Ремонт своими руками стабилизатора напряжения Энергия. Ремонт стабилизаторов напряжения


Ремонт стабилизаторов напряжения своими руками

Сегодня рассмотрим перечень базовых неисправностей стабилизаторов напряжения различных типов с описанием причин возникновения и методов их ремонта.

Сегодня рассмотрим перечень базовых неисправностей стабилизаторов напряжения различных типов с описанием причин возникновения и методов их ремонта. Ведь не каждая поломка стабилизатора напряжения требует сервисного ремонта, особенно по истечении гарантийного срока.

 

 

 

О внутреннем устройстве и типах стабилизаторов

Из всех разновидностей стабилизаторов напряжения можно выделить три наиболее распространённых топологии с довольно специфичными принципами преобразования. Среди них нельзя однозначно выделить самую надёжную, слишком многое зависит от характера питания и типа нагрузки, а также от добротности исполнения прибора. В нашем обзоре мы рассмотрим сервоприводные, релейные и полупроводниковые преобразователи, особенности их работы и типовые неисправности.

 

 

 

 

В сервоприводном стабилизаторе основным функциональным органом служит линейный трансформатор со множеством выводов средних точек вторичной, а иногда и первичной обмотки — от 10 до 40 в зависимости от класса точности. Концы выводов собраны в коллекторную гребёнку, по которой перемещается токосъёмная каретка. В зависимости от действующего напряжения по линии питания, стабилизатор поправляет положение каретки, регулируя тем самым число задействованных витков и, соответственно, коэффициент трансформации. На выходе схемы может осуществляться более тонкая подстройка напряжения, например с помощью интегральных полупроводниковых стабилизаторов.

Релейные трансформаторы устроены похожим образом. Число выводов трансформатора у них меньше, вместо плавного регулирования тонкость подстройки достигается рекомбинацией включенных в работу обмоток. За оперативное переключение отвечают силовые реле со сложной конфигурацией релейной группы. Как и в предыдущем случае, на выходе могут стоять дополнительные фильтры, стабилизаторы и устройства защиты, тем не менее, основную работу выполняют трансформатор и релейная сборка под аналоговым управлением.

В основе электронных стабилизаторов напряжения может лежать два принципа преобразования. Первый — переключение обмоток трансформатора, но уже с помощью симметричных тиристоров, а не реле. Второй принцип — преобразование тока в постоянный, его накопление в буферных ёмкостях (конденсаторах), а затем обратное преобразование в «переменку» с чистой синусоидой посредством встроенного генератора. Схема на первый взгляд кажется достаточно сложной, но зато так обеспечивается беспрецедентно высокая точность стабилизации и качественная защита линии.

Конечно, есть и другие схемы стабилизаторов, в том числе и гибридные, но по причине узкоспециализированного применения или архаичности их мы рассматривать не будем. Каждое из трёх наиболее распространённых семейств обладает так называемыми детскими болезнями или врождёнными недостатками техники. И поэтому важнейшая задача перед отправкой прибора в сервисный центр — установить, не является ли поломка причиной несоблюдения норм ухода или заурядной для этого вида стабилизатора неисправностью.

 

Типовые неисправности релейных приборов

Релейные стабилизаторы характеризуются оптимальным соотношением стоимости и надёжности. Основному износу подвергается релейная группа, а при частой или постоянной работе в режиме повышенной нагрузки — также и диэлектрическая изоляция трансформаторных обмоток.

Диагностировать реле как причину неисправности достаточно просто. Первым делом производится демонтаж компонентов с печатной платы, отличить их можно по компактному прямоугольному корпусу, иногда из прозрачного пластика, с числом выводов не менее шести. Чтобы определить назначение выводов и схему переключения можно обратиться к принципиальной электрической схеме или технической спецификации на конкретный тип реле согласно указанной на корпусе маркировки.

Можно произвести пробное включение реле, для чего на контакты катушки подается рабочее напряжение, как правило, его указывают на корпусе изделия. Отсутствие щелчка при подключении — явный признак сгоревшей катушки или залипших контактов. Если щелчок слышен, но при прозвонке группы основных контактов не соблюдается схема их переключения, проблема, скорее всего, в механизме отброса и прижатия, либо в обугленных контактных площадках.

Значительная часть радиоэлектронных реле имеет разборный корпус и может подвергаться обслуживанию: восстановлению работы механизма, очистке контактных подушечек от нагара ластиком, иногда даже замене неисправной катушки. Однако лучшим решением будет всё же приобретение новых реле на замену вышедшим из строя согласно артикулу или расположению выводов.

Потеря диэлектрической прочности трансформатора вследствие перегрева сопровождается междувитковыми замыканиями и внешне наблюдается как потемнение или разрушение изоляции обмоток. Основной признак — существенное снижение сопротивления ниже паспортных норм.

Поскольку большинство бюджетных стабилизаторов имеют одну цельную первичную обмотку и многовыводную вторичную, перемотка не вызывает особых сложностей. В каждом звене число витков небольшое, их можно аккуратно уложить даже без веретена или прочих намоточных приспособлений. Самое важное — точно соблюдать количество витков и направление укладки, а также верно определить исходное удельное сопротивление проводников, а не просто приобретать обмоточный провод по диаметру.

Другая разновидность неисправностей трансформатора — срабатывание полупроводникового термопредохранителя, который обычно включен в разрыв одной из обмоток. Для замены полупроводникового элемента достаточно уточнить его серию или основные параметры, чтобы подобрать аналог. Обычно термопредохранитель подключён последовательно с первым звеном вторичной обмотки, поэтому для доступа к нему придётся снять все наружные витки. Диагностируется проблема просто: между началом обмотки и первым отводом цепь не прозванивается, зато все остальные витки в полном порядке.

 

Поломки сервоприводных стабилизаторов

Основная причина поломок сервоприводных устройств очевидна: износ токосъёмного узла. Именно этот недостаток и входит в разряд детских болезней, которые не удается устранить в большинстве моделей бюджетной техники.

Существует два вида токосъёмных механизмов. При малых нагрузках с задачей переключения обмоток прекрасно справляются обычные подпружиненные щётки. Устройство полностью повторяет принцип работы коллекторных двигателей электроинструмента, разве что сам коллектор развёрнут из цилиндрического положения в плоскость. Второй тип токосъёмников имеет щёточный узел в виде ролика, за счёт чего снижается трение при движении, а значит, не происходит интенсивного износа ламелей. При этом скорость износа плиточных и роликовых щёток примерно сопоставима.

