Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Схемы зарядных устройств на тиристорах для автомобильных аккумуляторов
Зарядное устройство на тиристоре для автомобиля
Использование зарядных устройств на тиристорах оправдано – восстановление работоспособности аккумуляторов происходит намного быстрее и «правильнее». Поддерживается оптимальное значение тока зарядки, напряжение, поэтому навредить аккумулятору вряд ли получится. Ведь от перенапряжения может выкипать электролит, разрушаться пластины из свинца. А это все приводит к выходу из строя аккумуляторной батареи. Но нужно помнить о том, что современные свинцовые АКБ способны выдерживать не более 60 циклов полного разряда и заряда.
Общее описание схемы зарядчика
Изготовить своими руками зарядные устройства на тиристорах сможет каждый, если имеются познания в электротехнике. Но чтобы сделать правильно все работы, нужно иметь под рукой хотя бы простейший измерительный прибор – мультиметр.
Он позволяет провести замеры напряжения, тока, сопротивления, проверить работоспособность транзисторов. А в схеме зарядного устройства имеются такие функциональные блоки:
- Понижающее устройство – в самом простом случае это обычный трансформатор.
- Блок выпрямителя состоит из одного, двух или четырех полупроводниковых диодов. Обычно используется мостовая схема, так как с ее помощью удается получить практически чистый постоянный ток без пульсаций.
- Блок фильтров – это один или несколько электролитических конденсатора. С их помощью отсекается вся переменная составляющая в выходном токе.
- Стабилизация напряжения производится с помощью специальных полупроводниковых элементов – стабилитронов.
- Амперметром и вольтметром происходит контроль тока и напряжения соответственно.
- Регулировка параметров выходного тока производится устройством, собранным на транзисторах, тиристоре и переменном сопротивлении.
Основной элемент – трансформатор
Без него просто никуда, изготовить зарядное устройство с регулировкой на тиристоре без использования трансформатора не получится. Цель применения трансформатора – снижение напряжения с 220 В до 18-20 В. Именно столько нужно для нормальной работы зарядного устройства. Общая конструкция трансформатора:
- Магнитопровод из стальных пластин.
- Первичная обмотка подключается к источнику переменного тока 220 В.
- Вторичная обмотка соединяется с основной платой зарядного устройства.
В некоторых конструкциях могут применяться две вторичные обмотки, включенные последовательно. Но в конструкции, которая рассматривается в статье, применяется трансформатор, у которого одна первичная и столько же вторичных обмоток.
Грубый расчет обмоток трансформатора
Желательно в конструкции зарядного устройства на тиристорах использовать трансформатор с уже имеющейся первичной обмоткой. Но если нет первичной обмотки, нужно вычислить ее. Для этого достаточно знать мощность устройства и площадь сечения магнитопровода. Желательно использовать трансформаторы мощностью свыше 50 Вт. Если известно сечение магнитопровода S (кв. см), можно вычислить число витков на каждый 1 В напряжения:
N = 50 / S (кв. см).
Чтобы вычислить количество витков в первичной обмотке, нужно 220 умножить на N. Аналогичным образом считается и вторичная обмотка. Но нужно учитывать, что в бытовой сети напряжение может подскакивать вплоть до 250 В, поэтому трансформатор должен выдерживать такие перепады.
Намотка и сборка трансформатора
Прежде чем начинать намотку, нужно вычислить диаметр провода, который потребуется использовать. Для этого нужно воспользоваться простой формулой:
d = 0,02×√I (обмотки).
Сечение провода измеряется в миллиметрах, ток обмотки - в миллиамперах. Если нужно производить зарядку током 6 А, то подставляете под корень значение 6000 мА.
Вычислив все параметры трансформатора, начинаете намотку. Укладываете виток к витку равномерно, чтобы в окне поместилась обмотка. Начало и конец фиксируете – желательно припаивать их к свободным контактам (если имеются таковые). Как только будет готова обмотка, можно собирать пластины из трансформаторной стали. Обязательно после завершения намотки покройте провода лаком, это позволит избавиться от гудения при работе. Клеевым раствором можно обработать и пластины сердечника после сборки.
