Универсальное зарядное устройство: как восстановить работоспособность аккумулятора. Универсальный зарядный аккумулятор
Универсальное автоматическое зарядное устройство для различных типов аккумуляторов Soshine h3. Universal Charger for Li-ion/LiFePO4 26650 18650 16340 NiMH C AA AAA +Car Chager+USB
На тот момент, я только-только обзавелся двухколесным другом, и, по совету друзей, стал потихоньку подкупать в разы дешевле спортмастеров-триал-спортов вело принадлежности. Конечно же без фонарей и Bogeer-Y813 тут не обошлось))) и себе и брату… и задний стоп-сигнал… дальше больше: беспроводная мышь, очки, квадрокоптер, носки, ягоды, меламиновые губки, швабра СТОП!!! Наверное у каждого, кто читает это, с пониманием растянулась улыбка))) Ладно, отвлекся, продолжим: В общем с растущим количеством аккумуляторов и их «разномастности» давно присматривался к подобного рода устройствам, но цена, честно говоря, «кусалась». И тут неожиданно (вроде бы в групповых покупках) мне попалось это устройство. И вот… пока земноводное не очнулось, пальцы моментально набрали по памяти цифры с пластика и через несколько дней трек код был забит под меткой «Зарядник» на post-tracker.ru. Шел зарядник недолго — 17.06 поступил на почту китая, а 08.07. статус изменился на «вручение адресату».
Фото устройства и комплектность
Теперь немного о работе данного устройства. У него два независимых батарейных отсека, у каждого имеется кнопка «mode» которая позволяет переключать отображаемую на экране информацию (время с начала заряда, потребленный ток). Также присутствует возможность заряда аккумулятора типа «крона», но для нее клавиши отдельной нет, и поскольку у меня нет такого типа аккумулятора — ничего сказать по этому поводу не могу… Итак, вставляем аккумулятор в универсальный держатель, сразу загорается зеленоватая подсветка экрана, запускается таймер и идет определение типа аккумулятора. После того, как он определился загорается его тип, выставляется нужное напряжение и бегущий индикатор батарей говорит о том, что пошла зарядка. После окончания устройство автоматически отключается, и на экране показывается что батарея заряжена. Можно клавишей «mode» полистать информацию о том, сколько времени заряжалась данная батарея, сколько миллиампер в нее «впихнуто» (мне кажется что это и есть реальная емкость данного аккумулятора).Немного фото коробки с характеристиками устройства
Плюсы: 1) Качество материалов, коробки и исполнения на «5+» 2) «Всеядный» (различные поддерживаемые типы аккумуляторов, и источниковдля зарядки) 3) На мой взгляд низкая цена
Минусы: 1) Не умеет разряжать аккумуляторы (если честно мне это не нужно… сейчас настолько низкая их стоимость, что «учить» их нет смысла, испортил — выкинул и купил новый) 2) Нет возможности регулировки тока заряда, хотя тоже спорный минус… если он действительно на автомате подбирает оптимальный ток, то в этом нет необходимости
Комнатная сова
Ну вот, первый обзор готов) Комментируйте.
mysku.ru
Универсальное зарядное устройство: как восстановить работоспособность аккумулятора
Универсальное зарядное устройство типа «лягушка» широко применяется для наполнения током литиевых аккумуляторов, используемых в сотовых телефонах и других малогабаритных технических устройствах. Данное приспособление не может заряжать другие типы аккумуляторов. Его также применяют для раскачки совершенно разряженных накопителей энергии.
Универсальное зарядное устройство для телефонов имеет на своем корпусе два раздвижных уса, с помощью которых его подключают к контактным площадкам аккумуляторов. В некоторых случаях таких мест на батарее может быть от двух до четырех.
При подключении к аккумулятору усы устройства раздвигают на требуемое расстояние и устанавливают на минусовую и плюсовую площадки батареи. При этом соблюдать полярность не всегда обязательно. Автоматический прибор самостоятельно определит данный параметр.
Если универсальное зарядное устройство имеет на корпусе кнопки, то после присоединения батареи необходимо убедиться в правильности подключения. Для этого следует нажать левую кнопку. Если загорелся диод, расположенный под надписью «FUL» и «CON», значит, прибор подключен верно. Если индикаторы не загорелись, можно судить о неправильности соединения или полной разрядке батареи. В такой ситуации следует поменять полярность. Если и на этот раз после нажатия кнопки нет результата, то можно сделать вывод о полной разрядке аккумулятора или, возможно, усы не касаются отсеков батареи.
После того как универсальное зарядное устройство с установленным аккумулятором будет подключено к электросети, можно увидеть мигание индикатора заряда, диода, расположенного под надписью «СН». После полной зарядки батареи загорается надпись «FUL». Если после подключения к розетке «CH»-индикатор заряда не начал мигать, то необходимо проверить полярность подключения или соединение усов с контактными площадками. Для этого можно нажать кнопку смены полярности, если она входит в устройство «лягушки».
