Как правильно выбрать аккумулятор для ИБП или инвертора. Часть I. Аккумуляторы для бесперебойников


Автомобильный аккумулятор в ИБП

Всех, кто постоянно имеет дело с источниками бесперебойного питания (ИБП), не раз посещала мысль о замене штатных аккумуляторов автомобильным. В первую очередь об этом думают в целях экономии. Ведь автомобильный аккумулятор дешевле (иногда значительно) специальных батарей для ИБП. С точки зрения первоначальных вложений выгода очевидна, но возникает ряд сложностей и вопросов. Мы не будем делать окончательных выводов относительно использования автомобильного аккумулятора в ИБП, а просто разберём все доводы за и против. Однозначных выводов здесь сделать нельзя, поскольку все зависит от ситуации, в том числе и финансовой.

Содержание статьи

О чём идут споры?

С одной стороны, существует ряд достаточно удачных примеров использования автомобильного аккумулятора для бесперебойника. Довольно много народу попробовали эту схему и остались довольны результатом. Одни в качестве плюса называют увеличившееся время работы в автономном режиме, других привлекает возможность сэкономить. Причём некоторые использовали свои отработавшие АКБ с автомобилей.

С другой стороны, производители бесперебойников и аккумуляторов для УПС, а также всевозможные продавцы этой продукции говорят, что это призрачная экономия и не принесёт ничего, кроме проблем. Те и другие приводят веские доводы. Кого же слушать?

В основном споры вокруг подключения автомобильных аккумуляторов к UPS сводятся к следующим вещам:

  • Ток и характер эксплуатации. Автомобильные аккумуляторы приспособлены под отдачу большого стартерного тока в короткий промежуток времени. Аккумуляторы для UPS отдают равномерный электрический ток в течение достаточно продолжительного промежутка времени;
  • Напряжение и процесс зарядки. Здесь споры сводятся к тому, что УПС и электрическая сеть автомобиля выдают различное напряжение, что делает процесс зарядки аккумуляторов различным;
  • Конструктивные особенности. Жарче всего обсуждается тема испарения электролита АКБ, а также выделение водорода в процессе работы автомобильного аккумулятора.

Давайте, подробнее рассмотрим каждый из этих пунктов.

Вернуться к содержанию 

Ток и характер эксплуатации

Не секрет, что главное назначение автомобильного аккумулятора, это запуск двигателя. Он должен обеспечить высокий пусковой ток. Это необходимо для стартера, который запускает мотор. После этого подзарядка аккумулятора будет происходить от генератора в процессе поездки. Причём процесс подзарядки будет происходить в «рваном» режиме. То есть, батарея будет заряжаться в моменты, когда число оборотов коленчатого вала достаточно большое (как правило, больше 2 тысяч оборотов в минуту).

Можно ли установить автомобильный аккумулятор в ИБП?

Аккумуляторная батарея для ИБП работает в другом режиме. Поскольку мощность подключённого к ним оборудования сравнительно небольшая, при работе в автономном режиме они отдают небольшие величины электрического тока в течение длительного промежутка времени. После отдачи заряда аккумулятор UPS заряжается постоянным стабильным током.

Как говорят противники подключения автомобильных аккумуляторов к UPS, этими различиями в эксплуатации обусловлено и разное конструктивное исполнение этих типов батарей. В частности, отличается толщина свинцовых пластин.

В автомобильных АКБ толщина пластин составляет от 1 до 1,2 миллиметра. В аккумуляторах для источников бесперебойного питания это значение составляет от 2 до 2,5 миллиметров, то есть больше в 2 раза.

Помимо этого, отличается и чистота свинца в этих типах АКБ. В автомобильных используется свинец, получаемых в результате переработки отработавших пластин. В аккумуляторах для ИБП используется более чистый свинец первичной плавки.

Сторонники подключения автомобильных аккумуляторов в ИБП резонно заявляют, что АКБ автомобиля функционирует не только при запуске мотора. Батарея подключается в работу, если генератор не справляется с нагрузкой, да и при заглушённом двигателе она обеспечивает работу потребителей в автомобильной бортовой сети.

И в таком режиме автомобильный аккумулятор выдаёт ток значительно меньше стартерного и в течение длительного времени. То есть, здесь его функционирование мало чем отличается от аккумулятора в составе источника бесперебойного питания.

Что касается пластин, то производители УПС говорят о быстром выходе их из строя в автомобильном аккумуляторе, подключённом к бесперебойнику. Объясняют это тем, что толщина у них меньше, и они не выдержат такой режим работы. Что тут можно сказать? Все, кто постоянно имеет дело с источниками бесперебойного питания, прекрасно знают, что батареи в них не живут дольше 4–5 лет. Ещё раньше они взбухают от перезарядки и отправляются на помойку. Срок службы среднестатистического автомобильного аккумулятора равен 3–4 года. И это при значительном выигрыше по стоимости.

Подробно о том, сколько служит аккумулятор автомобиля можно прочитать по указанной ссылке.

Вернуться к содержанию 

Напряжение и процесс зарядки

Разница в напряжении постоянного тока рассматриваемых аккумуляторов является ещё одним доводом тех, кто против использования автомобильной АКБ в источнике бесперебойного питания. В качестве подтверждения приводятся следующие доводы.

Напряжение тока зарядки для автомобильной АКБ лежит в пределах от 14 до 14,2 Вольта. Аккумулятор для ИБП заряжается при напряжении от 13,5 до 13,8 Вольта. Как утверждается, АКБ от автомобиля в таких условиях постоянно будет в состоянии неполной зарядки.

В ответ на это им говорят, что напряжение как автомобильной батареи, так и бесперебойника постоянно никто не контролирует. Оно может быть выше или ниже указанных значений при определённых условиях. Ведь напряжение полностью заряженной батареи 12,7–13 Вольт, а напряжение постоянного тока может «гулять» в зависимости от сети автомобиля, к которому она подключена. К тому же полнота зарядки АКБ зависит не только от напряжения в сети, но и от ряда других факторов. Советуем подробнее прочитать про норму заряда аккумулятора автомобиля.

