Разбираемся в характеристиках аккумуляторов для бесперебойника. Аккумулятор для бесперебойника
Характеристики аккумуляторов для бесперебойника
При краткосрочных или длительных отключениях электричества источник бесперебойного питания для компьютера не имеет альтернативы. Основной узел, обеспечивающий работоспособность данного устройства, – батарея. Именно она – слабое звено. Чтобы определиться с заменой, придется изучить характеристики аккумуляторов для бесперебойника заранее, пройти небольшой ликбез.
Задача грамотно подобрать аккумулятор, который идеально заменит отслуживший, вполне решаема. Лучший вариант – посмотреть модель аккумулятора в документации к ИБП и приобрести такой же или аналог (если он указан). В большинстве случаев подбором аналога приходится заниматься самостоятельно.
Что нужно знать о параметрах?
При рассмотрении характеристик аккумулятора акцентируем внимание на наиболее оптимальных значениях и причинах изменения этих значений в процессе эксплуатации.
Напряжение питания нагрузки
Когда речь идет о компьютерной технике, вариантов всего два: 12 V и 6 V. Следует учитывать, что даже новая батарея очень редко выдает заявленный вольтаж идеально точно.
Колебания происходят чаще в сторону увеличения и могут доходить до 0,5 Вольта.Емкость
Величина емкости аккумулятора указывается на корпусе и в паспорте или на упаковочной таре в ампер-часах.
Чем больше это значение, тем дольше компьютер проработает с момента отключения электричества. Например, на заменяемом устройстве указано – 9 Аh. Значит, новое устройство должно иметь емкость не менее этого показателя. Вероятно, удастся подобрать аккумулятор большей емкости (в разумных пределах) и тех же габаритов.
Типы ИБП
По конструктивному исполнению бесперебойники бывают трех типов:
- Off-Line;
- Line-Interactive;
- On-Line.
Применяются для обеспечения непродолжительной работы аппаратуры в случае перебоев с подачей электричества. Корректировка параметров сети (повышенное, пониженное напряжение, скачки и т.д.) не предусмотрена.
Источники второго типа позволяют не опасаться низкокачественных параметров электросети благодаря встроенному автотрансформатору и стабилизатору напряжения.Самые сложные в исполнении и обеспечивающие идеальное питание компьютера благодаря двойному преобразованию электроэнергии – приборы третьего типа.
Вес
Почему АКБ различных изготовителей при одинаковых габаритах и емкости могут существенно отличаться по весу? Имеются в виду наиболее распространенные и общедоступные свинцово-кислотные аккумуляторы. Больший вес говорит о том, что изготовитель не пожалел металла. Это косвенный признак качества изделия.
Максимальный ток заряда
Зарядка установленного в ИБП аккумулятора производится током правильного значения (предусмотрено конструкцией), и это значение (в амперах) не превышает 0,3 от указанной емкости. Например, если емкость 9 Ah, то максимально допустимый ток заряда — 2,7 А.
В процессе эксплуатации пластины изнашиваются, характеристики аккумулятора, в том числе, емкость, перестают соответствовать заявленным значениям.
Соответственно, и максимальный ток заряда требует корректировки.Внутреннее сопротивление
Величина внутреннего сопротивления аккумулятора – условный показатель. Значение зависит и от степени заряда (разряда) устройства, и от температуры, и от срока службы. Чем качественнее АКБ, тем меньше сопротивление. Обычно оно составляет от 0,2 до 0,7 Ом.
Диапазон температур
Наиболее стабильно аккумуляторы работают при температуре окружающей среды от +10 до +25 градусов. При отрицательных значениях, как правило, компьютерную технику не эксплуатируют. А перегревы нередки. Следует помнить, что частое использование устройства при температуре +30 градусов и выше снижает срок службы примерно на треть.
Саморазряд
Полностью заряженный аккумулятор при хранении неизбежно теряет емкость. Процесс медленный, но неприятный для потребителя. Есть риск полного разряда с последующей невозможностью реанимации.
Фактор, ускоряющий саморазряд, – высокая температура.Размеры
В противном случае, придется самостоятельно дорабатывать конструкцию самого бесперебойника для компьютера.Не лишним будет посмотреть следующее видео
Другие характеристики
В сопроводительном документе на аккумулятор обычно указан либо срок службы (не путать с гарантийными обязательствами), либо количество циклов «заряд/разряд». Разумеется, чем больше эти числа, тем выгоднее приобрести именно эту модель. В среднем, при аккуратной эксплуатации аккумулятор исправно служит около 3-х лет.
Еще раз подчеркнем, что основные технические характеристики аккумуляторов – напряжение питания нагрузки и емкость.Остальные значения покупатель выбирает самостоятельно, сравнивая предложения разных фирм-изготовителей и стоимость аккумуляторов.
Восстановление аккумулятора бесперебойника - как восстановить аккумулятор ИБП
Многие владельцы источников бесперебойного питания были в ситуации, когда при малейшем скачке напряжения компьютер выключался, хоть и был подключен к ИБП. Причиной тому служит выход из строя батарей, а цена их такова, что иногда дешевле купить новый источник. У многих сразу возникают вопросы: «Как реанимировать бесперебойник? Можно ли починить батарею ИБП?». Предлагаем вам узнать, как восстановить аккумулятор от бесперебойника, в данной статье.
Причины выхода из строя аккумуляторов
Для начала рассмотрим основные виды неисправностей и причины, по который аккумулятор может прийти в негодность. Причин поломки АКБ источника может быть множество:
- систематический недозаряд аккумуляторных батарей ИБП – это наиболее часта причина, так как бюджетные источники оснащаются не очень качественными зарядными устройствами. Также причина может быть в качестве входного сетевого напряжения, из-за которого ИБП приходится часто включать режим работы от батарей;
- глубокий разряд – также возможен при плохом качестве входного напряжения;
- продолжительное нахождения батарей в разряженном состоянии – после долгой работы от аккумуляторов старайтесь оставлять ИБП включенным для того, чтобы он смог полностью зарядить свои батареи, также бывают ситуации, что сам ИБП разряжает аккумулятор, но эта проблема связана с физическими неполадками в схеме;
- снижение уровня электролита, что приводит к высыханию батареи и потере ее первоначальных качеств – это происходит из-за повышенного напряжения при зарядах;
- работа аккумулятора в повышенном температурном режиме и его хранение при температурах ниже 0.