О выходе из строя аккумуляторной батареи могут свидетельствовать следующие факторы:
- универсальное зарядное устройство не начало производить зарядку;
- после подключения сразу же загорается надпись «FUL»;
- батарея очень быстро (в течение 5-10 минут) заряжается.
Накопители энергии, имеющие большое число контактных областей, также можно зарядить посредством «лягушки». Однако для этого необходимо разобрать аккумулятор и подсоединить устройство прямо к банке, миновав контроллер батареи. Это делают, если контроллер не позволяет осуществить зарядку через контактные площадки.
Раскачку разряженного накопителя производят, используя универсальные зарядные устройства. Если телефон длительное время не работал, то батарея могла сильно разрядиться. В таком случае подзарядка посредством входящего в комплект устройства может быть невозможна. На помощь приходит «лягушка».
Чтобы восстановить аккумулятор, достаточно подключить универсальное зарядное устройство на пять минут к батарее телефона. Дальше аккумулятор можно наполнять энергией уже в корпусе мобильника.
Время зарядки зависит от емкости батареи, оно может длиться от 2 до 5 часов.
fb.ru
О зарядных устройствах для разных типов аккумуляторов
Написано 4 января 2018от generator-prosto.
Современного человека окружает много различной техники, которая работает от аккумуляторов. Это мобильный телефон, ноутбук, электроинструмент, фонарь, автомобиль и т. д. Все эти вещи, на первый взгляд, не связаны. Но все они при функционировании используют аккумулятор. Перед владельцем всех этих вещей встаёт вопрос об обслуживании и периодической зарядке всех этих аккумуляторов. Для того чтобы зарядить аккумуляторы, требуется зарядное устройство. Лишь некоторые из перечисленных устройств имеют штатные возможности для подзарядки. Например, у фонарика может быть сделана вилка для подключения в сеть 220 вольт, аккумулятор в автомобиле подзаряжается от генератора. Но в большинстве случаев для полноценной зарядки требуется зарядное устройство (ЗУ). В этой статье мы поговорим о разных типах зарядных устройств и о требованиях к ним.
Содержание статьи:
Зарядные устройства для разных типов аккумуляторов
Для разных типов аккумуляторов выпускаются разные зарядники. Вот основные типы зарядных устройств:
- Для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов;
- Для щелочных аккумуляторов;
- ЗУ для литиевых батарей;
- Универсальные зарядные устройства.
Давайте, рассмотрим их подробнее.
ЗУ для свинцово-кислотных батарей
В большинстве легковых и грузовых автомобилей используются именно свинцово-кислотные аккумуляторы. В этом случае ЗУ используется для полной зарядки АКБ, пока автомобиль находится в гараже или на стоянке.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Сегодня в магазинах предлагается множество ЗУ для автомобильных батарей. Чтобы выбрать необходимое, нужно учесть ряд характеристик АКБ, используемой в вашей машине. На что обратить внимание?
- Тип аккумуляторной батареи. Самые распространённые аккумуляторы для автомобилей – это WET (обычные с жидким электролитом), AGM (электролитом пропитано стекловолокно), GEL (электролит в гелеобразном состоянии). О зарядных устройствах для AGM и GEL будет сказано ниже;
- Номинальное напряжение АКБ. На легковых машинах работают аккумуляторы 12 вольт. На некоторых грузовиках и спецтехнике устанавливаются батареи номиналом 24 вольта;
- Ёмкость аккумулятора. Этот параметр также потребуется при выборе характеристик ЗУ. В большинстве случаев ёмкость нанесена крупным шрифтом на наклейке батареи. Единица измерения — ампер-часы.
По этим параметрам выше следует выбирать ЗУ. Существуют три большие группы таких устройств: зарядные, пусковые и пуско-зарядные. Последние являются универсальными и позволяют зарядить аккумулятор и запустить двигатель. Среди пусковых устройств есть отдельная группа – это портативные зарядные устройства. Они выполнены на базе литиевых или гелевых аккумуляторов, и предназначены для пуска двигателя в дороге, если основная АКБ села.
Что касается пуско-зарядных устройств, то вам самим надо решить, нужна ли вам функция запуска мотора. Если автомобиль стоит у дома или на стоянке, использовать такое ЗУ вы всё равно не сможете, поскольку требуется подключение к электросети. Тогда есть ли смысл переплачивать на лишние функции?
Стоит также отметить, что по конструкции зарядные устройства различаются на импульсные и трансформаторные. Трансформаторные имеют большие габариты из-за присутствия в них трансформатора и выпрямителя. Такие ЗУ чаще используются в сервисах аккумуляторщиками. Для бытового использования чаще берут импульсные модели, которые построены на основе инвертора. Такие зарядники компактны и не занимают много места.
Зарядное устройство Бош
Теперь, давайте, рассмотрим основные параметры ЗУ для автомобильного аккумулятора, и на что они влияют.