Чем отличается автомобильный аккумулятор и батарея в ИБП?

Доводы против подключения можно было считать состоятельными, если бы это подкреплялось какими-то экспериментальными данными. Ведь никто не оценивал степень зарядки автомобильного аккумулятора, работающего в UPS. Судить о степени его зарядки по напряжению некорректно. Объективно это можно оценить лишь по набранной аккумулятором ёмкости. А точно это можно узнать можно лишь разряжая его какой-нибудь нагрузкой в течение определённого времени. Тогда можно точно узнать, сколько в нём ампер часов.

В общем, с полной уверенностью о хронической недозарядке автомобильной АКБ в составе источника бесперебойного питания говорить нельзя. Убедительных подтверждений этому нет.

Кроме этого, многое зависит от режима работы. Если на аккумуляторе во время отключения повисели сервер и пара «системников», затем он подзарядился и все повторилось, это одна ситуация. В таком режиме автомобильный аккумулятор долго не проработает, поскольку свой заряд набирает медленнее тех, что в UPS. Но такой режим работы нельзя назвать характерным. В большинстве случаев ИБП играет роль подстраховки при редких отключениях питания.

Вернуться к содержанию 

Конструктивные особенности

Здесь «копья ломаются» вокруг выделения водорода из автомобильной АКБ и испарение электролита. Водород с кислородом являются гремучей смесью, которая может сильно рвануть от любой искры, в том числе неисправной электропроводки. Это действительно так, но почему говорится только о выделении водорода у автомобильного аккумулятора?Ведь в аккумуляторах для ИБП также предусмотрен выход газов наружу. Так, стандартные батареи для ИБП имеют крышечки, под которыми скрываются отверстия банок. Они закрыты резиновыми колпачками, которые придерживаются крышкой. При достижении определённого давления газа в банке, колпачок приподнимается и выпускает его. Так, что рециркуляция газа в таких батареях является мифом. Если АКБ необслуживаемая, в ней все равно предусмотрена система сброса избыточного водорода (клапан). Поэтому водород будет выделяться в любом случае. Но, по отзывам тех, кто реализовал подобную систему с автомобильным аккумулятором, каких-то чрезвычайных происшествий с водородом у них не было.

Что касается испарений вредного электролита, то здесь отчасти можно согласиться. Процессы в свинцово-кислотном аккумуляторе проходят более интенсивно и электролит выкипает активнее.

Но здесь любой автолюбитель должен вспомнить о том, что он доливает, когда выкипел электролит. Правильно, дистиллированную воду. Ведь в атмосферу испаряется в основном вода, а серная кислота остаётся внутри. Кстати, в сегменте автомобильных аккумуляторов есть и гелевые батареи. Они по своему устройству и характеристикам похожи на аккумуляторы для ИБП. Однако в этом случае весь выигрыш в цене будет потерян. Скорее, наоборот, вы заплатите больше. Подробнее о гелевых аккумуляторах.

Другое дело, что аккумулятор с жидким электролитом значительно менее удобен при эксплуатации, чем с гелем. Помимо этого его вес значительно больше. Фактически автомобильную АКБ можно только поставить рядом с ИБП и больше никуда не перемещать. Тогда как со штатным аккумулятором «бесперебойник» значительно мобильнее и удобнее в использовании. Такие батареи относятся к гелевому типу. Внутри не раствор серной кислоты, а стекловолокно, пропитанное электролитом. За счёт этого аккумулятор можно располагать на вертикальных и наклонных поверхностях. Подробнее о том, что такое электролит или аккумуляторная кислота, читайте в материале по ссылке.

Вернуться к содержанию 

Подключение

Подсоединение автомобильного аккумулятора к ИБП особой сложности не представляет. Нужно лишь изготовить соответствующий кабель. Потребуется кусок провода, два крокодила и две клеммы под соответствующие разъёмы на плате UPS. Крокодилы и клеммы припаиваются к проводу. А дальше вместо штатного аккумулятора подключается автомобильная батарея с соблюдением полярности. Провод сделайте с запасом, чтобы аккумулятор можно было хоть немного передвигать вокруг ИБП.

Необходимые детали для подключения автомобильного аккумулятора к ИБП

Сложного здесь ничего нет, если бы не один вопрос. Он заключается в том, насколько хорошо будут чувствовать себя транзисторы в схеме источника бесперебойного питания. Ведь при производстве UPS рассчитывается, что они будут работать определённое время, которое зависит от ёмкости АКБ. То есть, аккумулятор садится и устройство отключается. И этот временной интервал небольшой.

Соответственно, и охлаждающие радиаторы на них рассчитаны, чтобы отводить тепло некоторое время. Если мы подключаем автомобильный аккумулятор, то этот временной интервал значительно возрастает. Ёмкость таких аккумуляторных батарей больше и держать нагрузку они могут дольше. Это во многом то, из-за чего затевается модернизация (помимо экономии).

Поэтому стоит понаблюдать как сильно транзисторы будут греться, а лучше заранее принять меры по их эффективному охлаждению. Можно поставить радиаторы, имеющие большую массу и площадь поверхности (с рифлением). Может быть, придётся поставить активное охлаждение (вентилятор). Это дополнительная суета, но в ряде случаев без этого не обойтись.Вернуться к содержанию 

Менять или не менять?

Как видите, в процессе подключения автомобильного аккумулятора к источнику бесперебойного питания нет ничего фатального или невыполнимого. Есть определённые сложности, которые довольно просто решаются. Мы рассмотрели основные доводы за и против такого решения. Все доводы «против» звучат в основном от производителей ИБП. Доводы «за» можно услышать от тех, кто реализовал подобные решения. Одни пользователи сделали это в целях экономии, другие с целью увеличения работы ИБП в автономном режиме. Ведь UPS используют не только для подключения компьютерных систем. От них могут работать устройства, для завершения работы которых недостаточно просто «сохраниться».

