телевизор, ноутбук, микроволновая печь и другой.
- Выше 1500 Ватт. Мощные автомобильные инверторы, которые приобретаются для строительных работ «в полевых условиях». К ним можно подключать различную технику – болгарку, дрель и прочую.
Важно при выборе инвертора обращать внимание, чтобы по мощности он превосходил устройства, которые к нему будут подключаться. Если в маломощный инвертор подключить требовательную технику, велик риск его выхода из строя.
От мощности инвертора напрямую зависит его отдача, что важно для многих приборов, которые будут подключаться к преобразователю. Если на выходе требуется стабильное напряжение 220 Вольт, то придется выбирать инверторы мощностью более 1500 Ватт, только они способны обеспечить столь высокий КПД. При этом инвертор на 300 Ватт выдаст около 200 Вольт, а модели около 600 Ватт способны предоставить порядка 215 Вольт.
Режимы работы автомобильных инверторов
Автомобильные инверторы способны работать в трех режимах:
- Пусковой. Самый сложный режим для преобразователя, особенно при подключении требовательных к данному параметру устройств. Во время пускового режима инвертор выдает кратковременно максимальную мощность. Большинство производителей указывают на инверторах мощность, которую устройство способно выдать в пусковом режиме. На нее следует обращать внимание, если к преобразователю будут подключаться электродвигатели, мощные строительные инструменты и подобные требовательные устройства.
- Стандартный. Режим работы, при котором инвертор выдает заявленную мощность на протяжении длительного времени.
Для безопасной и продолжительной работы инвертора, большую часть времени он должен функционировать в стандартном режиме.
Как выбрать автомобильный инвертор
Невозможно однозначно сказать какой автомобильный инвертор лучше купить. Каждый водитель должен подбирать преобразователь под свои задачи. Можно выделить основные правила выбора автомобильного инвертора:
- Перед покупкой следует узнать мощность генератора автомобиля. Чтобы инвертор при работе не разряжал автомобильный аккумулятор, его мощность не должна превышать мощность генератора машины. При этом следует учитывать, что не вся мощность генератора будет уходить на работу инвертора при заведенном двигателе. Порядка 50% от нее будут расходоваться на нужды других систем автомобиля.
- Важно определиться со списком устройств, которые будут подключаться к инвертору. Необходимо смотреть на параметры потребляемой мощности при пуске устройства, в номинальном режиме работы и режиме повышенного потребления (если таковой имеется). Также следует помнить, что мощность инвертора влияет на вольтаж, а некоторые приборы не будут работать, если не получат полноценные 220 Вольт от источника питания.
- Необходимо понять примерную модель использования устройства. Когда инвертор покупается для отдыха на природе и подключения бытовых приборов, инструментов и других подобных потребителей, не возникнет проблем с его подключением напрямую в аккумулятор. При этом если инвертор необходим для работы ноутбука с малым потреблением мощности, зарядки мобильных телефонов и других подобных задач внутри машины, то нужно выбирать модели преобразователей с мощностью не более 100 Ватт – именно столько максимально может выдать прикуриватель;
- Нужно обратить внимание на бренд. Инвертор – это опасное устройство, выход из строя которого может привести к возгоранию автомобиля, поэтому вопросу надежности нужно уделить максимальное внимание. Преобразователи популярных брендов всегда оснащаются механизмами защиты от замыканий и перегрузок. Некоторые из них способны предупреждать водителя при перегрузке о ее наличии звуковым сигналом, другие просто отключают цепь при возникновении потенциальной опасности.
В зависимости от стоимости, в инверторах также может присутствовать масса дополнительных опций, которые не всегда нужны водителю. Некоторые модели имеют информационные дисплеи, другие способны работать от бортовой сети автомобиля с различным напряжением. Если потребностей в подобных опциях нет, можно найти варианты, которые ими не оснащаются и стоят дешевле.
Как подключать автомобильный инвертор
Чтобы не сжечь всю электронику от перегрузки из-за неправильного подключения инвертора, следует запомнить две важных детали:
- При пуске двигателя инвертор должен быть всегда выключен;
- Когда мотор стартовал, можно включать инвертор, которому необходимо дать поработать секунд 10-15, и только после этого включать потребители.
Правильно выбрав и используя инвертор, его работа никоим образом не скажется на бортовой сети автомобиля.
