Две схемы зарядного устройства для свинцовых аккумуляторов на 12 вольт. Зарядное устройство своими руками 6 12 вольт
ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО НА 6 ВОЛЬТ
Недавно повторил одну неплохую схему зарядного для АКБ 6V. В продаже таких аккумуляторов появилось большое количество, а зарядники к ним если и есть, то простейшие - диодный мост, резистор, конденсатор и для индикации светодиод. Так как в основном требуются 12-ти вольтовые автомобильные. Из всех схем которые есть в интернете, остановился именно на этой. Работает стабильно и ни чем не хуже других промышленных схем. Напряжение на выходе стабильное - 6.8В, ток 0.45 А, окончание зарядки видно по светодиоду - красный светодиод гаснет при полной зарядке АКБ. Реле не стал ставить, в нем нет необходимости, зарадник при исправных деталях и так работает как часы.Зарядное устройство для аккумуляторных батарей 6В - схемаМонтажная плата зарядкиВ этом устройстве применены импортные оксидные конденсаторы Реле берите с напряжением срабатывания 12 В. Диоды 1N4007 (VD1 — VD5) заменимы любыми, выдерживающими ток, минимум вдвое больший зарядного. Вместо микросхемы КР142ЕН12А можно использовать LM317. Ее надобно разместить на теплоотводе, площадь которого зависит от зарядного тока. Сетевой трансформатор должен обеспечивать на вторичной обмотке переменное напряжение 15-18 В при токе нагрузки от 0,5 А. Все детали, за исключением сетевого трансформатора, микросхемы и светодиодов, смонтированы на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита размерами 55x60 мм. |
Не забудьте поделиться с друзьями
Это тоже полезно посмотреть:
el-shema.ru
Схема зарядного устройства 12.6В 3А для шуруповерта с 12-вольтовым аккумулятором
В прошлый раз я предлагал использовать для заряда старое зарядное с отдельной платой преобразователя. Вариант в общем то неплохой, но мне стали задавать вопросы, а что делать если старое зарядное разбито, поломано, съела кошка. И вот я случайно наткнулся в одном из магазинов на вариант зарядного устройства, которое подойдет для батарей 3S, т.е. 12.6 Вольта. Так как такой вариант является одним из самых распространенных при переделке старых шуруповертов, то я решил заказать его для обзора.
Упаковка весьма аскетичная, впрочем как и надпись, указывающая напряжение и ток заряда.
Комплект поставки весьма прост, кабель и собственно зарядное устройство.
Кабель в принципе неплохой, вот только вилка подкачала, варианты — резать, менять или искать переходник.
Зарядное устройство выполнено в формате блока питания, довольно увесистое, корпус прочный.
На одном из торцов корпуса расположен двухконтактный сетевой разъем, на второй стороне кабель с привычным 5.5/2.1мм штекером. Длина кабеля около 1 метра.
Так как это именно зарядное устройство, а не блок питания, которым вы заряжаете свой смартфон/планшет, то здесь присутствует индикатор окончания заряда. Светит правда он не очень ярко, при ярком солнце его не будет заметно, как например и в свете вспышки.
Снизу присутствует наклейка с указанием характеристик, ничего нового, помимо того что было указано на упаковке, я не увидел.
Как я выше писал, корпус довольно прочный, но против молотка и ножа он устоять не смог, а других способов разобрать данное изделие нет.
Плата внутри сидит очень крепко. Частично на двухстороннем скотче, частично приклеена силиконом в районе силовых элементов. На фото видно внутренности корпуса, в дополнение там осталась какая-то клейкая масса.
На вид экономно, но вполне качественно. Радиаторы имеют изоляцию и удерживаются за счет самого силового элемента, дополнительного лепестка и силиконовым герметиком. Также к корпусу приклеен трансформатор и входной дроссель. В общем вынималась плата довольно тяжело.
На входе присутствует предохранитель, а также входной фильтр. К сожалению нет термистора, вместо него перемычка.
1. Входной конденсатор имеет емкость 68мкФ, для мощности около 40 Ватт вполне достаточно. 2. Высоковольтный транзистор CS7N60F в полностью изолированном корпусе. 3, 4. С одной стороны трансформатора спрятался оптрон обратной связи, с другой — правильный помехоподавляющий конденсатор Y класса, так что током вас не убьет. 5. Выходная диодная сборка 10 Ампер 100 Вольт, с запасом как по току, так и по напряжению. 6. Выходные конденсаторы имеют емкость 1000мкФ и напряжение до 25 Вольт, здесь также вопросов нет. Попутно есть место для установки помехоподавляющего дросселя и третьего конденсатора.
Снизу платы компонентов еще больше.
«Горячая» сторона блока питания. Здесь у меня также не возникло вопросов, ну почти не возникло :)
«Холодная» сторона. Здесь расположены элементы стабилизации напряжения, тока, а также индикации окончания заряда.
Претензия к «горячей» стороне у меня была только в плане пайки, а точнее ее качества. Такое ощущение, что ШИМ контроллер перепаивали, так как остальные компоненты запаяны аккуратно. К выходной стороне вопросов нет, все аккуратно, элементы дополнительно зафиксированы при помощи клея. Операционный усилитель LM358.
Так как обзора подобного устройства у меня еще нет, то не перерисовать схему было нельзя. Впрочем первичная часть блока питания оказалась практически один в один с блоком питания, который я уже обозревал — Блок питания 12 Вольт 1 Ампер. Блок весьма надежный и качественный. Отличие только в номиналах некоторых компонентов, а также их количестве, микросхема имеет одинаковую распиновку.
Так как схема большая, то чтобы было более понятно, я разбил ее на две части, первичную и вторичную. Вторичная сторона отличается от привычных схем блоков питания, так как содержит больше узлов.