Все вышеперечисленное отрицательно сказывается на работоспособности аккумуляторных батарей в ИБП, и они работают некачественно или совсем выходят из строя. Вышеперечисленные причины приводят к следующим поломкам АКБ:
- осыпание и оползание активной массы положительно заряженных электродов, которое связано с нарушением однородности и разрыхлением;
- слабое сцепление активной массы или плохая механическая прочность токоотводов является причиной опадания активной массы;
- сульфатация пластин, которая заключается в невозможности протекания обратимых токообразующих процессов в результате образования крупных кристаллов сульфата свинца.
Как восстановить аккумулятор ИБП?
Теперь перейдем к сути статьи – оживление аккумулятора бесперебойника в домашних условиях. Стопроцентных результатов ожидать не стоит, да и методы оживления подходят лишь для некоторых видов поломок, но попробовать произвести восстановление аккумулятора бесперебойника все же стоит, так как цены на новые аккумуляторы достаточно высоки. Ниже рассмотрим несколько способов восстановления аккумуляторных батарей.
1. Оживляем бесперебойник дистиллированной водой. Сначала нужно купить необходимые инструменты: шприц и дистиллированную воду. Дистиллированная вода продается в любом автомобильном магазине. Для восстановления аккумуляторных батарей данным способом придется сорвать верхнюю крышку батареи, которая прикрывает колпачки банок. Затем снимите колпачки, которые являются еще и клапанами для сброса избыточного давления, которое создается при нагревании батарей.
Наберите в шприц дистиллированную воду, не более 2 мл, и выдавите в банку. Проделайте так с каждой банкой. Дайте время воде впитаться (понадобится около получаса), если потребуется, то залейте еще. Пластины должны быть слегка покрыты водой, если получился избыток, то шприцом можно его удалить.
2. Длительное заряжание Восстановление аккумуляторов ИБП данный способом позволяет восстановить его первоначальные свойства после высыхания. Изначально можно попробовать его, чтобы не разбирать аккумулятор. Если длительное заряжание не помогло, то тогда придется выполнить первый пункт. Высохший аккумулятор изначально не будет потреблять ток от зарядного устройства, поэтому на амперметр внимания не обращайте.
Перед подключением накройте аккумулятор крышкой и поставьте на нее груз, иначе колпачки разлетятся по всей комнате, так как через них будет сбрасываться избыточное давление. Заряжать нужно напряжением не менее 15 Вольт. Причем придется долго ждать, прежде чем аккумулятор начнет оживать и брать ток. Если в течение 15 часов зарядки батарея так и не стала брать ток, то следует повысить напряжение до 20 В. В этом случае нельзя АКБ оставлять без присмотра, иначе можно испортить и батарею, и зарядное устройство.
3. Циклический заряд Если аккумулятор не хочет оживать, то можно попробовать «раскачать» его. Следует поочередно выполнять циклы заряда/разрядки, что позволит восстановить первоначальные свойства АКБ.
Первый цикл заряда следует проводить высоким напряжением около 30 В. При последующих циклах потребуется ступенчатое снижение напряжения до 14 В, например, 30-25-20-14 В. Если циклов будет больше, то показатели напряжения будут другие. Разряжать батарею следует небольшой лампочкой на 5-10 Вт. При разряде следует следить за напряжением батареи и не допускать его просадки ниже 10,5 В.
Приведенные методы описывают, как восстановить работу ИБП, но если они не помогли, то придется идти в магазин за новым аккумулятором. Если вы решите выбросить старые батареи, то не забывайте, что в аккумуляторах содержится свинец, который относится к тяжелым металлам, и кислота. Поинтересуйтесь в Интернете или в любом сервисном центре, куда сдать батареи от ИБП в вашем городе, чтобы не нанести урон окружающей среде.
eaton-enkom.ru
Восстановление аккумулятора бесперебойника
Люди, которые используют источники бесперебойного питания, могут столкнуться с ситуацией, когда устройство не может удержать технику в рабочем состоянии даже при малейшем скачке напряжения. Это происходит потому, что батарея прибора вышла из строя. В таких случаях восстановление аккумулятора бесперебойника позволяет значительно сэкономить на приобретении новой дорогостоящей батареи. Существует несколько методов, которые помогают наладить работу оборудования.
Причины выхода из строя
По словам специалистов, к поломке АКБ могут привести самые различные причины:
- Регулярный недозаряд аккумуляторов источников бесперебойного питания – данная причина встречается гораздо чаще остальных, ведь источники эконом-класса обычно оснащены зарядными устройствами плохого качества;
- Низкое качество входного сетевого напряжения – именно из-за него устройству нередко приходится включать режим работы от батареи;
- Источники бесперебойного питания получили слишком глубокий заряд;
- Причины выхода из строя могут крыться еще и в том, что батарея в течение достаточно долгого времени находилась в разряженном состоянии;
- Разрядить аккумулятор может и сам ИБП, однако это свидетельствует о неполадках в схеме оборудования;
- Происходит понижение уровня электролита из-за повышенного напряжения во время зарядки, в результате чего батарея начинает высыхать и терять свои первоначальные качества;
- Работа бесперебойного источника питания в условиях с повышенной температурой воздуха
Все вышеуказанные факторы отрицательно сказываются на работоспособности АКБ и приводят к возникновению поломок:
- Активная масса положительно заряженных электродов начинает оползать и осыпаться из-за ее разрыхления и потери однородности;
- Ухудшение механической прочности токоотводов;
- Слабое сцепление активной массы;
- Коррозионное разрушение электродов, при котором в электролитах происходят электрохимические процессы окисления и растворения, и материал токоотводов осыпается;
- В батареях бесперебойника происходит сульфатация пластин, вследствие которой прекращаются обратимые токообразующие процессы.