Загрузка...okeydrive.ru
Как выбрать автомобильный инвертор (преобразователь напряжения)
А знаете ли вы, что автомобильные преобразователи тока — это очень важные детали в любой машине. Благодаря им в машине можно подключать приборы, рассчитанные даже на питание в 220 В. К примеру, это может быть телевизор, какой-нибудь электроинструмент, аудиотехника или что-то другое. В этой статье мы расскажем вам, как выбрать автомобильный инвертор правильно.
Для того чтобы знать, как выбрать автомобильный преобразователь напряжения, нужно учесть мощность подключаемых приборов, которая должна быть ниже мощности самого устройства, а также иметь начальное представление о его принципе работы.
Автомобильные инверторы и для чего они нужны
Известно, что надёжность и безопасность эксплуатации инверторов должны обеспечивать специальные встроенные системы. Они защищают приборы от внезапного перегрева, перегрузки и уберегают от высокого входного напряжения. Подключаются автомобильные преобразователи с помощью особых зажимов (крокодилов) или клемм.
Основное предназначение инверторов — преобразовывать ток, а также повышать или же понижать напряжение. Мы рассмотрим только те устройства, которые преобразовывают ток от 220 В, расположенные в бортовой сети машины или дома на колёсах, так как они на сегодняшний день являются самыми популярными.
Как подключаются автомобильные преобразователи? Делается это довольно просто. Зажимы или клеммы подсоединяются к аккумуляторной батарее автомобиля напрямую. Если модели маломощны, то возможно подключение и через гнездо прикуривателя. Такой способ очень удобен, если нужно, например, подключить в салоне машины ноутбук.
На видео — для чего можно использовать автоинвертор:
Основные правила грамотного выбора автомобильного преобразователя
Зная, как выбрать инвертор в машину, можно значительно выиграть. Ведь прибор является универсальным и очень необходимым для современного автомобилиста. И перед тем как его покупать, следует кое-что узнать.
Во-первых, следует разобраться с тем, что собой представляет девайс и каким образом он работает. Как уже упоминалось выше, качественный преобразователь должен быть наделён специальной защитой от замыканий и перегрузок сети. Некоторые модели даже оснащаются специальным звуковым сигналом, который включается при снижении напряжения аккумулятора.
Во-вторых, выбирая автоинвертор, нужно быть предельно внимательным. Необходимо следить, чтобы нагрузка прибора, который будет подключаться, не превышала мощность инвертора. Если же владелец планирует использовать электрические приборы с различными её показателями, то рекомендуется выбирать преобразователь, предназначенный для устройства с самой высокой мощностью.
На видео — как выбрать автомобильный инвертор:
Также рекомендуется помнить о том, что любой автоинвертор потребляет ток соответственно нагрузке от приборов, присоединяемых к нему. Для определения потребляемого тока придумана специальная формула расчёта. Нужно к мощности нагрузки прибавить ещё 15% и разделить на напряжение питания инвертора, то есть 12 В. В результате мы и получим ток потребления от аккумуляторной батареи.
А если же аккумулятор будет отдавать меньший ток для инвертора, то быстро разрядится даже при работающем динамо и завести машину в следующий раз будет очень непросто.
Классы инверторов
Простейшими из всех считаются преобразователи в 150 Ватт. Они отлично подходят для подключения ноутбуков и других подобных приборов. Как и было сказано выше, подключать их можно через гнездо прикуривателя автомобиля. Такой инвертор может справиться даже с двумя портативными компьютерами и зарядкой для сотового телефона.
В качестве примера приведём популярную модель автоинвертора Дефорт в 150 Ватт. Посмотрите на его технические характеристики:
Устройство имеет специально встроенный звуковой сигнал, который включается автоматически при низком уровне заряда аккумуляторной батареи или при высоком напряжении подключаемого прибора. Также инвертор надёжно защищён от перегрузок, короткого замыкания. Имеет он и тепловую защиту, а также USB-порт. Но всё же такое устройство не подойдёт для тех автомобилистов, которые часто отправляются в дальние путешествия. А если нужно будет включить что-нибудь помощнее? А 150-ваттный преобразователь напряжения для такой работы не предназначен.
Следующий класс автоинверторов уже далеко не для «чайников». Устройства рассчитаны на приборы мощностью от 300 Вт до 1 кВт. Их уже нельзя будет подключить через гнездо прикуривателя, а только лишь напрямую к аккумуляторной батарее. Ведь, как известно, приборы, подключаемые к гнезду прикуривателя, не должны превышать 15 А и иметь мощность не выше 180 Вт. В противном случае сгорит предохранитель.