Недостаток роликового токосъёмника проистекает из его геометрии. Контактное пятно очень малое — только лишь линия касания цилиндрического ролика к плоскости. Правда, в наиболее технически совершенных моделях ламели имеют радиусные канавки, хотя такое решение не совсем оправдано: по мере износа графитового ролика площадь контакта неизбежно снижается. В зависимости от интенсивности эксплуатации, замена щёток требуется с периодичностью от 3 до 7 лет. Ситуация может усугубляться при наличии большого количества пыли и нагара — вплоть до замыкания нескольких обмоток или полной потери контакта.

Хотя сервоприводные стабилизаторы также подвержены работе в режиме перегрузки, их трансформатор изнашивается меньше. В отличие от релейных приборов, в которых при переключении регулярно происходят броски напряжения и тока, коллекторный узел проводит регулировку более плавно, из-за чего механическое действие тока выражено минимально. Лаковая изоляция обмоток по-прежнему иссыхает и становится хрупкой, но при этом не осыпается.

В основном же принцип работы сервоприводного стабилизатора предельно прозрачен. Если при включении присутствует индикация входного напряжения, но прибор не реагирует, неисправность кроется либо в самом приводе, либо в контрольно-измерительной цепи. В последнем случае неисправный элемент схемы легко обнаружить чисто визуально или прозвонкой. Если на выходе нет напряжения — неисправен трансформатор, если же не обеспечивается должная точность стабилизации — на лицо наличие междувиткового замыкания во вторичной обмотке, загрязнение коллектора, износ токосъёмных щеток или самих ламелей.

 

Характерные проблемы электронных устройств

Инверторные стабилизаторы считаются наименее ремонтопригодными в домашних условиях. Причин тому несколько, но первоочередная — необходимость специальных познаний в схемотехнике и, в частности, принципах работы импульсных источников питания. Не получится обойтись и без соответствующей материальной базы: паяльного оборудования с регулировкой температуры, а также измерительных приборов. Комплект средств диагностики выходит далеко за пределы обычного мультиметра, потребуется прибор с расширенным набором функций для измерения ёмкости, частоты и индуктивности, также желательно иметь в распоряжении простейший осциллограф.

Наиболее частой причиной сбоев в работе инверторных стабилизаторов можно назвать нарушение в работе тактового генератора. Необходимо, исходя из номинальной мощности прибора и параметров трансформатора, определить оптимальную рабочую частоту импульсного преобразователя, после чего сравнить её с реальными параметрами. Обычно сбой частоты служит следствием неисправности в опорном колебательном контуре, подключённым к соответствующим выводам ИС тактового генератора.

Полный отказ прибора возможен по ряду причин. Если встроенной системы диагностики не имеется или по её показаниям невозможно определить поломку, скорее всего причиной неисправности стал выход из строя полевых или IGBT ключей, что достаточно просто определить по внешнему виду корпуса. Другая характерная причина неисправностей — поломка встроенного источника питания цепей управления, эта часть схемы в наибольшей степени уязвима к колебаниям напряжения, особенно импульсным.

Не будет лишним сделать прозвонку всех цепей, их проводимость должна соответствовать принципиальной и электрической схемам прибора. Из наиболее уязвимых элементов можно назвать входной и выходной выпрямители, снабберные цепочки трансформатора (для подавления импульсных перенапряжений), а также корректор коэффициента мощности при наличии такового.

 

Общие рекомендации

Радиоэлектронные компоненты встречаются не только в инверторных стабилизаторах, они могут применяться в контрольно-измерительных цепях или устройствах индикации и самодиагностики. В основном это касается пассивных элементов и микросхем с низкой степенью интеграции: операционных усилителей, логических элементов, совмещённых транзисторов, стабилизаторов тока и напряжения.

Выход из строя этих элементов наиболее часто можно определить чисто по внешним признакам: сгоревшие транзисторы и диоды имеют треснувший корпус, резисторы — следы подгара лакового покрытия, конденсаторы попросту раздувает. Поэтому пристальный внешний осмотр печатной платы — первый этап определения неисправности.

Если визуально причины поломки определить не удаётся, должна производиться последовательность контрольных замеров. Сначала проверяется проводимость и качество диэлектрической изоляции схемы в отключенном состоянии. После этого при подаче питания измеряются напряжения в ключевых точках: на клеммах подключения, после предохранителя, на фильтрах и стабилизаторах, обмотках трансформатора, основных узлах схемы управления.

Если описанные методы диагностики не дают результата, лучше обратиться в сервисный центр, ведь даже простая поломка может быть весьма специфичной, при том, что любительских познаний в электротехнике и домашних условий для её устранения оказывается недостаточно. опубликовано econet.ru  

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

все о ремонте стабилизатора своими руками

Как и любая другая электронная техника, стабилизаторы напряжения подвержены поломкам. Некоторые модели имеют долгий безремонтный срок работы, другие – ломаются чаще. Многое зависит не только от качества выполнения монтажа, но и от продуманности схемотехники.

Стабилизатор напряжения

Наиболее подвержены поломкам агрегаты, которые содержат в себе механические устройства: щеточный узел в электромеханических стабилизаторах и электромагнитные реле – в релейных. Поломки тиристорных устройств случаются гораздо реже и по большей части связаны с аномальными значениями напряжения и некачественными комплектующими.

В объеме одной статьи невозможно предусмотреть все варианты поломок, да и отремонтировать сложную электронную технику способны только высококвалифицированные специалисты. Тем не менее, некоторые случаи повреждений под силу устранить в домашних условиях.

Далее речь будет идти про ремонт стабилизатора Ресанта, как наиболее распространенной марки. Устройства других типов являются либо клонами, либо имеют схожую схемотехнику и внутреннее устройство.

