Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов на тиристорах


Простое зарядное устройство для автомобильных АБ

Источники питания

В холодное время года старые автомобильные аккумуляторы начинают "капризничать" и их приходится подзаряжать. В большинстве случаев автолюбителю нужно к утру подзарядить слабый аккумулятор и для этого не обязательно иметь сложное зарядное устройство (ЗУ).

В свое время выпускалось компактное надежное ЗУ для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов, состоявшее из понижающего трансформатора с переключающейся вторичной обмоткой, мостового выпрямителя и амперметра.

Простое зарядное устройство для автомобильных АБ

При изготовлении ЗУ по такой схеме основные сложности возникают с подбором готового трансформатора или намоткой толстым проводом вторичной обмотки с отводами. Подбор готового трансформатора можно упростить, если применить простую схему фазового управления средним значением тока [1]. В этой схеме тиристором VS1 управляет генератор на однопереходном транзисторе VT1 с времязадающей цепочкой (R2+R3)-C3.

Во время положительного полупериода переменного напряжения на вторичной обмотке Т1 конденсатор СЗ заряжается через резисторы R2 и R3. При достижении напряжением на СЗ порогового значения генератор на однопереходном транзисторе VT1 вырабатывает короткий импульс, открывающий тиристор VS1, который остается открытым до кон-, ца положительного полупериода. Момент включения тиристора определяется емкостью конденсатора СЗ и суммарным сопротивлением резисторов R2 и R3. При малом сопротивлении конденсатор быстро заряжается, тиристор открывается в начале полупериода, и среднее значение зарядного тока максимально. При увеличении сопротивления тиристор открывается позже, и ток заряда аккумулятора уменьшается. Величина зарядного, тока устанавливается резистором R2 в пределах 0...5 А.

Когда переменное напряжение проходит через ноль, тиристор закрывается. При отрицательном полупериоде ток через нагрузку не проходит, т.е. тиристор выполняет функции не только регулирующего элемента, но и однополупериодного выпрямителя. Поэтому в схеме обычного выпрямителя нет. Отрицательный полупериод не оказывает влияния и на генератор. Пройдя через резистор R1, он закорачивается на общий провод через стабилитрон VD1, который для отрицательного напряжения — обычный диод. Поэтому в схеме симметричный стабилитрон применять нельзя.

При однополупериодном выпрямлении по вторичной обмотке трансформатора протекает постоянная составляющая тока, под-магничивающая сердечник, что может привести к его насыщению и перегреву обмоток. Поэтому объем сердечника, по сравнению с расчетным, нужно увеличить в 1,5...2 раза.

Понижающий трансформатор, если нет готового, можно применить от лампового телевизора (160...200 Вт). Его вторичные обмотки снимаются и вместо них наматывается новая проводом ПЭЛ 01,56 мм. Тиристор — КУ202Е(И, Л, Н). Его нужно установить на подходящем теплоотводе. Учитывая, что аккумулятора GB1 соединяется с анодом тиристора, VS1 можно закрепить на корпусе зарядного устройства и использовать его в качестве теплоотвода. Конечно, если корпус устройства металлический.

Литература

1. Д.Ленк. Электронные схемы: Практическое руководство. — М.; Мир. 1985.

П.СЕВАСТЬЯНОВ,

 

radiopolyus.ru

Тиристорное зарядное для АКБ

Это зарядное устройство работает по принципу управляемого выпрямителя на тиристорах и не рекомендуется для начинающих радиолюбителей, не имеющих опыта настройки подобных схем. Однако у него есть ряд преимуществ — это экономия на выпрямительных диодах, низкая температура при работе, возможность посадить корпус тиристора на массу, надёжность. Предназначено для зарядки автоаккумуляторов 12 и 24 вольта — с некоторым изменением схемы.

Тиристорное зарядное устройство — схема для 24В

94890987

Тиристорное зарядное устройство — схема для 12В

80743750

В схеме зарядного использовал два тиристора серии 2N690, которые были в моем распоряжении. У них только номинальное напряжение отличается. Другие более дешевые аналоги в корпусе TO-220: TYN616, S6015L, NXP151-500C, или 2N6403G.