Именно поэтому устройства, имеющие мощность в пределах 300–1000 Вт, подключаются при помощи зажимов к аккумулятору. Но следует помнить, что не всегда их можно будет использовать в салоне во время движения. Чтобы обойти эти ограничения, некоторые производители создают максимально удобные для водителей условия, снабжая устройства двумя кабелями. Один из них имеет специальный разъем для прикуривателя, а другой имеет зажимы и протягивается непосредственно к аккумуляторной батарее.
Такой вариант является универсальным. Он позволяет подключать в дороге зарядку для мобильного телефона и ноутбук. Оказавшись далеко от цивилизации, к примеру, приехав на озеро или в лес, можно спокойно подключать и что-нибудь помощнее: шашлычницу или микроволновую печь.
Рассмотрим одно из таких устройств. Автоинвертор KEBO IPS на 1 кВА является специальным преобразователем постоянного напряжения в переменное значение тока. Мощность этого устройства — 600 Вт.
Этот прибор защищён от повышенного напряжения и перегрузок, а также от низкого напряжения и короткого замыкания. Его цена колеблется в районе 80–90 долларов.
Другой известный производитель автоинверторов — МАП «Энергия». Они имеют разную мощность: от 0,9 Вт до 12 кВт. Представленный ниже инвертор МАП «Энергия» рассчитан на 900 Вт, а его напряжение на входе составляет 12 В.
Как видим, на устройстве есть две клавиши, которые позволяют управлять им. Имеется также и дисплей, где отображается вся информация о текущем режиме работы. Прибор изготовлен отечественным производителем достаточно просто, но очень удобно. Только вот размер этого устройства слишком большой, поэтому занимает много места.
Случается и так, что даже мощности в 1 кВт бывает недостаточно. К примеру, если нужно подключить на даче мощный электроинструмент или насос. Производители автоинверторов позаботились и об этом, создав устройства подороже, но с более высокой мощностью.
Автомобильные преобразователи напряжения этого класса различны. Рассмотрим в качестве примера самый популярный из них. Это инвертор MobilEn 1500, который позволяет подключать болгарку в 1300 Вт или пылесос мощностью в 1400 Вт. Вещь незаменимая, согласитесь.
Надеемся, что после прочтения этой статьи, вам будет легче выбрать инвертор для автомобиля. Помните, что самое главное — это хорошие технические характеристики, компактность и высокое качество.
На видео — тест одного из автомобильных инверторов:
В заключение статьи хотелось бы остановиться на критерии выбора качественного инвертора более подробно. Автоинвертор нужно выбирать так, чтобы была учтена также потребляемая мощность подключаемого к нему прибора. Это очень важно. Кроме того, нагрузка подключаемого прибора не должна превышать допустимой мощности преобразователя. В идеале она должна быть равна этой мощности.
Надеемся, что, прочитав эту статью, выбрать инвертор для автомобиля вам будет легче. Помните, что главное — это правильные технические характеристики устройства, его компактность и качество.
365cars.ru
Как правильно выбрать инвертор / бесперебойник
Системы электроснабжения, в которых применяются инверторы.
- Система бесперебойного питания для дома, либо промышленного объекта при пропадании основной сети.
- Система бесперебойного питания с солнечными батареями или другим альтернативным источником электроэнергии. В такой системе инвертор/бесперебойник, должен иметь функцию приоритетного использования энергии от альтернативного источника (солнечные батареи, ветрогенератор), благодаря которой, сначала на ваши электроприборы поступает энергия от солнечных батарей, и только если её не хватает, будет "добор" электроэнергии из сети. Данная возможность позволит свести счета за электроэнергию к нулю.
- Полностью автономная система электроснабжения, когда центральной сети нет вообще.
- Путешествия, походы ит.д.
При одинаковой мощности инверторы могут существенно отличаться по возможностям и цене, например:
- инверторы с модифицированной синусоидой (устаревшая технология, так как не всё оборудование может работать от таких инверторов)
- инверторы с чистым синусом
- высокочастотные
- низкочастотные
- без зарядного устройства
- с зарядным устройством и автоматическим переключением сеть/инвертор (бесперебойник)
- со встроенным стабилизатором или солнечным контроллером
- гибридные инверторы
- сетевые инверторы
Итак, что такое модифицированная синусоида и чистая синусоида
Модифицированный синус
Чистый синус
Это форма напряжения 220В на выходе инвертора. Инвертор должен иметь чистый синус, в противном случае, многие электроприборы и котлы отопления не будут работать.