Что такое «Режим replace battery»?
Режим replace battery (заменить батарею), как правило, включается на источнике бесперебойного питания в том случае, если электроника вышла из строя: либо сильный износ аккумуляторной батареи, либо отсутствие контакта.
Лампочка на устройстве начинает мигать либо постоянно гореть, кроме того, многие модели издают характерный писк.Что можно восстановить?
Если аккумулятор долгое время пролежал без действия, эксплуатировался слишком активно или в неправильных условиях, то можно заняться восстановлением поврежденных элементов. Благодаря специальным методам можно:
- Очистить пластину от продуктов разрушения свинца;
- Улучшить плотность и однородность массы положительно заряженных электродов;
- Улучшить состояние электродов, которые начала разрушать коррозия.
Методы и необходимые компоненты к ним
Для восстановления аккумулятора оборудования ИБП были испробованы многие способы, некоторые из них оказались достаточно эффективными. Чтобы АКБ в источнике бесперебойного питания проработала еще какое-то время, можно попробовать следующие методы:
- Восстановление дистиллированной водой;
- Восстановление путем долгой зарядки аккумулятора;
- Циклическая зарядка.
Восстановление водой
Чтобы выполнить «реанимацию» АКБ данным способом, понадобится всего лишь шприц и небольшое количество дистиллированной воды, которую можно приобрести в аптеке или в обычной автомобильной службе. Процедура выполняется по следующей инструкции:
- Необходимо аккуратно снять верхнюю крышку АКБ, прикрывающую колпачки банок;
- Откручиваются колпачки, которые дополнительно выполняют функцию клапанов для сброса избыточного давления при нагревании устройства;
- В шприц набирается примерно 2 мл дистиллированной воды;
- Жидкость медленно выдавливается по 2 мл в каждую банку.
Вода впитывается примерно полчаса, и пластины должны быть немного влажными.
Если в первый раз не было улучшения, то процедуру можно повторить.Долгая зарядка
Метод долгой зарядки аккумуляторной батареи – эффективный способ восстановления первоначальных показателей тока и напряжения, а также мощности ИБП. Он используется чаще других, потому что при нем не нужно разбирать корпус оборудования.
Схема выполнения достаточно простая:
- Корпус аккумулятора должен быть обязательно накрыт крышкой и придавлен небольшим грузом, чтобы колпачки не разлетелись в стороны под воздействием избыточного давления;
- Заряжать можно от домашней электросети или трансформатора;
- Минимальное напряжение сети – 15 В;
- Зарядка может длиться долгое время. Например, для аккумулятора зачастую требуется около пятнадцати часов только на то, чтобы батарея начала брать электрический ток. Если она все же не начала заряжаться за данный промежуток времени, то нужно поднять напряжение до 20 В;
- Исправность проверяется использованием программы Digitemp.
Циклическая зарядка
«Раскачать» АКБ источника бесперебойного питания можно и с помощью циклической зарядки, которая предполагает поочередное выполнение полных заряда и разряда устройства:
- Для восстановления первоначальных свойств сервера ИБП рекомендуется использовать высокое напряжение – до 30 В;
- Каждый последующий цикл должен проходить при ступенчатом снижении напряжения до 14 В;
- Разрядка аккумулятора выполняется с помощью маленькой лампы на 5-10 Вт;
- В процессе разрядки следует контролировать напряжение, чтобы не произошла просадка ниже 10,5 В;
- Обычно проводится пять циклов.
Другие методы
Существуют и другие способы восстановления рабочих функций АКБ, о некоторых из них можно узнать на форуме lissyara 2006.
Из наиболее кардинальных методов можно попробовать следующие:
- Из АКБ сливается весь электролит, банки промываются обычной горячей водой, а затем на двадцать минут их заливают горячим раствором соды (на 100 мл жидкости 3 ч. л. соды). В конце внутренние детали промываются и заполняются новым электролитом. После выполнения этих манипуляций батарею заряжают в течение суток, а потом каждый день по шесть часов при напряжении 14-16 В.
- Обратная зарядка с помощью мощного источника напряжения – 20 В. Необходимо сделать переполюсовку и минут тридцать «кипятить» батарею с родным электролитом, после чего он сливается, а внутренние части промываются горячей водой. Новый электролит нужно заливать, соблюдая новую полярность. Потом аккумулятор заряжается сутки током 10-15 А.
- Применение специальных химических средств. Электролит сливается, банки несколько раз промываются теплой водой и заполняются аммиачным раствором трилона Б. Десульфатация пластинок обычно занимает около часа. По окончании данной процедуры емкость промывается дистиллированной водой и заполняется новым электролитом.
- Использование водного раствора серной кислоты, который содержит сернокислые соли алюминия, магния, аммония и натрия, а также медный купорос и калиевые квасцы. Его нужно залить вместо старого электролита после тщательной промывки банок дистиллированной водой.
Однако если были использованы все рекомендуемые методы, а положительного результата получить не удалось, то необходимо заменить аккумуляторную батарею в ИБП.
generatorexperts.ru
основные характеристики АКБ и их разновидности, определение емкости
Источники бесперебойного питания являются гарантией работы любой бытовой техники, несмотря на возможное отключение энергоснабжения. Поэтому ИБП пользуются большим спросом, особенно в сельской местности, где перебои с электричеством давно стали нормой. Важнейшим элементом системы аварийного питания являются аккумуляторы для ИБП.
Показатели качества аккумуляторов
Как говорят специалисты, аккумуляторы бывают хорошие и плохие, но это достаточно субъективная оценка. Какие же параметры на самом деле могут быть показателями качества?