Распишу отдельно узлы. 1. Зеленый — Узел стабилизации выходного напряжения, отвечающий за режим CV. 2. Красный — Стабилизация тока, режим СС. 3. Синий — узел индикации. Слева вверху два выпрямителя, основной и дополнительный (D3, С5) для питания операционного усилителя и светодиода. Дополнительное питания необходимо чтобы эти элементы не потребляли ток когда подключен аккумулятор, а зарядное не включено в розетку. Между красным и синим узлом источник опорного напряжения для узла индикации и стабилизации тока.
И хотя большей частью все сделано вполне корректно, но есть особенность. Параллельно первому конденсатору подключен резистор номиналом 2.2к (R13A), потому потребление в выключенном состоянии есть все равно. Попробовать исправить эту ситуацию можно установкой диода (отмечен красным) вместо перемычки, которая в свою очереди стоит на месте отсутствующего помехоподавляющего дросселя. Но есть проблема, этот диод будет греться, причем заметно, потому я бы рекомендовал оставить как есть. Теперь что менять если надо другое напряжение/ток. 1. Зеленый — делитель по цепи измерения напряжения, увеличение номинала верхнего резистора увеличит выходное напряжение, нижнего — уменьшит. 2. Синий — Увеличение номинала шунта уменьшит ток, уменьшение — увеличит. Изменение будет пропорционально изменению номинала. Также изменение этого резистора влияет и на индикацию. R19, R13, увеличение верхнего резистора — уменьшение выходного тока, изменение нижнего действует наоборот. 3. Оранжевый — Делитель порога переключения индикации. Все то же самое как в п.2, только для индикации. Кстати отмечу, что этот узел имеет гистерезис, потому переключение красный/зеленый происходит скачкообразно, а не плавно, мелочь, но приятно.
Отдельно фотка для перфекционистов, здесь я перечислил то, что можно установить на плату. 1. Y- конденсаторы, так как подключение без заземления, то смысла не имеют. Если заменить гнездо на трехконтактное, уменьшат помехи в сеть. 2. Термистор, уменьшит пусковой ток. Например NTC 5D-9 3. Выходной дроссель. Уменьшит уровень пульсаций на выходе, ток более 3 Ампер, индуктивность 1-10мкГн. 4. Варистор, увеличит защищенность блока питания при подаче высокого напряжения на вход. Диаметр 10мм, напряжение 470 Вольт. 5. Х-конденсатор, уменьшит уровень помех в сеть, место под 22-33нФ. 6. Двухобмоточный дроссель, обычно на небольшом колечке, также для уменьшения помех в сеть. 7. Диодная сборка. Можно поставить параллельно первой, немного увеличит КПД и поднимет надежность, лучше ставить такую же как уже используется, 10 Ампер 100 Вольт. 8. Выходной конденсатор. На уровне пульсаций скажется мало, но может поднять надежность работы. 1000мкФ 25 Вольт.
Переходим к тестам. Для начала пройду по основным позициям 1. Выходное напряжение — завышено примерно на 30мВ, считаю что вполне в норме. 2. Ток от аккумулятора при отключенном питании, около 7мА. Довольно много, разрядит аккумулятор примерно через 2-3 недели. Лучше использовать аккумуляторы с защитой, впрочем защита обязательна в любом случае. 3. Зарядный ток 2.9 Ампера, немного ниже заявленного, но я считаю что ничего страшного. 4. Индикация настроена на ток 270мА, при падении тока заряда ниже этой величины включается зеленый светодиод и погасает красный. 5, 6. Так как устройство не умеет полностью обесточивать аккумулятор, то дальше вы увидите падение тока почти до нуля. К примеру с 66мА до 28мА ток упал примерно за 8 минут. Режим без полного снятия тока допустим, хотя и не очень желателен. Если аккумулятор исправен, то проблем не будет, но я бы советовал просто не оставлять его на большое время, например день-два.
Дальше я подключил зарядное к электронной нагрузке. Но так как электронная нагрузка не имеет режима CV, то пришлось подключиться минуя цепь стабилизации тока. Был задан ток нагрузки в 3 Ампера и закрыт корпус для термопрогрева. Попутно контролировался уход напряжения, здесь также проблем нет, 5мВ через час термопрогрева это просто отлично, сказывается то, что большей частью применены точные резисторы.
Так как это зарядное, а не блок питания и большую часть времени оно работает с максимальным током, то я сразу зада ток 3 Ампера. Время теста было 1 час, за это время оно полностью зарядит аккумулятор емкостью 2400-2600мАч. Дальше в любом случае ток начнет падать и тестировать нагрев смысла нет.
1. Спустя час я проверил температуру корпуса, в самом горячем месте прибор показал 59 градусов, хотя на ощупь корпус был не горячий, возможно сказывается то, что пластмасса частично прозрачна в ИК диапазоне. 2. Открыл корпус и измерил температуру, самая высокая была в районе снаббера и шунта первичной стороны, около 80 градусов, транзистор имел температуру 70-72 градуса. 3. Закрыл корпус на пару минут, повернул на 180 градусов, чтобы были видны остальные компоненты и измерил еще раз. В этот раз самую высокую температуру имела выходная диодная сборка, около 85 градусов.
Из тестов могу заключить, что с температурным режимом все нормально, до критических температур есть запас еще около 20-30 градусов.
После обзора было снято видео, где я вкратце объясняю что к чему, просто как дополнение.
Что можно сказать в качестве резюме, сначала по пунктам:Преимущества Крепкая и аккуратная конструкция Применены компоненты с запасом Хорошая стабильность параметров Отсутствие перегрева Четкая работа индикации окончания заряда
Недостатки Отсутствие полного отключения заряда Собственное потребление в 7мА. Вилка кабеля имеет плоские штыри.