Высокочастотные инверторы
Обычно это инверторы маленькой мощности, без зарядного устройства, с маленьким трансформатором, маленькими конденсаторами, небольшого размера, с низкой ценой. Так же, низкие надёжность и КПД данных устройств.
Чаще всего данные инверторы используются в автономных системах электроснабжения с маленьким потреблением.
Низкочастотные инверторы
Низкочастотные инверторы работают на низкой частоте преобразования энергии от аккумуляторов, частота 50 Гц., которая соответствует частоте централизованной сети. На такой частоте работают, более менее большие и тяжёлые трансформаторы. Такой трансформатор является промежуточным буфером между электроникой инвертора и нагрузкой, что увеличивает надёжность инвертора.
На фото ниже инвертор TrippLite 6 кВт (внутри, вид сбоку, стандартный трансформатор справа)
У инвертора МАП HYBRID 6 кВт внутри (вид сверху, трансформатор "тор" слева). Тор имеет большее КПД чем у обычного трансформатора и меньше наводит помех. Так же у инверторов с тором ниже самопотребление электричества на холостом ходу.
Трансформатор занимает чуть менее половины корпуса приборов, увеличивая размер и вес низкочастотного инвертора, по сравнению, с высокочастотниками. Благодаря трансформатору возрастает мощность и надёжность инверторных систем.
Самые именитые и дорогие мировые бренды, из-за непревзойдённых параметров торов, используют в своих инверторах только низкочастотные трансформаторы в виде тора.
Какой инвертор выбрать на 12-ть, 24 или 48 Вольт
Аккумуляторные батареи могут быть 2-х, 6-ти и 12-ти вольтовые, а коммутировать их можно последовательно либо параллельно, либо последовательно-параллельно, наращивая их общую ёмкость. Чаще всего инверторы выпускают рассчитанные на 12 В или на 24 В или на 48 В. Очень редко можно встретить модели на 96 В, т.к. такое напряжение уже считается опасным. Напряжение 12 В можно встретить в бортовой сети автомобиля, 24 В – в автобусах и на яхтах. В принципе, любое из этих напряжений может работать с инвертором, для бесперебойного питания электрооборудования дома. Однако низкое напряжение не позволяет технически получить большую мощность. Так, например, из 12-и вольт невозможно получить мощность более 3-х кВт, из 24-х вольт – более 9 кВт, а из 48-и В – более 18 кВт. Понятно, что высокочастотные инверторы обычно делаются на 12 В и мощностью до 3-х кВт (и рассчитаны они на применение в автомобилях), а мощные низкочастотные инверторы обычно представлены моделями на 24 или 48 В с мощностью от 3 кВт и выше (и рассчитаны они на применение в доме или здании). Это в среднем. Но бывают и исключения, когда например, высокочастотные инверторы, прежде всего за счёт своей низкой цены, пытаются занять свою нишу в домашнем сегменте или наоборот, бесперебойники, сделанные по низкочастотной технологии с тором мощностью всего 900 Вт, имеющие относительно большой вес и цену, пытаются занять нишу в сегменте высокочастотных инверторов за счёт таких своих качеств, как надёжность, мощные зарядные возможности и широкий функционал.
Инверторы со встроенным стабилизатором
Что такое стабилизатор напряжения? Обычно это отдельное устройство, позволяющее в широком диапазоне, и с хорошей точностью, выравнивать напряжение промышленной сети, если оно очень низкое или высокое. Например, качественный стабилизатор, позволяет поднять до 220 В сетевое напряжение, даже если в сети всего 120 В. Или наоборот, понизить сетевое напряжение, допустим с 270 В, до тех же 220 В. Качественные стабилизаторы выполнены на долговечных и быстродействующих симисторах, имеют минимум 8 переключающихся порогов. Ну а теперь посмотрите на характеристики встроенной в инвертор функции стабилизатора. Обычно это только 2 или 3 порога, используются не симисторы, а реле. В итоге, малая долговечность и узкий диапазон выравнивая сетевого напряжения. И есть ещё одна неприятная особенность у инверторов со встроенным стабилизатором. Они мало подходят для использования в условиях автономии, то есть там, где нет сети вообще. Ведь даже имея хорошее встроенное зарядное устройство, они не могут заряжать аккумуляторы от большинства обычных бензо/дизель генераторов. Почему? Потому, что именно из-за встроенного стабилизатора, они требуют очень качественного и устойчивого напряжения на своём сетевом входе. Т.е. генератор должен быть дорогим и с большим запасом мощности (а такой стоит в несколько раз дороже обычных генераторов).
