Сделай сам своими рукамиО бюджетном решении технических, и не только, задач. Ремонт зарядных устройств для аккумуляторов
РЕМОНТ ЗАРЯДНОГО ДЛЯ ЛИТИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ
Сосед обратился с просьбой отремонтировать зарядное устройство для литиевого аккумулятора. После переполюсовки зарядное полностью перестало реагировать на сеть и аккумулятор. Так как тема использования аккумуляторов типоразмера 18650 для меня имеет в последнее время прикладной характер, решил соседу помочь.
Зарядное для аккумуляторов 18650
Со слов соседа, алгоритм работы устройства таков: при подключенном аккумуляторе и поданном сетевом напряжении загорается красный светодиод и горит до тех пор, пока аккумулятор не зарядится, после чего загорается зеленый светодиод. Без установленного аккумулятора и поданном сетевом напряжении, светится зеленый светодиод.
Судя по этикетке, заряд током 450 mA осуществляется в щадящем режиме, но как оказалось после вскрытия это вариант эконом)). Схема зарядки состоит из двух узлов: преобразователя сетевого напряжения на одном транзисторе MJE 13001 и контроллера уровня заряда.
Разборка зарядного от Li-Ion 18650
Схема зарядного для АКБ
Преобразователь на одном MJE 13001 часто встречается в дешевых зарядках для телефонов, а так же в зарядках типа «лягушка». Рисовать ее не стал – просто посмотрел в интернете похожую схему. Плюс, минус один резистор/конденсатор большой роли не играют. Схема типовая.
Тестером прозвонил диоды, стабилитрон и транзистор, убедился в их целостности. Решил проверить резисторы и попал в точку! Оказался оборванным резистор R1 – 510 кОм (на вышеприведенной схеме это резистор R3), подтягивающий напряжение питания к базе транзистора. В наличии такого не нашлось, взамен его был установлен резистор на 560 кОм.
После замены резистора зарядка завелась.
Зарядное заработало - светодиод светится
Ради интереса заглянул в даташит контроллера заряда аккумулятора. Им является микросхема HT3582DA.
Так же часто встречается ее клон СТ3582.
Схема включения HT3582DA
Как выяснилось, допускаются два варианта включения микросхемы: 5-й вывод замыкается либо с 8-м либо с 6-м выводом. В моем случае были замкнуты 5-й и 6-й. Как видим, производитель заявляет максимум 300 мА. Так что, на этикетке зарядки выражен большой оптимизм в 450 мА))). Но самое интересное ждало впереди. Проверка мультиметром напряжения на выходе зарядного показала его обратную полярность.
Напряжение на выходе ЗУ
Как оказалось, сначала нужно вставить аккумулятор для определения контроллером полярности, а потом включать в сеть. В даташите говорится о автоматическом определении полярности батареи. Кроме того, контроллер легко выдерживает короткое замыкание на выходе.
При КЗ заряд отключается
Для проверки результатов ремонта вставил аккумулятор и включил зарядное в сеть. Через какое то время заметил, что красный светодиод не светится, а значит снова что то не работает. Ни какого криминала при вскрытии выявлено не было, все доступные проверке тестером элементы в порядке. Начал подумывать на контроллер, но решил перед началом поисков его в магазинах проверить конденсаторы. В наличии имеется тестер полупроводниковых приборов Т4. С его помощью были проверены электролиты, а затем и керамические конденсаторы. И вот они то меня сильно и удивили. Оба конденсатора на 0,1 мкф показали следующее:
Тестер полупроводниковых приборов Т4 меряет конденсаторы
Конденсатор 472 пФ почему то оказался аж 8199 пФ. Поскольку такого в закромах не нашлось, пришлось слепить из двух близкое значение. Конденсаторы на 0,1 мкф заменил на исправные с предварительной проверкой параметров.
Ремонт закончен
После произведенных манипуляций зарядное заработало должным образом. Сосед счастлив и распространяет информацию о моих магических способностях). Автор материала - Кондратьев Николай, Г. Донецк.