Что касается целесообразности замены аккумулятора, то здесь решать вам по ситуации. Если вам просто по работе приходится обслуживать ИБП и аккумуляторы к ним приобретаются за счёт компании, то к чему вся эта суета? А вот если на эти АКБ уходят кровно заработанные средства, то стоит заняться этим вопросом. Также это может понадобиться тем, кто хочет увеличить время работы UPS при отключении электричества. Возможны ситуации, когда на один источник бесперебойного питания «повешено» много потребителей. Замена аккумулятора на автомобильный может помочь в решении этой проблемы.

Если у вас есть опыт использования автомобильного аккумулятора с бесперебойником, пишите отзывы в комментариях. Голосуйте в опросе ниже и ставьте оценку за материал!Вернуться к содержанию

akbinfo.ru

Какую батарею для ИБП выбрать

Когда возникает вопрос – как правильно выбирать батарею для источника бесперебойного питания – часто приходится зарываться в справочную литературу и форумы. Мы решили избавить от этого наших читателей, и собрали воедино основную информацию о выборе батарей для ИБП.

Существующие типы аккумуляторов

Прежде всего, необходимо отметить, что все типы аккумуляторных батарей для ИБП имеют примерно одинаковый принцип работы, а основные отличия заключаются в особенностях конструктивного исполнения. На сегодняшний день серийно выпускаются АКБ для систем бесперебойного питания трех типов:

  1. Кислотные не обслуживаемые герметичные (AGM).
  2. Гелиевые (GEL).
  3. Мульти гелевые (MGEL)

Разница между ними заключается в состоянии рабочей среды – кислоты. В одних она жидкая, в других – гелеобразная, но все без исключения содержат свинец. Особенности, преимущества и недостатки каждого типа батарей разберем в отдельности.

Какую батарею для ИБП выбрать

Кислотные AGM батареи

Свинцового-кислотные батареи являются одним из самых популярных источников заряда для современных UPS. Маркировка «AGM» говорит о том, что в батареях электролит находится в абсорбированном, а не жидком состоянии, поэтому эти АКБ не требуют доливки воды и называются необслуживаемыми, то есть герметичными.

Классические модели необслуживаемых свинцово-кислотных батарей состоят из корпуса, разделенного на специальные сепараторы при помощи перегородок из стекловолокна. Данные отсеки содержат пористый заполнитель, пропитанный электролитом. В него погружаются пластины, между которыми протекает электрический ток. Микропоры материала заполняются не до конца, чтобы оставался свободный объем для рекомбинации газов.

Какую батарею для ИБП выбрать

Батареи AGM предназначены для работы в буферном режиме, так как имеют большое количество циклов заряда-разряда и низкие показатели саморазряда. Также можно отметить слабую чувствительность свинцово-кислотных батарей к окружающим условиям и большой срок эксплуаатции – до 12 лет.

Дополнительно выделяют хорошую виброустойчивость, возможность установки АКБ в любом положении, а также отсутствие у данных источников «эффекта памяти». Отдельные производители декларируют увеличенную производительность данных батарей и большой пусковой ток. Большим плюсом является доступная стоимость AGM аккумуляторов, особенно с учетом того, что цена на батареи обычно составляет треть от стоимости самого ИБП. К недостаткам подобных изделий относят плохую устойчивость к перезарядке, а также невозможность восполнения части теряемого электролита.

Какую батарею для ИБП выбрать

Гелиевые и мультигелевые АКБ

Что касается гелиевых и мультигелевыхаккумуляторов, что вотличие от свинцово-кислотных в них электролит находится не в абсорбированном, а гелеобразном состоянии. Такие батареи реже используются в UPS, чем модели AGMтипа, поскольку стоят дороже и рассчитаны на эксплуатацию в циклическом режиме, то есть продолжительную автономную работу в «жестких» условиях с глубокими и сильными разрядами.

Какую батарею для ИБП выбрать

В пользу приобретения подобных аккумуляторов может говорить низкий уровень саморазряда, отсутствие вредных испарений, возможность установки в любом положении и приличный срок службы (до 10 лет). В обратном пользователя могут убедить низкие характеристики заряда/разряда аккумуляторов, выполненных по технологии GELи MGEL, что неприемлемо для мощных ИБП, средний рабочий цикл которых составляет 15 минут. Кроме того, они имеют более высокую стоимость, чем традиционные кислотные источники заряда.

Какую батарею для ИБП выбрать

Расчет емкости

Первой и наиболее важной характеристикой любой аккумуляторной батареи, с которой следует начинать ее выбор, является емкость. Рассчитывается этот показатель по формуле:

E = (P· T) / (V· K),

где E – емкость батареи, Ач;

 P– расчетная мощность подключенного оборудования, Вт.

 T– время резервирования нагрузки, ч;

 V– напряжение питания аккумулятора, В;

 K– коэффициент используемой емкости, учитывающий часть заряда, который расходуется на энергоснабжение нагрузки.

Какую батарею для ИБП выбрать

Применение данной формулы возможно при автономной работе подключенной техники от 10 часов и более. Для примера рассмотрим такой случай: требуется подобрать емкость аккумулятора для 11-часовой непрерывной работы циркуляционного насоса мощностью 600 Вт. Выбирать будем из 12 В батарей, а коэффициент использования емкости примем равным 1. Тогда подставим эти значения в вышеприведенную формулу и получим:

E = (600 · 11) / (12 · 1) = 550 Ач.

В результате минимальной емкостью батареи для поставленной задачи является 550 Ач, а с учетом запаса потребуется АКБ на 600 Ач.

Какую батарею для ИБП выбрать

Мощные системы бесперебойного электроснабжения, предназначенные для продолжительного резервирования подключенной нагрузки оснащаются батареями, имеющими напряжение 12 В и среднюю емкостью до 250 Ач. Нарастить емкость таких высокопроизводительных ИБП можно путем последовательного или параллельного соединения АКБ. Маломощные UPScвременем работы в автономном режиме до 0,5 ч, используемые в быту зачастую рассчитаны на аккумуляторы с напряжением 6 и 12 В, а также емкость в диапазоне 7-12 Ач.

Какую батарею для ИБП выбрать

Немаловажным критерием, оказывающим влияние на емкость батареи, является ее вну­треннее сопротивление. Влияние данной характеристики можно отметить таким образом: чем она выше, тем большее количество заряда аккумулятор сможет отдать за небольшой промежуток времени.

