Способы зарядить аккумулятор автомобиля при отсутствии зарядного устройства. Зарядка для аккумулятора автомобиля
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Зарядка аккумулятора автомобиля, при наличии зарядного устройства, не является чем-то очень сложным и недоступным рядовому автомобилисту. Пока машина заводится без проблем, о состоянии аккумулятора редко кто задумывается. Но с наступлением первых серьёзных холодов, вопрос как зарядить аккумулятор становится особенно актуальным.
Неправильная эксплуатация и обслуживание могут довольно быстро привести в негодность даже хороший автомобильный аккумулятор. В этой статье мы расскажем о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством и ухаживать за ним.
В процессе регулярной эксплуатации транспортного средства, аккумулятор постоянно заряжается от генератора. Необходимость применять зарядное устройство чаще всего возникает при длительном простое машины или каких-либо неисправностях генератора.
Инструкция по зарядке аккумулятора автомобиля
Зарядка аккумулятора автомобиля дело не хитрое, но как правильно заряжать аккумулятор знает далеко не каждый.
Заряжать наиболее распространенные свинцово-кислотные аккумуляторы (типа WET) необходимо постоянным (выпрямленным) током. В принципе, чтобы зарядить аккумулятор, вы можете использовать любые типы выпрямителей, позволяющие регулировать зарядный ток и напряжение зарядки.
В то же время, зарядное устройство (сокращенно - ЗУ) для автомобильного аккумулятора должно иметь возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 вольт, поскольку в противном случае оно не сможет зарядить современный необслуживаемый аккумулятор полностью (до 100% его фактической емкости).
Если аккумулятор установлен в автомобиле, для того чтобы его правильно зарядить, сперва определите какой из выводов батареи подсоединен к “массе” (кузову) машины. На большинстве автомобилей к “массе” подсоединен “минус”. Если у вас в автомобиле аккумулятор подключен по такой же схеме, тогда плюсовой провод ЗУ нужно подключить к плюсовому выводу аккумулятора, а минусовой – к “массе” автомобиля (можно к кузову или шасси).
Обратите внимание на то, чтобы подключенные провода не прикасались к бензопроводу или непосредственно к корпусу аккумулятора, а само ЗУ до подключение было в выключенном состоянии. После правильного подключения, аккумулятор можно заряжать.
Чтобы зарядить аккумулятор заранее снятый с автомобиля, провода ЗУ необходимо соединить с соответствующими клеммами батареи: “плюсом” к “плюсу”, а “минусом” к “минусу”.
При неправильном подключении, и аккумулятор, и ЗУ могут выйти из строя, поэтому строго соблюдайте указанную полярность, чтобы избежать неприятностей и зарядить аккумулятор правильно.
Порядок зарядки аккумулятора
При зарядке автомобильного аккумулятора хотим обратить ваше внимание на следующие моменты и последовательность действий:
- Прежде чем вы начнете заряжать аккумулятор, убедитесь еще раз в правильности подключения ЗУ.
- После этого включите его в сеть, чтобы начать зарядку.
- Выберите нужный режим зарядки, в соответствии с инструкцией к ЗУ.
- Время от времени контролируйте процесс зарядки аккумулятора, а после его завершения, отключите ЗУ от сети.
- При отключении батареи от ЗУ в первую очередь отсоединяйте минусовой провод.
В конце этой статьи вы найдете подробную видео-инструкцию по зарядке аккумулятора автомобиля и уходу за ним.
Обслуживание и уход за аккумулятором
Уход за автомобильным аккумулятором заключается не только в том, чтобы его правильно заряжать. Для продолжительной и полноценной работы аккумулятор автомобиля необходимо еще и регулярно обслуживать.
В первую очередь следует учесть, что в летний период процесс испарения воды из банок батареи идет особенно активно. На полупрозрачном белом корпусе аккумулятора падение уровня электролита ниже нормы сразу заметно (при условии, что вы хоть иногда открываете капот).
Большинство современных автомобильных аккумуляторов имеют метки «MIN» и «MAX». Они указывают соответственно минимальный и максимальный уровень электролита. Если на вашей батарее их нет или по каким-то другим причинам вы не можете проверить уровень визуально, можно прибегнуть к простому способу:
- Отверните пробки всех банок и погрузите поочередно в каждую из них стеклянную трубку длиной не менее 100 мм.
- Когда трубка упрется в предохранительную сетку, закрывающую пластины аккумулятора, зажмите ее конец пальцем и выньте из отверстия.
- Уровень электролита в трубке должен составлять приблизительно 10-15 мм, в противном случае необходимо будет долить дистиллированной воды.
Кроме того, не помешает проверить и плотность электролита. Ее измеряют ареометром, представляющим собой большую стеклянную пипетку с делениями и свободно движущимся внутри поплавком. К одному концу трубки присоединена резиновая груша. Плотность замеряют в такой последовательности:1. Сожмите грушу для удаления из нее воздуха и погрузите свободный конец ареометра в электролит.2. Медленно отпуская грушу, набирайте его до всплытия поплавка – деление на котором всплытие остановится, и укажет вам соответствующее значение плотности.
Существуют также ареометры и другой конструкции. В их колбе имеется целый ряд горизонтально расположенных и независимых друг от друга поплавков, каждый из которых всплывает при определенной плотности (это значение нанесено на каждом поплавке).
Летом, в центральных регионах, плотность электролита в аккумуляторе должна составлять 1,27 ÷ 1,19 г/см3, в северных и южных – 1,29 ÷ 1,21 и 1,25 ÷ 1,17 г/см3 соответственно. При меньших значениях плотности аккумулятор необходимо зарядить, при больших – долить дистиллированной воды.
Помимо контроля плотности и уровня электролита, не забывайте также периодически проверять надежность крепления аккумулятора и состояние его выводных контактов. Если они загрязнены или окислены, протрите их сухой тряпкой и при необходимости зашкурьте мелкой наждачной бумагой. Помните, что попытки использовать для этого влажную ткань, а также зачищать оба контакта одновременно ни к чему хорошему, кроме короткого замыкания или "удара" током, не приведут. Смажьте выводы графитовой смазкой и аккуратно затяните на них клеммы.
Видео-инструкция: как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
unit-car.com
Несколько способов как зарядить аккумулятор автомобиля
Знание того, как зарядить аккумулятор автомобиля, пригодится в жизни каждого автолюбителя. Тем не менее, сперва необходимо определить модель акб, чтобы подобрать наиболее подходящий способ зарядки.
Содержание статьи
Правила правильной зарядки
Чтобы узнать, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля, можно отыскать нужную информацию в руководстве по его эксплуатации, но, как правило, последовательность действий для каждого фактически такая же. К примеру, если необходима зарядка свинцового акб, то без источника выпрямленного (постоянного) тока не обойтись. Здесь подойдет любой бесперебойник, в функционал которого включена функция регулировки напряжения. Таким образом, зарядное устройство, подходящее для зарядки акб на 12 В, способно достичь напряжения примерно до 16,5 В, так как иначе современные разновидности батарей не получится зарядить по максимуму.
Аккумулятор может быть представлен несколькими видами. К примеру, в бытовой технике чаще всего используют ионный акб. В его состав входит литий в виде трех классов катодный материалов. Такую батарею используют в ноутбуках и мобильных телефонах. Тот же гелевый акб подходит для источников постоянного питания. Чтобы решить вопрос, касающийся того, как зарядить гелевый аккумулятор, достаточно знать о его особенностях. Для этого необходимо специальный зарядный прибор. Тот же щелочной вариант используют в автомобилях. Необходимо знать, к какому типу батареи относится ваша, прежде чем зарядить ее. То, как зарядить автомобильный аккумулятор, рассмотрим ниже.