Ток зарядки. Эта характеристика выбирается по величине ёмкости АКБ. Заряжать аккумулятор рекомендуется током 0,1*С. С — это номинальная ёмкость. То есть, для аккумулятора ёмкостью 55 Ач оптимальным током зарядки считается 5,5 ампера. Зарядное устройство должно обеспечивать возможность подачи такого тока. Допускаются меньшие значения, но в этом случае процесс зарядки будет идти дольше. У современного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора часто можно встретить режим Boost для ускоренной зарядки. Он не должен превышать штатную силу тока больше чем на 30 процентов. Специалисты рекомендуют применять такой режим только в случае крайней необходимости.
Лучше всего выбрать ЗУ, которое выдаёт зарядный ток немного выше номинала для вашей батареи. В этом случае устройство не будет работать грани своих возможностей. В идеале берите ЗУ с ручной регулировкой зарядного тока. Такие модели дороже, но они того стоят. Ими вы сможете заряжать аккумулятор малым током при фиксированном напряжении. Таким способом АКБ заряжается дольше, но более полно и равномерно.
А также следует обратить внимание на возможные режимы работы ЗУ. Выше уже говорилось о наличии режима Boost. В некоторых ситуациях он может вам пригодиться. Например, когда аккумулятор сел и нужно срочно ехать. С помощью этого режима за 15-20 минут можно зарядить АКБ до такого состояния, что можно будет пустить мотор автомобиля. Желательно, чтобы ЗУ имело возможность зарядки в полностью автоматическом (включил и забыл) и ручном (при постоянном токе или напряжении) режимах.
Есть профессиональные модели зарядных устройств, которые могут одновременно заряжать несколько АКБ. Но обычным владельцам авто они вряд ли пригодятся. Такие «комбайны» используют профессиональные аккумуляторщики в сервисах.
Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов
Аккумуляторы AGM и GEL имеют некоторые особенности зарядки, и для них существует отдельная группа ЗУ. AGM аккумуляторы сейчас можно встретить на автомобилях с системой «Старт-Стоп», а GEL больше используются на мотоциклетной технике и водных транспортных средствах.
Зарядное устройство для гелевого аккумулятора
Давайте, разберёмся, в чём особенности зарядки гелевых аккумуляторов, и почему их нельзя заряжать стандартным ЗУ.
- Нагрев. Гелевой АКБ нельзя давать перегреваться. В случае AGM аккумуляторов это приведёт к отслоению стекловолокна от пластин электродов. То есть, ЗУ должно выключить подачу тока сразу по окончании зарядки. Кроме того, должна быть предусмотрена защита от перегрева аккумулятора при зарядке;
- Стабильность электрических параметров. Напряжение должно быть стабильным во времени. А если его величина меняется, то это должно происходить плавно без скачков. Ток зарядки также должен быть стабильным. Нельзя допускать его выхода за допустимые границы. Гелевые аккумуляторы к этому чувствительнее, чем обычные WET.
Требования к ЗУ для гелевых аккумуляторов приведены ниже.
Каким требованиям должно удовлетворять зарядное устройство для гелевых аккумуляторов?
- Зарядка с учётом нагрева. Устройство должно быть с температурной компенсацией. ТО есть, условия зарядки АКБ должны корректироваться в зависимости от температуры ОС и самой батареи. Например, если аккумулятора нагрелся на 10 градусов, то корректировка напряжения должна составлять 0,3–0,4 вольта на уменьшение. В идеальном случае зарядное устройство должно уметь делать перерывы при достижении определённого порогового значения температуры;
- Возможность регулировки тока. Зарядка гелевых АКБ, как и WET, ведётся током 0,1*С. Однако, в этом случае превышение тока приводит к значительному сокращению срока эксплуатации, а порой и к выходу из строя;
- Зарядка должна быть стадийной. Специалисты советуют покупать такие устройства, которые выполняют заряд гелевой батареи в три этапа. Первый этап подразумевает заряд с увеличением напряжения. Второй этап – это постоянное напряжение с постепенно снижающимся током зарядки. А на третьем этапе (компенсирующий заряд) аккумулятор заряжается при минимальных значениях тока и напряжения. Третья стадия нужна, если АКБ будет находиться на хранении. Это позволяет скомпенсировать саморазряд;
- Рабочая температура. Этот параметр важен не только для гелевых зарядников, но и обычных. Подавляющее большинство моделей функционирует в температурном интервале 5-40 С. То есть, заряжать зимой на балконе или в холодном гараже уже не получиться. Если есть возможность, то покупайте зарядку с расширенным диапазоном рабочей температуры.
Зарядные устройства для щелочных аккумуляторов
Здесь речь пойдёт о ЗУ для зарядки никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторных элементов, которые часто можно встретить в аккумуляторах для шуруповёртов и прочем портативном инструменте. Есть разновидности щелочных АКБ, которые используются в качестве тяговых на складской технике. Но устройства для их зарядки мы рассматривать не будем по причине их узкой специализации. Мы рассмотрим требования к ЗУ, которыми заряжают батарейки из различной техники (АА, ААА и прочие).