Диагностика повреждений

Всякий ремонт стабилизаторов должен начинаться с визуального осмотра внутренней части устройства. В первую очередь, следует обращать внимание на отсутствие видимых повреждений: обгорания дорожек на плате, выводов элементов, целостность обмоток трансформатора. Часто поломки в стабилизаторе возникают из-за неправильной работы схемы управления, которая вызывается потерей емкости электролитических конденсаторов. Такие элементы обычно имеют вздутый торец корпуса и подлежат первоочередной замене. Пускай, в данный момент они и не послужили причиной поломки, но в другой раз дадут о себе знать. Емкость заменяемых конденсаторов должна быть такой же, как и на оригинале, а рабочее напряжение может превышать необходимое – ничего страшного в этом нет, даже лучше.

Неисправный конденсатор

Важно! При замене конденсаторов не перепутайте полярность.

Дальнейшие варианты поиска зависят от типа используемого стабилизатора.

Ремонт электромеханических стабилизаторов напряжения

Значительная часть повреждений электромеханических устройств связана с критическим износом щеток сервопривода. Движение щеток по оголенной части обмоток происходит со значительным трением, в результате прохождения токов большой величины через контакт щетка – обмотка происходит разогрев элементов щеточного узла. Все это приводит к разрушению материала щетки. Если при осмотре выявлено, что щетка имеет повреждения, ее износ препятствует плотному прижатию к обмотке, то щетки подлежат замене.

Щеточный узел

Другой случай поломки – обгорание провода обмотки и замыкание соседних витков электропроводной пылью от щеток. Для восстановления работоспособности нужно очистить оголенную часть обмотки от окислов мелкозернистой наждачной бумагой.

Важно! Шкурку с крупным зерном использовать нельзя, так как борозды на поверхности проводов вызовут сильное искрение и обгорание обмоток и щеток. Главный критерий выбора величины зерна – отсутствие видимых борозд на поверхности провода.

Пыль между витками можно удалить сильной струей воздуха от компрессора. Такой прибор есть не у всех, поэтому можно воспользоваться старой зубной щеткой с жестким ворсом. Работа облегчится, если щетка будет смочена в спирте максимальной концентрации.

Обратите внимание! Разбавленный спирт, растворители, а особенно воду применять нельзя.

Ремонт релейных стабилизаторов напряжения

В релейных стабилизаторах наименьшую надежность имеют электромагнитные реле. Протекание больших токов через контакты вызывает их обгорание или даже спекание. Последнее опасно тем, что может вызвать короткое замыкание части обмоток автотрансформатора.

Стабилизаторы напряжения Ресанта или аналогичные имеют на плате пять реле, коммутирующие по определенному алгоритму части обмоток автотрансформатора. Преимущественные колебания входного напряжения около одной величины приводят к тому, что постоянно в работе находятся только часть реле, одно или два. Поэтому именно они, прежде всего, выходят из строя.

Поиск неисправного элемента затрудняется тем, что малогабаритные реле низко,- и среднемощных стабилизаторов имеют непрозрачный неразборный корпус. Иногда можно определить неисправное реле путем легкого постукивания по корпусу каждого реле изолированной ручкой отвертки. При механическом воздействии сопротивление между обгоревшими контактами может восстановиться, а спекшиеся контакты – разомкнуться. Найденные реле необходимо менять в обязательном порядке.

Релейная плата

Мощные устройства могут иметь реле в прозрачном корпусе, через который визуально наблюдается работа контактных групп. Кроме того, корпус выполнен разборным для возможности очистки. Обгоревшие контакты можно привести в порядок мелкозернистой наждачной шкуркой. Размер зерна должен быть еще меньше, чем при чистке обмоток электромеханических стабилизаторов.

Реле в прозрачном корпусе

В том случае, если визуальный осмотр не выявил повреждений, реле можно выпаять из платы и прозвонить контакты при помощи омметра. Расположение и нумерация контактов приведены на одной из сторон корпуса реле. Между нормально разомкнутыми контактами прибор должен показывать бесконечно большое сопротивление, а между замкнутыми –близкое к нулю. Подав постоянное напряжение 12 В на управляющую обмотку, прозванивают контакты еще раз. Теперь те, что были разомкнутыми, должны замкнуться и наоборот.

Важно! Реле имеют мощные выводы и для пайки требуют использования соответствующего паяльника. Не перегрейте печатные проводники.

Методика проверки стабилизатора

Если имеется ЛАТР – лабораторный автотрансформатор, то можно сильно упростить поиск неисправностей и ремонт Ресанта или другого устройства. Для этого собирают простейшую цепь:

  • Вход ЛАТРа подключают к сети питания;
  • Выход ЛАТРа – ко входу стабилизатора;
  • К выходу стабилизатора подключают вольтметр переменного тока.

ЛАТР

Вращая ручку регулировки ЛАТРА от минимального до максимального значений, наблюдают за работой стабилизатора и показаниями вольтметра. В механическом стабилизаторе при изменении входного напряжения должен вращаться вал сервопривода со щеточным узлом, а напряжение на выходе соответствовать номинальному напряжению.

В релейных стабилизаторах можно слышать включение различных реле, а выходное напряжение будет ступенчато меняться с размахом не более 10В при изменении входного от минимально допустимого до максимального.

Ремонт платы управления

Данный ремонт стабилизатора напряжения более сложен и требует знаний работы электронных схем. В релейных и тиристорных стабилизаторах проверке подлежат ключевые транзисторы, управляющие работой симисторов или реле. Проверка транзисторов производится по обычной методике после выпаивания их из платы. Сопротивление между коллектором и эмиттером должно быть бесконечно большим при любой полярности измерения.

Сопротивление база – коллектор и база – эмиттер в одной полярности должно быть также бесконечно большим, а в другой – составлять незначительную величину.

В электромеханических стабилизаторах можно наблюдать отсутствие вращения вала сервопривода при изменении входного напряжения. Причина этого – неисправность операционного усилителя HA17324a. Данная ИМС имеет небольшую стоимость и широко распространена в продаже.

Ремонт стабилизатора напряжения в некоторых случаях возможен своими руками с минимальными затратами времени. Следует учитывать тот факт, что от правильности ремонта может зависеть безопасность членов семьи. Если нет полной уверенности в своих силах, то это дело лучше поручить профессионалу.