Перед тем как подзарядить акб, необходимо предоставить ему возможность достичь комнатной температуры. Чтобы аккумулятор полноценно зарядился, он не должен быть холодным, так как химические реакции в нем не любят чересчур низкую температуру. В холодном состоянии он не только плохо «отдает» заряд, но и плохо «принимает» его, так как все химические реакции в нем из-за низких температур соответственно замедляются. Кроме того, во время подзарядки в пластинах акб «рождаются» механические напряжения и низкая температура может привести к их разрушению, что станет результатом полной поломки батареи.
Если автомобиль нуждается в зарядке, то следует помнить, что он находится под воздействием постоянного напряжения во время эксплуатации самого транспортного средства. Это — результат того, что полностью зарядить такую батарею фактически невозможно. Также, чем ниже температура окружающей среды, в которой эксплуатируется машина, тем хуже эффективность подзарядки. Чтобы зарядить ее батарею полноценно, придется учесть эту особенность.
К примеру, зимой вряд ли удастся достигнуть больше, чем семидесяти процентов заряженности. Очень важно хотя бы раз в месяц проводить профилактическую подзарядку. Если вы не знаете, где зарядить аккумулятор автомобиля, то ключевым фактором в выборе места должна быть положительная температура. И все-таки, как зарядить автомобильный аккумулятор, и главное, где? Вполне подойдет комната с приемлемой температурой, так как зимой в гараже вряд ли будет такая же. Любой автомобиль требует должного ухода за своим акб.
Плотность является не менее важной характеристикой. Этот показатель у полностью заряженных акб составляет 1,28
±0,01 г/см³, у разряженных наполовину — 1,20±0,01 г/см³ и у полностью разряженных — 1,10±0,01 г/см³. Важно помнить, что плотность электролита должна быть равной в каждой банке между собой, в противном случае существует риск наличия короткого замыкания. То, как правильно зарядить аккумулятор, предусматривает использования ареометра для предварительного измерения плотности.
Инструкция зарядки
После того, как батарея достигнет комнатной температуры, нужно открутить его пробки, чтобы не только проветрить банки, но и измерить плотность электролита внутри. Нормой плотности считается показатель 1,29 г/см³.
После этого нужно проверить сам уровень электролита в банках, который должен быть одинаковым в каждой, но на полторы сантиметра выше уровня самих пластин. В случае слишком низкого уровня следует долить дистиллированной воды. Делают это прежде чем зарядить акб, так как во время его зарядки нельзя доливать воду в электролит.
Только после измерительного этапа приступают к подсоединению клемм. Чтобы правильно это сделать, нужно присоединить положительную клемму зарядного прибора к положительному выводу акб, а отрицательную – к отрицательному выводу. Конечно, батареи сегодняшнего дня зачастую имеют соответственную защиту от неправильного подключения, но не нужно рисковать.
Все, что нужно сделать дальше — это включить прибор в розетку и установить такую силу тока, которая равна одной десятой емкости подзаряжаемого аккумулятора. Чтобы его успешно зарядить, понадобиться примерно десять часов и в течение этого времени необходимо понижать силу подаваемого тока по мере того, как будет расти напряжение в самих клеммах. Таким образом, аккумулятор будет заряжаться намного качественней и газовыделение будет снижено.
В целом, существует два основных способа зарядки. Первым считается заряд при постоянстве тока, а вторым – заряд при постоянстве напряжения. И тот, и иной способ одинаково влияет на долговечность акб, поэтому выбор должен зависеть от определенных факторов.
При постоянстве тока
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля бесперебойным током? Для этого необходимо обзавестись специальным прибором регулирования, чтобы поддерживать отношение силы тока к емкости акб. При использовании данного способа соблюдается постоянная величина тока, которая равна десятой части энергии, которую может вместить батарея. Подзарядка может длиться до двадцати часов. Тем не менее, чтобы зарядить аккумулятор в домашних условиях таким образом, необходим тщательный контроль процесса каждые два часа в целях регулировать зарядный ток и газовыделение.
Автомобильный акб нуждается в последовательном снижении силы подаваемого тока параллельно с тем, как растет напряжение заряда. Это положительно сказывается на качестве подзарядки и газовыделении. К примеру, когда значение напряжения составляет 14,4 В, то силу тока уменьшают фактически вдвое. Заряжая батарею емкостью 60 А\ч, ток должен составлять не 6 А, как вначале процесса, а уже 3 А. После уменьшения вновь выжидают момент появления характерного газовыделения.
Знание того, как зарядить автомобильный аккумулятор нового поколения, тоже важное. В таких акб нет отверстий для вливания воды, поэтому, когда напряжение вырастет до 15 В, желательно еще раз уменьшить силу тока вдвое. Признаками того, что процесс завершен, является неизменность напряжения и тока на заряде в течении пары часов.
При постоянстве напряжения
Чтобы понимать, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор способом постоянного напряжения, достаточно знать тот факт, что уровень заряда акб под конец процесса зависит только от величины напряжения заряда, предоставляемого зарядным прибором. К примеру, за сутки постоянной зарядки под напряжением 14,4 В, зарядить акб на двенадцать вольт удастся только на 85% максимум. Если же напряжение равно пятнадцати В, то уровень конечного заряда достигнет 90%. Если же 16 В, то заряд составит 97%. Таким образом, для стопроцентной зарядки потребуется напряжение не менее 16,3 В.
Поначалу сила тока может превышать даже 50 А, но это значение напрямую зависит от сопротивления батареи (ее емкости). Все же, желательно, чтобы максимальное значение не превышало 25 А. Чтобы полностью зарядить батарею таким способом, понадобится не менее суток.
Прочие способы
Если вы знаете, как зарядить аккумулятор лягушкой, то это также неплохой вариант.
В целом, такие акб являются очень эффективными, хотя и стоят немало. В первую очередь, устройство должно обладать температурной компенсацией и выносным датчиком температурных условий. Зарядка должно сопровождаться определенным напряжением и обычно для гелевых батарей оно составляет 14,2 В. Впрочем, знание того, как зарядить гелевый аккумулятор, созвучно со знаниями о зарядке иных батарей. Это нетрудное дело, но оно требует учета всех нюансов. И если речь идет о зарядке акб машины, то важен вопрос, где зарядить аккумулятор автомобиля. Впрочем, температурные условия приблизительно равны для всех видов батарей.
Видео «Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор»
Посмотрев данное видео, вы получите много информации о том, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.
mineavto.ru
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Все автолюбители знают, что аккумулятор в авто не вечный и время от времени он садится. В таком случае машина не заводится, и приходится заряжать батарею, но не все знают, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Очень часто водители своих авто задаются вопросами, касающихся процесса зарядки. Нужно ли снимать аккумулятор с автомобиля, в то время, пока проводится его зарядка? Как его снимать, чтобы не повредить и какие устройства пригодятся автолюбителю для подзарядку?
Устройства
Для проведения подзарядки аккумулятора требуется источник постоянного тока. Выпрямитель (зарядное устройство) переменный ток преобразовывает в постоянный. Сегодня большинство зарядных устройств имеют переключатели для изменения режима зарядки. ЗУ, которое используется для заряда 12-вольтного аккумулятора должно иметь выходное напряжение в размере 16-16,5 В, в противном случае батарея будет заряжена не полностью.
Внешний вид типового зарядного устройство
Все зарядные устройства имеют в своем составе:
- Вилку с проводом для подключения к сети 220 Вольт;
- Выпрямитель для преобразования переменного тока в постоянный;
- Два выходящих провода «-» и «+».