Изготовление печатной платы
Чтобы самостоятельно изготовить печатную плату зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов на тиристоре, вам нужно иметь такие материалы и инструменты:
- Кислота для очистки поверхности фольгированного материала.
- Припой и олово.
- Фольгированный текстолит (гетинакс достать сложнее).
- Маленькая дрель и сверла 1-1,5 мм.
- Хлорное железо. Использовать этот реактив намного лучше, так как с его помощью излишки меди уходят намного быстрее.
- Маркер.
- Лазерный принтер.
- Утюг.
Прежде чем начинать монтаж, необходимо нарисовать дорожки. Сделать это лучше всего на компьютере, затем распечатать рисунок на принтере (обязательно лазерном).
Распечатку нужно проводить на листе из любого глянцевого журнала. Переводится рисунок очень просто – прогревается лист горячим утюгом (без фанатизма) несколько минут, затем некоторое время остывает. Но можно и от руки маркером нарисовать дорожки, после чего поместить текстолит в раствор хлорного железа на несколько минут.
Назначение элементов ЗУ
Выполняется устройство на основе фазоимпульсного регулятора на тиристоре. В нем нет дефицитных компонентов, поэтому при условии, если будете монтировать исправные детали, вся схема сможет работать без настройки. В конструкции имеются такие элементы:
- Диоды VD1-VD4 – это мостовой выпрямитель. Предназначены они для преобразования переменного тока в постоянный.
- Управляющий узел собран на однопереходных транзисторах VT1 и VT2.
- Время зарядки конденсатора С2 можно регулировать переменным сопротивлением R1. Если его ротор сместить в крайнее правое положение, то ток зарядки будет наивысшим.
- VD5 – это диод, предназначенный для защиты цепи управления тиристора от обратного напряжения, которое возникает при включении.
У такой схемы имеется один большой недостаток – большие колебания тока зарядки, если в сети нестабильное напряжение. Но это не помеха, если в доме используется стабилизатор напряжения. Можно собрать зарядное устройство на двух тиристорах – оно будет более стабильное, но сложнее реализовать эту конструкцию.
Монтаж элементов на печатной плате
Диоды и тиристор желательно монтировать на отдельных радиаторах, причем их обязательно изолируйте от корпуса. Все остальные элементы устанавливаются на печатной плате.
Использовать навесной монтаж нежелательно – слишком это некрасиво смотрится, да и опасно. Чтобы разместить элементы на плате, нужно:
- Просверлить тонким сверлом отверстия под ножки.
- Залудить все печатные дорожки.
- Покрыть дорожки тонким слоем олова, это обеспечит надежность монтажа.
- Установить все элементы и пропаять их.
После окончания монтажа можно покрыть дорожки эпоксидной смолой или лаком. Но перед этим обязательно подключите трансформатор и провода, которые идут к аккумулятору.
Окончательная сборка устройства
После окончания монтажа зарядного устройства на тиристоре КУ202Н нужно найти для него подходящий корпус. Если нет ничего подходящего, изготовьте его самостоятельно. Можно воспользоваться тонким металлом или даже фанерой. Расположите в удобном месте трансформатор и радиаторы с диодами, тиристором. Нужно, чтобы они хорошо охлаждались. Для этой цели можете установить кулер в задней стенке.
Можно даже вместо предохранителя установить автоматический выключатель (если позволяют габариты прибора). На передней панели нужно разместить амперметр и переменный резистор. Скомпоновав все элементы, приступаете к испытанию прибора и его эксплуатации.
fb.ru
Зарядное устройство на тиристорах для зарядки аккумулятора.
Зарядное устройство на тиристорах для зарядки аккумулятора.
Тиристорный регулятор в зарядном устройстве.
Для более полного ознакомления с последуущим материалом, просмотрите предыдущие статьи: «Двух полупериодная схема выпрямителя» и «Как изготовить трансформатор на П – образном сердечнике».
♣ В этих статьях говориться о том, что существуют 2–х полупериодные схемы выпрямления с двумя вторичными обмотками, каждая из которых рассчитана на полное выходное напряжение. Обмотки работают поочередно: одна на положительной полуволне, другая на отрицательной.Используются два полупроводниковых выпрямительных диода.
