Как самостоятельно оцинковать детали или кузов вашего авто? Цинкование металла своими руками
Цинкование металла своими руками
Процесс цинкования металла на самом деле не столь сложен, так что осуществить его можно самостоятельно. Существует несколько технологий, каждая имеет свои характерные особенности. Какую выбрать? Зависит от возможностей и предпочтений…
Содержание:
- Задачи процедуры
- Различия между методами
- Холодное цинкование металла
- Гальваническое цинкование
Задачи процедуры
Цинокование не является сложной операцией, и научиться ему могут многие.
Процедура небыстрая, понадобится немало времени и сил. Цинкование металла своими руками – хорошее решение, когда нужно сэкономить. В итоге получиться гораздо дешевле. Почему же так важно порой производить цинкование?
Цинкоавание нужно для того чтобы защитить металл от коррозии. Если этого не делать, последствия могут быть плачевными. Именно этот негативный процесс наиболее разрушителен для металла. Благодаря цинкованию, на поверхности возникает плёнка, обладающая защитными свойствами.
Стоит учесть, что цинкование не защищает металл от ржавчины. Вот почему, помимо этой процедуры стоит ещё и осуществить хромирование. Предстоит выбрать класс цинкования металла. Чем руководствоваться?
Различия между методами
У каждого метода отличаются:
- свойства;
- время операции;
- толщина плёнки;
- применяемое оборудование.
В различных случаях может быть наиболее актуален любой метод. Всего способов – пять, и каждый имеет свои характерные особенности. Горячее цинкование металлов нельзя назвать экологичным, ведь обработка химическая, цинк плавится. Данный метод признан наиболее долговечным и эффективным. Технология состоит их подготовительного этапа и оцинковки.
Понадобится приобрести специальное оборудование. Метод не подходящий для самостоятельного осуществления. Он весьма трудоемок, дорог, и к тому же экологически небезопасен.Термо-диффузное цинкование также не подойдет для дома.При процессе происходит нагревание вплоть до 2600 градусов Цельсия, и конечно же метод подойдёт лишь для промышленного использования.
Газо-термическое напыление применяют тогда, когда в ванну для цинкования объект попросту не поместится.
Данный вид цинкования опять же не подойдёт для желающих произвести цинкование самостоятельно. К тому же, вряд ли у кого-то есть нужда оцинковать столь огромный объект…
Холодное цинкование металла
Можно произвести холодный вариант цинкования непосредственно в домашних условиях. По сути, эта процедура нанесения своеобразной краски. Впрочем, краской её можно назвать весьма условно, скорее, это цинк, находящийся в твёрдом состоянии.
Нужно будет приобрести две ёмкости, в одной из которых будет жидкий связующий компонент, а в другом – непосредственно порошок цинка. Смешиваться эти две составляющих могут в различных пропорциях. Иногда это может быть 1 часть связующего компонента к 3 частям цинка, а иногда – 1:1.
Наносить следует при температуре от 5 до 40 градусов Цельсия. При этом помещение должно быть проветриваемым. Специального оборудования для процедуры не потребуется!
Стоимость у метода вполне приемлема для многих. Этот способ прост и эффективен, является отличным выбором для цинкования дома.
Гальваническое цинкование
Понадобится аккумулятор от автомобиля, а также зарядное устройство. Последнее должно обладать этими характеристиками: 2-6А, 6-12В.
Также понадобится изготовить электролит. Стоит применить раствор соли цинка. Для приготовления последне7го понадобится литр воды, 200 грамм сернокислого цинка, 15 грамм уксуснокислого натрия, 50 грамм сернокислотного аммония. Что же получится в итоге?
Цинк останется на поверхности, в то время как из кислоты получится соль. Стоит учесть важный момент: если на дне осадок, то нужно немного разбавить водой слишком концентрированный раствор.
Цинкование в домашних условиях это вполне реально!
Важно лишь выбрать подходящий тип цинкования, учитывая условия работы и объект, подлежащий процедуре. В итоге получится недорогое и эффективное циноквнаие, результат которого будет надёжен.