Форум по ремонту техники
Поделитесь полезной информацией с друзьями:
РЕМОНТ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА
Непонятно что его спалило - может длительное замыкание выхода, но после замены на новый аналогичный транзистор, всё заработало нормально. Проверка в течении нескольких часов показала исправное функционирование всех режимов и отключение аккумулятора в конце цикла.
Форум по ремонту зарядных устройств
Обсудить статью РЕМОНТ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ АККУМУЛЯТОРА
radioskot.ru
Зарядное устройство с циклическим током для восстановления кислотных аккумуляторных батарей, батареек АА, ААА, Крона и никель-кадмиевых аккумуляторов
Экспериментально установлено, чтоб восстановить аккумулятор с глубокой сульфатацией время разряда должно составлять 25% цикла восстановления при токе до 10% от тока заряда. Циклический заряд импульсным током снижает внутреннее сопротивление аккумулятора, уменьшает нагрев электролита и пластин электродов. Короткие по времени и мощные по амплитуде токи заряда позволяют расплавить кристаллы сульфата свинца и уменьшить расход электроэнергии при заряде [1].
Схема зарядного устройства с циклическим током
Учитывая выше указанные особенности изготовлено устройство для заряда аккумуляторных батарей с напряжением от 2 до 14 В (Рис. 1). Формирователь импульсов DD1 и DD2 собран на микросхемах серии К561, позволяющий получить равные между собой интервалы заряд-разряд, а также паузы между ними по 25% от полного времени цикла. Частота задающего генератора на микросхеме DD1 регулируется в пределах 3 – 200 Гц резистором R1. Делитель частоты на 8 собран на DD2. Резисторы R5 и R6 позволяют регулировать ток заряда и разряда, соответственно. Переключатель SA1 подключает измерительный прибор РА1 к разным участкам схемы, этим позволяет контролировать ток заряда, разряда и напряжение на батареи.Использованные детали
Варианты собранного зарядного устройства
На переднюю панель выведены оси резисторов R5 и R6, микроамперметр РА1, переключатели SA1 и SA2, светодиод VD1. Клеммы для подключения аккумуляторной батареи и предохранитель FU1 установлены на задней стенке. Для построения универсального зарядного устройства для кислотных автомобильных аккумуляторов емкостью более 60А•час необходимо диоды VD2 – VD5 заменить диодной сборкой на ток не менее 20 А, например KBPC3510, KBPC5010, MB5010, силовой трансформатор Тр1 с напряжением на вторичной обмотке 18 В и током нагрузки 10 – 20 А, емкость конденсатора С3 следует увеличить до 10000 мкФ.После завершения монтажа проверяем правильность соединений, подбираем сопротивления резисторов R12 – R14, калибруем измерительный прибор РА1 на соответствующих режимах измерения. Подсоединяем аккумуляторную батарею, выставляем последовательно ток заряда, ток разряда = 0,1*Iзар., контролируем напряжение батареи. Следует заметить, что зарядный и разрядный ток носит импульсный характер, пиковое значение которого больше от среднего (который показывает амперметр) примерно в 8 – 10 раз.
Указанным устройством регенерируются, кроме кислотных, никель-кадмиевые аккумуляторные батареи, и даже гальванические элементы АА, ААА, Крона и др.ЗУ чудес не делает, "из старой бабы девку не сделать", но позволяет им (АКБ) какое то время еще прослужить на благо электроники.
Схема 2. Специально для востановления и зарядки гальванических батарей, в.т.ч. Крона
Изготовлено еще одно ЗУ, специально для востановления и зарядки гальванических батарей, в.т.ч. Крона.Полевик убрал, там токи поменьше будут, всё на доступных деталях. Трансформатор (~18В 10 Вт), предохранитель, диодный мост (4хКД202А) и конденсатор 2200 мкФ 63 В выпрямителя - на схеме не показаны, но они есть. Зарисованная осциллограмма тока через нагрузку, на рисунке, дана для батареи типа "Крона", для других батарей она будет иной.Плата изготовлена с помощью резака из полотна ножовки по металлу и линейки, соответственно имеющихся в наличии деталей, монтаж со стороны дорожек, как всегда.Вид изнутри (корпус слегка великоват, там можно разместить еще одно ЗУ):
Использованная литература:1. В. Коновалов, А. Вантеев. Восстановление кислотных аккумуляторов циклическим током. – Радиомир №7 2011 с. 10.