♣ Предпочтительность такой схемы:
- — токовая нагрузка на каждую обмотку и каждый диод в два раза меньше, чем на схему с одной обмоткой;
- — сечение провода двух вторичных обмоток может быть в два раза меньше;
- — выпрямительные диоды могут быть выбраны на меньший максимально допустимый ток;
- — провода обмоток наиболее охватывают магнитопровод, магнитное поле рассеяния минимально;
- — полная симметричность — идентичность вторичных обмоток;
♣ Используем такую схему выпрямления на П – образном сердечнике для изготовления регулируемого зарядного устройства на тиристорах.Двух — каркасная конструкция трансформатора позволяет это сделать наилучшим образом.К тому же две полу-обмотки получаются совершенно одинаковыми.
♣ И так, наше задание: построить устройство для зарядки аккумулятора с напряжением 6 – 12 вольт и плавным регулированием зарядного тока от 0 до 5 ампер.Мною уже предлагался для изготовления «Выпрямитель для зарядки аккумулятора», но регулировка зарядного тока в нем проводится ступенчато.Посмотрите в этой статье, как выполнялся расчет трансформатора на Ш – образном сердечнике. Эти расчетные данные подходят и под П –образный трансформатор той же мощности.
Расчетные данные из статьи таковы:
- — мощность трансформатора – 100 ватт;
- — сечение сердечника – 12 см.кв.;
- — выпрямленное напряжение - 18 вольт;
- — ток — до 5 ампер;
- — количество витков на 1 вольт – 4,2.
Первичная обмотка:
- — количество витков – 924;
- — ток – 0,45 ампера;
- — диаметр провода – 0,54 мм.
Вторичная обмотка:
- — количество витков – 72;
- — ток – 5 ампер;
- — диаметр провода – 1,8 мм.
♣ Эти расчетные данные примем за основу построения трансформатора на П – образном сердечнике.С учетом рекомендаций выше указанных статей по изготовлению трансформатора на П— образном сердечнике, построим выпрямитель для зарядки аккумулятора с плавной регулировкой зарядного тока.
Схема выпрямителя изображена на рисунке. Она состоит из трансформатора ТР, тиристоров Т1 и Т2, схемы управления зарядным током, амперметра на 5 — 8 ампер, диодного моста Д4 — Д7.Тиристоры Т1 и Т2 одновременно выполняют роль выпрямительных диодов и роль регуляторов величины зарядного тока.
♣ Трансформатор Тр состоит из магнитопровода и двух каркасов с обмотками.Магнитопровод может быть набран как из стальных П – образных пластин, так и из разрезанного О – образного сердечника из навитой стальной ленты.Первичная обмотка (сетевая на 220 вольт — 924 витка) делится пополам – 462 витка (а – а1) на одном каркасе, 462 витка (б – б1) на другом каркасе.Вторичная обмотка (на 17 вольт) состоит из двух полуобмоток (по 72 витка) мотается на первом (А — Б) и на втором (А1 – Б1) каркасе по 72 витка. Всего 144 витка.
Третья обмотка (с — с1 = 36 витков) +(d — d1 = 36 витков) в сумме 8,5 В +8,5 В = 17 вольт служит для питания схемы управления и состоит из 72 витков провода. На одном каркасе (с – с1) 36 витков и на другом каркасе (d — d1) 36 витков.Первичная обмотка мотается проводом диаметром – 0,54 мм.Каждая вторичная полуобмотка мотается проводом диаметром 1,3 мм., рассчитанным на ток 2,5 ампера.Третья обмотка мотается проводом диаметром 0,1 — 0,3 мм, какой попадется, ток потребления здесь маленький.
♣ Плавная регулировка зарядного тока выпрямителя основана на свойстве тиристора переходить в открытое состояние по импульсу, поступающему на управляющий электрод. Регулируя время прихода управляющего импульса, можно управлять средней мощностью проходящей через тиристор за каждый период переменного электрического тока.
♣ Приведенная схема управления тиристорами работает по принципу фазо-импульсного метода.Схема управления состоит из аналога тиристора, собранного на транзисторах Тр1 и Тр2, временной цепочки, состоящей из конденсатора С и резисторов R2 и Ry, стабилитрона Д7 и разделительных диодов Д1 и Д2. Регулировка зарядного тока производится переменным резистором Ry.