Зарядное устройство для Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов
Для зарядки щелочных аккумуляторов могут применяться различные способы, которые учитывают особенности того или иного типа. То есть, подобные ЗУ можно назвать универсальными в рамках группы щелочных АКБ. Можно выделить следующие методики зарядки аккумуляторов:
- При постоянном зарядном токе;
- При снижении зарядного тока;
- Ступенчатое изменение тока заряда;
- При постоянном напряжении;
- Варианты, которые комбинируют предыдущие.
Пользователь аккумуляторов всегда стремиться ускорить их зарядку. Особенно, если они используются в какой-то производственной деятельности. Ограничением в этом ускорении являются требования к зарядке от производителей АКБ. На эти требования завязана и гарантия на аккумуляторы.
Стоит также отметить некоторые вещи, касающиеся конкретных режимов зарядки. Чаще в магазинах предлагаются универсальные ЗУ, имеющие «мозги» для зарядки разных типов щелочных АКБ. Там действия пользователя сводятся к выбору типа аккумуляторов и запуска процесса зарядки. Более продвинутые позволяют устанавливать ток, напряжение, продолжительность заряда. Есть и простые ЗУ для одного типа АКБ. В этом случае помните следующее правило — ЗУ для Ni-MH батарей годятся для Ni-Cd, но не наоборот.
Зарядное устройство с выбором под разный типоразмер
Каким требованиям должно удовлетворять универсальное ЗУ для щелочных батарей?
- Если речь идёт об универсальных ЗУ, то в них обязательно должна быть возможность выбора зарядного тока для разных батареек. Бюджетные устройства, как правило, лишены такой возможности. Там сила ток определяется в зависимости типа АКБ;
- Посадочные места универсального зарядного устройства должны принимать разный типоразмер батареек. Или конструкция должна предусматривать какую-либо трансформацию для этого;
- Кроме того, стоит обратить внимание на то, какие способы контроля за окончанием процесса зарядки есть в зарядном устройстве. Это особенно важно для никель-металлогидридных аккумуляторов. Лучше всего, если будут: контроль по дельте напряжения, по температуре, а также скорости изменения последней. А также должен быть контроль общего времени процесса, который требуется для полной зарядки АКБ;
- Должна быть предусмотрена возможность распознавания установки аккумулятора в ЗУ;
- Неплохо иметь функцию распознавания первичных источников тока. Попросту говоря, обычных батареек АА и ААА. Это пригодиться, если вы перепутаете их с аккумуляторами.
Зарядник для литиевых АКБ
Литиевые аккумуляторы сегодня широко используются в сотовых телефонах, планшетах, ноутбуках и другой потребительской электронике. В большинстве случаев они заряжаются в тех же устройствах, что и эксплуатируются. Также часто встречается зарядка подобных АКБ от компьютера через интерфейс USB или от автомобильной сети через различные переходники.
Зарядное устройство для литиевого аккумулятора
На выходе ЗУ для литиевых батарей должно быть напряжение 5 вольт и ток от 0,5 до 1 Сн (номинальная ёмкость). Для батарей телефонов зарядный ток обычно составляет 1 ампер, для планшетов — 2 ампера, для ноутбуков — 3 и более ампера. Отличительной особенностью литиевых аккумуляторов является то, что их зарядка выполняется через контроллер. Это специальная плата, управляющая процессом зарядки.
Солидные производители ЗУ реализуют процесс заряда литиевых аккумуляторов в несколько разных этапов. На первой стадии держится постоянный ток (от 0,2 до 1 С) и напряжение (от 4,1 до 4,2 В). Величины указаны из расчёта на один аккумуляторный элемент. Первый этап длится около 40 минут. На второй стадии постоянным поддерживается только напряжение, а ток постепенно падает. Для того чтобы ускорить зарядку, в некоторых ЗУ используется импульсный режим. Третий этап представляет собой компенсирующий заряд, если аккумулятор находится на хранении.
Повышение напряжения выше 4,1 вольта крайне не рекомендуется из-за начала окислительных реакций. Из-за этого срок службы АКБ сокращается. В некоторых типах литиевых батарей эти проблемы решаются легирующими добавками.
Аккумуляторные элементы литиевого типа имеют высокую чувствительность к излишнему заряду. В этом случае на отрицательном электроде начинает образовываться металлический литий, который очень активен. Он вступает в реакцию с электролитом, выделяется кислород и в корпусе аккумулятора увеличивается давление. Из-за этого может произойти разгерметизация и дальнейшее воспламенение. Чтобы такого не происходило, в литиевых аккумуляторах есть плата защиты или контроллер.