Мельничук Василий Васильевич (UR5YW), г. Черновцы, Украина,Планета Земля, Солнечная система
Василий Мельничук (korjavy)
Украина, г. Черновцы
Когда то был связистом.
Ремонт зарядного устройства своими руками
О том, как мне удалось за вечер отремонтировать зарядное устройство от фотоаппарата. https://oldoctober.com/
У меня никогда не было компактной цифровой камеры, а тут дочка передала мне одну из своих старых камер Olympus Camedia C-60 Zoom. Камера эта долго лежала без дела в связи с выходом из строя зарядного устройства LI-10C.
Самые интересные ролики на Youtube
Аккумулятор.
Напряжение на аккумуляторе было около 3,1 Вольта, что меньше порога, после которого некоторые зарядные устройства опознают аккумулятор и начинают его заряжать. Во всяком случае, именно так обстояло дело с моим аккумулятором от Blackberry, который разрядился слишком глубоко.
Аккумулятор LI-12B удалось вернуть к жизни путём заряда небольшим током, порядка 100 мА. Для этого была собрана простая схема. Когда напряжение на аккумуляторе достигло 4,2 Вольта, я остановил заряд и проверил работоспособность камеры. Камера заработала и я стал думать о том, как бы отремонтировать зарядку. https://oldoctober.com/
Ремонт зарядного устройства LI-10C.
Вот так выглядело, доставшееся мне зарядное устройство.
Чтобы разобрать зарядное устройство LI-10C, понадобилось открутить два винта-самореза, один из которых находился под наклейкой.
Проверка работы зарядного устройства выявила наличие короткозамкнутых витков в разделительном трансформаторе импульсного блока питания.
Импульсный трансформатор оказался неремонтопригодным, к тому же у меня не нашлось подходящего ферритового сердечника, чтобы можно было намотать новый трансформатор.
На картинке печатная плата зарядного устройства. Стрелкой отмечен трансформатор DS-4207 KT04044.
Решил, было уже отправиться после выходных на наш радиорынок, но потом вспомнил, что у меня есть плата от пятивольтовой зарядки для мобильного телефона.
Зарядку эту, купил когда-то в неисправном состоянии ради корпуса-вилки, чтобы в него можно было поместить блок питания для радиотелефона, некогда рассчитанного на сетевое напряжение 120 Вольт.
Чтобы проверить трансформатор пришлось сначала начертить схему, а затем заменить все сгоревшие детали.
К моей радости, трансформатор оказался хорошим, да и по габаритам, похоже, был в самый раз.
Собственно, весь дальнейший ремонт заключался в замене трансформатора.
Если посмотреть на типовую схему включения микросхемы драйвера ШИМ этого зарядного устройства FSDH0165, то можно заметить, что трансформатор из схемы выше, функционально мало чем отличается от сгоревшего.
Правда, в реальной зарядке LI-10C, для питания микросхем используется дополнительная вторичная обмотка IV, которую мне и пришлось домотать. Намотал 14-ть витков провода МГТФ.
Для соединения с печатной платой, выводы трансформатора удлинил при помощи жёсткого изолированного одножильного монтажного провода.
Вот что получилось в результате.