Напряжение источников питания

Выбирая АКБ, необходимо точно знать батареи с каким напряжением устанавливаются в ваш ИБП. Большинство современных UPSрассчитано на питание от 12 В аккумуляторов, но встречаются модели (зачастую малой мощности), работающие от 6 В источников питания. Более точные данные можно узнать из технической документации источника автономного питания. Также эта информация может быть нанесена на корпусе (наклейке) самой батареи. Еще один способ определения напряжения питания аккумуляторов – это снятие замеров с клемм АКБ, которая даже в сильно разряженном состоянии на холостом ходу выдаст значение, близкое к 6 или 12 В, что позволит судить о номинальной величине вольтажа.

Какую батарею для ИБП выбрать

Выбор габаритных размеров

Следующим важным критерием, по которому выбирают батареи для UPS, являются их габаритные размеры. Этот фактор также нужно учитывать не меньше других, иначе аккумуляторы просто не влезут в посадочное место, либо их будет сложно закрепить, и они все время будут болтаться. Размеры АКБ могут быть разными и зависят от модели ИБП.

Покупателям следует быть очень внимательным при выборе таких батарей, поскольку сегодня на рынке представлено множество бесперебойников, комплектуемых нестандартными источниками возобновляемого заряда. Лучше всего ориентироваться на те аккумуляторы, которые рекомендует использовать производитель ИБП.

По материалам: http://220volt.com.ua/

profidom.com.ua

Аккумулятор для бесперебойника

ЗАКАЗАТЬ

Многие из нас уже давно используют  источник бесперебойного питания (ups, бесперебойник, ИБП). Помощник, который позволяет, в случае перебоя в электропитании, корректно завершить работу или, если это необходимо, сохранить данные на другом носителе. Но если Вы являетесь владельцем ups, то это не дает Вам полной гарантии безопасности ваших данных. Сам бесперебойник требует, хоть и нечастого, обслуживания.

Проходит немало времени с момента покупки, бесперебойник исправно предупреждает о мельчайших отклонениях в параметрах электросети. Как вдруг в один далеко не прекрасный день снова случается сбой. На этот раз ИБП не просто оживает и снова переключается с батареи на сеть, в этот раз электричество отключают надолго. Как всегда, мы преспокойно, ничего не подозревая, копируем и сохраняем нужные нам файлы (ведь в нашем распоряжении есть минут 15, не меньше), как вдруг бесперебойник начинает подозрительно часто пищать и вдруг выключается. Мы в недоумении. В чем дело? Ведь он должен был нас защитить от подобного, а он только создавал иллюзию полной безопасности! Что же случилось?

Все дело в аккумуляторных батареях для ИБП, от которых он питает наши железки, в то время, когда происходит перебой в электросети. Цель аккумуляторных батарей – как можно дольше поддерживать нагрузку, что, в свою очередь, и дает нам возможность еще какое-то время производить манипуляции по сохранению нужных данных. Срок службы АКБ, хоть и довольно продолжительный, но, тем не менее, имеет свой конец. Со временем снижается их емкость, а вместе с ней и время автономной работы. Вплоть до нуля. И, пока хозяин пребывает в полной уверенности, что его данные надежно охраняет бесперебойник, сам ИБП уже больше напоминает муляж. Срок службы большинства аккумуляторных батареей составляет 3-5 лет, при правильном использовании. В ИБП типа ON-LINE используются батареи со сроком службы 5-10 лет. Не стоит пытаться самим «оживлять» аккумуляторную батарею, доливая в него дистиллированную воду или разбирая его, как советуют многие в интернете. В ups устанавливаются специальные, так называемые, необслуживаемые аккумуляторы. И, как только старая батарея приходит в негодность, ее следует заменить на новую.

Ком­па­ния АЛАС за­нима­ет­ся ре­али­заци­ей ак­ку­муля­тор­ных ба­тарей для ИБП в ши­роком ас­сорти­мен­те. Мы го­товы пред­ло­жить Вам аккумуляторные батареи, изготовленные по классической технологии с жидким электролитом, AGM и GEL тех­но­логии.

Большой выбор батарей различной емкости дает Вам возможность подобрать аккумулятор для бесперебойника как для домашнего использования, так и для крупных предприятий, где имеются проблемы с электропитанием. Работая с компанией АЛАС, вы получаете быстрое и качественное обслуживание на всех этапах сотрудничества. Наши специалисты не только проконсультируют Вас и помогут Вам подобрать оборудование, согласно Вашим критериям, но и помогут с доставкой, установкой, монтажом и сервисным обслуживанием интересующих Вас позиций. Инженеры нашей компании постоянно пополняют свои профессиональные знания и навыки на заводах изготовителей.

 

www.a-energy.ru

Как правильно выбрать аккумулятор для ИБП или инвертора. Часть I

Для обывателя аккумулятор – это “черный ящик”, основной различительной характеристикой которых является ёмкость, указанная в ампер-часах.

Но профессионалам хорошо известно, что принципиальных различий существенно больше. Давайте разбираться! Для начала классифицируем аккумуляторы для систем бесперебойного питания.

1) AGM батареи для охранно-пожарных систем (ОПС сегмент)

Это самые дешевые аккумуляторы, которые рассчитаны на работу в слаботочных системах (видеонаблюдение, сигнализации) в течение 1-3-х лет с последующей заменой. Конструктив, качество свинца, состав электролита проектируются в целях максимального удешевления себестоимости. Как правило, емкость подобных АКБ заметно ниже заявленной, у них высокое внутреннее сопротивление и они быстро подвергаются сульфатации (потеря емкости).

К таким АКБ относятся:

  • Delta серии DT
  • Alarm Force
  • General Security
  • Security Force
  • Optimus и другие.

Однако некоторые производители позиционируют марку своих аккумуляторов как подходящую и к ИБП и к инверторам, хотя по факту это ОПС АКБ. Как определить это? Самая важная и наглядная характеристика – это вес. Для ориентира:

  • АКБ емкостью 7Ач должен весить не менее 2,1кг. Причем, следует доверять показанию весов, а не спецификаций
  • Емкость 100Ач – от 31кг и выше
  • Емкость 200Ач – от 62кг и более.