Приведем некоторые из них:
- Прежде всего, оценивается количество зарядно-разрядных циклов. От этого зависит срок службы аккумулятора, а, следовательно, и работа резервного источника питания;
- Следующий показатель качества это потеря заряда или саморазряд. Некоторые типы аккумуляторных батарей способны длительное время держать заряд, а некоторые разряжаются довольно быстро;
- При выборе аккумулятора следует так же обращать внимание на разброс температур, при которых производитель гарантирует работоспособность изделия без ухудшения его характеристик.
Выбор аккумулятора для ИБП
Аккумулятор для бесперебойного питания выбирается по электрическим характеристикам и конструкции. Электрические параметры практически не зависят от конструкции изделия и одинаковы для разных типов аккумуляторных батарей.
К основным электрическим характеристикам относятся следующие параметры:
- Ёмкость аккумулятора в А/час;
- Номинальное напряжение;
- Количество зарядно-разрядных циклов;
- Максимальная глубина разряда;
- Саморазряд;
- Внутреннее сопротивление;
- Зарядный ток;
- Рабочая температура.
Как определить необходимую ёмкость?
Одним из основных параметров, по которому осуществляется выбор аккумулятора – это его ёмкость. От этой величины зависит время, в течение которого бытовая техника будет обеспечена электрической энергией в случае отключения основной сети. Для обозначения ёмкости аккумуляторной батареи используется единица А/ч (ампер/час). Она обозначает, какой ток будет отдаваться в нагрузку за единицу времени.
Так, аккумуляторная батарея ёмкостью 50 А/ч сможет обеспечить ток 50 ампер в течение одного часа или 5 ампер в течение 10 часов. Наиболее широкое распространение получили аккумуляторные батареи имеющие ёмкость от 50 до 200 А/ч.
Для определения времени бесперебойного питания следует использовать несложную формулу:
Q=(P*t)/V*k
Где:
- Q – ёмкость аккумуляторной батареи;
- P – известная мощность нагрузки в ваттах;
- t – требуемое время резервирования;
- V – номинальное напряжение аккумулятора;
- K – коэффициент использования ёмкости.
Пример: имеется активная нагрузка 140 Вт, которая должна работать без перерыва при отключении напряжения, в течение 5 часов. Напряжение питания аккумуляторной батареи равно 12 В, а коэффициент использования ёмкости обычно составляет 0,6-0,8.
Подставляем величины в формулу:
(140*5)/12*0,7=83,3 А/ч
Получаем, что емкость аккумулятора для обеспечения напряжением данной нагрузки в течение 5 часов должна равняться 83,3 А/ч. Таким образом выбираем ближайший по номиналу аккумулятор 100 А/ч.
Другие критерии выбора
Напряжение и количество циклов. Аккумулятор для бесперебойника может иметь стандартное напряжение соответствующее 12, 24 или 48 вольтам. Количество зарядно-разрядных циклов это, как правило, срок службы конкретного аккумулятора.
Их число может варьироваться от 200 до 1000, в зависимости от конструкции аккумулятора. При этом учитывается максимально допустимый полный разряд. Если аккумулятор разряжается до какой-то промежуточной величины, то число циклов заметно возрастает.
Глубина разряда. У любого аккумулятора имеется важный параметр – это максимально допустимая глубина разряда. Ни один аккумулятор не допускает без ущерба для своей конструкции полного, что называется до нуля, разряда. В паспорте на батарею всегда указывается допустимый и рекомендованный уровень разряда.
Некоторые модели очень критичны к глубине разряда. Превышение этой величины у кислотных батарей со свинцовыми электродами может привести к полному выходу изделия из строя. Менее подвержены этому дефекту современные никель-кадмиевые аккумуляторы.
Саморазряд. Аккумуляторная батарея для ИБП, которая установлена в бесперебойный источник питания, не подвержена саморазряду, поскольку она всегда подключена к зарядному устройству. Под понятием саморазряд подразумевается потеря аккумулятором части заряда в результате длительного хранения.
Кислотные батареи могут лишиться до 50% своей ёмкости при хранении в нормальных условиях (+20°C) в течение года. Очень важно, при выборе и покупке аккумулятора обращать внимание на дату изготовления. Если батарея была изготовлена 3-4 года назад и всё это время хранилась на складе, приобретать её не стоит.
Такой параметр как внутреннее сопротивление аккумулятора иногда упоминается в технических статьях, но подробной информации об этом параметре мало. В документации на аккумуляторную батарею эта величина может быть указана, а может и отсутствовать. Внутреннее сопротивление батареи представляет собой совокупность сопротивления электролита, пластин, контактов и всего прочего. Этот параметр не является постоянной величиной и в процессе разряда аккумулятора может изменяться. Повлиять на этот параметр невозможно, поэтому при выборе аккумулятора для резервного источника питания лучше всего не обращать на него внимания. Единственным критерием здесь может служить только одно – чем меньше внутреннее сопротивление аккумулятора, тем лучше, поскольку меньше энергии будет расходоваться на внутренние потери.
Ток заряда. Ток заряда аккумулятора указывается в документации на резервный источник питания. Обычно зарядный ток должен составлять приблизительно 10 % от ёмкости батареи. Ток в 5 ампер подойдёт для заряда аккумуляторов на 50 А/ч, но им допускается заряжать батареи до 100 А/ч. Поскольку аккумуляторы на 100 А/ч в источниках резервного питания используются чаще других, то оптимальным зарядным током будет ток 10 ампер.
Температура эксплуатации. Очень важным для батареи энергопитания может быть температура эксплуатации. Особенно негативно на работу влияет повышенная температура. При работе в сложных условиях гораздо быстрее происходит разряд батарей, а время её службы заметно сокращается. Постоянная работа при температуре повышенной до +30°C может на 25-30 % сократить срок службы батареи.
В устройствах бесперебойного питания имеется место для установки штатного аккумулятора, но некоторые ИБП допускают подключение дополнительных батарей для увеличения срока работы внешних устройств при отключении основной сети.