Почему же встроенный в инверторе стабилизатор так повышает его требования к качеству и мощности бензо/дизель или газо генератора? Посудите сами. Генератор при увеличении нагрузки, чтобы удержать напряжение в районе 220 В, автоматически прибавляет обороты. При снижении нагрузки – снижает обороты по той же причине. Теперь рассмотрим цепочку генератор – стабилизатор – инвертор – меняющаяся нагрузка. Допустим, что-то включили, например электрочайник мощностью 2 кВт. Нагрузка подастся на 220 В, проходящее через стабилизатор, от работающего генератора. Напряжение в первую долю секунды начнёт проваливаться. Как вы думаете – кто среагирует первым стабилизатор или генератор? Правильно, стабилизатор, так как генератор более инерционен, обороты мгновенно не поднимешь.
Итак, стабилизатор переключится на повышающую обмотку, чтобы компенсировать провал. Но затем этот провал всё же доходит и до генератора. Генератор со своей стороны тоже повысит напряжение. На это повышение снова среагирует стабилизатор и понизит порог, на стабилизатор опять среагирует генератор и т.д. Возникнет колебательный процесс, который может пойти в разнос. И тогда одно из двух – система будет аварийно отключаться, или, этот колебательный процесс быстро затухнет и всё войдёт в норму. Так вот всё почти мгновенно «устаканивается», в том случае, если генератор качественный и имеет большой запас мощности. Тогда он на чайник 2 кВт будет реагировать как на «муху залетевшую в окно», потому что тогда чайник не сможет раскачать его обороты. Но стоят такие генераторы слишком дорого.
Инверторы с встроенным солнечным контроллером
Теперь посмотрим насколько правильно встраивать солнечный контроллер внутрь инвертора. Вообще, солнечный контроллер необходим чтобы можно было солнечные панели (некоторые называют их солнечными батареями) подключить к аккумуляторам, к тем самым, к которым подключён инвертор. Солнечный контроллер преобразует энергию от высокого напряжения солнечных панелей в более низкое напряжение аккумуляторов. Таких инверторов со встроенным солнечным контроллером не много. Но у такого решения есть плюсы – ведь цена такого решения несколько ниже и, кроме того, проводов подключения будет чуть меньше. Теперь посмотрим на минусы такого решения. Высококачественные и мощные солнечные контроллеры (имеющие КПД 98%, высокое входное напряжение и управление внешними нагрузками) довольно большие и внутрь инвертора их не вставишь. Посмотрите на разобранный солнечный контроллер КЭС Dominator 200/100.
Поэтому контроллеры заряда, встроенные в инверторы, как и встроенные стабилизаторы, несколько урезаны по своим возможностям.
Сравните на фото инвертор со встроенным солнечным контроллером (слева) и два полноценных отдельных солнечных контроллера. Отдельный контроллер по размеру это почти половина инвертора. Разница в функционале и параметрах у них тоже заметна.
Другой минус – в случае порчи солнечного контроллера, придётся отдавать в ремонт всё устройство, т.е. лишаться и инвертора. Равно как и в случае порчи инвертора, лишаться и контроллера.
В общем, самые дорогие и качественные брендовые инверторы никогда не содержат в себе ни стабилизаторов, ни солнечных контроллеров. Поэтому, само их наличие в инверторе, говорит о уровне изделия. Говорит о том, что ради рекламы присутствия эфемерных преимуществ или вроде бы, как бы, более низкой цены (по сумме якобы двух продуктов в одном), производитель готов идти на некий компромисс с реальной целесообразностью. Особенно это касается встроенного стабилизатора. Наш совет-приобретать инверторы с встроенным стабилизатором или со встроенным солнечным контроллером, можно при стеснении в средствах, и при условии их использования не в полной автономии, а как резервной системы.
Сетевой инвертор
Сетевой инвертор – это одновременно и инвертор и солнечный контроллер с технологией МРРТ. Но у сетевого инвертора совсем другая идеология, нежели чем у рассмотренного нами выше обычного, подключаемого к аккумуляторным батареям, высокочастотного инвертора со встроенным солнечным контроллером. Он отличается принципиально. Эта идеология имеет свои истоки от других условий стран Евро-зоны, США и др.
Вот так выглядит, например, сетевой инвертор мощностью 500 Вт. На первый взгляд ничего необычного. Только удивляет отсутствие клемм для подключения аккумуляторов.