Ниже представлено видео, в котором разбираются две батареи ОПС сегмента.

2) AGM аккумуляторы рассчитанные на длительные разряды – от часа и более

Эти АКБ имеют срок службы 5-12 лет в зависимости от серии. При их производстве используется высококачественный свинец, а также электролит со специальными присадками, которые выступают ингибиторами процессу сульфатации и коррозии. Эти аккумуляторы исправно и корректно отдают свою емкость в течение длительных (от часа и более) разрядов, способны быстро заряжаться (током до 0.3С), их емкость как правило соответствует заявленной.

Однако эти аккумуляторы плохо переносят короткие разряды. Из-за высокого внутреннего сопротивления они сильно просаживаются по напряжению на высокой нагрузке и быстро садятся. Иными словами, такие аккумуляторные батареи на коротких разрядах отдадут заметно меньше энергии, нежели серии High Rate (о ней немного позже). Более того, они могут быстрой выйти из строя.

К таким АКБ относятся:

  • Delta серии DTM
  • BB Battery BPS
  • Leoch DJM
  • CSB GP
  • Haze HZB
  • Challenger A
  • Yuasa NP
  • Panasonic LC-R

Конструктив AGM аккумулятора

3) Гелевые аккумуляторы

Ориентированы на работу с альтернативными источниками энергии в циклическом режиме. В состав электролита АКБ типа GEL добавлен желеобразующий компонент, в результате чего АКБ приобретает увеличенное кол-во циклов заряда-разряда, но становится более требовательной к току заряда. Подобные батареи целесообразно использовать с солнечной энергетике, с ветряками, т.е. в ежедневном циклическом режиме. Подробное сравнение AGM и GEL технологий.

Примеры таких АКБ:

  • Delta серии GX
  • Leoch серии LPG
  • Ventura VG
  • Haze HZY
  • Sonnenschein A
Гелевая АКБ Ventura

Гелевая АКБ Ventura

4) AGM АКБ серий High Rate

Аккумуляторы рассчитаны на короткие разряды для поддержания высокой нагрузки сроком от нескольких минут до нескольких часов.

Для таких батарей используются самые высококачественные компоненты: чистый свинец,  агенты и присадки в электролит, специальный состав покрытия анода и катода. Увеличивается площадь контакта пластин с электролитом для снижения внутреннего сопротивления. High Rate АКБ корректно разряжаются как на длительных разрядах, так и на коротких.

Просадка по напряжению при высокой нагрузке находится в допустимых пределах: ИБП работает корректно и не отключает нагрузку по низкому напряжению DC шины. Количество циклов приблизительно на 30% выше, чем у АКБ длительных разрядов. Стоимость таких батарей заметно выше, но это обусловлено высокой себестоимостью изготовления. Аккумуляторы HR – это высшее звено в эволюции свинцово-кислотной технологии.

Примеры таких АКБ:

  • CSB серий HR, HRL
  • Delta серий HR, HRL
  • BB Battery HRC
  • C&D Technologies UPS
  • Fiamm FGHL/GS, FGH/GS и другие
C&D Technologies HR серия UPS

C&D Technologies HR серия UPS

Другие виды АКБ:

  • Литиевые аккумуляторы. Дорогие и на данный момент очень мало ИБП/инверторов поддерживает корректную работу с этим видом АКБ, поэтому рассматривать их пока не будем.
  • Тяговые АКБ мы не рекомендуем использовать в ИБП, ввиду необходимости обслуживания и выделения водорода в процессе заряда.
  • Панцирные АКБ тоже выделяют газ в процессе эксплуатации, хотя эту проблему можно решить при помощи специальных абсорбирующих клапанов. Могут использоваться в циклических системах
  • OPzS используются в узкоспециализированных системах.
  • Автомобильные аккумуляторы служат в буферном режиме 1-1.5 года и далее их тонкие свинцовые платины рассыпаются.

Вторая часть >>>

tok-shop.ru

Автомобильный аккумулятор для бесперебойника можно ли использовать, почему нельзя

Вы решили приобрести ИБП для котла или насоса отопления , выбрали мощность и тип бесперебойника . Источники бесперебойного питания которые работают длительное время 2-8 часов оснащаются внешними АКБ. Естественное желание любого человека экономить деньги и купить надежную недорогую аккумуляторную батарею.После просмотра цен на аккумуляторы для ИБП , первое решение которое приходит в голову- купить для бесперебойника автомобильный аккумулятор. Давайте вместе разберемся, какую в результате экономию мы можем получить?

Аккумуляторы для ИБП, для котла, купить, в Киеве, Днепропетровске, Одессе, Житомире, Запорожье

Чем автомобильный аккумулятор отличается от аккумулятора для ИБП ? Почему нельзя установить автомобильную батарею для работы с источником бесперебойной работы ?

Ответ на вопрос уже содержится в названии аккумуляторов автомобильного и для ИБП : они отличаются по предназначению и условиям функционирования. Автомобильная АКБ расположена в хорошо проветриваемом пространстве — под капотом автомобиля. Она предназначена для запуска двигателя при помощи стартера и подачи электрического тока на свечи зажигания у бензиновых двигателей. Этот процесс длится недолго, после запуска двигателя внутреннего сгорания питание всех систем происходит от работающего генератора. Несмотря на то, что цикл невелик, от аккумулятора требуется высокое значение тока за небольшой период времени для запуска двигателя. В процессе работы батарея теряет большую ёмкость.

Аккумуляторные батареи для ИБП  располагаются, как правило, в малопроветриваемых помещениях и источники бесперебойного питания с такими батареями предназначены для длительной работы. Выбор  ИБП и АКБ для бесперебойника определяется ёмкостью батарей и мощностью зарядного устройства бесперебойника. Аккумуляторы для ИБП равномерно отдают энергию и этот процесс длится долго.