Мое мнение. На мой взгляд устройство имеет только один существенный недостаток, оно не снимает зарядный ток полностью. правильный заряд идет до снижения тока ниже 1/10 от установленного, затем отключение и последующее включение если напряжение опять снизится. Конечно можно подумать и сделать какую нибудь схемку с гистерезисом, которая будет не отключать заряд, а снижать выходное напряжение так, чтобы прекращался зарядный ток. Но на мой взгляд, если не оставлять подключенный аккумулятор надолго, то вполне пройдет и вариант как сделано сейчас. Порадовала довольно неплохая сборка и то, что компоненты установлены с запасом. Также стоит отметить отсутствие перегрева, чем грешит довольно большое количество блоков питания. Мне вообще показалось, что устройство собрали на базе БП 12 Вольт 5 Ампер, подняв немного напряжение и снизив ток, потому получился такой результат.
В общем если вы переделали батареи своего шуруповерта и они имеют напряжение 12.6 Вольта (три последовательных аккумулятора), а родное зарядное не подлежит восстановлению, то довольно неплохой вариант.
На момент заказа зарядное стоило около 13.7 доллара, для обзора менеджер снизил цену до 11 долларов, что на мой взгляд вполне адекватно за данное устройство с учетом его функционала и качества сборки.
На этом все, надеюсь что обзор был полезен.
Небольшой бонус
А не протестировать ли нам аккумулятор смартфона.Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
mysku.ru
Зарядное устройство для сборки аккумуляторов своими руками 12.6 Вольт 1 Ампер
Началось все с того, что заказал я для товарища пять небольших зарядных устройств. Хотя нет, заказал я их раза в три больше, но другие относятся к более мощной серии и о них я расскажу в другой раз, а пока покажу «малышей».
Вопросов как к доставке, так и к упаковке не возникло, продавец отнесся к своей задаче вполне ответственно. Все было плотно уложено в картонную коробку, а сверху лежал листик вспененного полиэтилена.
Помимо этого каждый блок был упакован в небольшой пакетик. Конечно картонные коробочки смотрелись бы лучше, но в принципе и так неплохо.
На выбор было два варианта вилки, естественно я выбрал Евро. Каждое зарядное устройство имеет кабель подключения нагрузки, длина кабеля около метра, на конце находится привычный многим разъем 5.5/2.1 Заявленные характеристики — 12.6 Вольта, ток 1 Ампер, как и было заявлено на странице товара. Кроме того указано, что это именно зарядное устройство.
Корпус не склеен, потому выкручиваем единственный саморез и лезем внутрь.
Плата, на твердую тройку. Даже при беглом взгляде видно, что нет как минимум входного фильтра, а трансформатор несколько маловат для заявленной мощности в 12.6 Ватта, хотя с учетом потерь на диоде и шунте скорее в 13 Ватт, но не суть важно, проверим позже в деле. Отмечу что присутствует предохранитель, при общем качестве сборки я бы не удивился если бы его не было.
1. Использован ШИМ контроллер KTG207C со встроенным высоковольтным транзистором. Судя по даташиту мощность составляет 12 Ватт для адаптера и 18 для открытого корпуса. В нашем случае мы имеем дело с адаптером (БП в маленьком закрытом корпусе), потому работать он будет с перегревом. 2. Входной конденсатор емкостью 15мкФ, измеренная 13.8, ESR- 1 Ом. Без запаса, но для зарядного нормально. 3. Присутствует нормальный помехоподавляющий конденсатор Y типа, я о них как-то рассказывал в своем видео. 4. На выходе диод Шоттки на ток 3 Ампера, конденсатор 16 Вольт 470мкФ и двухцветный светодиод. К конденсатору есть замечания. Емкость 470 мкФ (500 реальная) в данном случае нормально, это не БП и пульсации вредны только конденсатору, а не нагрузке, но напряжение 16 Вольт, это мало.
Качество пайки примерно на те же три балла, что и вид сверху. Имеются большие «сопли» припоя на некоторых контактах. Выходные провода припаяны снизу, хотя для них в плате есть соответствующие отверстия, да и сечение проводов не очень высокое, хотя опять же, для зарядного это не критично.
Первичная сторона меня интересует меньше всего, а вот вторичная куда важнее. Уже видно, что зарядное устройство «без мозгов», а в качестве ОУ применена привычная LM358. Кроме того видно, что поверх одного из резисторов напаян еще один, видимо подбирали выходной ток.
Так как по печатной плате не очень удобно разбираться, что и как сделано, то я перечертил схему в более привычный вид.
Как и предполагалось, перед нами простое зарядное устройство. Хотел сначала назвать его примитивным, но нет, есть варианты куда проще. На схеме я выделил основные узлы. 1. Синий — узел стабилизации напряжения. Фактически он определяет напряжение окончания заряда. 2. Красный — узел стабилизации тока. Определяет ток заряда. 3. Зеленый — источник опорного напряжения. Отвечает за стабильность измерения тока заряда и индикации. 4. Оранжевый — узел индикации. Так как под окончанием заряда (для литиевых аккумуляторов) принято понимать падение зарядного тока ниже чем 1/10 от исходного тока заряда, то здесь схема похожа на узел стабилизации тока, но с другими порогами срабатывания. Отмечу то, что схема индикации не имеет гистерезиса и полное переключение красный/зеленый может занимать 10-40 секунд в зависимости от емкости аккумуляторов.