24v-battery-charge-2-

Источник опорного напряжения

При полностью заряженном аккумуляторе, ток заряда снижается, когда напряжение батареи выше 14V. ЭлементTL072 U1A — это усилитель ошибки, он усиливает разницу между 5,1В опорного напряжения и обратной связи по напряжению через R6. Если ошибка усилителя не устранена, он продолжает интегрировать его выходное напряжение до тех пор, пока напряжение обратной связи равно опорному напряжению. Функция операционного усилителя заключается в том, чтобы сделать два входных напряжения равными. ОУ используйте LF442 или TL082— это J-FET операционный усилитель.

24v-battery-charge-1-

Компаратор фазовый

На элементе U1B собран фазовый компаратор. Он сравнивает напряжение с выхода усилителя ошибки. При достижении некоторого значения, напряжение генератора превышает ошибку сигнала напряжения (в отрицательную сторону), выход U1B инвертируется на Q3, таким образом, обеспечивая управление тиристорами через R13 — токоограничивающий резистор.

Полностью севший аккумулятор

Zaryadnoe-ustroystvo-9-

Для того чтобы начать работу схемы, надо чтоб аккумулятор обеспечивал некоторое питание, так что, если батарея полностью разряжена, то может оказаться необходимым нажать кнопку «flash”, для начального запуска регулятора ЗУ.

serp1.ru

Зарядное на тиристоре

Приняв решение сделать ЗУ своими руками, мы, после долгих поисков, как правило останавливаемся на несложных схемах. Именно такую, где даже нету мощных выпрямительных диодов с радиаторами, так как функцию выпрямителя напряжения берёт на себя тиристор, мы и предлагаем для сборки. Простое зарядное устройство на основе тиристора показано на схеме ниже. 

Схема электрическая тиристорного зарядного

battery-charger-circuit-1-

   Оно предназначено для аккумуляторов 6-12 вольт на ёмкость до 20А/ч. Тут тиристор преобразует напряжение питающей сети переменного тока, чтобы зарядить АКБ. Когда аккумулятор подключенный к зарядному устройству разряжен, он создаёт падение напряжения. Оно поступает на транзистор Q1 через R4 и D2, что закрывает его. Когда транзистор заперт, управляющий электрод тиристора (h2) получает запускающее напряжение через R1 и D3. Это заставляет его проводить ток и он начинает выпрямлять переменное напряжение от трансформатора. Выпрямленное напряжение поступает на батарею через резистор R6 (5W). Начинается зарядка аккумулятора. Подробнее о параметрах тиристора 2N3668 можно прочитать в документации 2N3668-3669-3670-2N4103.

battery-charger-circuit-2-

Когда аккумулятор полностью заряжен, на базе Q1 через делитель напряжения, выполненный из R3, R4, R5 и D2 формируется напряжение смещения. Оно открывает Q1, который шунтирует пусковое напряжение у тиристора — он закрывается. При этом небольшое количество подзаряда аккумулятора идёт через R2 и D4.

Сборка и настройка зарядки

Соберите схему на печатной плате. Трансформатор Т1 может быть на 230V первичной, и 18V/3A вторичной обмотке. Напряжение батареи, при котором зарядка должна быть остановлена можно установить регулятором R4. Аккумулятор подключен к зарядному устройству с использованием стандартных зажимов крокодил на допустимый ток от 10 ампер.

serp1.ru

зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Опубликовал admin | Дата 5 июня, 2012

     Здравствуйте дорогие читатели. Хочу предложить вашему вниманию зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Схема управления тиристором заимствована от ранее выпускаемого промышленного зарядного для автомобилей. Схема простая и при отсутствии ошибок монтажа, начинает работать сразу.