Как проводится зарядка аккумулятора на машине
Зарядка автомобильного аккумулятора может осуществляться даже в тот момент, когда он находится в машине. Особенно актуально такое решение проблемы, когда есть ограничения во времени. В такой ситуации можно подзарядить аккумуляторное устройство, заряда которого хватит на запуск двигателя. Для этого достаточно отсоединить автомобильные клеммы от аккумулятора и подключить зарядник.
Для зарядки аккумулятора прямо на автомобиле нужно отсоединить клеммы от аккумулятора
Первым пунктом идет снятие клемм с контактов батареи. Теперь провода зарядного устройства присоединяем к аккумулятору согласно маркировке «-» к минусу, а «+» к плюсу. Следующим шагом будет установка регулятора тока. На 20 минут нужно установить максимальное значение тока.
Важный момент! Сначала нужно подключить зарядное устройство к аккумулятору и лишь потом вставлять вилку в розетку.
Как самостоятельно зарядить аккумулятор
Для качественной стопроцентной зарядки требуется достаточное количество времени, поэтому лучше будет снять аккумулятор с машины. Для начала нужно отсоединить провода от самой батареи — это не займет много времени, затем уже извлекаем аккумулятор из моторного отсека.
Нельзя проводить зарядку при повышенной влажности, поэтому необходимо перенести аккумулятор и зарядник в сухое помещение. Провода зарядного устройства также подключаем «+» к плюсу, «-» к минусу. После этого нужно поставить регулятор тока на минимальное значение, и затем включить ЗУ в сеть. Для 100% зарядки, автомобилисту потребуется почти 10 часов. Обычно в таком случае оставляют заряжаться на ночь, но как проверить заряд аккумулятора? Чтобы понять, что аккумулятор заряжен полностью, нужно посмотреть на положение стрелки тока заряда на приборе. Если значение стрелки на «0», то осуществилась полная зарядка. Заряженный аккумулятор перед установкой нужно протереть тряпкой, так как в процессе мог выделиться конденсат.
Методы зарядки аккумулятора
Любой автомобилист должен знать особенности выбора режима для зарядки устройств. На практике применяется два способа зарядки:
- На основе постоянного тока;
- На основе постоянного напряжения.
Независимо от выбранного способа, долговечность и работоспособность батареи будет одинакова, но на каком варианте остановиться и каким током заряжать аккумулятор?
Самое простое зарядное устройство тоже способно успешно справиться с зарядкой автомобильного аккумулятора
Постоянный ток при зарядке аккумулятора
Суть этого метода заключается в зарядке аккумулятора постоянным током, который постоянно контролируется и поддерживается на нужном уровне.
Пример. Имеется батарея емкостью 60А*ч. Для заряда батареи потребуется сила тока в 6 ампер (из расчета 0,1 от емкости). Для качественной зарядки каждые два часа человеку нужно проверять зарядный ток, и в случае необходимости корректировать его. Как только начнется обильное газовыделение — это будет верным знаком завершения зарядки. Но работа на этом не заканчивается, и нужно уменьшить выделение газов, а также увеличить эффективность заряда. Для этого снижаем силу тока вдвое. Так, при достижении напряжения аккумулятора уровня 14,4 Вольта устанавливаем значение тока заряда 3А. Когда напряжение на клеммах аккумулятора дойдет до 15 Вольт, нужно снова уменьшить зарядный ток в два раза. Конечный результат в таком случае должен быть 1,5А.
Ток заряда выставляют равным 0,1 от емкости аккумулятора
Чтобы удостовериться в 100% зарядке, нужно в течение двух часов отслеживать значения напряжения и тока. Если зарядка осуществилась до конца, то значения будут неизменны. Именно постоянный контроль за показателями силы тока и напряжения, во время долгой зарядки, является главным недостатком данного метода.
Постоянное напряжение при зарядке аккумулятора
Если воспользоваться этим методом, то уровень заряда аккумулятора будет пропорционален величине напряжения, но возникает вопрос, а сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор?
Пример. Проводится зарядка 24 часа, и если напряжение равняется 14,4 В, то 12-вольтовый аккумулятор зарядится на 75-80%. Если уровень напряжения будет составлять 15 В, то зарядка осуществится на 85-90%. Чтобы достичь 100% зарядки аккумулятора, необходимо 24 часа заряжать устройство, и при этом напряжение должно равняться 16,3-16,4 Вольт. Первоначальный этап зарядки может сопровождаться силой тока в 50 А, поэтому абсолютно все зарядные устройства имеют в своей комплектации схемы, которые ограничивают зарядный ток, и поддерживают его значение в пределах 20-25А.
Такой метод зарядки не требует контроля со стороны человека и регулировки, и все потому, что на клеммах аккумулятора напряжение стремится быть равным напряжению самого зарядника, и зарядная сила в таком случае снижается практически до нуля. Автоматический процесс зарядки батареи особенно подходит для автомобилиста, ведь для такой работы требуется лишь все подсоединить, и в конечном счете увидеть зеленый индикатор на аккумуляторе. О том, что батарея заряжена, будет свидетельствовать и показатель напряжения на клеммах – 14,4В.
Определение степени заряда по плотности электролита
Измерив плотность электролита, можно узнать, насколько процентов заряжен аккумулятор. Ареометр покажет значение 1,28 грамм на кубический сантиметр только в том случае, если зарядка прошла на 100%. Если плотность будет уменьшаться до значения 1,20 г/куб.см., то это будет признаком разреженности батареи на 50%. Когда плотность электролита достигает 1,10 г/куб.см., это значит, что батарея полностью разряжена.
Чтобы убедиться в заряженности всех банок батареи, достаточно увидеть в каждой из них показатель 1,28 г/куб.см. Если везде имеется такое значение, то автомобилист может быть уверенным, что в батареи отсутствуют замыкания и она имеет 100% заряд. О том, что внутри банки произошло замыкание, будет свидетельствовать плотность электролита – ее значение будет ниже на 0,10-0,15 г/куб.см., чем во всех остальных.
Внешний вид ареометра для проверки плотности электролита
Как вы уже догадались, измерить плотность электролита не получится без специального прибора — ареометра. Эти устройства отличаются друг от друга диапазоном плотностей, на которые они рассчитаны. Ареометры для измерения плотности электролита и охлаждающей жидкости свободно продаются в автомагазинах.
Как заряжать новый автомобильный аккумулятор
Даже если автомобилист только что купил батарею, он должен убедиться в ее 100% заряде, ведь этот товар долгое время транспортировался, а потом лежал на прилавке магазина или на складе, теряя заряд. Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, который только что был приобретен? Новую батарею нужно заряжать в течение 2 часов с минимальным значением силы тока. О том, что аккумулятор заряжен, будет свидетельствовать зеленый индикатор.
Меры предосторожности
Обслуживая батареи, нужно помнить, что в банках находится кислота, и чтобы избежать ее случайного попадания на кожу, необходимо надевать резиновые перчатки. Особую осторожность человек должен проявлять при замере плотности электролита. Так как во время заряда батареи внутри банок происходят химические реакции, и выделяются вредные для организма человека газы, нужно чаще проветривать помещение.
Нельзя проводить такую процедуру в маленькой комнате или квартире с детьми, так как концентрация вредных паров превысит все допустимые нормы, что скажется на здоровье людей, оказавшихся рядом в это время и после зарядки батареи. Особенно нужно опасаться водорода, который выделяется в больших объемах при прохождении тока через электролит. Взрывоопасной смеси достаточно одной искры, чтобы произошел взрыв, поэтому нельзя поджигать что-то вблизи заряжаемого устройства, и нужно постоянно проветривать помещение. Также следует помнить, что оставлять без присмотра заряжаемую батарею опасно – это может вызвать перегруз электросети. Соблюдение всех мер предосторожности поможет сохранить жизнь себе и окружающим людям.
