Практическая работа №1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Химия строение пламени
Научно-исследовательская работа по химии «Изучение строения пламени свечи»
Научно-исследовательская работа по химии по теме:
«Изучение строения пламени свечи с помощью мобильной естественнонаучной лаборатории Лабдиск и регистратора данных USBLink.»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Обзор литературы (основная часть)…..………………………………………5
1.1. Мобильная естественнонаучная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных Лабдиск....……………………………………………….5
1.2. Цифровая лаборатория «Архимед» - регистратор данных USBLink. .…...7
2. Изучение строения пламени свечи с использованием современного оборудования (экспериментальная часть)…………………………………….10
2.1. Опрос обучающихся БОУ г. Омска «Лицей №143»……………………...10
2.2. Результаты исследования строения пламени свечи…................................11
Заключение.............................................................................................................15
Список использованных источников...................................................................16
Приложение............................................................................................................17
Введение
Некоторые вещества при высокой температуре начинают светиться. Например, при нагревании металл начинает светиться ярким красным, а перед плавлением – желтым цветом. Пламя свечи является результатом горения воска (углеводорода). Тепло от горящего фитиля расплавляет прилегающий к нему воск, а расплавленный воск за счет капиллярных сил поднимается по фитилю и там испаряется.
Пламя – это явление, вызванное свечением раскалённой газообразной среды. Обычное пламя, которое мы наблюдаем при горении свечи, зажигалки или спички представляет собой поток раскалённых газов, вытянутый вертикально за счёт силы Архимеда (горячие газы стремятся подниматься вверх). Сначала фитиль свечи нагревается и парафин начинает испаряться.
На первых уроках изучения химии в 8 классе по программе изучения курса О.С. Габриеляна школьники выполняют практическую работу «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой». После ее выполнения обучающимся становится известно, что пламя свечи состоит из трех частей. Эту информацию ученики получают только из литературных источников, поэтому им просто приходится верить, что это так. Мы решили провести эксперимент и проверить, так ли это, с помощью современного оборудования.
Цель работы: доказать, что пламя свечи состоит из трех частей с помощью современных технологий: Лабдиска и регистратора данных USBLink.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
Изучить методические рекомендации по использованию мобильной естественнонаучной лаборатории Лабдиск и регистратора данных USBLink;
На основе литературных источников изучить строение пламени свечи;
Провести опрос обучающихся БОУ г. Омска «Лицей №143» для определения их отношения к использованию современных технологии на уроках химии;
Используя лабораторные методы, доказать наличие трех зон в пламени свечи.
Объектом нашего исследования является пламя свечи.
Теоретическое исследование включало анализ литературы, справочно-методических пособий.
В исследовательской части работы использовались методы опроса, наблюдения, эксперимента, сбора и анализа полученных данных.
Работа проводилась в химической лаборатории бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Лицее №143».
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)
1.1. Мобильная естественнонаучная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных Лабдиск
Оснащение школ компьютеризированной техникой резко повышает эффективность обучения дисциплинам, основанных на экспериментальных данных. Современные школьные цифровые лаборатории позволяют производить тысячи измерений в секунду несколькими датчиками одновременно. Они освобождают школьников от утомительной вспомогательной работы – чтения и записи данных, построения графиков и т.п. Теперь ученикам представляется возможность сосредоточиться именно на анализе результата эксперимента и на понимание сущности исследуемого явления.
Регистратор данных Лабдиск – это беспроводная лаборатория, имеющая до 13 датчиков, встроенных в корпус, и порты для подключения внешних датчиков (рис.1). Полный список датчиков представлен в таблице 1 (приложение 1).
Рис. 1. Датчики, встроенные в корпус Лабдиска
Лабдиск снабжен инструментом автоматического тестирования и калибровки всех датчиков, вследствие чего измерения могут начаться в момент его включения. Показания датчиков отображаются на экране регистратора, одновременно записываются в его память, передаются на компьютер. Программное обеспечение на компьютере отображает данные в таблицах, на графиках и табло измерительных приборов. С помощью встроенных в программное обеспечение функций математической обработки и статистического анализа данных пользователь представляет результаты эксперимента в максимально удобном для понимания виде.