Идеология сетевого инвертора – энергию, полученную от солнечных панелей (соединённых на ВЫСОКОЕ напряжение, обычно в диапазоне 200 – 600 В), преобразовать сразу в переменное ВЫСОКОЕ напряжение 220 В и сразу подавать её в промышленную сеть, синхронизируясь с ней. Так как напряжение на входе и на выходе высокое, можно обойтись без трансформаторов, что должно удешевлять сетевые инвертора (хотя они почему-то стоят раза в 2 дороже обычных батарейных инверторов).
Как используют сетевые инверторы за рубежом? Если нагрузка в доме большая, а солнечной энергии поступает немного, то она вся уходит на домашнее потребление. Если же нагрузки почти нет, и солнце в зените – тогда эта не используемая владельцем энергия закачивается в промышленную энергосеть. Т.е. его счётчик крутится в обратную сторону, сматывая показания. Кроме того, сетевой инвертор обходится и без аккумуляторных батарей! Иначе пришлось бы их, подсоединять к очень высокому напряжению (на линию между узлом солнечного контроллера и узлом инвертора), что весьма опасно. Получается, что вместо аккумуляторов задействуется огромная электросеть. В неё можно качать солнечную электроэнергию, выкручивая счётчик в большой минус, а потом, вечером, или гораздо позже, в зимний период, возвращать себе обратно то, что отдавали летом! Промышленная электросеть это гигантский неисчерпаемый аккумулятор, вечный и не имеющий потерь. Но, к сожалению, пока в России есть два фактора, которые сводят на нет все преимущества сетевых инверторов:
- У нас не разрешено частным лицам что-либо закачивать в сеть. И таких счётчиков (которые позволяют вычитать обратную энергию) больше нет. Причём многие современные счётчики эту энергию (которая подаётся обратно в сеть) приплюсуют к потреблённой, и счета за электричества увеличатся!
- Если в Европе электричество практически не отключают, и там зачастую можно не иметь резервную систему на аккумуляторах, то в России такие отключения и аварии не редкость.
Поэтому аккумуляторные батареи жизненно необходимы не только в случае полной автономии, но и для резерва, даже если сеть 220 В имеется. Хотим обратить Ваше внимание, что в случае отключения промышленного 220 В, сетевой инвертор не будет выдавать свои 220 В даже если светит солнце и энергии как бы в избытке. Его конструкция сделана так, что промышленное 220 В для него является опорным и ведущим. И, кроме того, по требованиям безопасности – чтобы когда ничего не подозревающий электрик отключит подачу сетевого 220 В и, допустим, приступит к ремонту сети голыми руками, – чтобы его не убило, сетевой инвертор не должен при этом продолжать генерировать 220 В. Поэтому, если электричество в сети исчезнет, а будет установлен только сетевой инвертор с солнечными панелями, то вы останетесь без электричества. Большие деньги затрачены, а резервного электроснабжения не будет. И так будет, пока регламент электросетей не изменят, пока у нас аварии электроснабжения не прекратятся, пока электричество не перестанут планово отключать…
Гибридные инверторы
Что же такое гибридный инвертор (HYBRID)? Это вершина эволюции инверторов. Это и обычный, то есть батарейный, и сетевой инвертор, объединённые в один, то есть в гибрид!
Гибридный инвертор, как и сетевой инвертор, умеет синхронизироваться с промышленной сетью и подкачивать туда энергию как от аккумуляторов, так и от солнечных панелей с солнечным контроллером. Т.е. он умеет делать не только тоже, что и сетевой инвертор, но и больше. Например, «умощнять» сеть при перегрузках – при возникновении необходимости, он сможет приплюсовать к выделенной мощности сети мощность от аккумуляторов и/или от солнечного контроллера. Гибрид будет работать и при исчезновении в сети 220 В. Гибрид по вашему желанию может ограничить подкачку солнечной энергии только в домашнюю сеть или же и во внешнюю сеть. Т.е. проблема со счетчиками, плюсующими отданную энергию к счетам на оплату, снимается.
Гибрид накладывает свой синус на синус сети с чуть большей амплитудой и может перехватывать на себя всю нагрузку или часть нагрузки. Если в меню установлено разрешение подкачки пока напряжение на 1 аккумуляторе будет выше 12,7 В (что соответствует 100% заряда), то при отсутствии внешнего поступления энергии (например от Солнца), подкачка прекратится, и тогда далее всё будет питаться только от сети. Появится Солнце – снова продолжится подкачка, настолько, насколько позволит эта энергия солнца, или насколько израсходуют потребители.