Виды аккумуляторов
АКБ для ИБП могут быть самых разных конструкций. Некоторые известны уже несколько десятков лет, некоторые разработаны сравнительно недавно, но уже успели приобрести большую популярность благодаря своим высоким техническим характеристикам.
Аккумуляторы можно разделить на несколько групп:
- Батареи с кислотным электролитом и свинцовыми электродами;
- Аккумуляторы с гелевым электролитом;
- AGM батареи;
- Ni-Cd аккумуляторы;
- Батареи Li-ion, Li-PO.
Аккумуляторы с жидким электролитом
Они представляют собой негерметизированную ёмкость с электродами из свинца. В качестве электролита используется раствор серной кислоты. Аккумуляторы выделяют водород, и сернокислотные пары, что ограничивает их применение в бытовых помещениях.
Такие аккумуляторы могут использоваться как дополнительные батареи при возможности их размещения в отдельных вентилируемых помещениях. Батареи отличаются низкой стоимостью, надёжностью и большим количеством зарядно-разрядных циклов
Гелевые аккумуляторы
Эта конструкция представляет собой дальнейшее развитие кислотных батарей. Благодаря добавке загустителя на основе кремния, жидкий электролит превращается в желеобразную массу. Гелевые аккумуляторы для ИБП полностью герметичны, не выделяют токсичные вещества и очень надёжны. Они обладают большой ёмкостью и большим количеством циклов разряда-заряда. GEL-аккумуляторы очень критичны к глубокому разряду, и стоят дороже аккумуляторов с жидким электролитом.
Аккумуляторы с AGM технологией
Результатом дальнейшей модернизации гелевых аккумуляторов стало появление AGM источников питания. Они считаются современными и перспективными моделями. В этих батареях жидкий компонент абсорбирован специальным пористым материалом. Батареи можно эксплуатировать в любом положении. Они обладают очень маленьким внутренним сопротивлением.
AGM аккумуляторы для ИБП отличаются большой ёмкостью, надёжностью и продолжительным сроком работы. Такие источники чаще других применяются в резервных блоках питания.
Никель-кадмиевые батареи
Эти типы аккумуляторов отличаются большим количеством зарядных циклов и большой удельной ёмкостью. Они обладают малым саморазрядом и могут эксплуатироваться в широком диапазоне температур. Эти батареи компактны и обладают малым саморазрядом.
Ограничение на их использование накладывает высокая цена и применение в конструкции соединений кадмия, которые очень ядовиты, что осложняет не только их эксплуатацию, но и утилизацию.
Аккумуляторы с Li-электродами
Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы, с развитием инновационных технологий получают всё большее распространение. Эти батареи при компактных размерах имеют большую ёмкость и могут обеспечить энергией потребителя большой мощности.
Литиевые аккумуляторы не теряют ёмкость в процессе работы и обладают очень незначительным саморазрядом. Недостатками являются их высокая стоимость и малый диапазон рабочих температур.
Аккумулятор от компании «Энергия»
Известная российская компания «Энергия», выпускающая электрические приборы и системы, производит как источники резервного питания, так и аккумуляторы к ним. Аккумулятор для бесперебойника 12 вольт и ёмкостью 100 А/ч можно считать самым востребованным.
Обычно принято считать, что 50 А/ч – это маловато, 200 А/ч имеет большие размеры и стоит дорого, а батарею на 100 А/ч по соотношению ёмкость-цена можно считать самым оптимальным вариантом для источника аварийного питания.
Аккумулятор «Энергия» 12-100 выполнен по самой современной AGM технологии. Он допускает большое количество разрядно-зарядных циклов, обладает минимальным саморазрядом и рассчитан на 12-летний срок службы.
Аккумулятор для ИБП 12V будет служить длительное время при соблюдении элементарных правил эксплуатации:
- Избегать глубокого разряда;
- Не эксплуатировать батарею при критических температурах.
Приобретать аккумуляторные батареи лучше всего у надёжных отечественных производителей.
С этим читают:voltobzor.ru
Как зарядить аккумулятор бесперебойника
В каждом механизме батарея — одна из самых дорогих и важных частей. От того, насколько правильно она используется, зависит время работы всего устройства, особенно если это компьютер, которому нужно непрерывное и хорошее электропитание. Именно для этого и создан так называемый источник бесперебойного питания (ИБП), который функционирует от собственных аккумуляторов.
Ниже подробно рассказывается, как заряжать ИБП правильно и какие устройства можно подзарядить от него.
Как правильно зарядить?
Итак, как зарядить АКБ? Есть много правил, но усвоить их и заряжать бесперебойник совсем не сложно.
- Важно! Следует снять пробки на устройстве.
- Следует присоединить ИБП к ранее заряженному аккумулятору. Для этого применяются два провода с зажимами типа «крокодил». Обязательно подключайте, учитывая полярность. Самое главное — чтобы батареи ИБП хорошо заряжались. Затем включаем ИБП в сеть и проверяем — напряжение на клеммах подзаряжаемой АКБ должно составить около 14 В. Выполняем зарядку, пока оно не будет 13 В при выключенном ИБП.
- Показатели можно проверять вольтметром или тестером.
- Периодически отключайте устройство и проверяйте вышеназванные параметры — только это гарантирует, что процесс пройдет правильно и полноценно.
Что следует знать?
Перед тем как узнать, как заряжать аккумулятор бесперебойника, важно рассмотреть причины его разряда. Аккумуляторы ИБП действуют так же, как любые другие автомобильные или авиационные аккумуляторы. Свинцовые пластины погружены в электролитный раствор.
После химических реакций успешно создаётся электрический ток. Таким образом устройство ИБП действует и успешно выполняет зарядку аккумулятора. Но постепенно уровень электролита уменьшается, он выкипает, и аккумулятор, соответственно, выходит из строя.