Стандартный первичный тест. 1. Напряжение окончания заряда 12.67 Вольта, т.е. каждый аккумулятор будет заряжен не до 4.20, а до 4.22 Вольта, что несколько выше нормы, хотя и терпимо. 2. При подключенной батарее и отключенном питании потребление 14мА, многовато, кроме того при этом светит светодиод. 3. Ток заряда 1.05 Ампера, немного выше заявленного. Причем что интересно, выше я показывал печатную плату и там был добавлен дополнительный резистор. Так вот если его выпаять то ток упадет с 1.05 до 1.00 (согласно расчетам). Зачем его припаяли — загадка. 4. Ток, при котором происходит переключение индикации, составляет 70мА, что ниже нормы (100мА). 5, 6. Ради интереса посмотрел ток через 5 и 10 минут после переключения индикации. Через 5 минут ток упал до 35мА, а еще через 5 минут до 20мА. Такой режим заряда не приветствуется, но допускается. Рекомендация проста — не оставлять на длительное время (несколько дней).
Вот теперь можно перейти к тестам под нагрузкой. Так как моя электронная нагрузка не умеет работать в режиме CV, то я подключился до шунта зарядного устройства и нагрузил его током 1.05 Ампера, эмулируя реальную ситуацию. Зарядное было подключено отдельным проводом к сети, а сверху накрыто родной крышкой. Впрочем это видно на фото. Конечно есть отличия от реальных условий эксплуатации, но они незначительны.
Первый тест — измерение ухода напряжения окончания заряда от прогрева. Уход есть, хотя и не очень большой, кроме того к концу заряда температура падает и напряжение приходит в норму. Но я провожу этот тест для общей оценки качества устройства.
Но в процессе теста меня ждал неприятный сюрприз. Примерно через 20-25 минут электронная нагрузка «притихла», т.е. выключила вентилятор. Обычно это говорит о том, что произошло автоотключение. В тесте я настроил порог отключения в 12 Вольт, так как у меня была цель проверить, а не спалить устройство. Я немного остудил устройство и запустил тест еще раз, через 17 минут опять произошло отключение по падению напряжения.
Причина стала понятна сразу, как я открыл крышку. Банальный перегрев. Причем сначала я волновался по поводу перегрева трансформатора, но перегрев микросхемы произошел раньше, в процессе работы она нагрелась как минимум до 115 градусов, реально выше, так как измерил я через секунд 5 после отключения.
Так как зарядные устройства все таки были нужны, а в таком виде эксплуатировать их нельзя, то было принято решение снизить выходной ток. Ниже я выделил элементы, которые влияют на выходные параметры. 1. Зеленым — шунт, влияет как на выходной ток, так и на индикацию. Влияет пропорционально, т.е. снижение выходного тока в 2 раза во столько же снизит порог переключения индикации. 2. Красным — делитель опорного напряжения. Влияет на выходной ток. 3. Синим — Второй делитель опорного напряжения. Влияет на порог переключения индикации.
Вариантов у меня было два, изменить номинал шунта или номинал делителя опорного напряжения (красный). Так как удобнее уменьшать сопротивление резисторов путем параллельного подключения еще одного, то я выбрал второй вариант, менять номиналы делителя.
Можно было конечно посчитать все при помощи калькулятора, но мне было куда проще сделать это в старом, но проверенном симуляторе электронных схем. Сначала я сделал родную схему и узнал напряжение на выходе делителя (оно будет немного отличаться от реального). Вышло 116мВ. Затем посчитал, какое напряжение мне надо выставить, чтобы на выходе был нужный мне ток (я решил сделать 700-750мА, среднее 725). Так как исходный ток известен, то считаем 116/1.05х0.725=0.79. Затем путем подбора добавочного резистора (правый нижний на схеме) я добился напряжения в 80мВ. В моем случае вышло что надо припаять параллельно резистор номиналом 10 кОм.
Затем находим нужный делитель на плате, нумерация в схеме и на плате соответствует. Попутно поправил косо установленный резистор. После этого припаиваем параллельно новый резистор. Я использовал резистор размера 0805.
Проверяем. Примерно соответствует расчетам, можно оставлять как есть.
Погонял еще примерно с пол часа, температура контроллера упала со 115 до 85. Как по мне, то довольно неплохо, для улучшения ситуации можно снизить ток до 700мА, ниже смысла снижать нет. Кроме того, теперь ток переключения индикации составляет почти требуемые 1/10 от тока заряда :)
После обзора было снято видео, где я вкратце объясняю что к чему, просто как дополнение.
Теперь попробую кратко описать мое мнение об этом устройстве. Общее качество изготовления не очень высокое, схема простая. Если снизить выходной ток до 700-750мА, то будет работать. Без доработки использовать крайне не рекомендую, контроллер будет работать в режиме постоянного перегрева периодически выключаясь для остывания и может выйти из строя.
На этом все, надеюсь что обзор был полезен, а также скажу, что у меня лежит еще одно зарядное устройство 12.6 Вольта 3 Ампера, но уже «фирменное».
mysku.ru
Схема зарядного на 12 вольт
Представляем новую простую схему зарядного устройства для обычного автоаккумулятора на 12 В, которая по силам для самостоятельной сборки даже не слишком опытным радиолюбителем. Зарядное собрано на основе силового трансформатора 16-20 В 5 А, выпрямителя, системы слежения за напряжением аккумулятора и ключевым элементом — тиристором.
Постоянное напряжение с выпрямителя на диодах подаётся на заряжаемый аккумулятор через амперметр на 5 А и тиристор. Этот тиристор управляется другим, более слабым тиристором Q2, который отслеживает напряжение на заряжаемом АКБ. Оно снимается с резисторного делителя и стабилитрона. Как только напряжение полностью зарядившегося аккумулятора превысит порог открывания тиристора — он откроется и зажгётся зелёный светодиод «аккумулятор заряжен». Одновременно тиристор Q1 закроется и зарядка прекратится.