Интересное по теме:
загрузка...
Вконтакте
Одноклассники
Google+
ktonaavto.ru
Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля - какое лучше выбрать | Своими руками
Реклама
В это трудно поверить, но не перевелись еще на Руси люди, которые вовремя загоняют свой автомобиль на техническое обслуживание, заправляют его горючим еще до того, как загорится контрольная лампочка на приборной панели, и меняют аккумуляторную батарею не по фактическому состоянию, а исходя лишь из максимального срока службы, указанного ее производителем. Одним словом, махровые перестраховщики – поголовно с полисом каско в кармане правда, таковых подавляющее меньшинство.
Остальной народ – автолюбители и автопрофессионалы – обращают внимание на аккумуляторную батарею (АКБ) только после того, как та сама напомнит им о своем существовании. Однажды, вместо бодрого вжикания стартера услышав из-под капота беспомощно-вялое похрюкивание со стрекотанием втягивающего реле, водитель транспортного средства отчетливо понимает, что аккумулятор безнадежно разряжен. Существует множество причин, по которым это могло произойти, и далеко не всегда сложившаяся ситуация является поводом для паники и срочного визита в автосервис для проведения дорогостоящего ремонта.
Как вариант, владелец просто забыл отключить какое-либо «прожорливое» бортовое устройство, подсоединенное к электросети напрямую и, соответственно, продолжающее функционировать, невзирая на заглушенный двигатель и вынутый ключ зажигания. Другой весьма распространенный случай – аккумулятор попросту выработал свой ресурс и не держит заряд: срок службы качественной батареи редко превышает 3-4 года среднеинтенсивной эксплуатации, а недорогая модель маловразумительной марки вполне способна «откинуть банки» через 6-12 месяцев после начала использования.
Как продлить «жизнь» аккумуляторной батарее?
Конечно, способы существуют, но. честно говоря, ни один из них не стоит затраченных усилий и денег. Лучше всего просто ездить на своем автомобиле, наслаждаться процессом и не думать о плохом, а когда АКБ сядет, зарядить ее с помощью зарядного устройства (ЗУ) или заменить на новую. Кстати, автор этих строк в свое время пошел именно по второму пути, т. е. наведался в ближайший автомагазин, купил там аккумулятор, установил его в машину вместо старого, завел мотор и поехал по своим делам. Способ радикальный, конечно, но не совсем оправданный с экономической точки зрения, да и реализация задуманного может оказаться не очень простой, ведь далеко не всегда батарея оказывается разряженной прямо возле известного сетевого магазина запчастей!
Подводя итоги столь долгой вступительной части, хочется резюмировать: если АКБ села, то вернуть ее к жизни поможет либо ЗУ (но ему потребуется определенное время, так что сразу завести мотор и поехать не удастся), либо пуско-зарядное устройство (а вот оно позволит немедленно запустить двигатель и быстро отправиться по своим делам). По какому принципу они работают, как выбрать и купить нужную модель? Давайте разберемся.
Аккумуляторные процессы
Из школьного курса физики многие помнят, что внутри аккумулятора протекает химическая реакция, сопровождающаяся вырабатыванием электроэнергии. Процесс этот является обратимым, т. е. заряд батареи можно восстановить, подав на ее клеммы электрический ток от внешнего источника. Роль последнего под капотом автомобиля играет генератор, приводимый во вращение от двигателя внутреннего сгорания. В итоге наблюдается следующая картина: часть энергии, накопленной аккумулятором, расходится стартером при запуске мотора, после чего бортовая энергосеть машины переключается на питание от генератора, обеспечивающего энергоснабжение всех систем, а заодно подающего ток для восстановления заряда (подзарядки) аккумуляторной батареи.
Но ничто не вечно под луной. Среднестатистический автомобильный аккумулятор, будь он хоть трижды фирменным, служит не более 3-4 лет, впрочем, порой встречаются экземпляры со «стажем» в 5 лет. И все это время внутри него протекает ряд необратимых химических процессов, идущих по нарастающей (т. е. чем дальше – тем активнее) и не позволяющих батарее накапливать расчетное количество энергии. Одновременно повышается саморазряд, который у абсолютно новых аккумуляторов практически незаметен, зато старая батарея на исходе срока службы запросто может, постояв без дела и даже с отсоединенными проводами, разрядиться в ноль за пару недель.
Ссылка по теме: Как зарядить гелевый аккумулятор
И еще одно. В слабеющем аккумуляторе образуется большое количество сульфата свинца, который образует сплошную корку с высоким электрическим сопротивлением на поверхности пластин и препятствует их взаимодействию с электролитом. Сульфатация пластин аккумулятора возникает из-за недопустимого снижения уровня электролита, систематического недозаряда или длительного хранения в незаряженном состоянии. Это приводит к значительному снижению максимальной силы тока на клеммах аккумуляторной батареи, соответственно, его попросту не хватит для нормальной работы стартера.
Напрашивается законный вопрос: насколько большой ток требуется, чтобы завести автомобиль? Разумеется, это зависит от объема (и состояния, кстати) двигателя. Чуть позже, выбирая пуско-зарядное устройство, мы вернемся к данному вопросу, а пока несколько вполне дельных советов касательно эксплуатации аккумуляторов.
Чтобы аккумуляторная батарея честно отслужила положенное время и не подвела своего владельца в самый ответственный момент, рекомендуется хотя бы раз в 3-5 месяцев проверять ее состояние, измеряя плотность электролита или величину напряжения. Первый метод более точный, но для необслуживаемых аккумуляторов он не годится. Тогда идем по второму пути. Исходные данные: допустимая степень разрядки батареи составляет не более 25% зимой и 50% в теплое время года. Каждая банка полностью заряженного аккумулятора должна держать напряжение не меньше 1,7 В под нагрузкой в течение 5 секунд: напряжение 1,6-1,7 В соответствует разрядке на 25%, а 1,5-1,6 В свидетельствуют о 50% заряде.
При покупке новой аккумуляторной батареи следует взглянуть на дату ее производства. Аккумулятор может храниться не более 12 месяцев, после чего его необходимо подзарядить малым током. Проще говоря, от покупки экземпляра, выпущенного более года назад, лучше воздержаться. Кто-то может назвать эту рекомендацию спорной, но лучше перестраховаться, чем потом бегать в бесплодных попытках обменять неисправное изделие по гарантии.
Перед тем как поместить неновый аккумулятор на хранение, его необходимо
полностью зарядить. Хранить батарею рекомендуется при отрицательных температурах, замедляющих протекание внутренних химических реакций.
Зарядные устройства
Чтобы зарядить автомобильный аккумулятор, потребуется зарядное устройство (ЗУ) – источник постоянного тока при напряжении 14.4 В. Почему именно столько, а не 12. как на самой аккумуляторной батарее (АКБ)?
Все очень просто: при одинаковом или незначительно различающемся потенциале на зарядном устройстве и аккумуляторе ток зарядки не возникнет либо же будет настолько слабым, что процесс окажется бесполезной тратой времени. Поэтому напряжение на выходе зарядного устройства немного выше, чем на клеммах аккумулятора.
Обычно зарядное устройство состоит из трансформатора с выпрямителем, в качестве которого используется диодный мост (т. н. мостовой выпрямитель) или один полупроводниковый диод (полупериодный выпрямитель). Для бытового зарядного устройства особой разницы между этими схемами нет, разве что первый вариант отличается меньшей потребляемой мощностью, но более высокой стоимостью. Кроме того, в составе зарядных устройств имеются амперметр для контроля заряжаемого тока и провода с зажимами для присоединения к клеммам АКБ.