После покупки следует обязательно зарядить батареи ИБП, так как пока они находились в магазине или были в транспортировке, они разряжались, и требуется восстановление аккумулятора бесперебойника (об этом см. ниже).Правила первой зарядки
Итак, как зарядить UPS в первый раз:
- Подключайте его к сети переменного тока, присоединив к розетке. Следует отключить у него все потребители и не включать сам аппарат.
- Следует заряжать устройство около 24 часов, всё время держа его подключённым к сети.
- Когда это время истечёт, следует подключить ИБП к нагрузке, т. е. включить потребители. Следует дождаться, пока аккумуляторы разрядятся, и повторить цикл. Только после этого можно без проблем пользоваться устройством.
- В процессе заряда следует внимательно наблюдать за показателями тока и напряжения на амперметре — он имеется у большинства современных устройств подобного типа. При заряде ток должен уменьшаться, а напряжение на аккумуляторе — увеличиваться. Это всё следует постоянно и внимательно контролировать. Процесс зарядки стоит считать законченным примерно тогда, когда напряжение окажется более 12,5 вольт.
Теперь несколько слов о правильной зарядке свинцово-кислотных батарей.
Рекомендуемый ток подзарядки не должен быть более 10% от ёмкости батареи в А·ч.
Напряжение зарядного устройства должно соответствовать рекомендованному для батарей аккумулятора, которые им заряжаются.
Как часто следует это делать и насколько хватит? Время зарядки подсчитывается делением ёмкости на силу тока зарядки в основных единицах. В среднем, по мощности ИБП рассчитаны примерно на три-пять лет работы, если правильно ухаживать за ними. Следует раз в год проверять напряжение на клеммах и, если нужно, выполнять их подзарядку.
Когда аккумуляторы «садятся» полностью, надлежит заряжать их от сети шесть-восемь часов при выключенном ИБП.Что делать, если ИБП разрядился и не включается?
Если «сели» аккумуляторы, их просто необходимо поменять на новые.
Если же проблема сложнее, смотрим дальше. Внутри герметичного корпуса ИБП имеется концентрированная жидкость — электролит. Следует попробовать долить туда дистиллированной воды с помощью медицинского шприца. Сперва следует аккуратно открыть верхнюю крышку, там вы должны увидеть шесть маленьких пробок по числу «банок». Важно соблюдать внимательность: когда они вскрываются или откручиваются, набравшийся газ может прорваться наружу, будьте осторожны и обязательно защитите руки и лицо, чтобы предотвратить попадание кислоты. Осматривайте внутреннюю полость банок. Там увидите линию, которая показывает верхнюю границу электролита. Наберите дистиллята в шприц и долейте его во все банки до этой самой границы. Затем закройте пробки, поставьте аккумулятор в ИБП на место и выполните зарядку по принципу «в первый раз», описанному выше.
Если же источник гелевого электролита уже полностью неисправен и реакции на зарядку нет, то, к сожалению, восстановление аккумулятора бесперебойника невозможно, и следует заменить его на новый.Зарядка аккумулятора для ИБП
Заряжать можно любые устройства, на которых указано «rechargeable». Если при приобретении на устройстве вы видите надпись “do not recharge”, то такое устройство нельзя перезаряжать, но и стоит оно, как правило, ввиду одноразовости в разы дешевле.
Пошаговые способы зарядки в первый раз и в ходе последующей эксплуатации уже рассматривались выше.
Часто задаваемые вопросы
Следует ли согревать устройство перед подзарядкой, если принесли его домой зимой с улицы? — Да, можно, и даже необходимо!
Нужно ли включать его при зарядке? — Нет, совершенно не обязательно.
Можно ли заряжать его автомобильной зарядкой? — Да. Особенность в данном случае такая, что батарею бесперебойника следует заряжать примерно сутки током малой силы. Сила тока должна быть 0,1 от ёмкости батареи. Для этого батарея достаётся из ИБП, и к ее клеммам подсоединяются зарядные провода с соблюдением полярности. Можно «снять» банки с пробок. Когда выполняется зарядка, внимательно контролируйте уровень тока на амперметре.Полезным будет посмотреть следующее видео
Вывод
Зарядное устройство для аккумулятора заряжается не так уж сложно.
Главное — правильно подобрать оборудование и пользоваться им соответственно вышеприведённым инструкциям.Необходимо соблюдать правила использования и время от времени подзаряжать устройство удобным для вас способом.
generatorexperts.ru
Восстановление аккумулятора бесперебойника: как разбудить UPS
Не секрет, что любая батарея рано или поздно теряет показатели своей емкости и постепенно начинает все хуже держать заряд. Кроме этого, разрядка АКБ может произойти и внезапно, по причине того, что она исчерпывает ресурс вследствие слишком большой нагрузки. То же самое относится и к аккумуляторам бесперебойного питания. Сделать восстановление аккумулятора бесперебойника так же возможно, как и «привести в чувство» любой другой блок аккумуляторного питания. Приобрести новую батарею — тоже вариант. Но практика показывает, что при большом желании и умении можно провести восстановление емкости аккумулятора ИБП своими руками.
Причины выхода из строя «бесперебойников»
Источники бесперебойного питания (в народе их называют упсы) могут перестать работать по следующим причинам:
- В случае постоянного недозаряда, который вначале не дает о себе знать. Дело в том, что «штатные» зарядные устройства, которые часто идут в комплектации с ИБП, бывают плохого качества и плохо заряжают аккумулятор.
- Регулярные перепады напряжения в электросети.
- Источник питания глубоко разряжен.
- Уровень электролита у АКБ по разным причинам снижается. Электролит высыхает, и емкость батарей падает, либо находится вообще на нуле.
- Если работа свинцово-кислотных аккумуляторов ИБП осуществлялась либо при очень высоких, либо, наоборот, при критически низких температурах.
- Аккумулятор долгое время пролежал без работы и давно не заряжался.