Работа с зарядным устройством
- После сборки схемы выведите движок переменного резистора в нулевое положение. Прежде всего убедитесь, что без аккумулятора оба светодиода светятся.
- Подключите батарею и проследите, чтоб светодиод LED2 погас. Это значит пошёл заряд.
- Вращайте движок резистора вверх до тех пор, пока светодиод LED2 не засветится. Этим резистором выставляется порог отключения АКБ от зарядки, по мере достижения на аккумуляторе полного напряжения (около 14В).
Детали зарядного устройства на 12В
R1= 1 кОм
R2= 1.2 кОмR3= 470 ОмR4= 470 ОмR5= 10 кОмD1= 1N4001 D2= 6.8V 0.5W стабилитрон LD1= зелёный светодиод TR1= 4.7 кОм переменник LD2= красный светодиод Q1= BTY79 или похожий на 10AM1= 0-5A амперметр Q2= тиристор C106DC1= 10мкФ 25V GR1= 50V 6A диодный мост F= 5A предохранитель
Тиристоры можно ставить типа BT138-600, КУ202, Т122-10 (Q1) и любой маломощный на ток до 0,3А вместо Q2. Резисторы на 0,25 ватт. Диодный мост готовый, или составленный из 4-х диодов КД202, Д242, Д245. Конденсатор — 5-50 микрофарад. При всей своей простоте, эта схема ЗУ используется даже в некоторых промышленных зарядках. Но всё равно, обязательно ставьте предохранитель, так как от нештатных ситуаций (пробоя диодов или тиристора) никто не застрахован!
serp1.ru
Зарядное устройство на 12.6 Вольта 3 Ампера
Было заказано 10 штук зарядных устройств, на момент заказа цена была $8.13, то ли акция была, то ли продавец цену сейчас поднял, не знаю. Чтобы не было проблем с таможней, заказал двумя заказами. Любопытно что упаковки были разные, видно коробки были те, что попались под руку, но упаковано было плотно.
В любом случае пришло все, каждое зарядное упаковано в отдельную картонную коробку, кабели лежали отдельно.
В комплект входит собственно зарядное устройство и кабель питания.
Из десяти кабелей один попался с вилкой у которой плоские штыри, хотя в заказе было указано — EU. Не критично, но неприятно. А вот второй нюанс куда интереснее. В описании лота указано — Liitokala 12.6 В 3A зарядное устройство. Если насчет 12.6 и 3 все понятно, то вот насчет Литокала возникли некоторые вопросы. В принципе, насколько мне известно, Литокала не производит подобных зарядных устройств. Но на зарядных устройствах присутствует наклейка Liitokala, причем оригинально, в одной коробке были, в другой нет. Хотя если смотреть на фото, то можно понять, что разницы между ними никакой нет, вернее разница только в наклейке.
Корпус — привычный «брусок» черного цвета, на одной стороне расположен разъем подключения кабеля питания, на другой кабель для подключения к потребителю. Разъем 5.5/2.1мм. Со стороны кабеля находится светодиод индикации режима работы.
Но меня интересовало это зарядное не только само по себе, а и в сравнении с тем, что я обозревал ранее. Напомню, зарядное устройство с теми же заявленными характеристиками, 12.6 Вольта 3 Ампера, на вид также почти такое же, корпус чуть больше. Ссылка на обзор, чтобы понимать о чем идет речь.
Справа обозреваемое, слева то, что я разбирал ранее. Даже здесь видны некоторые отличия.
Зарядные устройства я покупал не себе, потому перед разборкой пришлось спросить товарища, не против ли он, если я его разберу для обзора, так как половинки корпуса склеены. Возражений не последовало, потому разобрал.
Внутри отличий гораздо больше. Как минимум у предыдущего трансформатор имеет магнитопровод большего размера, на фото это не так заметно, мешает скотч. Хуже изоляция радиаторов, вернее она есть в небольшом количестве только на радиаторе транзистора.
Ну а входной фильтр. Справа обозреваемый экземпляр, диодный мост попроще, дросселя нет, предохранитель обычный.
На выходе ситуация немного лучше. Хотя нет, точнее сказать — не сильно отличается от предыдущего, также два конденсатора и также нет дросселя по выходу. И кстати, как и у предыдущего есть место под вторую диодную сборку.
Вынимаем плату из корпуса для более тщательного осмотра, так как еще при первом взгляде мне показалось, что отличий больше.
1. Входные диоды 1N4007, фильтр отсутствует, зато конденсатор емкостью 82мкФ. Даже с учетом что реальная емкость китайских конденсаторов обычно занижена, все равно нормально для зарядного мощностью 35-40 Ватт. 2. Транзистор 8N65, вполне нормально для такой мощности. 3. Помехоподавляющий конденсатор правильный, потому безопасность в основном упирается упирается в отсутствие изоляции радиаторов и защитных прорезей в плате. 4. Выходная диодная сборка 10 Ампер 100 Вольт, нормально как по напряжению, так и по току. Конденсаторы 1000мкФ 25 Вольт, также вопросов особо нет, за исключением их «безродности».
На удивление плата спаяна даже аккуратно, конечно ей далеко до фирменных устройств, но в целом нормально. Защитныз прорезей нет, но расстояние между «горячей» и «холодной» сторонами довольно неплохое.
Первичная сторона блока питания. На всякий случай, если кому-то придется ремонтировать подобное зарядное.