Переменное напряжение 17 вольт снимается с третьей обмотки, выпрямляется диодным мостом Д3 – Д6 и имеет форму (точка №1) (в кружке №1). Это, пульсирующее напряжение положительной полярности с частотой 100 герц, меняющее свою величину от 0 до 17 вольт. Через резистор R5 напряжение поступает на стабилитрон Д7 (Д814А, Д814Б или любой другой на 8 – 12 вольт). На стабилитроне напряжение ограничивается до 10 вольт и имеет форму (точка №2). Далее следует зарядно – разрядная цепочка (Ry, R2, C). При возрастании напряжения от 0 начинает заряжаться конденсатор С, через резисторы Ry, и R2.♣ Сопротивление резисторов и емкость конденсатора (Ry, R2, C) подобраны таким образом, чтобы конденсатор зарядился за время действия одного полупериода пульсирующего напряжения. Когда напряжение на конденсаторе достигнет максимальной величины (точка №3), с резисторов R3 и R4 на управляющий электрод аналога тиристора (транзисторы Тр1 и Тр2) поступит напряжение для открытия. Аналог тиристора откроется и заряд электричества, накопленный в конденсаторе, выделится на резисторе R1. Форма импульса на резисторе R1 показана в кружке №4.Через разделительные диоды Д1 и Д2 импульс запуска подается одновременно на оба управляющих электрода тиристоров Т1 и Т2. Открывается тот тиристор, на который в данный момент поступила положительная полуволна переменного напряжения с вторичных обмоток выпрямителя (точка №5).Изменяя сопротивление резистора Ry, изменяем время за которое полностью зарядится конденсатор С, то есть изменяем время включения тиристоров во время действия полуволны напряжения. В точке №6 показана форма напряжения на выходе выпрямителя.Изменяется сопротивление Ry, изменяется время начала открывания тиристоров, изменяется форма заполнения полупериода действующим током (фигура №6). Заполнение полупериода может регулироваться от 0 до максимума. Весь процесс регулирования напряжения во времени показан на рисунке.♣ Все показанные замеры формы напряжения в точках №1 — №6 проведены относительно плюсового вывода выпрямителя.
Детали выпрямителя:— тиристоры Т1 и Т2 – КУ 202И-Н на 10 ампер. Каждый тиристор устанавливать на радиатор площадью 35 – 40 см.кв.;— диоды Д1 – Д6 Д226 или любые на ток 0,3 ампера и напряжение выше 50 вольт;— стабилитрон Д7 — Д814А — Д814Г или любой другой на 8 – 12 вольт;— транзисторы Тр1 и Тр2 любые маломощные на напряжение свыше 50 вольт.Подбирать пару транзисторов необходимо с одинаковой мощностью, разными проводимостями и с равными коэффициентами усиления (не менее 35 — 50).Мною опробованы разные пары транзисторов: КТ814 – КТ815, КТ816 – КТ817; МП26 – КТ308, МП113 – МП114.Все варианты работали хорошо.— Сонденсатор емкостью 0,15 микрофарады;— Резистор R5 ставить мощностью в 1 ватт. Остальные резисторы мощностью 0,5 ватта.— Амперметр рассчитан на ток 5 – 8 ампер
♣ Необходимо с вниманием отнестись к монтажу трансформатора. Советую перечитать статью «Как изготовить трансформатор на П – образном сердечнике». Особенно то место, где приводятся рекомендации по фазировке включения первичной и вторичной обмоток.
Можно использовать схему фазировки первичной обмотки приведенную ниже, как на рисунке.