Рекомендуем другие статьи по теме:
stroydetali.com
Цинкование металла в домашних условиях
Любое металлическое изделие, из какой высококачественной стали ни было бы изготовлено, рано или поздно погибает, отравленное коррозией. Способов борьбы с коррозией существует масса, среди которых химические, механические, электрохимические методы защиты. Каждый из них эффективен по-своему, каждый из них, тем не менее, имеет свою рентабельность. Наиболее оптимальным методом защиты стали от ржавчины по соотношению цена/эффективность, стало цинкование. Об этом процессе сегодня и поговорим.
Содержание:
- Окраска и цинкование металла, насколько это необходимо
- Горячее цинкование металла
- Газо-термический метод оцинковки
- Термо-диффузная и гальваническая оцинковка
- Холодная оцинковка
Окраска и цинкование металла, насколько это необходимо
Прочный и стабильный металл, который выдерживает сумасшедшие нагрузки и используется повсеместно, абсолютно беспомощен перед коррозией, если не произвести соответствующую обработку. Оцинковка — один видов такой защиты поверхности металла от ржавчины, а главным ее плюсом есть эффективность и приемлемая цена. То же можно сказать и о большинстве методов, которыми проводится оцинковка. Сам по себе цинк ценен тем, что в результате взаимодействия с кислородом, он образовывает довольно прочную и стабильную пленку, оксидное покрытие, которое и защищает сталь от воздействий окружающей среды.
Металл может оцинковываться несколькими способами:
- Термодиффузный метод.
- Холодная оцинковка.
- Гальваническая оцинковка.
- Горячее цинкование.
- Газо-термическим напылением.
Цинкование металла в домашних условиях может проводиться либо по одному методу, либо комплексно. Все зависит от того, в каких условиях работает поверхность и от тех качеств защитного слоя, которых необходимо добиться. При выборе способа цинкования учитывают желаемую толщину цинка, а это уже влияет на температуру и длительность процесса. Однако, есть у оцинкованных поверхностей некоторые ограничения в использовании, а самое важное из них — отсутствие прямого механического воздействия.
Горячее цинкование металла
По общепромышленным объемам цинкования металла, оцинковка горячим способом занимает едва ли не первое место. Это связано с очень высокой стойкостью покрытия, полученного таким способом. Только в домашних условиях его применение едва ли возможно, поскольку процесс довольно сложный, затратный и неблагополучный с точки зрения экологической безопасности. Оборудование для горячего цинкования дорогое и малодоступное.
Оцинковка по горячему методу проходит путем погружения детали в емкость с жидким цинком, расплавленным при температуре от 500 до 4500° С. Естественно, что в условиях простого домашнего хозяйства такое покрытие получить довольно сложно. К тому же, подготовка поверхности металла требует определенного воздействия химических процессов, что может повредить здоровью, если не предпринимать суровых мер защиты.
Газо-термический метод оцинковки
Оцинковка по такому алгоритму производится напылением. Этот метод хорош только в тех случаях, когда необходимо обработать большие плоскости и в крупных партиях. Иначе рентабельность такого метода будет вызывать сомнения. Оцинковка по газо-термическому методу проводится путем распыления порошкообразного цинка или цинка в виде тонкой проволоки. Цинк подается на металл в расплавленном и распыленном виде. Применяется в тех случаях, когда размеры изделия не позволяют поместить его в ванну с жидким цинком, чаще всего это крупногабаритные металлоконструкции. После оцинковки поверхность металла представляет собой пористое покрытие, а поры заполняют чаще всего лакокрасочным материалом. По своим прочностным качествам и стойкости к агрессивным средам, такое комбинированное покрытие считается одним из самых прочных и способно сохранять металл даже в соленой воде на протяжении 25-35 лет.
Термо-диффузная и гальваническая оцинковка
При термо-диффузной оцинковке металлов, защитное покрытие получается на основе атомных связей между атомами цинка и железа, в результате чего образуется прочный цинковый сплав со сложной структурой. Такого эффекта можно добиться только в том случае, когда цинк входит в фазу испарения, а возможно это только при температуре не менее 2500° С. Особенность процесса в том, что он проходит в закрытом объеме, совершенно безопасен для здоровья, а слой цинка может составлять до 100 мкм.
Гальваническое цинкование позволяет получить гладкое и равномерное покрытие с точно выдержанной толщиной слоя. Как правило, толщина покрытия не превышает 40 мкм, зато с точки зрения эстетики, такое покрытие одно из самых удачных. Процесс оцинковки ничем не отличается от других электрохимических процессов, при которых положительно заряженные частицы переходят с поверхности цинка на поверхность обрабатываемой детали.