А вот и первый косяк. Хотя по большому счету я даже не знаю как корректно назвать то, что я увидел. Сверху на плате виден желтый помехоподавляющий конденсатор Х класса, так вот он не участвует в процессе. Не, ну бывает что паяют перемычки вместо дросселя, я уже к этому давно привык, но впаять конденсатор и не использовать его. На фото я обозначил как запаян термистор и предохранитель, видно что конденсатор (справа) ни с чем не соединен. Странное решение :)
Как и в прошлый раз меня куда больше интересует вторичная сторона, так как первичная обычно имеет настолько маленькие отличия от других, что ее уже можно по памяти рисовать. Как и предыдущие зарядные устройства, схема основана на операционном усилителе LM358, никаких «умных» контроллеров и в помине нет.
Вся электроника это ШИМ контроллер 6853K09, его подключение идентично контроллерам — 63D39, 63D12, и все они очень похожи на FAN6862. А также ОУ LM358, классика дешевых зарядных устройств.
Перечертил схему, хотя в данном случае по сути это компиляция из схемы блока питания, и предыдущего зарядного устройства 12.6 Вольта 1 Ампер, которые я описывал ранее, но с некоторыми отличиями. Позиционные номера компонентов совпадают со схемой, по крайней мере в большинстве случаев :)
Сходство выходной части ну очень большое со схемой этого зарядного, а в какой то мере схема даже проще. Но в любом случае обе схемы гораздо проще, чем у предыдущего варианта 3 Ампера зарядного. Там было двойное питание и при желании можно было получить почти нулевое потребление когда зарядное не подключено к сети.
Схемотехника выходной части также примитивна, синий — стабилизация напряжения, красный — тока, оранжевый — индикация, зеленый — опорное напряжение. Это один из самых простых вариантов зарядных устройств, проще только на базе LM317 или резистора, но второй вариант не используется с литиевыми батареями (по крайней мере попадается крайне редко).
Первые тесты по моей методике тестирования зарядных устройств. 1. Выходное напряжение на холостом ходу заметно завышено, примерно по 40мВ на элемент. Это означает, что каждый элемент будет заряжаться до 4.24, а не до 4.20 Вольта. В таком варианте больше шансов получить срабатывание платы защиты аккумуляторной сборки. У предыдущего варианта было 20мВ превышение. 2. Собственный ток потребления без сети составляет 11мА, у предыдущего 7мА, а у 1А версии 14мА. Но у предыдущей версии 3 Ампера можно этот ток заметно снизить, у обозреваемого это сделать заметно сложнее, хотя и реально. 3. Ток заряда 3.23 Ампера, что почти на 10% больше заявленного. По большому счету ничего страшного в этом нет, просто аккумуляторы зарядятся чуть быстрее, но в моем случае повышенный ток «вылез боком». 4. Переключение индикации с красного на зеленый происходит при 359мА, что немного больше чем стандартная 1/10 от исходного тока. Не критично. 5, 6. Ток заряда через 5 и через 10 минут после срабатывания индикации. Как и следовало из схемы, данное зарядное не умет отключать аккумуляторы по завершении процесса, продолжая оставлять их под током. Для типичного сценария зарядил/отключил это неважно, но на неделю я бы не стал оставлять. Кроме того, при использовании аккумуляторных сборок, тем более в связке с подобным зарядным устройством, обязательно применение плат защиты, которые контролируют переразряд и перезаряд аккумуляторов. Применение балансира желательно, но не обязательно.
Следующий тест под нагрузкой, как всегда проверяем две вещи: 1. Нагрев. 2. Уход напряжения после прогрева.
Электронная нагрузка в таком тесте подключается до шунта чтобы зарядное не переходило в режим стабилизации тока (хотя в итоге все равно светил красный индикатор), и ток нагрузки выбирается таким, какой был измерен в предыдущем тесте.
Напряжение после получасового прогрева заметно убежало от исходного. Конечно по завершении заряда падает и нагрев, но сначала зарядное доведет напряжение батареи до 12.7 Вольта, а после остывания снизит до 12.68. Хотя стоп, почему снизит, без нагрузки на выходе было 12.72, потому даже скорее повысит. Жаль нет подстроечного резистора для коррекции.
На графике виден уход напряжения при нагреве. У предыдущего 3 Ампера зарядного уход был 0.005 Вольта! Как говорится — почувствуйте разницу.
С нагревом также картина не очень веселая. Сначала температура корпуса и компонентов после получасового прогрева.
А теперь через 1 час 14 минут. Самая высокая температура зарегистрирована в районе обмотки трансформатора, более 100 градусов. Я бы не сказал что все так уж плохо, так как зарядное работает обычно час-два, максимум три, дальше обычно аккумулятор заряжается и нагрев падает. Кроме того, на начальном этапе нагрев будет немного меньше, так как выходная мощность зарядного меньше. Например на каждом аккумуляторе 3.8 Вольта, в сумме выходит 3.8х3х3.2=36,5 Ватта, а почти в самом конце заряда (в этом режиме я проводил тест) — 4,2х3х3,2=40,3, на 10 процентов больше.
Температура отдельных компонентов в конце теста — Входной диодный мост — 74.5 Высоковольтный транзистор — 86.3 Трансформатор — 94.8 Обмотка трансформатора — 102.8 Выходная диодная сборка — 99.9 Выходные конденсаторы — 82.4
Термограмма с двух ракурсов.
На мой взгляд проблема перегрева кроется в нескольких вещах и первая — малый запас по мощности трансформатора. Вторая — завышенный выходной ток, почти 10% это немало. Я считаю, что стоит снизить его хотя бы до заявленного значения, а в идеале опустить до 2.8 Ампера. В таком варианте работать должно нормально. Как и в прошлый раз (в обзоре 1 А зарядного) я советую изменить номиналы делителя. В данном случае либо увеличить R20, либо уменьшить R24. Так как уменьшить проще чем увеличить, то лучше сделать именно так, например припаяв параллельно резистор номиналом 10-20кОм. Чем меньше сопротивление резистора, тем меньше будет выходной ток.