Контроллер литиевого аккумулятора
Эта плата с управляющей микросхемой контролирует заряд-разряд аккумуляторных элементов. Иногда она ещё может вести контроль по температуре с использованием температурного датчика. В некоторых типах элементов (например, 18650) ещё используется защита в виде механического клапана. Он открывается при увеличении давления сверх допустимого.
Всё это было сказано для того, чтобы вы учли меры безопасности при выборе ЗУ для литиевого аккумулятора. Если вы будете вести зарядку каким-то сторонним зарядным устройством, оно должно иметь функционал для контроля напряжения на банке, а также температуры. В противном случае этот процесс может закончиться печально.
Универсальный зарядник для аккумуляторов
Кроме зарядных устройств, предназначенных для зарядки определённых типов аккумуляторов, существуют «универсальные комбайны». Один из таких комбайнов – это зарядник iMAX B6 mini от SkyRC, который вы можете видеть на фото ниже.
Универсальное ЗУ iMAX B6 mini
Интеллектуальное ЗУ iMAX B6 может заряжать и разряжать следующие типы аккумуляторных батарей:
- Литий-ионные;
- Литий-полимерные;
- Li-Fe;
- Никель-кадмиевые;
- Никель-металлогидридные;
- Свинцово-кислотные.
Зарядное и балансировочное устройство iMAX B6 Mini может заряжать как один аккумуляторный элемент, так и несколько сразу. Это может понадобиться для сборки Ni-Cd или Ni-MH аккумуляторов по 1,2 вольта, функционирующих в сборке. Или это может быть сборка литиевых 18650 в аккумуляторной батарее. При необходимости, с помощью iMAX B6 Mini можно разрядить все указанные выше виды аккумуляторов. Устройство также замеряет ёмкость АКБ в процессе заряда или разряда.
Функционирование ЗУ iMAX B6 Mini обеспечивает микропроцессор. Имеется функция отключения, если элемент неисправный. Можно вести зарядку до определённого уровня (степени заряженности). Если подключить температурный датчик, то можно остановить зарядку аккумулятора при определённой температуре. Зарядное устройство от SkyRC может выполнять балансировку батарей, имеющих в своём составе от 2 до 6 элементов.
В iMAX B6 Mini есть возможность использовать ускоренную зарядку аккумуляторных элементов. Кроме того, существует режим хранения батарей литиевого типа. Допускается установка циклического режима работы от 1 до 5 циклов. Это пригодится при проведении тренировочных циклов. В памяти iMAX может держать до 5 предустановок. Так, что если вы часто имеет дело с разными типами аккумуляторов в быту и на работе, то универсальное зарядное устройство может пригодиться.Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.
Популярные статьи:
Опубликовано в Аккумуляторыgenerator-prosto.ru
Универсально зарядное устройство Li-Ion для двух аккумуляторов от USB
Имеются следы флюса, пайка аккуратная, но вот минусовой контакт с пружиной зажат клёпкой, края клёпки могут задеть плюсовой контакт, по этому лучше покрутить клёпку и запаять, чтобы не было замыкания. Модель платы XXC-5P-358 2P ревизия 1.1 Вход зарядного устройства microUSB.
Плата одета на стойки которые так же были приклеены к корпусу. На задней крышке корпуса ножки без резинок, сэкономили китайцы. Так же надпись на энгише: Только для использования внутри помещений
Без аккумуляторов светодиоды горят зелёным цветом.
Вставляем разряженный аккумулятор, светодиод зажигается красным цветом. Особенностью данного зарядное устройства, является то, что аккумуляторы с защитой вставляются без проблем, не надо ничего допиливать.
Аккумулятор зарядился, светодиод снова стал зелёном.
Зарядим ещё пару аккумуляторов, а потом сделаем замеры тестером. Много фоток выкладывать не буду, аккумуляторы зарядились, я померил напряжение каждого и вот что у нас получилось. Panasonic 18650 3400mAh с защитой 4.11V Синий аккумулятор из повербанка 4.08V Красный аккумулятор 4.03V
Теперь подключим тестер к блоку питания и посмотрим сколько жрёт зарядное устройство с подключенными аккумуляторами.
Установлены два аккумулятора Samsung 18650 3000mAh заряжены примерно на 30%, как мы видим зарядка берёт только 840mAh но это не всегда так. При зарядке аккумуляторов, зарядное устройство постепенно понижает силу тока.
При 30% одного аккумулятора зарядка показывает 370mAh, а буквально через полчаса тестер показывает 260mAh. сожрав 566mAh за это время, а значит зарядное устройство не выдаёт заявленные 1200mAh на каждый порт. Даже с учётом того что 5V понижается до 4.03V именно таким напряжением зарядка заряжает аккумуляторы.
Плюсы: + ЗУ не греется. + Не свистит (были у меня зарядки на два аккума которые свистели) + Компактность и небольшой вес. + Можно заряжать два аккумулятора. + Питается от USB компьютера или зарядного устройства.