Видео

Оцените статью:

elquanta.ru

Ремонт стабилизаторов напряжения сети «Ресанта»

Читать все новости ➔

0«Хроническая» нестабильность сетевого на­пряжения стала почти нормой в домах частного сектора. В пиковые нагрузки, особенно зимой, происходит понижение сетевого напряжения до критического минимума. Эти негативные факто­ры вынуждают потребителя приобретать стаби­лизаторы напряжения сети, которые иногда вы­ходят из строя. В этой статье автор делится своим опытом ремонта стабилизаторов напряже­ния «Ресанта».

Рынок стабилизаторов представлен широким спектром торговых марок: Progress, «Штиль», WUSLEY SASSIN, «Ресанта», «Энергия», СПНБ, Solby, «ЩИТ», ТСС, «Калибр», Lider, СТЭМ, СТС, Ortea, Volter, Voltguard, Vega, Pilot, Legat, APC, FNEX, Orion, CCK.

«Ресанта» - популярная торговая марка кру­пнейшего латвийского производителя электро­технического оборудования. Рассмотрим ремонт двух моделей стабилизаторов фирмы «Ресанта»: АСН-10000/1-ЭМ мощностью 10 кВт и СПН-9000 мощностью 9 кВт. Обе модели по своим техниче­ским характеристикам востребованы на потреби­тельском рынке, и могут быть использованы в квар­тире, доме и небольшом офисе. Первая модель относится к типу электромеханических стабилиза­торов, вторая - к типу электронных стабилизато­ров с цифровой индикацией. Оба стабилизатора относятся к классу однофазных стабилизаторов. Они отличаются принципом работы, но имеют свои сильные и слабые стороны.

Ремонт электромеханического стабилиза­тора АСН-10000/1-ЭМ

Принципиальная электрическая схема стабилиза­тора АСН-10000/1-ЭМ показана на рис.1, печатная плата контроллера этого стабили­затора - на фото 1.

1Принцип действия электромеханических ста­билизаторов основан на плавном и точном регу­лировании выходного напряжения. Изменение напряжения происходит за счёт скольжения элек­трического контакта по обмотке автотрансфор­матора с помощью электропривода. В стабили­заторе вырабатывается напряжение ошибки, которое усиливается операционным усилителем и транзисторным выходным каскадом (усилите­лем мощности), а затем оно подаётся на двига­тель. В зависимости от полярности сигнала ошибки ось двигателя вращается в ту или иную сторону. На оси двигателя закреплён ползунок, который перемещается по обмотке автотран­сформатора, тем самым, нормализуя выходное напряжение.

Рассмотрим одну характерную неисправность, возникающую в процессе эксплуатации элект­ромеханических стабилизаторов, на примере АСН-10000/1-ЭМ фирмы «Ресанта» и методы ее устранения.

Отсутствует стабилизация выходного напря­жения. Уровень выходного напряжения может быть различным и находиться в неизменном со­стоянии. Ощущается запах перегретых компонен­тов. «Ахиллесовой пятой» электромеханических стабилизаторов является реверсивный двигатель. Контроллер стабилизатора постоянно отслежива­ет уровень выходного напряжения. В результате этого, ротор двигателя находится почти в по­стоянном вращении, что приводит к преждевре­менному износу двигателя. После остановки дви­гателя может выйти из строя выходной каскад управления двигателем, собранный на комплемен­тарной паре транзисторов Q1 TIР42С и Q2 TIР41С (рис.1). Кроме этих транзисторов от перегрева вы­горают резисторы R45 и R46, включенные в их кол­лекторную цепь. Их сопротивление 10 Ом, а мощ­ность 2 Вт. Не лишним будет проверить также линейный стабилизатор, собранный на транзисто­ре Q3 TIР41С и стабилитроне DМ4.

Рис. 1. Схема стабилизатора Ресанта АСН-10000/1-эм

Рис. 1. Схема стабилизатора Ресанта АСН-10000/1-ЭМ

Безусловно, изношенный двигатель требует замены, но при невозможности замены можно попытаться его отреставрировать. Один из про­стых способов реанимации неисправного двига­теля следующий:

  • отключить двигатель от схемы;
  • подать на его выводы постоянное напряже­ние 5 В от мощного источника питания, например от компьютерного блока питания ATX.

При этом происходит отжиг мелких частиц «мусора» на щётках двигателя.

Нормальный ток потребления двигателя дол­жен быть в пределах 90.. .160 мА.

Поскольку двигатель реверсивный, напряжение на двигатель следует подавать дважды со сменой полярности. После этих нехитрых манипуляций ра­ботоспособность двигателя временно восстана­вливается.

Ремонт электронных стабилизаторов

Принцип действия электронных стабилизато­ров основан на дискретном (ступенчатом) регу­лировании выходного напряжения. Стабилизация напряжения в автоматическом режиме обеспе­чивается микропроцессором. Коммутация отво­дов автотрансформатора производится скачко­образно с помощью мощных электрических реле, управляемых транзисторными ключами. Дис­кретность переключения различных стабилизато­ров колеблется от 5 до 20 В. Соответственно, чем меньше это значение, тем стабильнее выходное напряжение.

Рассмотрим две характерные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электрон­ных стабилизаторов, на примере СПН-9000. Стаби­лизация не работает при снижении входного напряжения от ~220V до ~170V, либо при по­вышении его выше ~220 В. При этом в обоих слу­чаях отсутствия стабилизации выходное напряже­ние меняется синхронно с входным. Иногда при включении стабилизатора выбивает пробки, то есть срабатывает защита от короткого замыкания. Основная «болезнь» электронных стабилизаторов напряжения - обгорание и залипание контактов ре­ле (фото 2).

2Из-за неисправных реле выходят из строя ключи, собранные на транзисторах 2SD882 про­изводства NEC. Реле (все пять штук) заменяют новыми, либо реставрируют. Для этого снимают крышки с реле, затем снимают подвижный кон­такт, освобождают его от пружины и с помощью наждачной бумаги «нулёвка» тщательно очища­ют все контакты реле (верхний, подвижный и нижний). Затем окончательно очищают все кон­такты бензином «Галоша» и собирают реле в обратном порядке. Потом выпаивают все пять транзисторов 2SD882 и проверяют целостность переходов. При необходимости, заменяют тран­зисторы новыми.