♣ В цепь первичной обмотки последовательно включается электрическая лампочка на напряжение 220 вольт и мощность 60 ватт. эта лампочка будет служить вместо предохранителя.Если обмотки будут сфазированы неправильно, лампочка загорится.Если соединения проведены правильно, при включении трансформатора в сеть 220 вольт лампочка должна вспыхнуть и потухнуть.На клеммах вторичных обмоток должно быть два напряжения по 17 вольт, вместе (между А и Б) 34 вольта.Все монтажные работы необходимо проводить с соблюдением ПРАВИЛ ТЕХНИКИ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ!
domasniyelektromaster.ru
Принципиальная схема тиристорного зарядного устройства, которое автоматически прекращает заряд АКБ при достижении полного заряда.Принцип работы: сетевое напряжение 220 вольт поступая на трансформатор Т1 понижается и поступает на выпрямительные диоды Д1 Д2, далее пониженное напряжение 12 вольт двумя путями поступает через Д3R1R2 и тиристор большой мощности Д4. Через первую цепь аккумулятор заряжается током всего 0,1 ампер. Значение этого тока близко к значению саморазряда аккумулятора, поэтому даже продолжительный заряд аккумулятора не причинит ему вреда и будет всегда его поддерживать в полной готовности. Установка тока производится резистором R2. Вторая цепь заряда идет через тиристор Д4, через него может протекать ток до 6 ампер. Управление тиристором производится с помощью стабилитрона Д6 (8 вольт), тиристора Д7 и делителя напряжения на цепочке R5R6, средняя точка которого через диод Д5 соединена с управляющим электродом Д4. Уровень останова заряда большим током устанавливается с помощью делителя напряжения на R3 и переменным резистором R4. Постоянное напряжение снимается с движка R4 и управляет включением и выключением тиристора Д7 через стабилитрон Д6.Пороговое напряжение при котором АКБ заряжен полностью и ток заряда должен быть значительно снижен, устанавливается при помощи резистора R4 индивидуально для каждого аккумулятора. При сборке схемы необходим трансформатор мощностью не менее 100 ватт, вторичная обмотка которого должна быть рассчитана на напряжение 45 вольт с выводом от середины. Если в наличии нет нужного трансформатора то можно взять силовой трансформатор от старого лампового телевизора оставив первичную обмотку без изменений, и намотать вторичную обмотку на 45 вольт проводом диаметром не менее 2 мм. Количество витков должно быть таковым: количество витков для накала катода кинескопа умноженное на 7. Обмотка наматывается проводом ПЭЛ, ПЭВ-1 или ПЭВ-2.Все детали отечественные, найдется у каждого радиолюбителя. Довольно простая схемка. Похожие статьи: |
radiohome.ru
АВТОМОБИЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
АВТОМОБИЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО
Очень популярной, является тема зарядных устройств для автоаккумуляторов, поэтому предлагаем вашему вниманию ещё одну проверенную и отлично себя зарекомендовавшую схему зарядки. Трансформатор в данном девайсе использовался заводского изготовления, на 36 вольт, в цепях управления. На его вторичке стоят две обмотки по 18 вольт, соединённые со средней точкой. Диоды на ток 30 А, добытые из генератора автомобиля (те, что были под рукой), установлены на общий радиатор с тиристором.
Сам тиристор от корпуса радиатора изолирован слюдяной прокладкой, а радиатор в свою очередь изолирован от корпуса. Получилось просто и компактно, и даже при максимальной нагрузке температура радиатора выше 40-45 градусов не поднималась.
Тиристоры пробовались разные, вся серия КУ202, но в итоге был поставлен Т25-ххх, надпись плохо видна, но знаю точно что это тиристор на ток 25 А. Управление собрано на отдельной плате, амперметр использовал на переменный ток, с полным отклонением 5 А, поэтому включен до диодов.
Естественно можно ставить в данную автомобильную зарядку стрелочный индикатор и на постоянный ток, и не обязательно амперметр, а даже вольтметр - с шунтом из низкоомного резистора.
Пределы регулировки зарядного тока 0,7-5 А, при слишком малом токе возможен срыв генерации, (все тонкости настройки цепей генератора, и подбора тиристора) - это кому хочется иметь зарядный ток с нуля.
На передней панели корпуса размещён тумблер включения питания, регулятор зарядного тока и амперметр для контроля процесса заряда аккумулятора. Сзади установлены на текстолитовой планке клеммы проводов для подключения аккумулятора. Вся коробка покрашена в чёрный цвет.