Первое существенное различие между аккумуляторами - длительность цикла работы и равномерность выделения электрического тока.Это достигается за счёт толщины пластин (электродов) внутри аккумулятора. У автомобильной батареи средняя толщина электрода составляет1–1,2 мм, у аккумулятора для ИБП  — 2–2,5 мм. Чем меньше толщина электродов, тем быстрее движутся электроны внутри батареи. Если автомобильный аккумулятор подключить к ИБП, то его пластины быстро разрушатся.

Второе отличие между АКБ- заключается в напряжении постоянного тока у зарядного устройства в машине и в бесперебойнике. Напряжение цепи постоянного тока автомобиля примерно равно14–14,2 В, у зарядного устройства ИБП оно составляет от 13,5 до 13,8 В. Автомобильные и аккумуляторы для ИБП рассчитаны на различные значения напряжения заряда. Если Вы подключите автомобильную батарею к ИБП , то она будет постоянно недозаряжена. Если аккумулятор заряжен не полностью, то время автономной работы будет меньше, чем при заряженном аккумуляторе. Полностью заряженная АКБ имеет высокое внутреннее сопротивление, поэтому при работе с ИБП потребляет во время заряда небольшой ток. У разряженного аккумулятора низкое внутреннее сопротивление, в процессе заряда он потребляет больший ток. Автомобильная батарея при работе с ИБП будет постоянно потреблять ток и никогда полностью не зарядится, это приводит к быстрому выходу из строя.

Третье отличие между автомобильным и АКБ для бесперебойника: в процессе заряда автомобильный аккумулятор  выделяет водород. Когда АКБ установлена под капотом машины, то пространство вокруг АКБ хорошо проветривается, выделяемый водород быстро улетучивается. Если такой аккумулятор установить в помещении, то водород может скапливаться в замкнутом пространстве. Смесь водорода с воздухом образует очень опасную взрывоопасную смесь, которая может детонировать от любой искры, например, при включении или выключении света. Аккумулятор для ИБП полностью герметизирован, в процессе работы он не выделяет водород в атмосферу, а рециркулирует в пространстве батареи.

У автомобильного аккумулятора большой ток саморазряда. Автомобильные аккумуляторы заполнены жидким электролитом, а в жидкой среде химические процессы протекают быстро, за счёт чего срок службы АКБ меньше, чем в аккумуляторе для ИБП .

Аккумулятор для ИБП, для котла, для насоса отопления, купить, в Киеве, Днепропетровске, Одессе, Житомире

Батареи для бесперебойников изготовлены по технологии AGM: между электродами располагается губчатый материал, пропитанный электролитом, а не жидкий электролит. За счёт этого ток саморазряда невелик. Когда ИБП питается от батарей, то даже полностью заряженные автомобильные аккумуляторы проработают за счёт большого тока саморазряда меньше, чем АКБ серии AGM   такой же ёмкости.

Автомобильная аккумуляторная батарея стоит дешевле аналогичной по ёмкости специализированной аккумуляторной батареи для ИБП, но экономия ощутима только при покупке. Очень быстро экономия превратится в убытки. В среднем, автомобильный аккумулятор на 100 А/ч стоит около 1600 грн. и служит 2 года (с ИБП). Батарея для ИБП , например, Sven SV121000   на 100 А/ч стоит 3465 грн., но служит до10 лет. Получаем, что специализированные батареи в долгосрочной перспективе выгодней более чем в 2 раза.

http://energomag.net/index.php?route=product/category&path=25_28

Как показывает статистика сервисных центров по ремонту ИБП в 50% случаев поломок это происходит из-за использования автомобильных аккумуляторов для ИБП.

В интернете Вы сможете найти много информации на форумах как подключить автомобильную АКБ путем внесения изменения в схемы, но если Вы не планируете превращать свой дом в научную лабораторию, а подопытными в ней будут котел или насос отопления и Вам только необходима надежная их работа, то лучше купить аккумулятор который предусмотрен схемой, а не "придумывать велосипед".

 Для надежной и длительной работы системы резервного электроснабжения в качестве АКБ лучше покупать специализированные аккумуляторы известных выполненные по технологии AGM. 

Если Вам необходима помощь в выборе бесперебойника для котла и аккумулятора для него, звоните по телефонам указанным в разделе Контакты нашего сайта.

www.stroimdom.com.ua

Восстановление аккумулятора в бесперебойнике UPS

Восстановление аккумулятора в бесперебойнике UPS

 Достался мне от предыдущего админа бесперебойник APC-420, весь занюханый, валялся он в шкафу, среди прочего хлама. Когда спросил — что с ним, он сказал:"Аккумулятор сдох, если нужен, то закажи новую батарею." Ладно, валяется, и валяется, есть не просит. Забыли.

   Примерно через полгода я на него случайно наткнулся, во время очередной бесплодной попытки навести хоть какое-то подобие порядка в своей шараге. Подключил к розетке, с целью посмотреть, а что же говорят и показывают бесперебойники с дохлым аккумулятором. Он заморгал лампочками, чё-то попищал, тут мне позвонили, и куда-то оторвали... В общем снова я его нашёл только через пару месяцев. Стоит мирненько, лампочкой зелёной светит, мол, всё в порядке с напряжением в сети. Я его от сети отключил, он занервничал, запищал и натужно загудел продолжая подавать напряжение на несуществующую нагрузку :). Выждав минут 5 для контроля, я его выключил, и подключил через него свой комп. Попробовал, как он себя ведёт при пропадении питания — всё чётко, комп пашет, выдаёт предупреждения (я его кабелем по COM-порту прислюнявил), и минут через 7 вырубается комп, а за ним и UPS.

   Однажды, выключили напряжение, а заранее не предупредили. Страшного ничего не произошло, Почти у всех были UPS`ы, завершили работу и стали ждать, когда включат. Я ничего вырубать не стал, решил проверить в "боевых условиях", сколько протянет оборудование на автономном питании. Попутно выяснилось, что Cisco и кабельный момед TAYNET DT-128 подключены прямо к сети, без всяких фильтров и бесперебойников.