Управление экспериментом и обработка полученных результатов опытов осуществляется с помощью программного обеспечения GlobiLab. Программа предлагает пользователю различные виртуальные измерительные приборы, таблицы, графики, столбчатые диаграммы. Имеются также инструменты графики: маркеры, лупа, вырезание, комментирование. Математический инструментарий обработки данных эксперимента включает такие функции, как производные, линейная и квадратичная регрессия. Окно программы выглядит следующим образом (рис. 2):
Рис. 2. Окно программы GlobiLab
Программа позволяет:
просматривать данные эксперимента;
изменять вид график;
проводить графический анализ;
производить обмен данными с Лабдиском;
управлять файлами данных;
экспортировать данные.
1.2. Цифровая лаборатория «Архимед» - регистратор данных USBLink
Цифровые лаборатории Архимед – это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. они обеспечивают автоматизированный сбор и обработку данных, позволяют отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Проведенные эксперименты могут сохраняться в реальном масштабе времени и воспроизводиться синхронно с их видеозаписью. Проведение экспериментов с помощью лаборатории Архимед позволяет решать метапредметные задачи – осваивать понятия и методы, относящиеся к статистике, математике, информационным технологиям.
Цифровые лаборатории представляют возможность:
уменьшить время, затрачиваемое на организацию и проведение фронтального и демонстрационного эксперимента;
повысить степень наглядности эксперимента и визуализации его результатов, расширить список экспериментов;
проводить измерения в полевых условиях;
модернизировать традиционные эксперименты.
В составе любой цифровой лаборатории Архимед – измерительные устройства (специализированные естественнонаучные датчики), регистратор данных, программное обеспечение для управления сбором данных и обработкой эксперимента, справочные и методические материалы.
Цифровые лаборатории, комплектуемые регистраторами, отвечают требованиям автономной мобильной лаборатории – регистраторы данных в них являются, по сути, самостоятельными компьютерами со своим источником питания, памятью, операционной системой и пользовательским интерфейсом.
USBLink – мощный и, в то же время, очень маленький и простой интерфейс датчиков, который можно подключить к USB-порту любого компьютера. Он имеет 4 порта для присоединения датчиков (рис. 3).
Рис. 3. Регистратор данных USBLink
Регистратор USBLink предназначен для работы с программным обеспечением MultiLab, которое позволяет:
отобразить данные в виде графиков, таблиц или показаний шкалы прибора;
получить данные от устройства USBLink в режиме реального времени;
использовать журналы экспериментов, включающие в себя одновременно инструкции по проведению эксперимента, его настройки и отчет;
использовать мультимедийные возможности, позволяющие сопровождать полученные данные синхронизированными видео- и аудиоматериалами;
интуитивно понятно и просто управлять регистрацией данных.
Экран MultiLab состоит из четырех окон: графиков, таблиц, видео и навигации. Можно открыть все окна одновременно или одно из них. Еще одна полезная функция – журнал. Этот лабораторный инструмент позволяет ученику посмотреть все предстоящие ему действия. Диалоговое окно программы представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Окно программы MultiLab
2. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПЛАМЕНИ СВЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ)
2.1. Опрос обучающихся БОУ г. Омска «Лицей №143»
Прежде чем приступить к исследованию строения пламени свечи с помощью современного оборудования, мы решили провести опрос с целью выявить отношения обучающихся к использованию новых технологий на уроках химии.
В опросе участвовали обучающиеся двух классов в количестве 47 человек. Им было предложено ответить на два вопроса:
1) интересно ли вам использовать современные технологии на уроке? (да/нет)
2) Помогает ли это вам в изучении предмета? (да/нет)
Проанализированные результаты опроса представлены в виде диаграмм на рис. 5.
Рис. 5. Результаты опроса обучающихся
Из диаграмм видно, что большинству учеников нравится и интересно использовать современные технологии на уроке, они считают, что это помогает в изучении предмета.
2.2. Результаты исследования строения пламени свечи
При выполнении практической работы «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой» на уроке химии, мы выделили три зоны в пламени свечи. Это деление основывалось на различном цвете пламени (рис. 6).
Рис. 6. Строение пламени свечи
Синяя зона – прилегающая к фитилю часть пламени. Она заполнена парами топлива (испарившегося воска), и здесь практически нет кислорода, а значит, и горения.
Оранжевая зона – зона, в которой возникает горение, то есть окисление топлива попадающим сюда кислородом. Полного сгорания топлива в этой зоне еще не происходит из-за недостатка кислорода. Температура здесь достигает 800-900 градусов Цельсия. Разогретые до этой температуры частицы несгоревшего топлива (сажа) светятся оранжевым светом.