Пользуясь все той же программой я выяснил, что напряжение на выходе делителя составляет 169мВ, при таком напряжении на шунте, выходной ток составляет 3.25А, чтобы получить ток 3 Ампера надо параллельно припаять резистор на 18 кОм, для тока 2.8 Ампера резистор будет 9.1 кОм.
Так как нижний резистор делителя установлен с другой стороны платы и попутно залит силиконом, то я дополнительно показал на плате где его контакты.
После обзора было снято видео, где я вкратце объясняю что к чему, просто как дополнение.
Выводы просты. Главное преимущество данного зарядного — цена, дешевле мне пока не попадалось. Как вы понимаете, цена определяется обычно качеством сборки и работы. А в данном случае производитель явно экономил почти на всем. Но даже в таком варианте зарядное работает, но я бы советовал его немного доработать. Сама по себе доработка проста, самая большая сложность это аккуратное вскрытие. В любом случае, к Литокале данные изделия имеют примерно такое же отношение как я к балету :) Вообще я снимал видео, но оно имеет отношение не только к данному зарядному устройству, а скорее является сводным для трех зарядных устройств сразу. Если коротко, то мне больше понравилось предыдущее 3 Ампера зарядное устройство. Оно конечно также не имеет автоматического отключения зарядного тока, но по крайней мере оно работает заметно лучше и сделано более правильно.
Вот и все. Надеюсь что обзор был полезен, как всегда жду комментариев и вопросов.
mysku.ru
Две схемы зарядного устройства для свинцовых аккумуляторов на 12 вольт
Первая схема зарядное устройство для свинцовых аккумуляторов предназначена для зарядки 12-вольтовых мотоциклетных аккумуляторов емкостью от 3,5 до 12 А/ч. Зарядка осуществляется асимметричным импульсным током, благодаря чему улучшается десульфатация и в несколько раз снижается газовыделение.
Зарядный ток Iз формируется стабилизатором DA1 (7805) в положительной полуволне напряжения на вторичной обмотке сетевого трансформатора. В зависимости от положения переключателя SA1 он составляет 1,1 или 0,8 или 0,6 А и замыкается через VD5.
В отрицательную полуволну стабилизатор DA2 формирует разрядный ток Iр, в зависимости от положения R6 равный 20...170 мА (его оптимальная величина 10...20% от Iз), после аккумулятора он замыкается через VD2. DА1 и DА2 установлены на радиаторах 60х100 мм, трансформатор выполнен на Ш-образном магнитопроводе сечением 28х30 мм, первичная обмотка 1300 ПЭЛ 0,32, вторичная 120 ПЭЛ 0,8. Зарядный цикл рекомендуется рассчитывать на 20 часов.
Следующая схема зарядного устройства пригодиться для зарядки свинцовых SLA аккумуляторов с типовым напряжением 12 или 6 вольт и емкостью не превышающую 30 А/ч. Параметры радиоэлементов для аккумулятора на 6 вольт обозначены в скобках. На первом этапе зарядник функционирует как генератор тока, величина которого равна 0,45/R6.
Значение данного резистора для аккумуляторов различной электроемкости (С) нужно подбирать исходя из R6 = 0,45I = 0,45х0,2С = 0,09С, а R4 = 25/С, где значение сопротивления в Ом, тока - А, емкости – А/ч. Причем существенный ток, протекая по R4, обеспечивает открытое состояние транзистора VТ1, который сквозь сопротивление R3 шунтирует резистор R5, который входит в состав делителя напряжения, определяющий выходное напряжение. Функционирование первого этапа зарядки обозначается свечением светодиода HL2.
В результате постепенного заряда аккумулятора, напряжение на нем увеличивается, а ток зарядка снижается, так как стабилизатор напряжения I200c отрегулирован подстроечным резистором R8 на выходное напряжение (без подключенной нагрузки) 14,4 В (для аккумулятора на 6В -> 7,2 В).
Это обеспечивает постепенный переход в автоматическом режиме к второму этапу зарядки, в завершении которого ток заряда уменьшается до 0,02С, падение напряжения на R4 уже становится малым чтобы поддерживать открытым транзистор VТ1, и он запирается, отсоединяя RЗ от минуса и исключая из делителя, определяющего выходное напряжение стабилизатора I200c.
Выходное напряжение снижается с 14,4 до 13,8 вольт (при 6 вольтовом варианте с 7,2 до 6,9 вольт), а гашение светодиода HL2 сообщает о завершении зарядки аккумулятора и переходе в режим подзарядки.
Радиохобби 4/99
www.joyta.ru
Зарядное устройство на 12 вольт. Схема и описание
Данное зарядное устройство на 12 вольт позволяет, как заряжать, так и восстанавливать автомобильные аккумуляторы с изношенными пластинами за счет применения асимметричного тока при зарядке в режиме заряд (5 А) - разряд (0,5 А) за полный период сетевого напряжения. В зарядном устройстве предусмотрена также возможность, при необходимости форсировать процесс заряда.
Данное зарядное устройство, также как и ранее описываемый самодельный зарядник для аккумулятора, обладает целым рядом дополнительных функций, способствующих удобству использования. Так, при завершении заряда схема автоматически выключит автомобильный аккумулятор от зарядного устройства.
А при попытке подсоединить неисправный автомобильный аккумулятор (с напряжением ниже 7 В) или же аккумулятор с неправильной полярностью схема не включится в режим заряда, что предохранит зарядное устройство и аккумулятор от повреждений. (Можно порекомендовать для запуска в зимнее время воспользоваться зарядно-пусковым устройством, которое так же сбережет ресурс аккумулятора.)