30 Август, 2011 (14:08) в Ремонт техникиoldoctober.com
РЕМОНТ ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВ
РЕМОНТ ЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВ
Часто в ремонт поступают мобильные телефоны и другая цифровая техника с проблемой заряда, то-есть телефон разрядился и не заряжается или вообще не включается. Иногда проблемным оказывается аккумулятор, но часто причина в вышедшем устройстве заряда аккумулятора. Казалось бы, что проще - пойти и купить новую. Но оригинальные зарядки по цене могут стоить как пол телефона или цифрового фотоаппарата, и не факт, что ещё найдёшь похожую! Мобильные телефоны большинства фирм рассчитаны на подключение зарядного устройства имеющего напряжение выхода 5 вольт. Фотоаппараты и мп-3 плееры рассчитаны на ЗУ с напряжением от 5 до 9 вольт.
Поэтому, если у вас сгорело зарядное устройство, найти аналог к которому не удаётся, или цена его слишком высока, как например случилось у меня при ремонте ЗУ к цифровику, следует просто заменить всю плату.
Любые попытки стартовать его не увенчались успехом. Замена DH0165 так-же ничего не дала. Под заказ привести можно, но через три месяца. Значит делаем так: извлекаем плату ЗУ из корпуса и вместо неё ставим похожее устройство на подходящее напряжение.
Обычные дешёвые китайские зарядки использовать категорически не рекомендуется - качество их на весьма низком уровне. В китайских ЗУ провода довольно тонкие. Импульсный трансформатор в китайских зарядках обычно меньше по размерам, намотка проводов плохая, изоляция очень тонкая. Напряжение электролитов на пределе. Лучше взять что-то по совершеннее, например не на транзисторе 13001 в качестве ключевого элемента, а на специальном преобразователе.
Ток заряда подбираем экспериментально, включив по цепи питания одноваттный низкоомный резистор и контролируя падение напряжения на нём. Вспоминаем закон Ома: R=U/I. Другими словами, если на резисторе 4 Ома напряжение 2В, значит идёт зарядный ток 2/4 = 0.5А. Таким образом ремонтируется даже зарядное устройство к автоаккумуляторам - если узел контроля тока рабочий, а сгорел сам источник 15В 5А, просто ставим вместо него готовый БП от любого компьютера.
ФОРУМ по зарядным устройствам.
Поделитесь полезной информацией с друзьями:
elwo.ru
Ремонт зарядного устройства
Все чаще у людей возникают проблемы с выходом из строя зарядного устройства, что вовлекает к неприятным последствиям, так как становится невозможной зарядка телефона, если не имеется другой альтернативы зарядному устройству. В сегодняшней статье мы рассмотрим все виды поломок и ремонта зарядного устройства.
И так, для начала определим основные причины выхода из строя зарядного устройства, это может быть:
- Обрыв питающего провода устройства;
- Повреждение блока зарядного устройства;
- Разрыв контактов, соединений или провода в штекере или блоке питания;
Чаще всего причиной выхода из строя зарядного устройства является разрыв внутренних проводов или повреждение соединений между штекером или блоком. В таких случаях устройство можно отнести в сервис центры или отремонтировать самостоятельно. В данной статье мы рассмотрим второй вариант, в качестве примера мы будем использовать зарядное устройство с тонким штекером от компании Nokia.
Для ремонта зарядного устройства нам понадобятся:
- Обычный мультиметр;
- Нож для разреза проводов;
- Паяльник и припои;
- Изолента и термоусадочная трубка, если такова есть в наличии;
- Моток тонкой медной проволки для соединения контактов или поврежденный частей;
Первое к чему мы приступим – это поиск повреждений в проводе или контактных соединениях. Определить место, где произошел разрыв провод довольно легко, этому способствует нестандартный цвет или меньший диаметр самого провода.
В случае если визуально не смогли определить место разрыва, то повреждением может быть вовсе не разрыв провода, а дефект соединений между блоком устройства или зарядным штекером.
Приступаем к ремонту зарядного устройства. Первым делом отрезаем провод в районе 7-10 см от штекера, в случае если разрыв не обнаружится, мы сможем обратно соединить штекер к блоку питания. Поэтому не желательно отрезать провод близко к штекеру или блоку питания, так как после чего мы не сможем обратно припаять его.