Отметим, что аккумуляторы при наличии сетевого 220 В не расходуются и не портятся, хотя солнечная энергия подкачивается в сеть. Но можно и разрешить небольшой разряд аккумуляторов – это позволит подкачивать накопленное и вечером, правда ресурс аккумуляторных батарей тогда будет в небольшой степени сокращаться.
Подкачка необходимой энергии непосредственно в домашнюю сеть – на порядок лучше, чем автоматическое переключение потребителей с сети, на 220 В получаемые от аккумуляторов и солнечных панелей, не только потому, что в последнем случае расходуются, а значит портятся аккумуляторы, но и потому что частые переключения ведут к ускоренному износу внутреннего реле в обычном инверторе.
Наличие аккумуляторов как резерва, позволяет гибридным инверторам работать и при исчезновении 220 В в сети.
Ещё один плюс гибридов – только они могут обеспечить трёхфазное автономное или резервное напряжение. В этом случае используются три инвертора, каждый на свою фазу. Они связанны между собой дополнительными проводами для обеспечения синхронной работы со смещением фаз на 120 градусов. Естественно возможна и генерация всех трёх фаз от аккумуляторов, либо регенерация одной или двух исчезнувших фаз. А ведь если необходимо обеспечить питание трехфазных двигателей или трёхфазных насосов, без таких инверторов не обойтись.
Получается, что только гибридные инверторы это единственное идеальное решение для России.
Инверторы с широкими функциональными возможностями и без таковых.
«Зачем нужны какие-то возможности? – может подумать кто-то. – Мне нужно чтобы инвертор давал 220 В, всё остальное – напрасно потраченные деньги!»
Давайте, разберёмся напрасно или нет, судить, конечно, вам…
О каких же функциональных возможностях речь?
Нам удобней показать все эти возможности на примере российского низкочастотного инвертора, сделанном на основе тора, модификации МАП HYBRID.
- Режим поддержки сети или генератора, то есть автоматическое добавление мощности инвертора с аккумуляторами, к мощности сети или генератора
Например, если на дом (или на одну фазу) выделено только 5 кВт мощности, то используя, например, МАП HYBRID 12,0 кВт с аккумуляторами, можно выставить в его меню ограничение потребления от сети 5 кВт. Тогда прибор будет сам увеличить мощность на своём выходе вплоть до 11 кВт, добавляя к имеющейся сетевой, необходимую мощность от аккумуляторов. Эта возможность может быть полезна и при использовании генератора. Ведь генератор, например, всего 2 кВт, с помощью инвертора гибрида, сможет вытягивать большие пусковые мощности.
- Установка периодов времени заряда аккумуляторов и приоритета аккумуляторов
Если установлен двухтарифный счётчик, то можно, для экономии, разрешить инвертору заряжать аккумуляторы от сети только в ночное время. Ещё есть возможность использования двухтарифного режима ЭКО, то есть приоритетная зарядка аккумуляторов в ночное время и приоритетная генерация от аккумуляторов в дневное время, вместо использования сети. Реализована и возможность приоритетной генерации от аккумуляторов днём, запасённой ночью энергии. Однако на сегодня это не выгодно, т.к. один цикл расхода аккумулятора пока дороже выигрыша от перекидывания ночного тарифа на день. Но времена меняются – аккумуляторы ведь медленно, но дешевеют, а тарифы за электроэнергию растут. Рано или поздно наступит день, когда и эта возможность будет востребована.
- Возможность работы с аккумуляторами любого типа (кислотные, гелевые, AGM, щелочные и литий железо-фосфатные)
У хорошего инвертора должна быть возможность обеспечить качественный, интеллектуальный четырёхстадийный заряд с температурной компенсацией и доступностью любых регулировок. Для работы с литий железо-фосфатными аккумуляторами, предусмотрен автоматически отключаемый выход на BMS. Это особые самые передовые и перспективные аккумуляторы. Они имеют рекордный срок службы, до 30-и лет, но и стоят дороже обычных и требуют особого управления зарядом с помощью специальных устройств – BMS.
- Возможность совместной работы с сетевыми инверторами (автоматическое управление ими)
Мы рассказали ранее о сетевых инверторах. Но у них есть ещё одно возможное применение. В случае подключения сетевого инвертора к выходу 220 В продвинутого инвертора, последний будет являться опорным источником напряжения для сетевого инвертора (в том числе при пропадании 220 В в сети).