Желтая зона – здесь нет недостатка кислорода. В этой зоне происходит дальнейший разогрев, а потом и сгорание поступивших из оранжевой зоны частиц топлива. Желтый цвет – цвет разогретых до максимальной для нихз температуры частиц топлива. Желтая зона переходит в бесцветную зону полностью сгоревших частиц, обладающую наивысшей температурой.
Мы решили доказать наличие трех зон в пламени свечи с помощью мобильной лаборатории Лабдиск и регистратором данных USBLink.
1. Изучение строения пламени с помощью Лабдиска
Для выполнения эксперимента мы собрали установку, состоящую из персонального компьютера, регистратора данных Лабдиск и термопары с диапазоном измерения температуры от 50 до 1200 градусов Цельсия.
Рис. 7. Результаты исследования пламени свечи в виде диаграммы
С помощью инструмента Статистика мы получили максимальные, минимальные и усредненные величины измерений температуры (рис. 8).
Рис. 8. Статистика датчика термопары
Чтобы сравнить значение температур в каждой зоне пламени мы открыли таблицу с экспериментальными данными (табл. 1).
Таблица 1
Значение температуры в каждом из четырех замеров
Замер | Термопара [°C] |
1 | 25.2 (комнатная) |
2 | 527.0 |
3 | 882.5 |
4 | 1062.7 |
2. Изучение строения пламени с помощью регистратора данных USBLink
Для выполнения эксперимента мы собрали установку, состоящую из персонального компьютера, регистратора данных USBLink и датчика температуры с диапазоном измерения температуры от 0 до 1200 градусов Цельсия.
Произведя настройку регистратора, выставили частоту и количество замеров. Для начала мы замерили комнатную температуру, затем поочередно в трех зонах пламени. Закончив эксперимент, нажали кнопку Стоп.
Для анализа результатов использовали кривую в координатах Температура – Время (рис. 9).
Рис. 9. Кривая зависимости температуры от времени
Заключение
При изучении строении пламени мы использовали такие современные технологии, как мобильный регистратор данных Лабдиск и регистратор данных USBLink.
Анализируя графики и табличные данные наших измерений, мы экспериментально доказали, что пламя свечи действительно имеет три зоны.
Для зоны 1, самой нижней, характерно небольшое синее свечение — там много топлива и мало кислорода. Поэтому, происходит неполное сгорание топлива с образованием СО, который, окисляясь на самом крае конуса пламени, придает ему синий цвет. В зону 2 за счет диффузии проникает больше кислорода, там происходит дальнейшее окисление топлива, температура больше, чем в зоне 1, но его все же недостаточно для полного сгорания топлива. В зоне 1 и зоне 2 содержатся несгоревшие капельки топлива и частицы угля. Из-за сильного нагревания они светятся. Испарившееся топливо и продукты его горения — углекислый газ и вода — почти не светятся. В зоне 3 концентрация кислорода ещё больше. Там происходит догорание несгоревших частиц топлива, которые светились в зоне 2, поэтому эта зона почти не светится, хотя там самая высокая температура.
Учащиеся могут использовать полученные знания, например, чтобы измерить температуру в средней части гвоздя, поскольку именно там ее значение будет более всего соответствовать средней температуре всего гвоздя.
Также применить знание о наличии трех зон пламени можно в аналитической химии, в частности, при получении окрашенных перлов для быстрой идентификации минералов и горных пород, в том числе в полевых условиях, с помощью паяльной трубки.
Список использованных источников
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб .для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 270 с.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию // Химия, Первое сентября, - 2006. - № 2. - С. 13–17.
Датчики цифровых лабораторий. Справочно-методическое пособие. – М.: ИНТ, 2012. – 115 с.
Мобильная естественнонаучная лаборатория «Лабдиск Химия». Справочно-методическое пособие. – М.: ИНТ, 2012 – 78 с.
Строение пламени свечи / электронный ресурс: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%8F
Цифровая лаборатория Архимед 4.0. Лабораторные работы по химии. – М.: ИНТ, 2012. – 64 с.
Цифровая лаборатория Архимед 4.0. Справочное пособие. – М.: ИНТ, 2012. – 80 с.