— Через 8 минут сдох мой бесперебойник, без предупреждений, и корректного завешения работы виндов. (Это при том-то, что я к нему кабель подбирать заколебался - у APC по крайней мере две возможные распайки COM-кабелей бывает)— На 15-ой минуте отдуплились два серванта, запитанных от одного UPS`a на 700W.— На 15-ой же минуте помер прокси под FreeBSD, у которого стоял маленький Back-UPS 475, а на этой модели кабель для общения с компом в принципе не предусмотрен, поэтому работа не была корректно завершена.— На 22-ой минуте включили напругу и эксперимент кончился. В работе оставались три 24-х портовых свича, и сервер, что питались от Smart-UPS 1500.

   В итоге после некоторых комбинаций и махинаций с перестановкой UPS`ов у меня получился 700-й smart, а у FreeBSD — мой, который был вроде как дохлый, зато с RS-232 интерфесом (COM-порт) для сопряжения с компом. Долго воевал, пока под фрюхой удалось добиться того, чтоб она видела его. Итогом последнего из экспериментов стало то, что всё корректно завершилось, но после включения питания на APC-420 стала постоянно гореть красная лямпочка — типа сдох аккумулятор:

restoration-charging-accumulator-in-UPS

Начала постоянно гореть красная лампочка на бесперебойнике, показывая, что пора заменить аккумулятор - типа сдох.   Первое, что удивило после разборки UPS — так это то, что радиторы на транзисторах такого маленького размера, я-то привык к старинным басперебойникам с обычными транзисторами, а тут оказались полевые - как итог уменьшение размеров радиаторов более чем на порядок:

restoration-charging-accumulator-in-UPSrestoration-charging-accumulator-in-UPS

Нынче стали использовать полевые транзисторы - они куда меньше греются чем обычные, поэтому радиаторы стали совсем маленькими.Переход на полевые транзисторы позволил уменьшить размеры радиаторов у транзисторов - теперь они меньше греются.   Второе, что уже относиться к хорошему, так это мощность трансформатора, которая, судя по маркировке на нём, равнялась 430W, что даже больше, чем паспортная мощность блока бесперебойного питания (есть мнение, что выпускаются и более могучие бесперебойники в таком корпусе с мелкими отличиями в схеме и более мощными ключевыми транзисторами):

restoration-charging-accumulator-in-UPSrestoration-charging-accumulator-in-UPS

Как ни странно - транс сделан с запасом :)Чего-чего, а вот этого от косоглазых я не ожидал... (пусть и с маленьким - 30W, но всё же)   Ещё одна интересная хреновина в конструкции, которую я раньше даже и не замечал — это возможность подключения через Smart-UPS сетевого кабеля, с целью дополнительной защиты. При ближайшем рассмотрении схема оказалась совсем простой, и защищены только две пары по которым передаются данные (для телефонной пары защита разведена, но не распаяна):

restoration-charging-accumulator-in-UPSrestoration-charging-accumulator-in-UPS

Довольно примитивная, но действенная схема по защите от всплесков высокого напряжения   Для восстановления работоспособности аккумуляторной батареи (12V 7.0Ah, банки вроде целые, ни одна не вздулась.), была собрана простенькая схема для заряда ассиметричным током(Предварительно я его разрядил до 10,8 вольта лампочкой на 21W):

restoration-charging-accumulator-in-UPSrestoration-charging-accumulator-in-UPS

Схема зарядного устройства для зарядки аккумуляторов ассиметричным током.

   Заряжался до 14,8 вольта, после чего снова разряжал. И так три раза. Зарядный ток был около 0,5 A. Первый раз разрядился совсем быстро — буквально за час. Со второго захода — за два с копейками, третий раз не разряжал, поставил на место. Когда его мучения окончились, он работал как новенький. Конечно, новым он от этого не стал, но работать ещё долго проработал. По-хорошему - трёх раз мало, надо было раз 5 его так прогнать, проработал бы гораздо дольше (через год с ним приключилась аналогичная история, но я там уже не работал, и как всё решилось не знаю...).

www.radio-schemy.ru

Восстановление емкости аккумулятора ИБП

Подавляющее большинство из нас использует такое крайне полезное устройство, как источник бесперебойного питания. Качество питания не везде идеальное, да и просто мельчайшие проблемы с электропитанием иногда могут дорогого стоить. Потери данных это всегда неприятно, а иногда просто таки фатально. Устройство куплено, установлено под стол, подключено и владелец его находится в полной уверенности, что в любом случае при перебое в электропитании он успеет корректно завершить работу, а может быть и сделать бэкап на флешку. Время идет, бесперебойник периодически дает о себе знать — как заправский сторожевой пес он подает голос при малейших отклонениях в параметрах электросети. Хозяин спокоен и все хорошо. Но в один из дней перебой таки случается и в этот раз ИБП не просто подает голос и сразу переключается с батареи на сеть, в этот раз свет выключили на долго. Мы спокойно копируем файлы (ведь в запасе у нас минут 15, не меньше) и тут бесперебойник начинает пищать совсем часто и все выключается. Как так? Ведь бесперебойник же должен был нас защитить от подобных ситуаций, а он только вселял нам ложную уверенность в нашей безопасности! Почему так произошло?

Все дело в аккумуляторных батареях, от которых наш бесперебойник и кормит все наше железо, когда внешняя сеть отключается. Но батареи эти, увы, не вечны, они деградируют, емкость их снижается, а вместе с ней и время автономной работы. Вплоть до нуля. К сожалению процесс, этот, зачастую никем не контролируется, хозяин пребывает в уверенности, что он защищен, а в это время аккумулятор уже не совсем аккумулятор, а так — муляж.

Как быть, что делать и куда бежать?

Почему деградируют аккумуляторы? Причин много. От интенсивного использования наступает сульфатация пластин, от перегрузок осыпается активные вещества и так далее. В ИБП стоит необслуживаемый аккумулятор, но в нем все равно есть электролит и электролит этот на основе воды. Находясь постоянно в буферном режиме, в режиме медленной подзарядки, вода это постепенно испаряется и электролит уже не выполняет своих функций. Батарея приходит в негодность. Как этого можно избежать? Избежать этого можно корректными механизмами зарядки аккумулятора, контролем его характеристик, но все это нам не подвластно — это удел производителей ИБП.