Совсем недавно пришлось ремонтировать ста­билизатор напряжения с периодическим дефек­том. Внешне этот дефект проявлялся как хаоти­ческое отображение включающихся сегментов дисплея, сопровождающееся хаотическим срабатыванием реле. Этот дефект получил ко­довое название «вьюга». Возникает из-за холод­ной пайки кварцевого резонатора XTA1 с рабочей частотой 8 МГц. Понятно, что из-за этого не будет нормально работать микроконтроллер U2 (марки­ровка заклеена этикеткой). Необходимо учесть, что выводы проблемного кварцевого резонатора плохо облуживаются. Поэтому лучше всего его вы­паять, зачистить его выводы наждачной бумагой «нулёвка», затем качественно их облудить, под­паять и установить XTA1 на место.

Не лишней при ремонте стабилизатора будет проверка всех электролитических конденсаторов на плате контроллера. Дело в том, что произво­дитель использует дешёвые конденсаторы тор­говой марки JAKEC крайне невысокого каче­ства. Измеряют не только их ёмкость, но и ESR. На этом ремонт стабилизатора напряжения мож­но считать законченным. Затем стабилизатор на­пряжения включают и проверяют его работоспо­собность.

Рекомендации

Для проверки работоспособности, а также при диагностике стабилизаторов напряжения, входное напряжение нужно подавать через ЛАТР. Это по­зволит изменять входное напряжение в больших пределах.

В качестве нагрузки можно использовать лам­пы накаливания ~220 В.

При диагностике стабилизаторов напряжения необходимо соблюдать меры предосторожности.

При эксплуатации стабилизаторы напряжения необходимо отключать перед грозой.

Стабилизаторы напряжения требуют регулярно­го обслуживания для сохранения рабочего ресур­са. Поэтому не реже чем раз в полгода требуется проводить техническое обслуживание стабилиза­торов напряжения. Невыполнение этого правила может привести к их поломке.

Автор: Анатолий Горячкин, г. Кыштым, Челябинской обл.

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Ремонт стабилизатора напряжения своими руками | Своими руками

Главная » Своими руками

Ремонт стабилизатора сетевого напряжения

Стабилизатор сетевого напряжения призван защитить подключаемые к нему приборы от выхода из строя, но иногда и он сам может сломаться. Материалы этой статьи могут помочь вам самостоятельно вернуть работоспособность такому устройству.

Как отремонтировать стабилизатор сетевого напряжения своими руками

На днях один из моих знакомых, наводя порядок в гараже своего отца, нашёл нечто неработающее, но в приличном корпусе. Решив, что это - зарядное устройство, он пришёл ко мне в надежде, что прибор можно восстановить. В итоге зарядное устройство оказалось. стабилизатором сетевого напряжения мощностью 1 кВт.

Усилие прижатия щётки к проводам автотрансформатора регулируется перемещением бегунка токосъёмника по валу. Перед операцией регулировки ослабляем его фиксацию - на фото фиксирующий положение бегунка винт заключён в круг красного цвета.

Отметим, что этот винт может самостоятельно открутиться, и тогда бегунок начнёт проворачиваться - а это, в свою очередь, приведёт к выходу из строя подключаемой к стабилизатору аппаратуры. Поэтому периодически проверяем надёжность фиксации данного узла, не забывая, что и чрезмерное усилие при затяжке этого же винта может привести к разрушению керамического корпуса бегунка.

Теперь берём мелкозернистую наждачную бумагу и зачищаем токосъёмную дорожку автотрансформатора, после чего протираем её ваткой, смоченной спиртом, - удаляем таким образом пыль и частички металла.

Постов: 8567 Offline Модератор

да ну какие 40 градусов?

даже русский стаб(точнее литовский) я вот недавно брал, может нагреваться до 70 градусов, а этот наверное китаец судя по трансу? до 90 спокойно наверное.тут дело в чем то еще.

подключи его в сеть и в нагрузку в розетку подключи лампочку ватт 100 и посмотри как будет работать.

в сети замерь сколько вольт.

Добавлено (25.03., 21:09)

(500W) я думаю это указали все теже Ва ЧУТЬ ПРЕУКРАСИВ НАЧАЛЬНОЙ ЦИФРОЙ - на 450 Вт он максимальной мощности.

смотреть надо.но первое что надо сделать провести внешний внимательный осмотр, и сделать как я сказал с лампочкой ватт на 100-150 и в розетке посмотреть что.

если напряжение завышенное сильно то защита его будет выключать, или заниженное тоже отключает эти стабы судя по описанию. после 15-20 минут работы если протянет выключить с сети и потрогать на температурур транс, если не обжигает и держаться можно то будем смотреть дальше.

Добавлено (25.03., 21:09)

Современный человек во всех сферах своей жизни, так или иначе, окружен разнообразным электротехническим оборудованием, которое заметно ее облегчает. Однако зачастую возникают ситуации, когда из-за перебоев в электрических сетях напряжения и других проблем, оно преждевременно выходит из строя. Поэтому для защиты электроприборов с мощностью не более 10000ВА в быту все чаще стали использоваться электронные стабилизаторы напряжения. Такие устройства могут использоваться как в квартире, дома или на даче, так и на объектах социального назначения, например, больницах, детских садах, магазинах, офисах и т.д. Помимо того, что стабилизаторы напряжения защищают электрооборудования от перепадов в сетях, они могут осуществлять их отключение в тех случаях, когда входное напряжение существенно повышается до 300вольт, тем самым защищая, в том числе и импульсные источники питания. Также они стабилизируют напряжение на выходе в заданных пределах (до 220В) и производят тепловую защиту автоматических трансформаторов.

Отличительной чертой стабилизаторов напряжения LIDER является универсальность, адаптированность к электрическим сетям именно нашей страны и возможность использования для решения различного рода прикладных задач. Под данной маркой выпускаются однофазные и трехфазные устройства различных серий. Наиболее «ходовой» считаются стабилизаторы серии W, которая насчитывает несколько наименований стабилизаторов напряжения, рассчитанных на различную суммарную мощность подключаемого электрооборудования. Здесь хочется отметить такую модель, как Lider PS 7500W, обеспечивающей точность стабилизации в пределах +/-4,5% и предоставляющей возможность максимально точно задавать выходное номинальное напряжение порядка 210/230В, что оптимально для работы бытового электрооборудования.