Приложение
Таблица 1
kopilkaurokov.ru
Практическая работа №1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
__________ Класс ____ Ф.И. уч-ся ______________________________
Практическая работа №1
Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами.
Строение пламени.
Цель работы: повторить правила техники безопасности, научить приемам безопасного обращения с простейшим лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой, химической посудой; изучить строение пламени, отработать приемы нагревания веществ.
Оборудование: штатив для пробирок, лабораторный штатив, лапка, кольцо, пробирки, фарфоровая чашка, стакан, стакан с водой, стеклянная палочка, спички, спиртовка, держатель для пробирок.
С техникой безопасности знаком (а) _____________________________________
Ход работы:
1.Повторите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
2.Ознакомьтесь со строением лабораторного штатива и выполните следующие операции:
А) закрепите муфту на стержне штатива, а затем передвиньте ее вверх и опустите вниз, укрепите в муфте лапку;
Б) закрепите в штативе кольцо;
В) закрепите в штативе пробирку в вертикально положении отверстием вверх;
Г) на кольцо штатива положите сетку, а на нее поставьте стакан;
Д) на кольцо поставьте фарфоровую чашку для выпаривания без сетки.
3. Сделайте необходимые пояснения к рисунку:
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
5.__________________________________
4.Приемы обращения со спиртовкой. Повторите основные правила и приемы обращения со спиртовкой (см. Правила ТБ стр. учебника 10, п.14)
5. Под руководством учителя ознакомьтесь со строением спиртовки, сделайте необходимые пояснения к рисунку:
1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6.Изучите строение пламени. Ответьте на вопросы:
1.В какой части пламени (1,2,3) температура самая высокая? ___________________________________
2.В какой части пламени (1,2,3) следует вести нагревание и почему?
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Укрепите в пробиркодержателе пробирку с 2-3 мл воды. Нагрейте воду в пламени спиртовки.
Выводы:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
Практическая работа по химии для 8 класса(с изменениями). Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Практическая работа №1
Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами.
Строение пламени.
Дата проведения _______________
Класс ________________________
ФИО _________________________
Цель работы: повторить правила техники безопасности, научить приемам безопасного обращения с простейшим лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой, химической посудой; изучить строение пламени, отработать приемы нагревания веществ.
Оборудование: штатив для пробирок, лабораторный штатив, лапка, кольцо, пробирки, выпарительная чашка, стакан, стакан с водой, стеклянная палочка, спички, спиртовка, держатель для пробирок.
Ход работы
Повторите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете
Ознакомьтесь со строением лабораторного штатива и выполните следующие операции:
А) закрепите муфту на стержне штатива, а затем передвиньте ее вверх и опустите вниз, укрепите в муфте лапку;
Б) закрепите в штативе кольцо;
В) закрепите в штативе пробирку в вертикально положении отверстием вверх;
Г) на кольцо штатива положите сетку, а на нее поставьте стакан;
Д) на кольцо поставьте выпарительную чашку без сетки;
3. Сделайте необходимые пояснения к рисунку:
1.__________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________
Приемы обращения со спиртовкой
Перечислите основные правила и приемы обращения со спиртовкой (см. Правила ТБ стр. учебника 10, п.14)
5. Под руководством учителя ознакомьтесь со строением спиртовки, сделайте необходимые пояснения к рисунку:
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
4._______________________________________________________
5._______________________________________________________
Изучите строение пламени.
Ответьте на вопросы:
В какой части пламени (1,2,3) температура самая высокая?
______________________________________________________________
В какой части пламени (1,2,3) следует вести нагревание и почему?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Укрепите в пробиркодержателе пробирку с двумя, тремя мл. воды. Нагрейте воду в пламени спиртовки.
Выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru
Практическая работа. Изучение строения пламени
Цель: ознакомиться со строением пламени; понять, где в пламени «холодная» часть, а где – самая горячая; объяснить появление тени от света пламени.
Оборудование: свеча, тигельные щипцы стеклянная пластинка, стеклянная трубочка, лучинка, спички.
Ход работы.