Так случилось, что интернет в моих местах только беспроводной, для его работы на крыше установлена устрашающего вида антенна, а для уменьшения потери сигнала в кабеле его длина минимизирована. Сервер, который раздает потом интернет (еще один сервер и свич) — установлены на чердаке. Для этой небольшой связки нужно бесперебойное питание. Даже без учета потерь данных — бегать загружать сервер при малейшем чихе (а у нас они случаются часто) — удовольствия мало. Бесперебойность должна быть и желательно побольше. Я купил бесперебойник на 1100ВА, не новый (новый стоит дороже чем те сервера) и конечно не надеялся на аккумуляторы — они зачастую поношены. Ну купил и купил. Поставил, все вроде бы как окей. В панели управления ИБП мне бодренько говорили про почти час работы от батарей (нагрузка порядка 70 ВА была). Решил я это проверить. Отключил питание и через две минуты, примерно, все благополучно выключилось. Аккумуляторы «мертвые». Как раз тот случай с ложной защитой. Делать нечего, надо покупать новые батареи. Поставил резервные аккумуляторы (так случилось, что от электровелосипеда есть и они бездействуют), по 12ВА. А дохленькие родные спустил вниз.

Я слышал, что электролит в аккумуляторах ИБП часто просто высыхает. Что не сульфатация, не выкрашивание пластин причина смерти аккумуляторов ИБП, а именно высыхание электролита. Попытка, как говорится, не пытка. Аккумуляторы все равно на выброс, а тяга к ковырянию не давала шансов. Для проведения экспериментов мне понадобились:

— Дистиллированная вода (ни в коем случае НЕ электролит!). Продается в автомагазине.— Шприц, лучше с иглой — с иглой проще дозировать. Продается в аптеке.— Нож для ковыряния, покрепче.— Скотч для сборки (для эстетов, конечно ТОЛЬКО синяя изолента должна быть!).— Фонарик.

Восстановление емкости аккумулятора ИБП

На аккумуляторе приклеена крышка, которая закрывает банки. Ее я аккуратно поддел ножом (для ковыряния). Пришлось пройтись по кругу — приклеена она была в нескольких местах.

Восстановление емкости аккумулятора ИБП

Под крышкой — банки, накрытые резиновыми колпачками. Колпачки эти, вероятно, нужны для стравливания паров воды, водорода и других вещей, которые могут создавать избыточное давление в банке при работе батареи. Такой себе ниппель, который выпускает газ наружу, но ничего не пропускает внутрь.

Колпачки не приклеены, просто снял их, поддев ножом.

Восстановление емкости аккумулятора ИБП

Под колпачками, если заглянуть внутрь банки — ничего интересного. Совершенно. Для заглядывания нужен фонарик.Взял шприц, набрал в него дистиллированную воду (Главное без грязи. Чтобы все чистенько!) и залил по кубику воды в каждую банку.

Восстановление емкости аккумулятора ИБП

Вода благополучно впиталась, практически моментально. Повторил это еще раз. Потом еще раз 5 или 7, не помню. Вода не должна бултыхаться в банке, но и «брать» воду банка тоже не должна. Лучше присвечивать фонариком и посматривать. Главное не переливать.

После заливки воды я накрыл резиновыми крышечками банки и поставил батарею заряжать. А заряжал отдельно, большим зарядным, но думаю это не обязательно — можно заряжать просто в бесперебойнике. Если аккумуляторы разряжены ниже 10В, то зарядить их таким образом не удастся, есть сведения, что такие батареи тоже можно «раскачать», но для этого надо на начальных этапах подавать на них высокое напряжение (порядка 35В на 12В батарею) с контролем тока. Не пробовал, ничего конкретного сказать не могу. Рекомендовать этот способ так же не могу.

Первый момент — если вы перелили воды — она вернется из под крышки. Ее надо собрать шприцем и вылить в канализацию.

Второй момент — если вы накрыли банки крышками, то в процессе зарядки давление в банке немного поднимается и крышечки будут с характерным чпоком разлетаться по всей комнате. Это забавно, но только один раз. Я проверял дважды — во второй раз уже не весело. Я прикрывал крышки родной пластиковой крышкой, а на нее ставил груз.

После зарядки я немного разрядил аккумуляторы автомобильной «переноской», порядка получаса, измерял остаточное напряжение, прикинул емкость. Зарядил снова и опять немного разрядил.

Проделал тоже самое со второй батареей — в бесперебойнике их пара. После всего заклеил скотчем отковырянные крышки, поставил аккумуляторы на место.

Результаты таковы:

Восстановление емкости аккумулятора ИБП

За 10 минут при нагрузке в 110ВА аккумуляторы разрядились до 79 процентов. Время работы на батарее несколько менялось, в конце софт говорил о почти 29 минутах + 10 уже прошедших выходит почти 40 минут. Меня такое положение вещей устраивает. Вполне хватит, чтобы пойти и запустить генератор. Когда он у меня будет :). А по пути еще и чаю заварить. И выпить его.Если исходить из 79% — это 21% за 10 минут или 47 минут работы от батарей. Где-то в районе того, что обещает софт.Другой вариант расчета — полная емкость батарей 12В * 7Ач * 2шт = 168 Ватт/часов. Это в идеале. При нагрузке в 110Вт заряда должно хватать на 1,5 часа. Но в реальности даже на новых батареях такого времени работы не будет — разрядный ток великоват и отдаваемая емкость будет ниже. Сложно однозначно сказать на сколько восстановилась емкость, но очень похоже, что процентов до 80 от номинальной. На мой взгляд — совсем не плохо для одного шприца, банки дистиллята и часа времени.

Мораль сей басни такова:— Проверяйте периодически время работы от батарей. Свинью они вам могут подложить в самый неприятный момент.— На свой страх и риск даже видавшие виды аккумуляторы можно восстановить малой кровью. А нет, так всегда успеется купить новые.

Источник: habrahabr.ru

Читайте также

rukikryki.ru