Принцип работы электронных стабилизаторов напряжения LIDER основан на регулировании напряжения на выходе путем переключения электронными тиристорными ключами отводов автотрансформаторов. В свою очередь ключи управляются посредством микропроцессорных схем. Данные устройства работают на обеспечение бытовой и офисной техники, а также маломощного промышленного оборудования качественным напряжением. Причем подключать можно как один электроприбор, например, стиральную машину, газовый котел, кассовый аппарат, или компьютер, так и группу из нескольких приборов или же полностью офисное помещение, коттедж, квартиру и т.д. Дополнительно приборы могут иметь такие функции как: сигнализация и индикация на ЖК дисплее, память нескольких десятков причин последний отключений, высокий класс защиты, быстродействующая защита, контроль тока нагрузки и т.д.

Источники: http://www.sami-svoimi-rukami.ru/item/3581/remont-stabilizatora-napryazheniya-foto, http://radioskot.ru/forum/6-1736-1, http://myfont.biz/bytovye-stabilizatory-naprjazhenija-lider.htm

Комментариев пока нет!

restart24.ru

Ремонт релейного стабилизатора напряжения | Электрик

разборка однофазного стабилизатора релейного типа Во многих квартирах особенно сельской местности в доме обязательно стоит стабилизатор. Некоторые хозяева используют его для работы особо "чувствительной" техники, газовых котлов, холодильников и другой подобной бытовой техники.

Некоторые более заботливые владельцы, устанавливают стабилизатор "на весь дом", такие стабилизаторы, как правило, обладают не малыми габаритами и весом и мощность их начинается от 7 - 10 кВт и больше.

Именно о таких стабилизаторах мы и поговорим в этой статье, а собственно о их ремонте и поиске неисправности, так как и каждая техника они выходят из строя.В этой статье мы рассмотрим ремонт релейного стабилизатора известной китайской фирмы "Forte - ACDR - 10000" на 10кВт.

Но прежде чем приступить к ремонту, давайте разберемся в природе его устройства.Релейный стабилизатор состоит из нескольких частей, собранных в единую систему:

Автоматический трансформатор - самая тяжелая его часть, это большой железный сердечник с несколькими обмотками соединенными по принципу автотрансформатора. Несколько концов толстого медного провода выходящих с трансформатора, коммутируются с помощью реле, количество которых зависит от обмоток и ступеней переключения.

Элементы управления - силовые элементы с помощью которых и осуществляется переключения обмоток и пуск с задержкой. В релейных стабилизаторах роль таких элементов выполняют реле, ну а в "моделях по дороже", в роли таких элементов могут служить полупроводниковые элементы - симисторы которые имеют куда больший ресурс работы на "переключение".

Блок управления - основная плата устройства с установленным на нее микропроцессором, с соответствующей прошивкой который запрограммирован на переключения и управления силовыми элементами (реле). При заранее определенных ступенях напряжения, переключаются соответствующие обмотки автотрансформатора. В случаях когда это не возможно, по причине поломки, выдается "ошибка" и стабилизатор пере запускается или отключается. Там же предусмотрена и схема задержки на включения (например 120 секунд).

Блок индикации и измерения напряжения - плата, как правило, установленная на лицевой панели  (крышке) стабилизатора. Там же, на ней установлены "цифровые индикаторы" или дисплей.Кроме них, могут быть установлены и элементы управления, например включения "задержки".

блок - схема релейного стабилизатора напряжения

Стабилизатор постоянно сравнивает входной уровень напряжения с номинальным и "решает" либо добавить, либо уменьшить определенное количество вольт в "домашнюю" электросеть. Осуществляются такие решения подключением либо отключением (переключением) необходимых обмоток, в данном случае с помощью реле.

Во всех стабилизаторах существует система защиты которая проверяет входные и выходные напряжения, ток, температуру на соответствие номинальным значением и условиям эксплуатации. Защитные механизмы у каждого стабилизатора свои, но можно выделить несколько основных:

  • Пределы стабилизации (входное и выходное напряжение)
  • Отношение выходного напряжения к входному
  • Превышение тока нагрузки (перегрузка)
  • Перегрев трансформатора, превышение температуры внутри устройства
  • Невозможность "переключить" обмотку (при выходе из строя элементов управления)

Выполняем ремонт

Самой частой причиной поломки таких стабилизаторов являются реле, переключающие обмотки трансформатора. В следствие многоразовых переключений контакты реле могут выгорать, заклинивать, а может перегореть и самая катушка.

Если выходное напряжение исчезает или появляется индикация "ошибка" – необходимо проверить все реле. Сначала осмотрев внешне и если никаких видимых повреждений незаметно, то разобрать корпус каждого реле.Сразу станет заметно какие контакты на сколько изношены, а где и вовсе сгоревшие.

В данном стабилизаторе, неисправность проявлялась в виде отключения стабилизатора по "ошибке" что сопровождалось звуковой индикацией. Отключался он не всегда, а только при сильно пониженном напряжение, но в приделах нормы стабилизации. - где то около 175 вольт. Отключался в независимости от нагрузки на выходе что явно отметало как причину общую перегрузку. Перед выключением слышно как несколько раз пощелкивают реле.

Как позже выяснилось, блок управления давал команду реле переключится на другую обмотку, но так как физически обмотки переключенными не были то и вылетала "ошибка" и стабилизатор попросту выключался.

Разобрав все пластмассовые крышки реле было обнаружено подгорание на двух реле, но в одном из них контактная площадка которая должна подключать обмотки, полностью выгорела и "контакт" был попросту невозможен, хоть реле и щелкало чтобы замкнуть пластины.

выгорание контакта пластины реле стабилизатора

Мог еще произойти и такой случай при котором контакты могли б залипнуть друг к другу и в итоге несколько обмоток трансформатора окажутся короткозамкнутыми. Трансформатор начнет перегреваться и если не сработает защита то может и перегореть одна из обмоток автотрансформатора. Кстати говоря, подобная опасность присуща не только релейным стабилизаторам но и симисторным.

Очень часто в релейных стабилизаторах выходят из строя транзисторные ключи, которые в разных моделях стабилизаторов могут собираться на разных типах транзисторов. Когда при прозвоне радиоэлементов схемы были обнаружены неисправные "усилители", их необходимо заменить на такие же по параметрам.