Что делаю? | Что наблюдаю? | Объяснение наблюдений. |
1. Рассматриваю свечу. | Она состоит из ___. Ее длина___ см. Ее диаметр ___ см. Ее фитиль имеет длину__ см |
|
2. Зажигаю свечу |
|
|
3. Тигельными щипцами держу стеклянную пластинку над пламенем свечи. | Пластинка | Копоть- это мельчайшие частицы угля. Отсюда следует, что раскаленные, светящиеся частицы угля находятся в пламени. |
4. Вношу один конец стеклянной трубки в пламя около фитиля и поджигаю спичкой пары, выходящие из другого отверстия трубки. | Пары | Это пары парафина, из которого сделана свеча. Значит, около фитиля парафин только испаряется, но еще не горит. |
5. «Протыкаю» спичкой пламя свечи в разных зонах (нижней, средней и верхней). Определяю время возгорания спички | Спичка | Значит, самая горячая часть пламени |
Выводы.
- Пламя имеет сложное строение.
- Самая горячая часть пламени - ____________________________________________
- Тень от пламени свечи появляется потому, что_______________________________
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Изучение строения пламени (опыт) | Химия. Шпаргалка, шпора, формула, закон, ГДЗ, опыты, тесты, сообщение, реферат, кратко, конспект, книга
Прежде чем начать работу с нагревательным прибором, убери со стола воспламеняющиеся вещества и материалы. Застегни халат на все пуговицы. Прими меры, чтобы избежать возможного воспламенения волос.
Для нагревания в лаборатории используют спиртовку (рис. 2, А), газовую горелку (рис. 3, А) или сухое горючее (рис. 4). Определи, какой нагревательный прибор выдан тебе для работы, ознакомься с его строением и правилами пользования им.
Перед зажиганием спиртовки (рис. 2, А) проверь наличие спирта в ее резервуаре и качество фитиля. Спирт должен заполнять резервуар на 1/3 — 2/3 его объема. Нужно, чтобы фитиль был одинаковой толщины, свободно касался дна резервуара и не очень туго держался в трубочке. Спирт можно наливать только в погашенную спиртовку.
Рис. 2. А. Спиртовка: 1 — резервуар; 2 — фитиль; 3 — трубочка; 4 — колпачок; 5 — спирт. Б. Схема заполнения резервуара спиртом (I), правильного (II) и неправильного (III) зажигания спиртовки |
Рис. 3. А. Газовая горелка: 1 — винт подачи газа; 2 — регулятор; 3 — отверстие горелки. Б. Схема правильного (I) и неправильного (II) зажигания и гашения (III) газовой горелки |
Чтобы зажечь спиртовку, сними колпачок, расправь фитиль и поднеси к нему зажженную спичку. Не зажигай спиртовку от другой зажженной спиртовки! Не дуй на пламя спиртовки, чтобы погасить его!
Изменить высоту пламени спиртовки можно (когда спиртовка не горит) перемещением фитиля в трубке. Для прекращения горения спирта накрой пламя колпачком, поднося его сбоку.
Перед зажиганием газовой горелки (рис. 3, А) убедись в отсутствии неисправностей прибора и повреждений трубок, присоединенных к крану газопровода.
Чтобы зажечь горелку, выполни такие действия. Материал с сайта http://worldofschool.ru
- Присоедини горелку с помощью шланга к газовому крану.
- Открой винт подачи газа на 1—2 оборота от исходного положения.
- Чтобы предотвратить загорание газа внутри горелки, регулятором перекрой поступление воздуха.
- Зажги спичку и открой газовый кран.
- Зажженную спичку поднеси сбоку к отверстию горелки.
- Когда газ воспламенится, отрегулируй поступление воздуха так, чтобы пламя стало голубым, не светящимся.
- С помощью винта отрегулируй высоту пламени — 8-10 см.
- Установи регулировочными винтами высоту пламени и интенсивность сгорания газа.
- Погаси пламя поворотом газового крана.
Рис. 4. Сухое горючее |
На керамическую плитку помести таблетку (или кусочек) сухого горючего (рис. 4) и подожги. Не дуй на пламя, чтобы погасить его! Для прекращения горения сухого горючего накрой пламя колпачком, поднося его сбоку.
Зажги спиртовку (газовую горелку, сухое горючее). Внимательно рассмотри пламя. Однородно ли оно? Сколько в пламени зон?
Внеси в верхнюю часть пламени лучинку. Быстро ли она загорелась?
Внеси в нижнюю часть пламени другую лучинку. Загорелась ли она? Где именно обуглилась лучинка? Погаси нагревательный прибор.
Кратко опиши (или нарисуй) свои действия и наблюдения. Сделай вывод, какая зона пламени самая горячая. В какой части пламени нужно проводить нагревание?