Далее очищаем провод от изоляции (тот который со стороны блока питания). Берем мультиметр и устанавливаем предельно допустимое напряжение до 20В. (Подробнее о том, как пользоваться мультиметром можете узнать в этой статье). Подсоединяем контакты мультиметра к оборванным и очищенным проводам и вставляем зарядное устройство в сеть.
Если мультиметр показывает какое либо значение, то значит повреждений в блоке питания и проводе нету. В нашем случае мультиметр показал 7В – это означает, что блок питания работает исправно, так как номинальное выходное напряжение устройства равно такому же значению.
Проделываем такое же действие со штекером зарядного устройства. Очищаем провод от изоляции и вставляем тонкую проволку во внутреннюю часть контактного провода, это понадобится для точного измерения мультиметром номинального значения штекера.
В мультиметре выбираем режим прозвонки и касаемся одним концом щупа к одному из защищенных проводов, а другим сначала к штекеру, затем к вставленной проволке. В случае если мультиметр издаст звуковой сигнал, то это будет означать что напряжение между штекером и проводом имеется и что сам штекер исправен.
В случае если прибор не издал звукового оповещения, то из этого следует то, что штекер неисправен и в его контактах, возможно, имеются повреждения. В таких случаях можно обратиться в магазин и купить новое зарядное устройство или заменить только штекер, но можно его и отремонтировать, чем мы сейчас и займемся.
В случае если у вас имеется другой исправный штекер, то можно его заменить, просто припаяв новый к старому блоку питания, при этом важно соблюдать полярность, для этого на каждом шнуре имеется цветовая маркировка, требуется все провода припаять по соответствующим цветам.
Но иногда бывает, что цветовая маркировка отсутствует, в таких случаях нужно включить зарядное устройство в сеть, а новый штекер к телефону. Далее нужно присоединить все провода штекера к проводам зарядного блока. В случае если телефон перейдет в режим зарядки, то вы сделали все правильно. Если нет, то меняйте соединения проводов до того момента пока телефон не перейдет в режим зарядки.
После этого приступаем к пайке. Если у вас имеется трубка для термоусадки, то перед тем как паять, надеваем ее к одному из проводов, после чего паяем оба конца, соблюдая полярность, после чего обматываем место соединения изолентой и вновь надеваем термоусадочную трубку.
Но в случае если у вас отсутствует дополнительный штекер, то здесь уже придется ремонтировать старый. Для этого понадобится аккуратно снять ножом со старого штекера резиновое покрытие, при этом старайтесь не повредить соединения самого штекера.
Дальше припаиваем провода от зарядного устройства к очищенному штекеру.
После этого проверяем работоспособность штекера. Включаем зарядной блок в сеть и присоединяем шнур к телефону. Если все работает, изолируем все соединения и присоединяем к штекеру термоусадочную трубку. После чего зарядное устройство готово к эксплуатации.
Но бывает так, что при разрезе провода и проверки напряжения выявилось, что оно отсутствует, то в этом случае придется так же разрезать провод напротив зарядного блока, отступив примерно 7-10см. Требуется защитить от повреждений провод, выходящий из блока питания, после чего нужно измерить наличие выходного напряжения. Если напряжение имеется, то это говорит об исправности зарядного блока.
Далее проверяем вышеуказанным способом штекер зарядного устройства. В случае если прозвонка штекера не выявила напряжения, то отсюда следует, что штекер имеет повреждения.
В нашем случае выявилось, что один проводник штекера оборван. Визуально это сложно выявить. Оптимальным вариантом может быть покупка нового провода и припайка его вместо старого.
В этом случае так же нужно соблюдать полярность, а так же перед пайкой проверить контакты проводов, включив зарядной блок в сеть, а штекер к телефону. Если телефон начал накапливать зарядку, то можно приступить к пайке проводов, после чего заизолируйте их.