Получилось дешево и сердито, в сочетании с неплохим внешним видом и надежностью работы. Материал предоставил: -igRoman- Вопросы и комментарии на ФОРУМ
Поделитесь полезной информацией с друзьями:
elwo.ru
Автомобильное зарядное устройство на тиристоре
Рассматриваемая в этой статье принципиальная электрическая схема полностью автоматического 12 В зарядного устройства, предназначена для зарядки аккумуляторов автомобилей. Схема несложная, достаточно высокоповторяема и имеет 2 ампера мощность зарядки. Если этого мало — можно увеличить его до 4-х ампер, уменьшив сопротивление резистора 20W до 1 Ома. Его можно составить из нескольких менее мощных, включённых в параллель. Например 4 по 5 ватт.
Электрическая схема зарядного на тиристоре для авто
На транзисторах BC157 и BC147 выполнен генератор импульсов для отпирания тиристора SC3228 (можно взять любой аналогичный импортный мощный тиристор), который управляет подачей напряжения на АКБ. Несмотря на то, что тут использовано всего десяток деталей, она имеет систему слежения за напряжением АКБ, а значит не нужно постоянное внимание к процессу, потому что схема будет автоматически переключается с основного режима заряда на подзарядку небольшим током, когда батарея станет полностью заряжена. А индикаторная лампа будет светиться, чтобы указать на окончание заряда.
Зарядное в корпусе от БП ATX
Отличным корпусом для самодельной зарядки будет металлический кожух от компьютерного сгоревшего источника питания. Стрелочный индикатор показывает текущее значение тока. Резистор переменного типа (10 кОм) устанавливает напряжение, которое блокирует работу генератора и приводит к полному отключению тиристора. Схема хороша для использования в качестве ЗУ именно для свинцового автомобильного аккумулятора. Для зарядки аккумуляторов других типов лучше выбрать другую.
serp1.ru
Зарядное устройство с использованием тиристора
На схеме показано простое зарядное устройство, использующее тиристор. Здесь тиристор не просто переключательный элемент — он ещё и как диод выпрямляет напряжение переменного тока для зарядки аккумулятора. Когда батарея подключается к зарядному устройству ее разряд прекращается. Это подает прямое напряжение смещения на базу транзистора Q1 через резистор R4 и диод D2, что выключает транзистор.
Описание принципа работы схемы зарядного устройства
Когда транзистор Q1 отключен, затвор тиристора получает напряжение срабатывания через резистор R1 и диод Д3. Это приводит к тому, что тиристор начинает выпрямлять входное переменное напряжение. Выпрямленное напряжение поступает на батарею через резистор R6 — начинается зарядка батареи АКБ. Когда батарея полностью заряжена, база Q1 получает прямой сигнал смещения через цепь делителя напряжения на R3, R4, R5 и D2. Это переводит транзистор в открытий режим. Когда Q1 включается, то напряжение триггера у управляющего электрода тиристора отключается и сам он тоже отключается. В этом состоянии очень небольшое количество зарядного тока достигает аккумулятора через резистор R2 и диод D4. Так как напряжение зарядки — это только половина выпрямленного напряжения, этот тип зарядного устройства подходит только для медленной зарядки. Для более быстрой зарядки аккумулятора требуется полное выпрямленное напряжение.
Примечания по изготовлению ЗУ
- 1) Это зарядное устройство хотя и является достаточно простым, но требует изготовления качественной печатной платы.
- 2) Трансформатор используется с первичной обмоткой, расчитаной на напряжение 220 вольт, вторичная обмотка должна иметь напряжение 15-20 вольт и держать ток нагрузки в 3 ампера.
- 3) Напряжение батареи, при которой заряд следует прекратить, подбирается с помощью переменного резистора R4.
- 4) Клеммы батареи могут быть подключены к зарядному устройству с помощью зажимов типа <<Крокодил>>.
- 5) Предохранители для большей надёжности можно поставить в первичной обмотке сетевого трансформатора и в разрыв одной из клемм для зарядки. Второй должен выдерживать силу тока в 2-3А.