На этой странице материал по темам:Изучение пламени спиртовки и вывод
Вывод об изучении спиртовки
Изучение пламени химия опыт
Строение пламени
Можно ли проверить спирт на качество по пламени горения
worldofschool.ru
Презентация по химии на тему "строение свечи"
Практическая работа по химии
СТРОЕНИЕ ПЛАМЕНИ
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
- Категорически запрещается входить с кабинет химии без разрешения учителя
- В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
- Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
- Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.
- Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
- Не допускается нахождение в кабинете химии во время проветривания.
- Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
- Не пробуйте вещества на вкус.
- При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону от себя и от соседа.
- Учащиеся, присутствующие на практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
- Опыты производите только над столом.
- В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю.
- Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
- Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Лабораторное оборудование и посуда
- ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ -Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции
- ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА - Для выпаривания (кристаллизации)
- КОЛБЫ - Для приготовления растворов, проведения реакций
- ШТАТИВ ЛАБОРАТОРНЫЙ
Лабораторное оборудование и посуда
- МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР
- ПРОБИРКА
- АСБЕСТОВАЯ СЕТКА - Используется для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды
- ШТАТИВ ДЛЯ ПРОБИРОК
Лабораторное оборудование и посуда
- ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН
- ФАРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ - Для измельчения твердых веществ
- ВОРОНКА
Правила работы со спиртовкой
- Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
- Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
- Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
- Тушить только колпачком – не дуть!
Устройство спиртовки
Строение пламени
- Опишите внешний вид свечи, вещество, из которого она изготовлена (цвет, запах, ощущение на ощупь, твердость), фитиль.
- Зажгите свечу. Опишите внешний вид и строение пламени. Что происходит с материалом свечи при горении фитиля? Как выглядит фитиль в процессе горения? Нагревается ли свеча, слышен ли звук при горении, выделяется ли тепло? Что происходит с пламенем, если появляется движение воздуха?
- Как быстро сгорает свеча? Изменяется ли длина фитиля в процессе горения? Что представляет собой жидкость у основания фитиля? Что с ней происходит, когда она поглощается материалом фитиля? А когда ее капли стекают вниз по свече?
Строение пламени
- Проведем небольшой эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени. Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны. Темная зона находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени.
- Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны. Значит, пламя там более горячее.
- Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).
- Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.
Строение пламени
Строение пламени
- Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.
multiurok.ru
Уроках химии Тема: «Горение. Строение пламени»
МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская деятельность на уроках химииТема: «Горение. Строение пламени».
Учитель Тарасова Н.Н.
Девиз:
«Познание начинается с удивления»
АристотельСегодня мы познакомимся с одной из многочисленных реакций взаимодействия веществ с кислородом. Объект изучения вы постараетесь определить, прослушав небольшой отрывок поэмы.« … Огонь
Я смертным дал и вот за что наказан,
Похитил я божественную искру.
Сокрыл в стволе сухого тростника,
И людям стал огонь любезным братом,
Помощником, учителем во всем…»- Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт разговор?(Ответы детей: об огне).- Правильно. Тема нашего урока «Горение. Строение пламени» и проведем его под девизом: «Познание начинается с удивления». (Учитель зажигает свечу).Перед нами пример химической реакции – горение парафиновой свечи. Мы исследуем огонь с позиции химии: выясним, какое строение и состав он имеет, как его можно экономно использовать, как бороться, если огонь выходит из-под контроля.
В начале работы проведем эксперимент: у нас есть 2 колбы, одна из которых заполнена кислородом, а другая – углекислым газом. Ваше мнение: будут ли происходить какие-либо изменения с пламенем горящей лучины, помещенной в колбы с этими газами или нет?(Дети высказывают свои предположения.)Ваши предположения по-другому можно назвать гипотезами (гипотезой). Как мы можем убедиться, верны они или нет? Правильно. Нужно провести опыт.
Опыт.
Помещаем горящую лучину в колбу, заполненную углекислым газом, а затем тлеющую лучину вносим в колбу с кислородом.
- Что наблюдаем?
( Ответы детей: в колбе с кислородом лучина горит, а в колбе с углекислым газом тухнет).