Если провод и штекер зарядного устройства исправны, то повреждение, скорее всего, находится в зарядном блоке. Возможно, проблема может быть в разрыве контактов внутри зарядного устройства. Что бы исправить повреждение требуется разобрать блок зарядного устройства и проверить все провода и контакты на наличие разрыва. Если с ними все в порядке, то проблема состоит в самом блоке зарядного устройства. При этом, не обладая навыками электротехники, вы не сможете совершить починку зарядного блока. В этом случае придется купить новое зарядное устройство или отнести старый в сервис центр.
volt-index.ru
Как отремонтировать автомобильное зарядное устройство своими рукамиОписываемое ниже устройство - весьма неплохого качества для своего времени. Изготовленное в 1988 году, оно без особых проблем работало до недавнего времени. Режимы заряда аккумулятора, его тренировки (попеременно заряд-разряд) и активной нагрузки - проще говоря, обычного блока питания для подключения переноски, электровулканизатора и т.п. - и сейчас весьма востребованы любым автолюбителем. | |
После проверки предохранителя ремонт начинаем с изучения схемы. Средняя часть, включающая в себя пять транзисторов, представляет собой реле времени и транзисторные ключи управления тиристорами, осуществляющими работу прибора в режиме "Реле". Этот узел выполнен на отдельной плате.На второй плате размещены узел регулировки зарядного тока (нижняя часть) и управления тиристорами, определяющими величину этого тока. На этой же плате расположены тиристоры, обеспечивающие работу прибора в режиме "Реле", и узел автоматической защиты на транзисторах VT1 и VT2.. | |
При осмотре автомобильного зарядного устройства на предмет поиска внешних повреждений обнаружен оборванный провод, припаиваем его на место. | |
Включаем прибор, лампа "Сеть" горит, но напряжение на клеммах во всех режимах отсутствует, заряда нет. | |
Проверив диоды VD1 и VD2 (Д242), переходим к тиристорам VS1 и VS2 (КУ202Г). Как видно на фото, тиристор пропускает ток и в одном направлении... | |
... и в другом. Пробитые тиристоры можно обнаружить и при помощи тестера, но для обнаружения оборванных придётся собрать хотя бы простейший пробник для проверки тиристоров. | |
Один из тиристоров автоматики также оказался неисправным. | |
После проверки всех полупроводниковых приборов проверяем электролитические конденсаторы на предмет потери ёмкости и повышенный ток утечки. Странно, но в этом конкретном случае за 26 лет работы ни один из них не вышел из строя. | |
Собираем зарядное и включаем - прибор работает только в режиме "Активная нагрузка". Продолжаем изучение схемы... Поскольку ток заряда поддаётся регулировке, то узел регулировки - вне подозрений.При включённом тумблере S1 ("Заряд - Активная нагрузка" в положении "Активная нагрузка") замыкаются выводы коллектора и эмиттера транзистора VT1, благодаря чему отключается узел автоматической защиты на транзисторах VT1 и VT2. Поскольку при выключенном тумблере переход коллектор-эмиттер не открывается, то проверке в первую очередь подлежат элементы VT1, VT2 и C2. После неоднократных проверок деталей VT1, VT2,VS3,VS4 и C2 выявилась неисправность VT2 - при прозвонке он вёл себя как исправный, но под напряжением обрывался эмиттерный переход. | |
Теперь при включении прибор заработал во всех режимах. Остаётся только резистором R13 отрегулировать время разряда в режиме "Реле" в пределах 10-15 сек.Вместо постоянного резистора R18 в более ранних экземплярах устанавливался подстроечный, в случае его присутствия можно подкорректировать им время заряда в пределах 1,5-2 минут. | |
После сборки снова проверяем зарядное устройство. Как и было выставлено, время разряда составляет 15 секунд... | |
... а время заряда - полторы минуты. Итог ремонта - три неисправных тиристора, один транзистор КТ361 и рабочее зарядное устройство, которое прослужит ещё не один год. Смотрите также Как сделать самодельное зарядное устройство |
www.sami-svoimi-rukami.ru