Зарядное устройство автомобильных АКБ 12 в на тиристорах КУ202Н | РадиоДом - Сайт радиолюбителей. Тиристорное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора


Мощное тиристорное зарядное устройство для автомобильных АКБ 12 вольт на КУ202Н | РадиоДом

Описываемое зарядное устройство было разработано для восстановления и заряда АКБ автомобилей и мотоциклов. Его главная особенность — это импульсный ток заряда, что положительно сказывается на времени и качестве регенерации АКБ.В новой разработке использована схема на составных тиристорах, расширена полоса регулирования, не требуются мощные охлаждающие теплоотводы. Схема отрабатывает не только оптимальные условия заряда и восстановления АКБ, но и защищает их при достижении номинального уровня напряжения на клеммах.Напряжение из переменной сети поступает на силовой трансформатор Т1 через сетевой фильтр, составленный из конденсаторов С1, С2 и сетевого дросселя T2 со встречно-параллельно включенными обмотками. Этим фильтром гасятся возникшие в результате включения тиристоров VS1 ...VS3 помехи. Сетевые помехи после выпрямительного моста VD1 фильтруются конденсатором C5. В схему управления ключевым тиристором входят маломощный тиристор VS1 с цепями управления на резистивном делителе R1-R2-R3 и светодиоде индикации HL1. Нижнее плечо делителя образуют резистор R2 и светодиод HL1, выполняющий две функции: индикатора наличия сетевого напряжения и стабилизатора напряжения управления. Резистором R3 плавно регулируют ток заряда.Резистор R4 в анодной цепи тиристора VS1 ограничивает ток управления ключевого тиристора VS2 на номинальном уровне. Цепочка R5-HL2 является нагрузкой VS1, а свечение HL2 указывает на заряд АКБ.Сигнал управления с движка R3 (регулируемый уровень постоянного напряжения) подается на управляющий электрод тиристора VS1 и при определенном напряжении на его аноде открывает VS1. На цепочке R5-HL2 появляется напряжение, поступающее на управляющий электрод силового тиристора VS2 и включающее его. Ток с выпрямительного моста VD1 через открытый тиристор VS2 проходит через измерительный прибор PA1 на заряжаемый АКБ GB1. Конденсаторы СЗ и С4 снижают помехи в цепях, что устраняет случайные переключения тиристора управления VS1. 

Для защиты АКБ от перезаряда служит схема ограничения. Коммутатор на тиристоре VS3 отключает силовой тиристор VS2 при увеличении напряжения на АКБ выше заданного предела. При открывании тиристора VS3 напряжение на его аноде снижается практически до нуля, как и напряжение на управляющем электроде тиристора VS1, который при этом закрывается. Силовой тиристор VS2 также закрывается, и зарядка аккумулятора GB1 прекращается. Светодиод HL2 гаснет. При длительном саморазряде аккумулятора GB1 напряжение на его клеммах снижается, и заряд аккумулятора возобновляется. Диод VD2 препятствует обратной подаче напряжения с резистора R 9 на управляющий электрод тиристора VS1 в цепь регулировки тока заряда. Для нормальной работы защиты напряжение на аккумуляторе не должно превышать 16,2... 16,8 вольт. Установка напряжения срабатывания защиты выполняется резистором R7. Изначально движок резистора R7 устанавливается в верхнее по схеме положение. При срабатывании защиты измеряется напряжение на АКБ, затем движок медленно "опускается" вниз и контролируется напряжение включения заряда.Основные технические характеристики тиристорного зарядного устройства: Напряжение сети: 190-230 вольт Мощность: 200 ватт Максимальный ток нагрузки: 20 ампер Средний ток заряда: 3-5 ампер КПД: более 80% Номинальное напряжение АКБ: 12 вольт Ёмкость АКБ: 55-240 А.Ч Время заряда: 1-3 часаВсе радиокомпоненты устройства как отечественные так и зарубежные: FU1 - плавкий предохранитель на 2 ампера T1 - сетевой трансформатор на 16-18 вольт и 20 ампер T2 - TLF214 VS1, VS3 - КУ101Б VS2 - Т122-25-6 - можно заменить на КУ202Н VD1 - RS405L VD2 - Д106Б - заменим на Д226Б VD3 - Д818Г - заменим на КС168Б HL1 - АЛ307Б - "Сеть" HL2 - АЛ307В - "Заряд" R1 - 1,5 кОм R2, R5 - 2,2 кОм R3 - 47 кОм R4 - 120 Ом R6 - 1,3 кОм R7 - 10 кОм R8 - 33 кОм R9 - 510 Ом C1 - 0,33 мкФ х 275 вольт C2 - 0,1 мкФ х 450 вольт C3 - 0,1 мкФ C4 - 2,2 мкФ х 16 вольт C5 - 0,33 мкФ C6 - 1 мкФ х 16 вольт