Сейчас в качестве альтернативы трансформатору во многих моделях ЗУ используются инверторные преобразователи. Они хоть и несколько дороже трансформаторных аналогов, зато легче и компактнее последних, к тому же имеют электронную защиту от короткого замыкания и переполюсовки, оснащены функцией автоматического выключения при полной зарядке аккумулятора, устойчивы к скачкам напряжения и тока в питающей сети.
Среди пользователей бытует мнение, что старый добрый трансформатор надежнее новомодного инвертора и ресурс у него выше. Ни убедительного подтверждения, ни бесспорного опровержения данной теории до сих пор не поступало. Впрочем, все зависит от поставленных задач. Лет десять назад автор этих строк купил себе для личного пользования максимально дешевое сугубо китайское зарядное устройство на основе импульсного трансформатора
(судя по массе всей конструкции). За указанное время зарядное устройство, кстати, поныне живое и здравствующее, ровно дважды использовалось по прямому назначению, правда, один раз без толку (аккумулятор был безнадежно мертвым), трижды отдавалось друзьям-соседям в бесплатную аренду и раз пятьсот тупо перекладывалось с места на место, чтобы не мешалось под ногами. При такой «насыщенной» трудовой биографии надежность, ресурс и нюансы конструкции устройства выглядят как-то не слишком важными. Минимум органов управления, копеечная цена и никакой автоматики – впрочем, а вот ее отсутствие как раз является существенным недостатком. Особенность технологии зарядки АКБ заключается в том, что воздействие зарядным током постоянной силы дает возможность полностью зарядить батарею, но такой способ приводит к сильному повышению температуры электролита и как следствие, снижению ресурса аккумулятора.
С другой стороны, если заряжать его при постоянном значении напряжения, то подобной проблемы не возникнет, однако существенно возрастающее на завершающей стадии внутреннее сопротивление банок вызовет большое падение силы зарядного тока, в итоге АКБ окажется заряженной не полностью. Здесь на выручку приходит «умная» автоматика, использующая комбинированную технологию: вначале аккумулятор заряжается при постоянном значении тока, который в определенный момент начинает снижаться с одновременной стабилизацией напряжения в цепи ЗУ. Как результат, батарея оказывается полностью заряженной без ущерба для ее ресурса.
Пуско-зарядные устройства
С конструктивной точки зрения это те же зарядные устройства, только способные выдавать достаточно большой выходной ток силой в несколько сотен ампер. Абсолютно незаменимая вещь, можно даже сказать, безальтернативное решение на тот случай, когда батарея села и не может нормально крутить стартер, а ехать надо, причем срочно.
Присоединяем провода пускозарядного устройства к аккумуляторным клеммам (не снимая сам аккумулятор!) под капотом автомобиля, включаем на приборе соответствующий режим работы и смело заводим мотор.
В электросети машины имеются два устройства – стартер и генератор, являющиеся источниками мощных помех, электромагнитных возмущений, скачков напряжения и тока. Единственной эффективной преградой на пути распространения указанных напастей по электропроводке к тонким чувствительным приборам типа бортового компьютера является как раз аккумуляторная батарея. Отсюда совет: ни в коем случае не заводить двигатель со снятым аккумулятором!
Но вернемся к вопросам запуска двигателя и для начала разберемся, какова же сила тока, потребляемая стартером автомобиля. В качестве некой «средней температуры по больнице» можно привести такие цифры:
- легковым малолитражкам потребуется около 180-200 А:
- чтобы завести двигатель объемом 3 литра и более, нужно порядка 300-350 А;
- особо мощные внедорожники, грузовики, тягачи, автобусы, спецтехника и т. п.
- момент запуска силового агрегата потребляют не менее 500-600 А.
Какой вывод можно сделать из сказанного? Ну, как минимум такой, что для подключения пуско-зарядного устройства нужна электросеть с достаточным запасом по подключаемой мощности. Простые, хотя и очень приблизительные расчеты показывают: речь идет о 4-5 кВт в течение нескольких секунд или даже десятков секунд. Проводка сечением 1,5 ммг, защищенная автоматическим выключателем на 16 А, не потянет такую нагрузку.
Ссылка по теме: Аккумулятор для шуруповерта – как подключить обычный
Выбор зарядного устройства
Итак, на чем же следует остановить свой выбор незадачливому владельцу севшего аккумулятора? Очень не хотелось опускаться до банальных советов вроде «берите только качественные модели в проверенных магазинах», но придется. Зарядное (и тем более пуско-зарядное) устройство – это такая штука, которая может не просто сломаться или наглухо испортить АКБ. а стать причиной гораздо более серьезных бед вплоть до получения термических и химических ожогов пользователями, возникновения пожара в мастерской или гараже. Тот. кто хотя бы один раз наблюдал, как взрывается автомобильный аккумулятор, вряд ли захочет снова увидеть подобное зрелище, да еще и с максимально короткой дистанции. Отсюда вывод: лучше воздержаться от покупки непонятного изделия неизвестной марки, «удачно» приобретенного по случаю на интернет-распродаже и щедро снабженного аж двухнедельной гарантией продавца.
Для начала нужно выбрать между зарядным и пуско-зарядным устройством. Нужен ли режим пуска, т. е. планируется ли в случае недееспособности АКБ заводить автомобиль от гаражной розетки? Здесь многие скажут что-то вроде «да кто ж его знает!» и будут правы. Тогда спросим по-другому: приходилось ли до этого момента хоть раз сожалеть об отсутствии пуско-зарядного устройства в мастерской или гараже?
И вдогонку: позволит ли местная электросеть обеспечить нормальное питание для столь мощного потребителя (напоминаем, что речь идет о 4-5 кВт)? Если в ответ на эти вопросы хотя бы раз прозвучало «нет», то приобретение «пуско-зарядки» (впрок? на всякий случай? чтобы было?), между прочим, довольно тяжелой, громоздкой и относительно дорогостоящей конструкции, выглядит бессмысленной тратой денег.
Ну а если объективная необходимость в наличии режима пуска все-таки имеется, то выбирать конкретную модель следует, исходя из максимального пускового тока, требующегося для обеспечения работы стартера автомобилей, для которых, собственно, приобретается пуско-зарядное устройство. В принципе, здесь можно взглянуть на емкость установленной АКБ и воспользоваться следующей таблицей зависимости:
- аккумуляторы емкостью до 60 А-ч обеспечивают пусковой ток до 180 А;
- аккумуляторы емкостью 100 А-ч обеспечивают пусковой ток около 300 А;
- аккумуляторы емкостью (в т. ч. суммарной) 250 А-ч и более обеспечивают пусковой ток от 600 А и выше.
Теперь переходим к рекомендациям, в равной степени касающимся и зарядных, и пуско-зарядных устройств: речь пойдет об их пригодности для эффективной зарядки аккумуляторных батарей.
Главным показателем способности ЗУ справляться со своей основной задачей является выходное напряжение и максимальная сила зарядного тока.
Что касается вольтажа, то прибор может предназначаться для работы с АКБ номинальным напряжением 6 В (для мотоциклов), 12 В (для легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовиков) и 24 В (используется в бортовой электросети мощных грузовиков, больших автобусов и т. д.). Многие модели зарядных устройств являются универсальными, они способны работать с любым из указанных напряжений, выбираемых при помощи переключателя на панели управления прибором. Здесь надо быть осторожным: ошибка может привести к выходу из строя либо самой «зарядки», либо аккумуляторной батареи.