Вывод: кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет.- Огонь таит в себе много загадок. Но перед тем, как шагнуть в таинственный мир горящей свечи, запомним основное правило техники безопасности: предельная внимательность и аккуратность в работе.(Дети зажигают свечи).- Рассмотрите внимательно пламя свечи, какую форму оно имеет?(Ответы детей).- Вы догадываетесь: почему?
Во время горения воздух нагревается и поднимается вверх. Эти восходящие потоки и придают пламени своеобразную форму. Физики это явление называют – конвекция.
А что вы можете сказать о строении пламени: однородно ли оно?
(Ответы детей.)(Вывешивается рисунок пламени.)Нижнюю – темную зону пламени обозначим цифрой 1.
Средняя – яркоокрашенная зона 2.
Верхняя – светлая зона 3.- Как вы считаете, кроме цвета, чем еще могут различаться зоны пламени?(Ответы детей: по температуре.)- Сейчас мы постараемся проверить ваше предположение, т.е. вашу гипотезу. Для этого вы зажжете 3 спички: одну в нижней зоне пламени, другую в средней, а третью – в верхней зоне пламени. Засечем время воспламенения спички, считая раз, два, три …(Дети проводят опыт.)- Своими наблюдениями поделится …(Ответы детей.)- Какой вывод о температуре в разных зонах пламени можно сделать?(Ответы детей. Данные вносятся в таблицу.)Числовые температурные данные дает учитель.
Зона пламени | Цвет пламени по зонам | Температура | Состав зоны пламени | |
1 | голубой | низкая | 700 С | газообразный парафин |
2 | красно-оранжевый | высокая | 1100 С | частицы углерода (сажа) |
3 | бледно- желтый | очень высокая | 1400 С | углекислый газ и вода |
- Чтобы приоткрыть завесу другой тайны, нам нужно подумать, одинаков ли состав разных зон пламени?
Проведем опыт.1 зона - вносим край разогретой стеклянной трубочки в нижнюю зону пламени. Что наблюдаем?(Из трубочки идет белый дым.)Белый дым – парафин. Только в нижней зоне пламени он находится не в твердом виде, а в каком? (…газообразном)
Данные заносим в таблицу.
- зона. На несколько секунд вносим фарфоровую чашечку в яркую зону пламени. Что наблюдаем?
- Дно чашечки покрывается копотью (сажей).
Это очень мелкие частицы углерода. Почему он на нашей чашечке черный, а в пламени – имеет яркую окраску? (Ответы детей: в пламени частицы раскалены.)Горение свечи – это взаимодействие парафина (вещества, из которого изготовлена свеча) с кислородом. Какие вещества при этом образуются, мы сможем узнать, если исследуем 3 - светлую зону пламени.(Проводится опыт по обнаружению воды и углекислого газа в верхней зоне пламени.)- Капельки воды на стакане и потухшая лучина подсказывают нам, что продуктами горения парафина свечи являются углекислый газ и вода.Составим схему горения парафиновой свечи. ( Знак = разделяет вещества, вступающие в реакцию и вещества, образовавшиеся в ходе превращений. О значении знака + постарайтесь догадаться самостоятельно.)Парафин + кислород = вода + углекислый газА сейчас мы проверим, что произойдет с пламенем, если накрыть горящую свечу стаканом.(Дети накрывают горящую свечу стаканом.)- Что наблюдаем?
- Почему горение прекратилось?(Ответы детей: нет поступления кислорода.)Демонстрационный опыт: Сравним, есть ли различия в строении пламени свечи и спиртовки. Составим схему горения спиртаСпирт + кислород = вода + углекислый газУчитывая результаты исследований, выполните задания.Задания. а) Для обогрева жилых помещений запрещается использовать открытый огонь газовых плит. Почему? б) Предложите способ тушения загоревшейся на человеке одежды.
Обоснуйте свое предложение. в) Как нужно отрегулировать высоту пламени газовой плиты на кухне для его рационального использования. Обоснуйте свое предложение. г) Почему в школьной лаборатории для подогрева реактивов в лабораторной посуде используют спиртовки, а не парафиновые свечи? Обоснуйте свой выбор. У нашего урока есть девиз. Вспомним его.
«Познание начинается с удивления»У каждого из вас есть пламя трех цветов: желтого, оранжевого и голубого. Какое пламя вы выберете к нашему уроку? Почему?Урок хотелось бы закончить словами М.Фарадея:«…я только могу выразить вам мое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно выполняя свой долг перед человечеством».
5-bal.ru