Минусы: — Не соответствует заявленной мощности — Долго заряжает (но если ставить на ночь, это не проблема) — Не заряжает аккумуляторы до 4.2V — 4.35V
Спасибо за внимание!
mysku.ru
Универсальное зарядное устройство для аккумуляторов
Как у всякого самодельщика, у меня имеется много всяких аккумуляторов, нужных и нет, используемых и не особо.. разных типов, разных емкостей, разной степени сохранности. Иной раз они «идут в дело» и обычно сразу появляется необходимость в отдельном зарядном устройстве именно для этого аккумулятора или батареи. Может быть — сетевая, может быть — автомобильная обычная (12В), а может и для бортсети грузовиков (от 24В) — не угадаешь, что в голову придет или «заказчик» попросит соорудить. Для себя все просто: есть лабораторный БП, которым при понимании можно любой аккумулятор зарядить правильно. Есть и пара-тройка «умных» зарядников, чтобы не отвлекать нужный лабораторник на всякую ерунду. А вот что-то простое, надежное как «калаш», с индикацией окончания заряда и чтобы для любых аккумуляторов подходило и собиралось из хлама, пылящегося в тумбочке? Я с ходу не нашел даже во всезнающем Гугле. То — микросхема особая, то — защиты от КЗ нет, то — вроде бы все нормально, но нет индикации заряда или его окончания.. и так далее. Для лития еще желтопузые друзья делают копеечные платки, но в том же металлоискателе лично мне предпочтительней никель и кадмий, они на холоде емкость не теряют почти, а литий «дохнет» быстро, не для холода он. В общем, в очередной раз промаявшись выбором схемы зарядного устройства без удовлетвотительного результата, решил заморочиться сам.
Как настоящий изобретатель, сначала долго шарил по инету и складывал в кучку разные интересные схемы. Потом понял, что надо четко сформулировать свои же хотелки, список окончательный. Итак, предполагаемое зарядное устройство должно и обязано:
- Быть простым и собираться из распространенных компонентов, доступных везде.
- Иметь возможность настраиваться или подгоняться аппаратно под все мыслимые «банки» и батареи из них, то есть нужна регулировка выходного напряжения в довольно широком диапазоне, от 3В (пара севших никелевых «банок») до 20В (четыре заряженные литиевые «банки»).
- Обеспечивать двухступенчатый заряд, как наиболее универсальный алгоритм для любого типа аккумуляторов: сначала стабильным током до достижения максимального напряжения для этого аккумулятора (при достижении максимального напряжения исправный аккумулятор любого типа заряжен на величину в районе 80% от максимальной емкости, плюс-минус лапоть. Второй этап — поддерживать это достигнутое напряжение и контролировать ток заряда. При снижении тока заряда условно в 5..10 раз от величины на первом этапе — надежно сигнализировать об этом примечательном событии.
- Не требовать сложной, кропотливой или дорогостоящей настройки или калибровки.
- Обеспечивать четкую и быструю защиту от КЗ по выходу, даже длительного.
- Иметь приличный КПД, то есть греться должен только силовой элемент, без всяких огромных резисторов.
- Быть линейным. Импульсные зарядные устройства значительно капризней, особенно в настройке, не говоря уже о требуемых от изготовителя навыках и знаниях.
- Иметь высокую повторяемость и нетребовательность к точности номиналов компонентов.
- Быть непривередливым к качеству входного напряжения, то есть индифферентно относиться к разного рода пульсациям, нестабильностям, шумам и т. п.
metallo-iskatel.ru
СЗУ-лягушки
Статья из цикла питание и заряд. Автор — Kargal.Скачать PDF
СЗУ-лягушки многим знакомы, а некоторым даже помогали реализовать процесс жонглирования аккумуляторами (если аккумуляторы съёмные). Более того, именно лягушки лучше всего справляются с вытаскиванием «из комы» сильно разряженных аккумуляторов. Но первобытные («усатые») лягушки замучили некоторыми своими капризными особенностями:
- Весьма затруднительно точно прицелиться при подключении аккумулятора;
- Практически невозможно («лёгким движением руки…») обеспечить надёжный контакт, «усы» разбегаются, а при попытке применить насилие – обламываются;
- Аккумулятор на лягушке фиксируется очень условно и никогда нет уверенности, что он дождётся до полного окончания заряда, а не выползет (а то и выпрыгнет) из зажима, потеряв контакт с базой.
Однако, индустрия «лягушководства» совершенствуется, и сейчас на рынке присутствуют модели с уменьшенной (в разной степени) капризностью. И даже с расширенной функциональностью – добавлен USB-разъём для стандартного подключения гаджета кабелем. (Этакая попытка прыгнуть «выше головы» с лживой декларацией о полном благоденствии).