Хотя зарядное устройство достаточно простое, не советую браться за него начинающим радиолюбителям, которые не имеют практики построения зарядных устройств. Одним из залогов успешного запуска зарядного устройства будет использование заведомо исправных деталей, а другим — понимание всех процессов, происходящих в схеме.
serp1.ru
зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
Здравствуйте дорогие читатели. Хочу предложить вашему вниманию зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Схема управления тиристором заимствована от ранее выпускаемого промышленного зарядного для автомобилей. Схема простая и при отсутствии ошибок монтажа, начинает работать сразу.
Схема имеет защиту от короткого замыкания соединительных проводов на транзисторе VТ3. Когда аккумулятор не подключен, напряжение между точками 6 и 7 отсутствует – транзистор VТ3 закрыт и релаксационный генератор, собранный на аналоге однопереходного транзистора (VТ1, VТ2) не работает. Тиристор закрыт. При подключении аккумулятора, VT3 открывается, запускается генератор и на выходе появляются импульсы заряда. Зарядный ток регулируется резистором R1. Резисторы R9 и R10 рассчитаны так, что транзистор VT3 открывается при напряжении на аккумуляторе примерно 10 вольт. Если аккумулятор разряжен ниже десяти вольт, то для запуска схемы на короткое время нужно нажать на кнопку принудительного запуска SB1. В качестве выпрямительного моста можно применить четыре диода Д242А или другие им подобные с максимальным прямым током десять ампер. Добавочное сопротивление — Rдобавоч. можно рассчитать по формуле 1. Сопротивление шунта рассчитывается по формуле 2.
Но здесь есть большое «НО». Большинство авторов простых, да и не простых, зарядных устройств, использующих импульсное регулирование зарядного тока, культурно умалчивают, чем и как можно замерить ток далеко не синусоидальной формы (Фото 1). Просто рисуют в схемах значок амперметра и все, а дальше,… как хотите. Для замера зарядного тока такой формы необходим амперметр среднеквадратичного (действующего) значения тока, с помощью которого можно точно откалибровать самодельный амперметр. Поэтому у нас все примерно, хотя для зарядного устройства те методы калибровки амперметра, которые я хочу вам предложить, вполне подойдут. И так, нам будет нужна автомобильная фарная лампочка на 24 вольта (для зарядного на 12В) мощностью порядка ста ватт и фоторезистор с омметром, можно мультиметром и еще блок питания, способным отдать в нагрузку постоянный ток равный току заряда вашего аккумулятора. Собираем схемку показанную на рисунке 1 (в лампе используем обе нити накала, ближнего и дальнего света). Включив блок питания, выставляем ток, проходящий через лампу равный, ну например — пять ампер, и замеряем сопротивление освещенного фоторезистора Rф. Лампу и фоторезистор для замеров лучше поместить в коробку (получится своего рода резистивный оптрон), если лампочка будет гореть слишком ярко, при выбранном вами токе, то надо будет подключить еще одну. Лучше чтобы лампы горели в четверть накала. Теперь этот «оптрон» подключаете к своему зарядному и выставляете такой ток, при котором сопротивление фоторезистора будет равно первоначальному значению Rф. Теперь спокойно калибруете свой амперметр так, чтобы он показывал тоже пять ампер. При увеличении или уменьшении тока относительно пяти ампер, прибор уже будет врать, так как при изменении величины зарядного тока изменяется не только амплитуда зарядных импульсов, но и их форма. Второй способ калибровки заключается в измерении температуры разогрева нагрузочного резистора (например — ПЭВ) при прохождении через него определенного тока. Надеюсь вам понятно. Сперва замеряем температуру нагрузи при прохождении заданного постоянного тока, а потом с зарядного, подаем такой ток, при котором температуры совпадут. Далее калибруем амперметр. Для нас важно знать номинальное действующее значение зарядного тока для данного аккумулятора т.е. Iзаряда = 0,1емкости аккумулятора. И чтобы там не говорили, а степень заряженности данного аккумулятора, можно определить только по плотности электролита. Рисунок печатной платы показан на Рис.2, а вид его на фото2 и 3 (правда еще не дорисована передняя панель). До свидания. К.В.Ю.
Калибровка амперметра, дополнение
Откалибровать амперметр теперь можно с помощью самодельного среднеквадратичного амперметра.
Обсудить эту статью на - форуме "Радиоэлектроника, вопросы и ответы".
Просмотров:235 923
www.kondratev-v.ru