Самодельное зарядное для авто,shema

     Схема имеет защиту от короткого замыкания соединительных проводов на транзисторе VТ3. Когда аккумулятор не подключен, напряжение между точками 6 и 7 отсутствует – транзистор VТ3 закрыт и релаксационный генератор, собранный на аналоге однопереходного транзистора (VТ1, VТ2) не работает. Тиристор закрыт. При подключении аккумулятора, VT3 открывается, запускается генератор и на выходе появляются импульсы заряда. Зарядный ток регулируется резистором R1. Резисторы R9 и R10 рассчитаны так, что транзистор VT3 открывается при напряжении на аккумуляторе примерно 10 вольт. Если аккумулятор разряжен ниже десяти вольт, то для запуска схемы на короткое время нужно нажать на кнопку принудительного запуска SB1. В качестве выпрямительного моста можно применить четыре диода Д242А или другие им подобные с максимальным прямым током десять ампер. Добавочное сопротивление — Rдобавоч. можно рассчитать по формуле 1. Сопротивление шунта рассчитывается по формуле 2.

Зарядное для авто своими руками, 12

      Но здесь есть большое «НО». Большинство авторов простых, да и не простых, зарядных устройств, использующих импульсное регулирование зарядного тока, культурно умалчивают, чем и как можно замерить ток далеко не синусоидальной формы (Фото 1). Просто рисуют в схемах значок амперметра и все, а дальше,… как хотите. Для замера зарядного тока такой формы необходим амперметр среднеквадратичного (действующего) значения тока, с помощью которого можно точно откалибровать самодельный амперметр. Поэтому у нас все примерно, хотя для зарядного устройства те методы калибровки амперметра, которые я хочу вам предложить, вполне подойдут. И так, нам будет нужна автомобильная фарная лампочка на 24 вольта (для зарядного на 12В) мощностью порядка ста ватт и фоторезистор с омметром, можно мультиметром и еще блок питания, способным отдать в нагрузку постоянный ток равный току заряда вашего аккумулятора. Собираем схемку показанную на рисунке 1 (в лампе используем обе нити накала, ближнего и дальнего света). Включив блок питания, выставляем ток, проходящий через лампу равный, ну например — пять ампер, и замеряем сопротивление освещенного фоторезистора Rф. Лампу и фоторезистор для замеров лучше поместить в коробку (получится своего рода резистивный оптрон), если лампочка будет гореть слишком ярко, при выбранном вами токе, то надо будет подключить еще одну. Лучше чтобы лампы горели в четверть накала. Теперь этот «оптрон» подключаете к своему зарядному и выставляете такой ток, при котором сопротивление фоторезистора будет равно первоначальному значению Rф.     Теперь спокойно калибруете свой амперметр так, чтобы он показывал тоже пять ампер. При увеличении или уменьшении тока относительно пяти ампер, прибор уже будет врать, так как при изменении величины зарядного тока изменяется не только амплитуда зарядных импульсов, но и их форма. Второй способ калибровки заключается в измерении температуры разогрева нагрузочного резистора (например — ПЭВ) при прохождении через него определенного тока. Надеюсь вам понятно. Сперва замеряем температуру нагрузи при прохождении заданного постоянного тока, а потом с зарядного, подаем такой ток, при котором температуры совпадут. Далее калибруем амперметр. Для нас важно знать номинальное действующее значение зарядного тока для данного аккумулятора т.е. Iзаряда = 0,1емкости аккумулятора. И чтобы там не говорили, а степень заряженности данного аккумулятора, можно определить только по плотности электролита. Рисунок печатной платы показан на Рис.2, а вид его на фото2 и 3 (правда еще не дорисована передняя панель). До свидания. К.В.Ю.

Калибровка амперметра, дополнение

Откалибровать амперметр теперь можно с помощью самодельного среднеквадратичного амперметра.

Обсудить эту статью на - форуме "Радиоэлектроника, вопросы и ответы".

Просмотров:235 924

www.kondratev-v.ru

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

 

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками.