Профилактическая мера по восстановлению слегка подгоревших реле стабилизатора довольно простая и состоит из таких действий:

1. снимаем крышку реле2. снимаем пружину, чтоб освободить подвижный контакт реле3. каждый подвижный и неподвижный контакт нужно зачистить с помощью мелкой наждачки4. промыть контактные площадки спиртом5. после высыхания спирта, покрыть защитным средством KONTAKT S-61

При более сильном и значительном обгорание контактов реле и если нет возможности его заменить можно поступить следующим образом: по возможности почистить контакты реле (методом описанным выше) и поменять реле местами.То - есть там где в стабилизатора самая часто используемая обмотка на которой постоянно обгорает реле, поставить "новое" реле, а "подуставшее" реле поставить на место того реле что сохранилось в хорошем состояние, там оно прослужит еще много времени.

В случае полного выгорания контактной площадки реле, его нужно заменить на новое.Но когда нет времени ждать посылки с новым реле или есть желание попробовать восстановить обгоревшую часть пластины самостоятельно, можно поступить как сделал я.

восстановление контактной пластины реле стабилизатора

В таких же соотношениях размеров, был вырезан кусок медной жилы которая была закреплена по всей длине пластины припоем, предварительно залудив жилу и саму пластину. Но так чтоб место контакта припадало все таки на медную часть, а не на припой.

восстановление контактной пластины реле

При наличии мощной точечной сварки, все это лучше было сварить  для большей надежности на случай возможного нагрева пластины.Но так как в данном устройстве реле было заменено и поставлено на место где не происходит обгорания, например на понижающую часть обмотки, то и беспокоится не о чем.

Другие неисправности

Кроме явных механических проблем с реле и выхода из строя "усилителей" представленных в виде ключевых транзисторов, могут встречаться и другие поломки уже на плате блока управления: холодная пайка, отслаивающиеся дорожки на плате, заусеницы в местах пайки, шарики от припоя и отхождения контактов в штырьковых соединениях - вот лишь малое что может послужить причиной неисправной работы стабилизатора.

неисправности на плате стабилизатора напряжения

Иногда встречается такая неполадка как хаотическое отображение сегментов на дисплее,в то же время может наблюдаться хаотическое включение реле. Частой причиной такого поведения есть "холодная пайка" кварцевого резонатора который работает на частоте 8 - 16 мегагерц, плохой его пропай ведет к неправильной работе микропроцессора.По этому всю заднюю часть платы лучше сразу осмотреть по поводу плохой пайки, заусениц или шариков с припоя которые там часто бывают в виду быстрой пайки плат монтажниками которые ее собирают.

холодная пайка и отслаивание дорожки на плате стабилизатора

Затем можно осмотреть плату на дефекты радиоэлементов. Очень часто со временем электрические конденсаторы вздуваются и выходят из строя, выявить это будет не сложно. Их необходимо заменить на аналогичные.Кроме того в стабилизаторе был выявлен клеммник с трещиной, который не мог обеспечить надежный контакт мощного силового кабеля. Такой клеммник ввиду невозможности создать достаточную затяжку провода, мог нагреваться и тем самим со временем еще и усугубить надежность контакта.

латунный клемник с трещиной

Диагностика

Но после ремонта стабилизатора или даже на этапе диагностики неисправности, возникает необходимость проверить работу устройства в разном диапазоне напряжений, как повышенных так и пониженных.

В мастерских для этих целей служит ЛАТР или лабораторный автотрансформатор регулируемого типа. Его подключают на вход проверяемого стабилизатора и уже изменяя напряжения на входе, имитируя перепады в сети, смотрят на поведение стабилизатора, справляется ли он с работой в номинальных (паспортных) пределах напряжения.

Но так как у меня нет соответствующего регулируемого автотрансформатора, то мы пошли немного другим путем. Была собрана определенная "схема":

1. На входе стабилизатора, последовательно фазе была подключена лампочка примерно 60ват, мощность лампочки подбирается экспериментальным путем.

2. На выходе в роли нагрузки был подключен обычный сетевой шуруповерт или дрель (400 - 1000 Ват) с кнопкой плавной регулировки оборотов.

Во время работы шуруповерта на минимальных оборотах, лампочка которая включена на входе последовательно - не светится. Стабилизатор при этом запущен и работает без проблем.Начинаем плавно увеличивать обороты шуруповерта, лампочка при этом светит все ярче.Чем интенсивней яркость лампочки, тем больше проседает напряжение на входе стабилизатора, что естественно видно на индикации дисплея. Кроме того, при уменьшению напряжения на входе , слышно как переключаются обмотки трансформатора и щелкают реле.Таким не хитрым способом можно проследить правильно ли работает стабилизатор, при условие что в вашей домашней же сети будет нормальное напряжение (220 - 240 вольт).

Как видим, отремонтировать стабилизатор напряжения можно и в домашних условиях. Ну или по крайней мере можно разобрать и определить поломанный узел и оценить стоимость работ по его восстановлению или замене. Предполагается что человек который приступит к ремонту стабилизатора, будет обладать базовыми знаниями в электричестве и электронике и будет иметь минимальный набор инструментов, паяльник, мультиметр и мелкий инструмент.Следует быть осторожным работая с напряжением при диагностике и проверке работы.Все остальные работы по ремонту и замене производятся в обесточенном состояние.

elektt.blogspot.com

Ремонт стабилизатора напряжения своими руками

Стабилизатор – устройство, которое установлено во многих домах и предназначено для поддержания стабильного напряжения электрической сети, необходимого для правильного функционирования электрических приборов. При верном использовании стабилизаторы служат довольно долго, однако старые модели могут ломаться. На самом деле это не такая большая проблема, так как разобраться в устройстве стабилизатора и выполнить его грамотный ремонт можно при минимальном наборе знаний и инструментов. Как можно отремонтировать прибор в домашних условиях собственными руками, и что для этого необходимо?

1

Внутреннее устройство

Чтобы вникнуть в особенности ремонта стабилизатора, не лишним будет лучше понять природу устройства. Как правило, стабилизатор состоит из нескольких отдельных частей, собранных в единую систему:

  • Автоматический трансформатор.
  • Элементы управления обмотками.
  • Блок управления.
  • Измеритель напряжения.