Причин выхода из строя ИБП может быть достаточно. Вопрос в том, можно ли что-нибудь сделать с севшими батареями и как восстановить их, чтобы они поработали еще какое-то время. Сразу стоит сказать, что, несмотря на возможность «реанимировать» источник бесперебойного питания, это не может быть стопроцентной гарантией того, что восстановление увенчается успехом. Однако попробовать тот или иной опыт восстановления не помешает. А если ни один из методов не окажется эффективным, придется покупать новую батарею.
Рекомендуемые методы «приведения в чувство» UPS
В Интернете есть много видео о том, как восстановить ИБП.
Существует, как минимум, три работающих способа самостоятельного восстановления таких аккумуляторов:
- с использованием дистиллированной воды;
- методом долгой зарядки;
- методом циклической зарядки ступенчатой подачей напряжения различного уровня.
Восстановление водой
Те, кто восстанавливал аккумуляторы дистиллированной водой, по-разному отзываются об этом методе. В некоторых случаях удается восстановить емкость АКБ хотя бы частично, что уже хорошо.
Для этого понадобится обычный медицинский шприц и немного дистиллированной воды. Поскольку все аккумуляторы традиционно подразделяются на обслуживаемые и необслуживаемые (либо малообслуживаемые), осмотрите батарею внимательно, чтобы понять, к какому разряду ее отнести. Если ваш бесперебойник имеет внутри жидкий электролит — он обслуживаемый, и получить доступ к его «банкам» будет минимально просто. Но даже есть на корпусе батареи указано, что она якобы необслуживаемая — крышки на ней все равно имеются, и все, что вам понадобится — это максимально аккуратно их снять.
В медицинский шприц с делениями наберите 2 мл дистиллированной воды и долейте в каждую банку ИБП по 2 мл — в порядке очереди. Выждите немного времени для того, чтобы вода впиталась во внутренний химический состав АКБ — даже если электролит высох, все равно должно остаться его определенное количество. Обычно время ожидания составляет около получаса. После того, как пройдет 30 минут, осмотрите каждую банку. Вода должна немного покрывать пластины батареи сверху. Если она впиталась, и пластины пока непокрыты, долейте еще по 2 мл дистиллированной воды. Затем нужно будет поставить ИБП заряжаться.
Зарядка производится так: аккумулятор подключается к блоку питания с возможностью ручной регулировки показателей тока и напряжения. Осторожно повышайте напряжение, пока не получите показатель тока хотя бы 10-20 А. Ток будет расти, а напряжение, наоборот, уменьшаться. Дождитесь, пока уровень тока достигнет 200 мА,затем отсоедините аккумулятор от зарядного устройства и оставьте его в таком положении на 12 часов. После этого снова поставьте его на зарядку, выравнивая показатели тока и напряжения следующим образом: например, для аккумулятора емкостью 7 Ач показатель тока можно оставить в 600 мА.
Теперь нужно снова разрядить аккумулятор до показателей напряжения 11 В под нагрузкой (например, лампочкой 15 В). Снова проведите его зарядку аналогичным образом.
Если в процессе зарядки при измерении показателей тока и напряжения мультиметром батарея начинает «реагировать» положительно, зарядку нужно продолжать, и шансы восстановить ИБП повышаются.
Метод долгой зарядки
Есть еще метод так называемой длительной зарядки, который, как утверждают, помогает восстановить батарею даже в случае «капитального» высыхания ее электролита. Такое восстановление аккумулятора бесперебойника проводится в случае, если нет желания его разбирать и возиться с дистиллированной водой. Способ не совсем безопасен, потому что, в данном случае, батарея не вскрывается, а, наоборот, рекомендуется перед зарядкой положить на ее пробки и клапаны груз, чтобы они не вылетели под большим давлением, которое будет подниматься в течение времени зарядки.
После установления на аккумулятор груза его рекомендуется заряжать под напряжением не меньше 15 вольт. При этом придется все равно выждать время, пока батарея «раскачается» и начнет потреблять поступающий к ней ток. В случае, если прошло уже 12-15 часов, а ваш бесперебойник все равно еще «спит», повысьте U до 20 вольт.
Теперь не оставляйте батарею без присмотра: если удастся ее «разбудить», она, потребляя ток, начнет быстро закипать. Считается, при таком повышении уровня напряжения бесперебойник удается привести в чувство. Далее следует еще немного подержать его на зарядке средними токами (до 10 А), а потом попытаться использовать, как обычно.
Метод циклической зарядки
Что касается способа циклического заряда, восстановление аккумулятора UPS с его помощью проводить можно. Но следует внимательно следить за показателями, особенно в начале процесса зарядки. При первом цикле подается высокое напряжение, минимум 30 вольт. Последующие циклы проводятся путем ступенчатого понижения показателей U до 13-14 вольт, например, по следующей схеме: 30-25-20-14. Разряжаем батарею, как всегда, под нагрузкой, лампочкой, не допуская сильной «просадки» напряжения — U должно быть не ниже 10,5 вольт.
Важно помнить о том, что состояние вашей батареи может быть разным. Например, если внутри уже произошло осыпание пластин, либо сульфатация достигла определенного критического предела, такой аккумулятор не подлежит восстановлению. Для «бесперебойников», долгое время пролежавших в неотапливаемых помещениях с повышенным уровнем влажности, характерно прогнивание батарейных отсеков, по причине которого батарея уже никогда не сможет брать ток, а подключение ее к сети может быть даже опасным.
Конечно, никто не может с уверенностью сказать о том, какой из предложенных способов окажется наиболее эффективным в том или ином случае. При соблюдении определенной техники безопасности он не навредит ни батарее, ни ее владельцу. А если бесперебойник все же удастся восстановить хотя бы на какое-то время, покупку нового аккумулятора можно будет ненадолго отложить.
batteryk.com
Какие бывают аккумуляторы для инверторов и ИБП: основные типы и отличия
Простые источники бесперебойного питания, которые мы используем в быту, состоят из аккумулятора и инвертора напряжения. Более сложные источники имеют множество расширенных возможностей и аккумуляторов, соединенных между собой параллельно, за счет чего достигается их большая мощность, такими являются промышленные и серверные ИБП. Перемычки для соединения аккумуляторов применяются в источниках с более чем одним аккумулятором. Они обеспечивают соединение батарей в ИБП и увеличение его мощности.