radiohome.ru

Зарядные устройства на тиристорах для автомобильного аккумулятора

Зарядное устройство на тиристорах для аккумулятора обладает рядом преимуществ. Такая схема позволяет безопасно зарядить любую автомобильную батарею на 12 В, без риска закипания.

Дополнительно приборы данного типа подходят для восстановления свинцово-кислотных батарей. Достигается это за счет контроля параметров зарядки, а значит возможности имитировать восстановительные режимы.

Содержание статьи:

Импульсное зарядное устройство на КУ202Н

Распространенная, простая, но очень эффективная схема тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности уже давно используется для заряда свинцовых аккумуляторов.

Зарядка на КУ202Н позволяет:

Схема тиристорного зарядного устройства на КУ202Н

Схема тиристорного зарядного устройства на КУ202Н

  • добиться зарядного тока до 10А;
  • выдавать импульсный ток, благоприятно влияющий на продолжительность жизни АКБ;
  • собрать устройство своими руками из недорогих деталей, доступных в любом магазине радиоэлектроники;
  • повторить принципиальную схему даже новичку, поверхностно знакомому с теорией.

Условно, представленную схему можно разделить на:

  • Понижающее устройство – трансформатор с двумя обмотками, превращающий 220В из сети в 18-22В, необходимых для работы прибора.
  • Выпрямительный блок, преобразующий импульсное напряжение в постоянно собирается из 4-х диодов или реализуется с помощью диодного моста.
  • Фильтры – электролитические конденсаторы, отсекающие переменные составляющие выходного тока.
  • Стабилизация осуществляется за счет стабилитронов.
  • Регулятор тока производится компонентом, строящимся на транзисторах, тиристорах и переменном сопротивлении.
  • Контроль выходных параметров реализуется с помощью амперметра и вольтметра.

Принцип работы

Схема зарядного устройства с тиристором

Схема зарядного устройства с тиристором

Цепь из транзисторов VT1 и VT2 контролирует электрод тиристора. Ток проходит через VD2, защищающий от возвратных импульсов. Оптимальный ток зарядки контролируется компонентом R5. В нашем случае, он должен быть равен 10% от емкости аккумулятора. Чтобы контролировать регулятор тока, данный параметр перед клеммами подключения необходимо установить амперметр.

Питание данной схемы осуществляется трансформатором с выходным напряжением от 18 до 22 В. Обязательно необходимо расположить диодный мост, а также управляющий тиристор на радиаторах, для отвода избытка тепла. Оптимальный размер радиатора должен превышать 100см2. При использовании диодов Д242-Д245, КД203- в обязательном порядке изолируйте их от корпуса устройства.

Данная схема зарядного устройства на тиристорах обязательно должна комплектоваться предохранителем для выходного напряжения. Его параметры подбираются согласно собственных нужд. Если вы не собираетесь использовать токи более 7 А, то предохранителя на 7.3 А будет вполне достаточно.

Особенности сборки и эксплуатации

Схема проверки теристора

Собранное по представленной схеме зарядное устройство в дальнейшем можно дополнять автоматическими защитными системами (от переполюсовки, короткого замыкания и др). Особенно полезным, в нашем случае будет установка системы отключения подачи тока при заряде батареи, что убережет ее от перезаряда и перегрева.