Оптимальное значение зарядного тока принимается за 10% от емкости аккумулятора в начале процесса с понижением до 5% после того, как напряжение на клеммах достигнет 14,4 В (в «умных» зарядных устройств это отслеживается и регулируется автоматически). Таким образом, максимальная сила тока для зарядки АКБ на 55 Ач составляет 5,5 А, а при использовании батареи на 100 А ч -10 А. Впрочем, речь идет о нормальном режиме зарядки, которая длится около 10-12 часов и не оказывает негативного влияния на ресурс АКБ.
Если же поставлена задача как можно быстрее восстановить работоспособность глубоко разряженной аккумуляторной батареи, задействуется так называемая форсированная зарядка (при наличии такой функции у зарядного устройства) током величиной до 70% номинальной емкости аккумулятора.
Ссылка по теме: Ремонт и зарядка аккумулятора шуруповерта
Это значительно ускоряет процесс, однако требуется постоянно контролировать температуру электролита, чтобы она не превышала 45 °С, иначе АКБ выйдет из строя.
Итак, оптимально подобранное зарядное устройство должно иметь автоматическое управление режимами работы, защиту (желательно электронную, а не банальный плавкий предохранитель) от перегрузки, короткого замыкания и неправильной полярности.
Кроме того, значение максимальной силы тока зарядки должно выбираться с некоторым запасом, но без лишнего «фанатизма»: конечно, ни один электроприбор не любит долговременно работать на пределе своих возможностей, но с другой стороны, чем мощнее зарядное устройство – тем оно дороже. Если в автомобиле используется АКБ емкостью, например 60 Ач, то оптимальный ток зарядки составляет 6 А, следовательно, имеет смысл купить зарядное устройство на 10 А, а для батареи на 100 А лучше взять зарядное устройство с максимальным зарядным током 15-18 А.
Зарядное устройство в машине своими руками
Из недорогих запчастей, которые можно купить в магазине радиодеталей, собрал автомобильное зарядное для мобильного телефона (планшета и т.п.)-
Понадобилось: интегральный стабилизатор 7805 керамический и электролитический конденсаторы (их емкости могут варьироваться, но напряжение — не менее 16 В) разъем USB разъем под прикуриватель.
Собранную схему можно установить как в приборную панель, так и подключать через прикуриватель в автомобиле.
Напряжение на выходе должно варьироваться в пределах 4,9-5,1 В.
В иных случаях подключение устройства для зарядки запрещено!
© Автор:Тимофей Латухин
©Автор А.Савушкин
Реклама
Ниже другие записи по теме "Как сделать своими руками - домохозяину!"
Подпишитесь на обновления в наших группах.
Будем друзьями!
kak-svoimi-rukami.com
Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства
Любому владельцу автомобиля знакома ситуация с разряженным аккумулятором. Надо ехать, а машина не заводится. Все знают, что нужно зарядить батарею и проблема будет решена. Но что делать, если нет такой возможности? То есть, зарядное устройство (ЗУ) отсутствует. Это может случиться по разным причинам. ЗУ могло сломаться, осталось в гараже далеко от вас или его просто нет. Что делать в этом случае? Как зарядить автомобильный аккумулятор без зарядного устройства? В этой статье мы разберём несколько примеров зарядки АКБ без зарядного устройства.
Содержание статьи
Что потребуется для зарядки аккумулятора при отсутствии штатного ЗУ?
Здесь следует рассуждать следующим образом. Что нам нужно зарядить? Автомобильный аккумулятор с номинальным напряжением 12 вольт и ёмкостью в среднем 50─70 Ач. Значит, нужен блок питания с выходным напряжением более 14 вольт, который выдаёт ток хотя бы 1 ампер. Хотя и 1 ампер мало для зарядки среднестатистической автомобильной батареи. Лучше если блок питания обеспечит 3─4 ампер.
Также потребуется некоторый балласт. Это может быть лампочка или резистор, который будут включаться в схему при зарядке АКБ. Не стоит пренебрегать балластной нагрузкой, поскольку без неё может выйти из строя блок питания или автомобильный аккумулятор.Лампочка
Резистор
И, конечно, вам потребуются средства для контроля электрических параметров при зарядке. Это амперметр и вольтметр. Проще и удобнее использовать мультиметр, который имеет режимы вольтметра и амперметра, а также много чего ещё.Мультиметр
Кроме перечисленного, потребуются медные провода, паяльник с припоем (если будете делать самодельное зарядное устройство для постоянного использования), изоляционная лента.
Теперь рассмотрим несколько вариантов, как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства.
Вернуться к содержанию
Способы зарядки аккумулятора автомобиля без зарядного устройства
Прежде чем начать, хотелось бы сказать несколько слов о безопасности. Если вы не имеете опыта обращения с электричеством, то лучше, вообще, не заниматься действиями, описанными ниже (исключение составляет вариант с портативными АКБ). Лучше приобретите зарядное устройство для батареи в автомобильном магазине и сделайте зарядку цивилизованным способом. Если вашего опыта обращения с авто не хватает для этого, то лучше обратиться на станцию сервисного обслуживания к аккумуляторщикам.
При выполнении работ соблюдайте все меры предосторожности, требуемые при работе с электричеством. В случае зарядки АКБ самодельным зарядным устройством есть одна существенная проблема. Отсутствует контроль окончания зарядки. В большинстве фабричных зарядных устройств процесс прекращается автоматически, а в случае самодельного ЗУ вам придётся следить за этим самостоятельно.
При перезарядке батареи начинается процесс активного выделения водорода и кислорода на электродах. Вместе они образуют взрывоопасную смесь, которая может очень сильно рвануть при попадании искры. Поэтому заряжать АКБ нужно в хорошо проветриваемом помещении, рядом не должно быть открытого огня или искр.Вернуться к содержаниюЗаряд АКБ с помощью портативного зарядного устройства
Сейчас таких портативных аккумуляторов в продаже имеется достаточно. Большинство из них можно отнести к категории пуско-зарядных. То есть, с их помощью можно завести мотор автомобиля, а также просто подзарядить аккумулятор. Чаще они используются в качестве пусковых устройств где-нибудь в походных условиях.
Портативное пуско-зарядное устройство
Портативное пуско-зарядное устройство
Портативное пуско-зарядное устройство
Портативные ЗУ выполнены на базе литиевых аккумуляторов. В некоторых продвинутых моделях даже устанавливают гелевые АКБ небольшой ёмкости. Часто подобные устройства имеют «крокодилы» для подключения к клеммам и ещё переходник под прикуриватель. Лучше брать именно такие модели, чтобы была доступна подзарядка аккумулятора автомобиля через прикуриватель. АКБ подобных устройств можно заряжать от электросети через адаптер или от бортовой сети авто, когда двигатель заведён.
По функциональности такие зарядки можно подразделить на три группы:
- Бытовые;
- Профессиональные;
- Комбинированные.
В конструкции переносных пуско-зарядных устройств обычно присутствуют диодный мост, трансформатор (выпрямитель) и амперметр. В более дорогих устройствах есть различные виды защиты, а также возможность регулировки тока и напряжения. Профессиональные модели обладают большей мощностью, чем прочие (40─50 ватт). Кроме того, в них есть возможность заряжать сразу несколько аккумуляторов для автомобиля.
Пользоваться портативной зарядкой сможет даже неопытный владелец авто. Достаточно просто подключить клеммы устройства к выводам автомобильного аккумулятора с соблюдением полярности и подождать некоторое время. Сразу скажем, что полностью зарядить АКБ от переносного ЗУ не получится. Скорее всего, не получиться зарядить даже на 50% (это зависит от ёмкости). Но можно отдать аккумулятору заряд, необходимый для пуска двигателя. После этого батарея будет подзаряжаться от генератора.