При наличии излишков энергии от солнечных панелей, инвертор будет направлять их в аккумуляторы. Однако, если не будет нагрузки, а аккумуляторы окажутся заряженными, то для прекращения заряда, надо временно отключить выработку энергии сетевым инвертором. В соответствии с заложенными в сетевой инвертор возможностями, это достигается изменением частоты выходного напряжения на которое он «опирается» 220В с 50 Гц до 52 Гц (и последующем возвратом к 50 Гц, когда напряжение на аккумуляторах снова упадёт). Отметим, что мало какие инверторы обладают функцией изменения частоты на своём выходе в зависимости от состояния аккумуляторов (т.е. умеют управлять сетевыми инверторами). Чтобы это происходило автоматически, используя сетевой инвертор, необходимо соответственно запрограммировать в меню гибридного инвертора, например, МАП HYBRID, отметив соответствующую опцию в ПО Монитор МАП. Подчеркнём, что эта возможность больше заложена на будущее. Использовать сетевой инвертор вместо солнечного контроллера, это более дорогое решение и заряжает он не так плавно, и многих важных функций солнечного контроллера в нём нет. К тому же, это решение не годится для России, если речь идёт не об автономии, а о подкачке в сеть. Потому что гибридный инвертор только собственное 220 умеет не подкачивать во внешнюю сеть. А ограничивать от этого сетевой инвертор он не умеет. Напомним, что выше шла речь об ограничении заряда аккумуляторов. Тем не менее, если в России разрешат отдачу в сеть свободной энергии потребителей, это решение может стать востребованным.
- Возможность прямого подключения к компьютеру для мониторинга и программирования
У серьёзных инверторов должно быть доступно бесплатное ПО для мониторинга электросетей и оборудования, в том числе дистанционно. В том числе весьма полезной может быть возможность отправки СМС по событиям или по запросу, и накопление статистических данных по всем меняющимся параметрам. Для инвертора МАП SIN создано уже четыре варианта разного программного обеспечения (в том числе независимыми разработчиками), с немного разным функционалом и под разные операционные системы, включая Андроид.
- Возможность выбора напряжений защиты от выбросов или провалов напряжения в сети
Защита от выбросов и провалов напряжения в сети может обеспечиваться переходом на аккумуляторы, при выходе напряжения во входной сети за указанные рамки, в большую или в меньшую сторону. Транслируемый со входа на выход диапазон допустимого входного напряжения (без перехода на аккумуляторные батареи, по умолчанию 175В – 250В), настраивается пользователем. Диапазон может быть сужен, что обеспечивает дополнительную защиту потребляющей аппаратуры.
- Возможность модернизации (апгрейда) самого инвертора, и/или модернизации с помощью новых прошивок
Некоторые новые возможности современного инвертора могут получить пользователи, купившие инвертор ранее, с помощью простой его перепрошивки на новую версию ПО. Так, например, за последнее время, покупатели купившие инвертор МАП SIN и обновившие прошивку, получили следующие новые важные возможности инвертора:
- Появился заряд новейших литий-железо фосфатных аккумуляторов и работа с BMS.
- Добавилось управление внешним реле, в том числе на включение генератора.
- Добавилась совместная работа инвертора с солнечным контроллером по шине I2C.
Разумеется, всем понятно, что быть здоровым и богатым, конечно лучше, чем бедным и больным. Но не всегда наши возможности совпадают с нашими желаниями. Грамотный выбор, позволяет найти оптимальное решение проблемы.
Для задач попроще, например, использование в автомобиле, в походных условиях, или при серьёзных затруднениях в деньгах, можно остановить выбор на высокочастотных моделях инверторов или упрощённых низкочастотных, с обычным трансформатором, без широких функциональных возможностей
СОВЕТ ОТ АЛЬТЭКО
Для серьёзных задач, таких как резервное энергообечение домов, предприятий, тем более для автономного электроснабжения и/или использования солнечных панелей для уменьшения потребления от сети нужны серьёзные инверторы. А именно:
- с чистым синусом на выходе
- разработанные по низкочастотной технологии (лучше с трансформатором в виде тора)
- с возможностью быстрого заряда любых типов аккумуляторов
- с богатыми функциональными возможностями (и с программным обеспечением)
- при наличии сети 220 В и планируемых (пусть даже в перспективе) солнечных панелях, необходимы только гибридные инверторы
Итак, мы рассмотрели разные варианты конструкций инверторов. Мы надеемся, что помогли сделать ваш выбор более осмысленным.
Предлагаем ознакомиться с таблицей сравнительных характеристик инверторов, ведущих производителей (МикроАрт(МАП), Schneider Electric, Victron, Studer, Outback, Rich, SMA)
Желаем вам правильного и удачного выбора!
www.altecology.ru