Другие защитные системы желательно комплектовать светодиодными индикаторами, сигнализирующими о коротких замыканиях и других проблемах.

Внимательно следите за выходным током, так как он может изменяться из-за колебаний в сети.

Как и аналогичные тиристорные фазоимпульсные регуляторы, собранное по представленной схеме зарядное устройство создает помехи радиоприему, поэтому желательно предусмотреть LC-фильтр для сети.

Тиристор КУ202Н можно заменить аналогичными КУ202В, КУ 202Г или КУ202Е. Также можно использовать и более производительные Т-160 или Т-250.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Тиристор самодельный

Тиристор самодельный

Для собственноручной сборки представленной схемы понадобится минимум времени и сил, вместе с невысокими затратами на компоненты. Большую часть составляющих можно легко заменить на аналоги. Часть деталей можно позаимствовать у вышедшего из строя электрооборудования. Перед использованием, компоненты следует проверить, благодаря этому собранное даже из б/у деталей зарядное устройство, будет работать сразу после сборки.

В отличие от представленных на рынке моделей, работоспособность собранного своими руками зарядного сохраняется в большем диапазоне. Вы можете зарядить автомобильный аккумулятор от -350С до 350С. Это и возможность регулировать выходной ток, давая батарее большой ампераж, позволяет за короткое время компенсировать батарее заряд, достаточный для поворота стартером мотора.

Тиристорные зарядные устройства имеют место в гаражах автолюбителей, благодаря их возможностям безопасно заряжать автомобильный аккумулятор. Принципиальная схема данного прибора позволяет собрать его самостоятельно, используя товары с радио рынка. Если знаний недостаточно, можно воспользоваться услугами радиолюбителей, которые за плату в разы меньшую, чем стоимость магазинного зарядного устройства, смогут собрать вам аппарат по предоставленной им схеме.

akkuminfo.ru

Зарядное устройство автомобильных АКБ 12 в на тиристорах КУ202Н | РадиоДом

Несложная электрическая схема самодельного зарядного устройства автомобильных АКБ на тиристорах КУ202Н. Напряжение на выходе зарядного устройства можно изменить плавно от 0 до 20 вольт. Максимальный ток заряда до 10 ампер.Трансформатор применим мощностью 160-220 Ватт. Можно использовать трансформатор от советского черно-белого телевизора ТС-180, у которого удаляют все обмотки и оставляют только первичную на 220 вольт, и наматывают на двух катушках две секции проводом ПЭ диаметром 2-2,4 мм на напряжение 26 вольт.  Зарядное устройство автомобильных АКБ 12 в на тиристорах КУ202Н
В каждой секции укладывают 39 витков. Диоды VD1 и VD2 типа Д242А. Тиристоры VS1 и VS2 типа КУ202Н. Стрелочный индикатор для измерения тока и напряжения желательно использовать любой постоянного тока чувствительностью не менее 0,1 мА.Все радиокомпоненты зарядника отечественные и возможно имеют импортные аналоги:Диоды VD3 и VD6 типа Д227. Стабилитроны VD7, VD8 типа Д814А. Транзисторы VT1 типа КТ361, VТ2 типа КТ315. Резисторы R1, R2 по 33 кОм 0,25 Ватт; R3, R4 51 Ом 0,125 Ватт; R6 2 кОм 0,125 Ватт; R8 15 кОм 0,125 Ватт; R9 1 кОм 0,125 Ватт; R10 20 кОм 0,125 Ватт; R11 30 кОм 0,125 Ватт; R7 типа СП-0,5 150 кОм; R5 510 Ом 5 Ватт — нагрузочный резистор, его используют при настройке зарядного устройства. C1 0,1 мкФ.  Для заряда АКБ необходимо подключить к клеммам «+» и «-» и, установив переключатель S2 в положение «U», измерить напряжение АКБ. Для запуска включить зарядник в сеть 220 вольт, устанавливаем переключатель в положение «А», а ток заряда регулируют резистором R7 равным от 0,1 Q. Будьте внимательны при работе с сетевыми устройствами.

Похожие статьи: 

radiohome.ru