Представлена схема зарядного устройства с тиристорным управлением, которое осуществляется сдвигом фаз.Схема проста.  Всю конструкцию я монтировал на обыкновенном оргалите включая и конденсатор (10мкф 100в).

Диоды VD1-VD2 и тиристоры VS1-VS2 необходимо крепить на теплоотводе, тиристоры VS1-VS2 можно смонтировать на общем теплоотводе. Сопротивления R2 и R5 нужно брать не меньше, чем 2 Ватта.

 

 

Схема зарядки для автомобильно акб:

Тип Характеристики Цена, руб
VD1,VD2 Д215Б 15
VS1,VS2 КУ202Н Тиристор 7
VD3-VD5, VD8 КД105Б 1
C1 10 мКф 100В 4
C2 10 мКф 25В 2
R6 25-100 кОм (1 Ватт) 1
R2,R5 34 (2 Ватт) 1
R3 10 кОм переменный 4
R4 360 50 коп

 

Светодиод любой по вкусу.

 

Перечень деталей:

Трансформатор я брал из советской паяльной станции на 250 Ватт и перематывал вторичный провод, мотал я проводом приблизительно 1.8мм на 14В. Можно и тоньше, так как мощности вполне предостаточно, я бы даже сказал с большим запасом, у меня амперметр зашкаливает далеко за 10Ампер. Двухполярное по 13В. Проводом 0.8мм.

Ниже представлены фото трансформатора.

Далее, я всё это собрал в корпусе из старинного осциллографа. Про корпус рассказывать не буду это дело каждого, кто что придумает. Смотрите фото.

ЗУ не нуждается в настройке.

Видео работы ЗУ на примере 12В аккумулятора и лампы накаливания 12В 1.5А.

 

radiostroi.ru

Зарядное устройство на тиристоре CAVR.ru

Рассказать в: Большинство разработчиковсхем ЗУ для автомобильных аккумуляторовпришли к выводу, чторегулятор мощности на тиристореотносительно экономичен и меньше чем прибор собранный на транзисторах. Включение тиристора в импульсных схемах десульфатирует импульсным током старенький аккумулятор и поддерживает в исправном состоянии новый. Подключение тиристора позволяет существенно упростить схему управления напряжением на аккумуляторе. В результате устройство на тиристоре оказалась простым и надежным.Зарядное устройство на тиристореЗарядное на тиристореvs1 открывается во времени, которое расположено в начале положительного(+) полупериода, и закрывается на время отрицательного (-) полупериода. Источник опорного напряжения, собранный на резисторе r2, диоде vd3, стабилитроне vd4 и ёмкости c2 и напряжение на аккумуляторе сравнивается в начале + полупериода на ноге управление тиристора vs1. Включение тиристора (открыт - закрыт) зависит от напряжения, которое снимается с резистора r3. С течением времени батарея заряжается, что ведёт к увеличению напряжение на ней. Тиристор начинает открываться позже и закрываться раньше. Амперметр необходимо включать в цепь до r нагрузки r5. Амперметр в схеме зарядных устройств на тиристорах обычно показывает на 0,4-0,5 ампер больший ток, чем есть на самом деле, это происходит из-за шунта r5. Благодаря этому стрелка амперметра не уходит в минус а остаётся на "0" шкалы.ЗУ на тиристоре циклически разряжает аккумулятор во время отрицательного полупериода u, что приводит к процессу десульфатации пластин аккумулятора, этот процесс происходит благодаря r нагрузки r5. Если Вы не планируете весь процесс зарядки аккумулятора находиться рядом с зарядкой можно собрать схему защиты аккумуляторной батареи от глубокого разряда (из-за r5) при пропадании 220в. Схема собирается на реле К1 и выпрямителе vd1c1. В этой схеме vd2 служит шунтом для противоположных ЭДС. Зарядное устройство на тиристоре содержит стандартный трансформатор ТПП294-220-50 или другой на 10 А и напряжение около 35 вольт. Раздел: [Зарядные устройства (для авто)] Сохрани статью в: Оставь свой комментарий или вопрос:

www.cavr.ru