Рекомендуем прочитать материал о том, как открыть машину если сел аккумулятор.Вернуться к содержанию
Использование зарядки от ноутбука
Теперь о том, как зарядить автомобильный аккумулятор без зарядного устройства зарядкой от ноутбука. Для этого потребуется зарядка от ноутбука, лампочка или резистор, медные провода. На изображении ниже схематически показано самодельное зарядное устройство с использованием зарядки от ноутбука.
Схема зарядного устройства с использованием зарядки от ноутбука
Чтобы собрать схему, нужно вывести от зарядки ноутбука два провода, плюс и минус. Плюс находится внутри, минус снаружи. После этого минусовой провод подключаете к отрицательному выводу АКБ. А в после в разрыв подключаете автомобильную лампочку или подстроечный резистор. Вариант с резистором предпочтительнее, поскольку величину сопротивления можно менять. Второй вывод резистора соединяете с положительным выводом аккумулятора автомобиля. Ниже показано, как вся схема выглядит в реальности.Схема зарядного устройства с использованием зарядки от ноутбука
В схеме указано сопротивление 10 Ом просто для примера в расчёте на ток в 2 ампера. Если вы хотите быстрее зарядить аккумулятор, уменьшайте сопротивление. Этим и удобен подстроечный резистор.Таким способом можно полностью зарядить автомобильный аккумулятор. Нужно только контролировать окончание процесса. Для этого можно измерять напряжение на выводах. Если оно выше 14 вольт и не меняется, а электролит активно «кипит», то процесс можно останавливать. Это, конечно, всё приблизительно, но в таких условиях подойдёт.
Если решитесь на покупку ЗУ, то читайте материал о том, какие есть зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов.
Вернуться к содержанию
Зарядка аккумулятора автомобиля от сети 220 вольт
Ещё один вариант зарядить АКБ без зарядного устройства похож на предыдущий вариант. Различия в том, что подключение делается не через адаптер, а напрямую из розетки. В качестве сопротивления используется лампа накаливания 220 вольт. Для выпрямления переменного тока в постоянный используется диодный мост. Схема такого подключения приведена ниже.
Схема зарядного устройства с диодным мостом
Последние два способа не рекомендуется использовать людям не имеющим опыта работы с электричеством и не знающих основ электротехники. В противном случае можно получить погоревшие блоки питания, выбитые пробки, испорченный аккумулятор. А главное – это опасно для жизни. Поэтому, если не уверены, лучше купите ЗУ и сможете зарядить АКБ цивилизованно. Дополнительно рекомендуем прочитать статью о том, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
Если материал о том, как зарядить аккумулятор автомобиля при отсутствии зарядного устройства, был для вас полезен, делайте репост в социальных сетях. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте статью! Исправления и дополнения ждём от вас в комментариях.Вернуться к содержаниюakbinfo.ru
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Аккумуляторные батареи в автомобиле предназначаются для запуска двигателя и работы электроприборов. Большинство их них свинцово-кислотного типа, выдающие напряжение 12 В, и способные служить 4-6 лет благодаря использованию современных материалов и технологий изготовления. Часто зимний период в сочетании с отсутствием эксплуатации и возрастом батареи выступает для нее «испытанием на прочность». В такие моменты аккумулятору потребуется правильная зарядка, которая максимально продлит срок его службы.
Особенности АКБ
Аккумулятор выполняет функцию хранения электроэнергии, которую отдает при необходимости, после чего восстанавливается от автомобильного генератора. Каждый последующий цикл заряда-разряда постепенно уменьшает способность батареи удерживать требуемое количество энергии, и в определенный момент ее не хватит, чтобы запустить двигатель. Для правильной зарядки АКБ нужно знать особенности устройства и главные параметры, которые при этом учитываются.
Зарядные устройства для аккумулятора автомобиля
По устройству все аккумуляторы сходны. Они состоят из набора пластин, выполняющих функции электродов различной полярности. Электричество выделяется в результате химической реакции при участии электролита, заполняющего пространство между пластинами. В зависимости от типа аккумулятора, роль электролита выполняет раствор кислоты или щелочи с водой. В кислотных батареях пластины изготовлены из свинца, а в щелочных на основе никель-кадмиевого или никель-железного сплава.
Какие бывают зарядные устройства
Автомобильные зарядные устройства представлены огромным ассортиментом – от дешевых продуктов китайских производителей до дорогих качественных изделий известных фирм. Главное их различие – режим работы:
- С постоянным значением тока. Заряжают батарею полностью, но часто перегревают электролит и снижают срок службы АКБ;
- С постоянным напряжением. Исключают перегрев электролита, но не заполняет емкость на 100%, так как в конце цикла сила тока падает;
- С комбинированным циклом. Вначале процесс происходит при постоянном значении тока, после чего при стабилизации напряжения сила тока падает. Весь процесс осуществляется в автоматическом режиме.
По способу преобразования энергии ЗУ делятся на импульсные и трансформаторные. Первый тип отличается легкостью, компактностью и относительно невысокой ценой, второй тип – надежностью, но имеет большие габариты и вес. Любое ЗУ выполняет одну и ту же функцию – преобразует 220 В в 14-16 В с необходимыми параметрами .
Особенности зарядки аккумулятора
Правильная зарядка автомобильного аккумулятора
Перед зарядкой автомобильной АКБ нужно учесть некоторые параметры:
- Оптимальный ток равен 10% от номинала энергоемкости батареи. Так, если этот показатель равен 55 Ач, то силу тока не следует подавать больше 5,5 А;
- Оптимальным напряжением на клеммах устройства будет превышенное на 10% значение от номинальной величины заряженного аккумулятора. К примеру, если при полностью заряженной АКБ напряжение равно 12,6 В, то 10% от него – это 1,26 В, а оптимальным напряжением будет 12,6+1,26=13,86 В;
- При необходимости возможна быстрая подзарядка аккумулятора, которая проводится повышенными значениями тока – 20-30 А. Но она повреждает батарею, а потому нежелательна.
Проверка аккумулятора
Продажа автомобильных аккумуляторов
Первым делом нужно убедиться в том, что батарея действительно разряжена. Для этого она извлекается из автомобиля, очищается от грязи и внимательно осматривается. Причиной разряда помимо естественного процесса бывает утечка электролита через трещину корпуса, из-за чего дальнейшее его использование становится невозможным. Состояние проверяется замером показателя на клеммах тестером, которое при разряженном аккумуляторе будет ниже номинала.
Перед зарядкой проверяется качество электролита. Он должен быть прозрачным, без примесей, и покрывать пластины. Также проверяется его плотность при помощи ареометра. Для замера отбираются пробы из каждой банки. Если плотность выше – электролит доводят до нормы добавлением дистиллированной воды, если ниже – добавлением концентрированного электролита.
Методы правильной зарядки аккумулятора
Зарядка аккумулятора в зависимости от типа ЗУ производится двумя основными методами:
- При постоянном напряжении и изменяемой силе тока. Сначала подается большая сила тока, достигающая 25-30 А, которая со временем снижается. Для этого при помощи регулятора выставляется сила тока на уровне 10% от емкости аккумулятора. В процессе работы устройства показатель будет падать, а признаком завершения процесса (продолжается 10-13 ч.) будет стрелка амперметра на отметке «ноль»;
- При постоянной силе тока, но изменяемом напряжении. Метод более сложный, требует контроля процесса и специальных знаний. Вначале задают силу тока, равную 10% от энергоемкости, при которой идет зарядка до показателя 14 В, после чего сила тока снижается наполовину, и зарядка идет до 15 В, затем ток снова понижается вдвое. О завершении процесса будет свидетельствовать неизменное напряжение на индикаторе в течение часа.