Наиболее слабой частью ИБП является аккумуляторная батарея, так как для обеспечения ее продолжительной службы нужны идеальные условия, которые невозможно воспроизвести в быту. Именно аккумуляторные батареи определяют длительность резервного питания и мощность источника. ИБП без аккумулятора существовать не может. Поэтому важно грамотно подходить к выбору батарей для источников. В этой статье мы рассмотрим аккумуляторы для инверторов и ИБП: какие они бывают, когда требуется замена батареи UPS и какие АКБ лучше выбрать.
Виды батарей для ИБП
В современном мире выпускается много различных типов аккумуляторных батарей, вот некоторые из них: марганцево-цинковые, никель-водородные, литий-полимерные, литий-ионные, серебряно-цинковые, никель-кадмиевые, медно-литиевые, свинцово-кислотные. Каждый вид АКБ имеет различное предназначение, различные свойства, различную конструкцию и различную стоимость.
Литий-ионный аккумулятор для ИБП
Литий-ионные батареи обладают большой удельной емкостью, что позволяет использовать их для питания мощных потребителей. При этом Li-Ion батареи имеют компактные размеры и малый вес.
Достоинства литий-ионных аккумуляторов: низкая стоимость обслуживания, отсутствие потери емкости, низкая скорость саморазряда, высокая энергетическая плотность, высокая надежность работы.
Недостатки: требуются специальные зарядные устройства, обладают эффектом старения, хранение допускается только в заряженном виде, малый диапазон рабочих температур, высокая стоимость.
Свинцово-кислотный аккумулятор для ИБП
Данный вид батарей получил наибольшее распространение, и не только в компьютерных ИБП.
Достоинства: длительность циклов работы, расширенный диапазон рабочих температур, стабильность напряжения, высокая надежность, низкий саморазряд, низкая стоимость, совершение до тысячи циклов разряда-заряда.
Недостатки свинцово-кислотных аккумуляторов: потеря работоспособности после глубоких разрядов, малая удельная емкость, большие габариты и вес.
Никель-металлогидридный аккумулятор для ИБП
Ni-MH аккумуляторы не получили широкого распространения в связи со сложностями в эксплуатации.
Достоинства Ni-MH батарей: отсутствие снижения уровня емкости, большая энергетическая плотность, стабильная работа, высокая удельная емкость.
Недостатки: высокий уровень расходов на эксплуатацию, сложный процесс заряда, высокий уровень саморазряда, глубокие разряды губительно влияют на батарею, малая нагрузочная способность, малый диапазон рабочих температур, высокая стоимость, малое число циклов разряда-заряда.
Никель-кадмиевые аккумуляторы для ИБП
Ni-Cd аккумуляторы для компьютерных бесперебойников в последние годы приобретают все большую популярность за счет малых размеров и веса, благодаря этому их все чаще применяют в портативной электронике.Также они используются как АКБ для бесперебойника.
Достоинства: стойкость к температурным перепадам, простота эксплуатации, высокая надежность, низкая стоимость, низкий процент саморазряда, выдерживает до 1500 циклов перезарядки, высокая энергетическая плотность.
Недостатки: высокая стоимость утилизации и переработки, изготавливается из высокотоксичного вещества, потеря емкости, «эффект памяти».
Типы электролитов в АКБ
Также аккумуляторы могут различаться по типу используемого электролита: батареи по технологии AGM, батареи с жидким электролитом, батареи по технологии GEL. Ниже представлены описания каждого из них.
АКБ с жидким электролитом
Данный тип батарей получил наибольшее распространение и популярность. В качестве электролита используется раствор серной кислоты. Основным недостатком батарей такого типа является отсутствие у них герметичности, что негативно сказывается на экологии. Для обслуживания и зарядки требуются специальные нежилые помещения. Из-за этого они редко используются в ИБП. Однако такие батареи обладают низкой стоимостью.
Батареи по технологии GEL
Гелевые аккумуляторы для ИБП содержат в свое составе загуститель, который доводит электролит до желеобразного состояния. Во время работы данный тип аккумуляторов не выделяет никаких газов, за счет чего становится возможным изготовление герметичного корпуса. Специального обслуживания для таких аккумуляторов не требуется, при этом они безопасны для здоровья.
Гелевые аккумуляторы для бесперебойников обладают длительным сроком эксплуатации, высокой емкостью, широким диапазоном рабочих температур, высокой надежностью, однако такие батареи более дорогие и не выносят глубокого разряда.
Батареи по технологии AGM
Данный тип батарей является наиболее современным. Это усовершенствованная версия гелевых аккумуляторов. Электролит в таких батареях абсорбирован пористыми волокнами для придания ему желеобразной структуры. Эти батареи изготавливаются в герметичных корпусах и обладают уменьшенным электрическим сопротивлением, что положительно сказывается на их свойствах. В ИБП такой тип аккумуляторов используется все чаще. К достоинствам AGM батарей можно отнести продолжительный срок службы, низкую стоимость обслуживания, низкую себестоимость, большую эпикритическую емкость, высокую надежность.
Все аккумуляторные батареи со временем приходят в негодность, поэтому приходится искать куда сдать аккумуляторы от ИБП. Однако некоторые из них можно попытаться реанимировать. Но тут же встает вопрос: «Чем заряжать аккумулятор от бесперебойника?». Без специального зарядного устройства восстановить ИБП не получится. Мы с вами рассмотрели, какие аккумуляторы в бесперебойнике используются сегодня. Теперь можно идти в магазин за новым аккумулятором для ИБП, а старый утилизировать и не мучиться с его восстановлением.
eaton-enkom.ru