Устройство стабилизатора напряжения

В зависимости от модели стабилизатора могут меняться элементы для подключения обмоток. Блок для управления работой устройства предназначается для контроля показаний вольтметра и получения данных о входном уровне напряжения. Сравнивая входной уровень с номинальным, стабилизатор «решает» либо добавить, либо убрать определенное количество вольт в домашнюю электрическую сеть. В процессе работы стабилизатор подключает либо отключает необходимые обмотки – для этих целей используется сервопривод или реле. Способ подключения в различных моделях стабилизаторов может отличаться.

Основные неисправности

По каким причинам требуется ремонт стабилизаторов? Наиболее распространены следующие поломки:

  • Поломка двигателя по причине износа внутренних его элементов из-за постоянного вращения.
  • Выход из строя каскада управления функционирование двигателя, меняющего обмотки.
  • Поломки внутренних элементов — транзисторов, резисторов и других электронных компонентов.

Теперь, когда вы знаете устройство и основные поломки стабилизатора, можно начинать разбираться в том, как выполняется ремонт стабилизатора напряжения своими руками.

Выполняем ремонт устройства

Если причиной выхода из строя стабилизатора послужила поломка двигателя, есть два пути решения беды:

  • Покупка и установка нового двигателя.
  • Попытка самостоятельной реставрации старого мотора.

Для ремонта двигателя необходимо отключить его от основной схемы и подключить к мощному источнику электрического питания. На выходы мотора следует подать напряжение в 5 вольт с силой тока от 90 до 150 мА. При таких параметрах на щетках электродвигателя происходит сгорание пыли, грязи и мусора, который способен нарушать функционирование мотора.

Следует помнить, что при подаче напряжение на мотор, следует подключить его со сменой полярности, так как двигатель стабилизатора имеет реверсивный вид.

 

2

Если поломка не связана с двигателем, необходимо проверить все электронные компоненты в общей схеме при помощи мультиметра. При обнаружении поломки следует отпаять поврежденные элементы и заменить их на аналогичные (маркировку можно посмотреть на корпусе элементов). Обычно из строя выходят транзисторы, сгорание которых приводит к последующему сгоранию нескольких резисторов.

Ремонт релейного стабилизатора

Иногда в релейных стабилизаторах в непригодность приходят транзисторные ключи, которые в разных моделях устройств могут собираться на базе разных транзисторов. В случае если при прозвоне элементов были обнаружены непригодные для работы усилители, их необходимо заменить на аналогичные. Также причина поломки может крыться в засорении контактов реле. Устранять проблему надо таким образом:

  1. Снимите крышку релейного блока.
  2. Отпустите пружину подвижного контакта реле, чтобы снять его.
  3. При помощи наждачной бумаги очистите контакт от гари и мусора.
  4. Повторите процедуру под номером 3 с каждым подвижным контактом.
  5. Обработайте все контакты бензином, чтобы закрепить результат.
  6. Соберите реле в обратном порядке.

После ремонта транзистора необходимо провести его диагностику, чтобы убедиться в правильности ремонта. Для этого обычно используют ЛАТР, который сопрягается со стабилизатором. С помощью этого приспособления отслеживается работа стабилизатора, в роли нагрузки используется лампа. ЛАТР нужен для подачи на реле разного напряжения. Если при этом диагностируемое устройство показывает верную работу, значит ремонт стабилизатора выполнен правильно и его можно использоваться для работы.

electricdoma.ru

Ремонт своими руками стабилизатора напряжения Энергия.

Рассматриваемая нами модель стабилизатора Энергия СНТВ-5000/1, с поломкой,  нет выходного напряжения.

clip_image001

Для ремонта стабилизатора напряжения своими руками нам потребуется, мультиметр, крестовая отвертка, паяльник и наждачная бумага.

IMG_20160802_135343Зачастую, причиной поломки стабилизатора напряжения,  является плата управления и сервопривод. Сервопривод является часто уязвимим местом в стабилизаторе, так так основная работа по стабилизации напряжения лежит на нем, и плате управления, которая управляет сервоприводом. Управление сервоприводом осуществляют транзисторы TIP41 И TIP42 и они выходят из строя так же, являются причиной поломки стабилизатора напряжения. В данной статье мы расскажем и покажем как самостоятельно починить свой аппарат.

Нам потребуется крестовая отвертка, откручиваем болты с верху и по бокам стабилизатора и снимаем верхнюю крышку.

clip_image004clip_image003clip_image002IMG_20160802_162904

 

Далее берем мультиметр, ставим его в режим измерения сопротивления и проверяем диоды (IN4007), которые находятся на сервоприводе, в рабочем состоянии при нажитии на микропереключатель, они не должны звониться.clip_image005clip_image007

 

В нашем случае диоды не звонятся, значит они целые.

Берем наждачную бумагу, лучше всего нулевку и зачищаем медную катушку, от нарага оставшегося после работы щеток.

121331Далее будем проверять плату правления, снова нам потребуется мультиметр, проверяем с помощью него, управляющие транзисторы TIP41 и TIP42, так как они отвечают за работу сервопривода.clip_image009clip_image010

В нашем случае они оказались, вышедшими из строя, следовательно они не могут осуществлять управление сервоприводом, и поэтому нет стабилизации напряжения.

Бирем паяльник, заранее включенный в сеть и выпаиваем транзисторы, с целью замены их на новые. Важно! При замены этих транзисторов, важно, что бы они были из одной патрии, так так если они будут из разных партий, они могу не корректно работать, и снова могут выйти из строя.

Впаиваем новые транзисторы на место, подключаем все клеммы на место и подключаем стабилизатор к сети.clip_image011

Берем мультимер и проверяем выходное напряжение, по показаниям на приборе видим, что погрешность минимальна, а значит выходное напряжение есть.

4444clip_image012

Собираем аппарат в обратном порядке. ВАЖНО! В стабилизаторе присутствует высокое напряжение, все работынужно производить с соблюдение техники безопастности. Иногда при более проблемной поломке бывает нужна схема стабилизатора напряжения, но по прочтении данной статьи вы можете попробовать обойтись и без нее. В будущем будем показывать и рассказывать как отремонтировать своими руками также и другие модели стабилизаторов с самыми распространенными поломками. Желаем всем стабильного напряжения в сети!

 

servicehelp24.ru