Процесс зарядки аккумулятора
Технологический процесс зарядки аккумулятора представляет собой следующие действия:
- проверка уровня и плотности электролита и доведение данного показателя до нормы;
- подсоединение клемм устройства к аккумулятору с соблюдением полярности и подключение его к электросети;
- запуск устройства и ожидание;
- отключение устройства и отсоединение клемм;
- повторный контроль уровня и плотности электролита.
Обслуживая батарею, следует учитывать правила техники безопасности.
В банках АКБ находится электролит, который при воздействии на кожу оставляет ожоги, а в процессе зарядки при химической реакции выделяет ядовитый и взрывоопасный газ. Все работы должны осуществляться в специальном проветриваемом помещении с соблюдением необходимых мер предосторожности.
voditelauto.ru
Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор
На сегодняшний день ученые еще не придумали вечного источника электрической энергии для автомобиля. Соответственно любая разработка аккумуляторной батареи требует внимания со стороны автомобилиста. Часто водителей интересует вопрос, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор. Эта проблема обычно всплывает, когда источник тока давно установлен на транспортном средстве. В один не очень прекрасный день мотор не удается запустить. Тогда и приходится водителю принимать решение по обслуживанию аккумулятора.
Теоретические аспекты и проблемы
Автомобильная аккумуляторная батарея предназначена для запуска силового агрегата и для функционирования электрической бортовой сети при выходе из строя генератора. Наибольшее распространение в легковом автотранспорте нашли АКБ свинцово-кислотного типа с напряжением 12 В. Срок жизни таких аккумуляторов сегодня вырос до 5-7 лет благодаря новым материалам и современным технологиям изготовления.
Когда автомобиль не заводится по причине севшей батареи, есть несколько вариантов «оживить» мотор.
- Машину можно завести с буксира, включив передачу. Однако для автомобилей с автоматической трансмиссией этот способ не подойдет.
- Запустить двигатель можно при помощи «провода-прикуривателя», если рядом удастся найти донора автомобильной электроэнергии. В этом случае обязательным условием должна быть примерно соответствующая мощность АКБ у обеих машин.
- Самым продолжительным способом «оживления» мотора будет зарядка аккумулятора авто специальным прибором, работающим от сети 220 В.
Чтобы подзарядка АКБ дала требуемый эффект, необходимо выполнить несколько простых условий:
- батарею следует проверить на отсутствие мехповреждений;
- аккумулятор лучше снять с автомобиля;
- для определения степени зарядки лучше запастись нагрузочной вилкой, тестером или ареометром;
- для зачистки клемм понадобится наждачная бумага или напильник.
Причины разряда аккумулятора
Аккумулятор способен длительное время работать без подзарядки. При этом автолюбитель должен знать причины потери емкости АКБ.
- Длительная стоянка автомобиля негативно влияет на долговечность батареи. Несколько продлить жизнь источнику тока поможет снятие минусовой клеммы.
- Старую батарею при быстром разряде вряд ли удастся реанимировать. Придется выбирать новую АКБ.
- Неисправная бортовая сеть авто способствует ускоренной разрядке даже при выключенном зажигании.
- Низкий уровень электролита в банках приводит постоянным потерям емкости аккумулятора.
Подготовительный этап
Лучше всего перед зарядкой снять аккумуляторную батарею с автомобиля. Это делается с целью предотвращения неприятных последствий в случае разбрызгивания электролита или замыкания батареи. Чтобы снять АКБ следует выполнить следующие операции.
- В первую очередь в автомобиле должны быть выключены все приборы, а ключ зажигания лучше вынуть из замка.
- При помощи рожкового или торцевого ключа отпускается крепеж на клеммах. Сначала снимается отрицательный провод, а затем демонтируется плюсовая клемма.
- Нередко батарея крепится к кузову при помощи планки. Она может располагаться как сверху, так и сбоку или внизу. Крепление необходимо ослабить или полностью снять.
Теперь автолюбителю следует найти место, где аккумулятор можно поставить на зарядку. Обязательными требованиями к оборудованию рабочего места будут следующие условия:
- проветриваемое помещение;
- наличие электрической розетки 220 В;
- ровная и твердая поверхность для установки АКБ;
- отсутствие источника открытого огня вблизи батареи;
- обеспечение сохранности приборов от детей и животных.
Теперь следует выполнить осмотр аккумулятора. При этом особое внимание уделяется не только целостности банки, но и чистоте выводов, наличию пробок, определение емкости АКБ. Чтобы обеспечить хороший контакт, выводы батареи зачищаются наждачкой или напильником. При наличии пробок их следует выкрутить для выхода выделяющихся газов. На этом же этапе требуется проверить уровень электролита. При недостатке жидкости в АКБ добавляется исключительно дистиллированная вода.
Зарядные устройства сегодня бывают самых разных видов. Основные требования к прибору заключаются в достаточной мощности, наличии амперметра и тумблера регулировки. Новичкам лучше ознакомиться с инструкцией по применению имеющегося зарядного устройства.
Технология зарядки аккумулятора
При обслуживании аккумуляторной батареи автолюбителю не следует торопиться. Важно последовательно и точно следовать следующей технологической цепочке.
- Главным моментом подключения зарядного прибора к аккумулятору будет соблюдение полярности. Лучше лишний раз проверить правильность подключения, чем вывести АКБ из строя.
- После этого зарядное устройство акб включается в розетку и устанавливается оптимальная сила тока. Она должна составлять 10% от емкости батареи. Так при подзарядке аккумулятора 50 А/ч следует установить силу тока в 5 А.
- Если соблюдена рекомендация по установке силы тока, то тогда несложно посчитать, сколько заряжать автомобильный аккумулятор. Без учета потерь электроэнергии потребуется время 10 часов для полного восстановления емкости АКБ.
- Контролировать состояние аккумулятора можно следующими способами:
- при помощи вольтметра;
- использованием ареометра.
Полностью восстановленная батарея должна показать напряжение от 12 В до 16 В, а плотность электролита при этом будет попадать в пределы 1,29-1,31 кг/л.
После подзарядки аккумулятора следует выключить устройство, а затем снять клеммы ЗУ и установить батарею на место.
Основные параметры аккумулятора
На длительность безупречной работы источника тока оказывает влияние и правильный выбор аккумулятора при покупке. Вот несколько параметров, на которые необходимо автомобилисту обратить внимание в магазине или на авторынке.
- Одним из важных показателей являются габариты батареи. Ни в коем случае нельзя приобретать более крупные АКБ. Их не удастся надежно закрепить к кузову.
- Электроды аккумулятора должны точно совпадать с расположением клемм электрических проводов.
- Дата выпуска батареи также напрямую влияет на длительность работы прибора. Длительное стояние АКБ на складе или в магазине без подзарядки негативно сказывается на долговечности источника тока.
- Емкость приобретаемой модели должна точно соответствовать паспортным данным автомобиля.
- Покупку аккумулятора лучше делать в специализированных торговых точках, где продавец может проверить исправность проводки авто и выписать гарантийный талон.
Аккумуляторная батарея не требует от автовладельца больших финансовых затрат на обслуживание. Достаточно периодически осматривать состояние клемм, очищать появившийся налет, проверять надежность крепления, чтобы сохранять работоспособность батареи длительное время. А регулярная подзарядка источника тока (1 раз в 3-6 месяцев) стационарным ЗУ позволит запускать двигатель в любую погоду.
vybratauto.ru