Структура современной лягушки ▼
Контакты для подключения аккумулятора – подпружиненные и подвижные, что позволяет состыковать с лягушкой аккумулятор произвольных размеров и цоколевки. Полярность подключения аккумулятора не имеет значения – контроллер зарядки автоматически определяет полярность аккумулятора. Контроллер сравнивает напряжение на аккумуляторе с внутренним опорным (типично 4.25÷4.35 V, зависит от экземпляра) и отключает его от блока питания при достижении этого уровня. В качестве контроллера используются микросхемы HT3786D (для LCD-индикатора, с «бегающими шпалами») или HT3582DA (для трёхцветного LED-индикатора), обе от фирмы HOTCHIP TECHNOLOGY CO, и с максимально допустимым током 300÷400 mA. Так что декларации «600 mA», «800 mA» – типичный китайский блеф.
Встроенный ключ подключения аккумулятора (мостовой) имеет суммарное сопротивление ~2 Ω, другого средства ограничения тока нет (и в самом аккумуляторе тоже), поэтому требуется источник питания (AC/DC) с мягкой нагрузочной характеристикой, с заметным снижением напряжения при возрастании потребляемого тока и ограничением максимального тока значением, универсально безопасным для аккумуляторов (не более 500 mA). Эти обстоятельства не позволяют производить полную зарядку приличного аккумулятора (1500÷2500 mA*h) за время менее 6÷10 часов.
Кроме того, для большей привлекательности к выходу AC/DC-преобразователя прицепили USB-разъём, и для него нагло декларируется ток до «1250 mA» или больше. Реально ни одна из моделей не выдавала (и обоснованно справедливо) через этот разъём ток более 450 mA при напряжении выше 4 V. Так что мощные гаджеты отдыхают в сторонке.
Описание некоторых моделей
На китайском рынке предлагается множество типов лягушек, представленных под брендовыми именами безымянными клонами, среди которых оригиналы совершенно затерялись. К сожалению, ссылаться на их типы бесполезно и придётся объясниться «на пальцах» (картинками).
Первая реинкарнация (перевоплощение)
Один из многих вариантов обозначался как PTB001602 ▼.
Имеет одну боковую упорную стенку и более удобный прижим аккумулятора. Контакты-«усы» заменены на ползунки с подпружиненными контактами. Позволяет устанавливать аккумулятор любого размера со стандартными контактами.
Но «генетические» признаки налицо – ползунки не только ползают, но и убегают по пазу, их приходится ловить, контакты пьяно шатаются. Прижим аккумулятора – формальный, под действием пружин контактов аккумулятор легко выскальзывает (до потери контакта) даже при дополнительно наклеенной противоскользящей «шершавой» плёнки под ним.
На выходе USB при первом включении Uхх=5.25V, после прогрева поднялось до Uхх=6.2 V (!!!). Но судя по нагрузочной характеристике, тока через USB больше 120(хол)÷320(гор) mA получить невозможно из-за хилого входного однотранзисторного (13001) AC/DC-преобразователя.
В ЗУ используется МС контроллера заряда Li-Ion типа HT3582DA/HotChip (Ubat до 4.25V, Ibat до 300 mA). При подключении аккумулятора ожидается максимальный ток 220(хол)÷280(гор) mA.
При попытке оценить тепловой режим в результате трёхчасового прогона «заряжалка» взорвалась с шумом, дымом и пламенем, вплоть до того, что сорвало верхнюю панель корпуса (оплавив предварительно пластик корпуса, взорвался входной ВВ-электролит C1 1мкФ/400V и рассыпался транзистор 13001). То есть надёжность – откровенно СОМНИТЕЛЬНАЯ!
В дальнейшем удалось использовать корпус в качестве держателя аккумулятора, а вместо сгоревшего AC/DC – кабель для подключения к обычному USB СЗУ.
Второе перевоплощение
Второй вариант (клон YIBOYUAN YBY-06A) обозначен на рынке как Ph2138 ▼.
- Декларировано: 4v2/400mA для аккумулятора; 5v0/600mA – USBout. Но судя по нагрузочной характеристике, при зарядке аккумулятора вряд ли удастся получить ток более 150 mA, а на выходе USB Uхх=5.07 V (маловато) и снижается до ~4.6 V при нагрузке 200 mA.
- Контакты наклоняются незначительно, но «бегунки» контактов никак не фиксируются и склонны «играть в догоняшки». В комплекте с контактами имеется третий (холостой) плавающий упор для фиксации углового положения аккумулятора.
- Аккумулятор поджимается к контактам прижимной планкой, предотвращающей «отползание» аккумулятора и потери контакта. Прижимная площадка поворотная, позволяет в одном положении устанавливать аккумуляторы длиной 24÷46 мм, в другом – 45÷70 мм.
- Помещаются аккумуляторы произвольной ширины (боковых ограничителей нет).
Третье перевоплощение
Наиболее удобными СЗУ-лягушками являются некоторые модели фирмы YIBOYUAN, представленные на рынке неописуемым множеством вариантов (клонов?) под разными названиями. Чаще всего как беспородный «INTELLIGENT CHARGER». Так что ссылаться на них можно только по внешнему виду (картинками ▼), типу индикатора и размерам (корпуса и аккумулятора).