В случае короткого замыкания клемм Х1 (+) и Х2 (-) при работе устройства, перегорит предохранитель. Электрическая схема состоит из стабилизатора тока на транзисторе VT1, контрольного устройства на компараторе D1, тиристора VS1 для фиксации состояния и ключевого транзистора VT2, управляющего работой реле К1.
При включении зарядного устройства тумблером SA1 включится светодиод HL2, и схема будет ожидать, пока подключим автомобильный аккумулятор к клеммам Х1, Х2. При верной полярности подключения аккумулятора небольшой ток, протекающий через диод VD7 и резисторы R14, R15 в базу VT2, будет достаточным, чтобы транзистор открылся и сработало реле К1.
При включении реле транзистор VT1 начинает работать в режиме стабилизатора тока - в этом случае будет гореть светодиод HL1. Ток стабилизации задается номиналами резисторов в эмиттерной цепи VT1, а опорное напряжение для работы получено на светодиоде HL1 и диоде VD6 .
Стабилизатор тока работает на одной полуволне сетевого напряжения. В течение второй полуволны диоды VD1, VD2 закрыты, и аккумулятор разряжается через резистор R8. Номинал R8 подобран таким, чтобы ток разряда составлял 0,5 А. Опытным путем установлено, что лучшим является режим заряда акумулятора током 5 А, разряда - 0,5 А.
Пока идет разряд, компаратор совершает контроль напряжения на аккумуляторе, и при превышении значения 14,7 В (уровень устанавливается при настройке резистором R10) он включит тиристор. При этом начнут гореть светодиоды HL3 и HL2. Тиристор закорачивает базу транзистора VT2 через диод VD9 на общий провод, что приведет к выключению реле. Повторно реле не включится, пока не будет, нажата кнопка СБРОС (SB1) или же не отключена на некоторое время вся схема (SA1).
Для стабильной работы компаратора D1 его питание стабилизировано стабилитроном VD5. Чтобы компаратор сопоставлял напряжение на аккумуляторе с пороговым (установленным на входе 2) только в момент, когда производится разряд, пороговое напряжение цепью из диода VD3 и резистора R1 увеличивается на время заряда аккумулятора, что исключит его срабатывание. Когда происходит разряд аккумулятора, эта цепь в работе не участвует.
При изготовлении данного зарядного устройства, транзистор VT1 крепится на радиатор площадью не менее 200 кв. см. Силовые цепи от клемм Х1, Х2 и трансформатора Т1 изготавливаются проводом с сечением не менее 0,75 кв. мм. В схеме применены конденсаторы С1 типа К50-24 на 63 В, С2 - К53-4А на 20 В, подстроечный резистор R10 типа СП5-2 (многооборотный), постоянные резисторы R2...R4 типа С5-16МВ, R8 типа ПЭВ-15, остальные - типа С2-23. Реле К1 подойдет любое, с рабочим напряжением 24 В и допустимым током через контакты 5 А; тумблеры SA1, SA2 типа Т1, кнопка SB1 типа КМ1-1.
Для регулировки зарядного устройства понадобится источник постоянного напряжения с перестройкой от 3 до 15 В. Удобно воспользоваться схемой соединений, приведенной ниже.
Настройку начинаем с подбора номинала резистора R14 (определение сопротивления по цветовой маркеровке). Для этого от блока питания А1 подаем напряжение 7 В и изменением номинала резистора R14 достигаем, чтобы реле К1 срабатывало при напряжении не менее 7 В. После этого увеличиваем напряжение с источника А1 до 14,7 В и настраиваем резистором R10 порог срабатывания компаратора (для возврата схемы в исходное состояние после включения тиристора надо нажать кнопку SB1). Может также потребоваться подбор резистора R1.
В последнюю очередь настраиваем стабилизатор тока. Для этого в разрыв цепи коллектора VT1 в точке "А" временно устанавливаем стрелочный амперметр со шкалой 0...5 А. Подбором резистора R4 добиваемся показаний по амперметру 1,8 А (для амплитуды тока 5 А), а после этого при включенном SA2 настраиваем R4, значение 3,6 А (для амплитуды тока 10 А). Разница в показании стрелочного амперметра и фактической величины тока связана с тем, что амперметр усредняет измеряемую величину за период сетевого напряжения, а заряд производится только в течение половины периода.
В заключение следует обозначить, что окончательную настройку тока стабилизатора лучше проводить на настоящем аккумуляторе в установившемся режиме - когда транзистор VT1 прогрелся и эффект роста тока за счет изменения температуры переходов в транзисторе не наблюдается. На этом настройку можно считать законченной.
По мере заряда автомобильного аккумулятора, напряжение на нем будет понемногу возрастать, и, когда оно дойдет до значения 14,7 В, схема автоматически выключит цепи заряда. Автоматика также выключит процесс зарядки в случае каких-то других непредвиденных воздействий, например при пробое VT1 или же пропадании сетевого напряжения. Режим автоматического выключения может также срабатывать при плохом контакте в цепях от зарядного устройства до аккумулятора. В этом случае надо нажать кнопку СБРОС (SB1).
И в конце следует отметить, что необходимо следить за состоянием аккумулятора в процессе его эксплуатации, следить за напряжением в бортовой сети автомобиля и не забывать выключать ближний свет фар. Последнее можно осуществить посредством автоматического выключателя ближнего света.
Внимание! Так как элементы схемы находятся под напряжением электросети, то следует соблюдать меры электробезопасности при наладке прибора.
www.joyta.ru