- Самый маленький (клон YIBOYUAN SS-05) оборудован LCD-индикатором ▼ «бегающие шпалы», имеет длину ~85 мм и подходит для аккумуляторов шириной 32÷55 мм (правда, 53 мм входят уже с трудом). Также встречается под именами YIBOYUAN AC-01/AC-04/AC-05/AC-09/AC-11/AC-12/AD-04/AD-06/AD-11/AE-01.
- Следующий типоразмер (клон YIBOYUAN SS-08) имеет длину ~96 мм и подходит для аккумуляторов шириной 32÷66 мм.
- Самый большой имеет длину ~107 мм и подходит для аккумуляторов шириной 42÷72 мм.
Все типоразмеры имеют аналоги с трёхцветным LED-индикатором.
Все семейство удобно и надежно фиксирует аккумулятор любой длины, зажимая его с боков. Свобода ползунков контактов ограничена зубчатой (шаг ~0,5 мм) планкой, не позволяющей им самостоятельно разбегаться. В результате контакты беспроблемно устанавливаются в требуемое положение, ориентируясь по не полностью вставленному аккумулятору.
Основной сетевой разъём – US-вилка, но большинство продавцов при отправке в Россию доукомплектовывают посылку US/EC переходником.
Перфекционисты могут поискать модели со специфическим корпусом, позволяющим устанавливать специальный, более надёжно фиксирующийся переходник (подходящий не к каждому корпусу).
Нагрузочные характеристики
Повторно предупреждаю, что нельзя верить параметрам, декларированным продавцами (и клоно-производителями). На рисунке ниже приведены реальные нагрузочные характеристики разных моделей, снятые по выходу AC/DC-преобразователя (выведен на разъём USB).
Красной-штриховой линией («Uтреб.-Аккум») приведена характеристика, необходимая для обеспечения должного тока в Li-Ion аккумулятор. Видно, что даже лучший образец (на рисунке – YIBOYUAN SS-05) может выдавать ток только до ~360 mA. А Ph2138 выдаст от силы 160 mA.
Сиреневая-штриховая линия («Uтреб.min-USB») демонстрирует уровень пригодности при подключению гаджета к USB-разъёму относительно приличным кабелем. Лучший образец может обеспечить ток только до ~420 mA.
PTB001602, разогревшись, на холостом ходу в конце зарядки может выдавать напряжение 6.1 V, что может оказаться не всякому гаджету «по зубам».
А Ph2138 во всех режимах выдаёт жалкий писк вместо желаемого шаляпинского баса.
Полезность лягушек
- Максимально-допустимый уровень напряжения на аккумуляторе при зарядке все лягушки понимают достаточно чётко. Поэтому аккумулятор можно безопасно оставлять на зарядке произвольное время. Кроме того, если ставить на ночь, она ещё и ночником послужит.
- Контроллер зарядки лягушки не такой «умный», как у смартфонов, и не блокирует подачу напряжения на глубоко разряженный аккумулятор. То есть лягушка – вполне подходящий инструмент для вытаскивания аккумулятора из «комы».
rones.su
Универсальная зарядка для аккумуляторов - лягушка.
В общем заказал я его, особо не переживая, что за зверь придет. Благо цена позволяет) Брал в основном как альтернативную зарядку для телефона жены. У нее телефон — чистокровный китаец, зарядка уже перебитая и скоро прикажет долго жить, а аналогичную зарядку найти — нереально, т.к у нее нестандартный разъем. Но зато 2 аккумулятора в комплекте. Можно спокойно заряжать один жабой, а вторым пользоваться в телефоне. К тому же летом лягушка тоже может выручить, можно не брать с собой на море ворох зарядок (телефоны, фотик, бумбокс) а взять только 1 лягуху))Ну а теперь о зеленой) Начитавшись восторженных отзывов на сайте я понял одно — под наши розетки она не подходит, нужен переходник, а его в комплект не дают. Ну я вежливо попросил продавца положить мне его в посылочку и о чудо — переходник лежал в коробочке. Хоть и стоит он 3 копейки, но все равно — приятно, тем более, что магазин — неоднозначный. Переходник был расшатанный и перед использованием пришлось подтянуть его, заодно посмотрел внутренности и был удивлен «сложностью» конструкции))
Сама квакуха сделана из плотного, прозрачного, голубого пластика. Клипса держащая батарейку — жесткая. Усики — контакты выставляются на любой аккум.
Ток зарядки: 300mA Max. Заряжать можно аккумуляторы емкостью до 2000mA. Более емкие батарейки — может недозаряжать. Полярность зарядка выбирает автоматически, если вы правильно подсоеденили усики — загорится красный светодиод.
При зарядке — переливаются светодиоды
mysku.me