Холодная оцинковка
Это самый доступный вид оцинковки, поскольку с точки зрения технологии нанесения он ничем не отличается от обычной покраски. Окрашивают деталь специальным цинксодержащим грунтовочным материалом, который содержит в своей структуре до 90% цинка. Во-первых, он хорош тем, что может применяться в любых условиях, включая гаражи и маленькие мастерские, а во-вторых, цинкование металла цена которого в десятки раз ниже вышеприведенных методов, может использоваться в тех случаях, когда применение других способов невозможно по разным причинам. Стойкость его, однако, довольно посредственна, если сравнивать с другими методами оцинковки.
Из приведенных выше методов только два последних можно применить в домашних условиях, тем не менее, и они помогают достаточно эффективно бороться с коррозией. Так что, не все потеряно и любой конструкции из металла можно обеспечить долгую жизнь и практичный внешний вид.
Читайте также:
nashprorab.com
Как оцинковать кузов и детали автомобиля своими руками?
Оцинковку делают с целью защиты кузова автомобиля от коррозии и воздействия разных химических соединений дорожного покрытия. Использование именно цинка диктуется его дешевизной и выраженными химико-физическими свойствами. Сегодня мы поговорим об основных видах цинкования металла, о том, как оцинковать металл самостоятельно в домашних условиях, и что для этого вам понадобится.
Знаете ли Вы? Audi 80 – первое серийное авто с оцинкованным кузовом, а с 1986 года уже все машины этой компании выпускались со слоем цинка 2-10 мкм на всех металлических поверхностях.
Виды цинкования металла
На сегодняшний день используются три основных вида цинкования: гальваническое, термическое и холодное.
Гальваническое цинкование
Гальваническое – выдержка уже готовой детали в ванне, в которой содержится цинковый электролит. Происходит воздействие тока на цинк, и он прилипает к поверхности металла кузова. Такой вид цинкования популярен среди европейских и японских производителей автомобилей.
Термическое цинкование
Термическое цинкование – готовый корпус погружается в цинковый расплав. Это весьма эффективный способ цинкования, который надежно защищает кузов автомобиля даже после его дальнейшей обработки. В домашних условиях его вряд ли удастся провести. Такой способ обработки проходят машины марок Volvo, Ford, Porsche и GM.
Знаете ли вы? Компании Mercedes и BMW обрабатывают модели своих автомобилей при помощи гальванического цинкования.
Холодное цинкование
Это способ, при котором на поверхность корпуса автомобиля, после того как он очищается от ржавчины и грязи, наносится мелкодисперсный цинк в виде краски. Такой способ цинкования не такой надежный, как предыдущие, но он намного дешевле, и именно поэтому его используют для цинкования кузовов эконом-вариантов.
Знаете ли Вы? Компания Kia в производстве своих авто использует особый материал – цинкрометалл, который увеличивает степень стойкости к коррозии и срок эксплуатации.
Как сделать оцинковку в гараже
Термическое цинкование кузова легкового автомобиля провести в домашних условиях у вас не получится, а холодное и гальваническое – вполне реально. При гальванической оцинковке металла в домашних условиях купание кузова автомобиля в ванне с электролитом не проводится. С помощью данного способа своими руками можно выполнить цинкование лишь отдельной детали корпуса машины, после очистки ее поверхности от ржавчины и грязи.
Важно! Использовать уничтожители ржавчины либо ортофосфорную кислоту нельзя, но если без них все же не получилось обойтись, то деталь необходимо обработать водным раствором соды.
Что касается холодного цинкования, то его без проблем можно использовать в гаражных условиях, даже если вы никогда раньше этим не занимались. Раствор наносится либо валиком, либо кистью, либо краскопультом – любым удобным для вас способом, и весьма быстро сохнет. Такое цинкование возможно применять, когда требуется обработать труднодоступные детали.Как подготовить раствор для оцинковки
Перед темкак оцинковать кузов вашего автомобилясвоими руками, нужно будет приготовить цинкосодержащий раствор. Вам понадобятся чистый цинк и серная кислота, которые можно купить на авторынке либо в магазинах радиолюбителей, емкость нужных размеров, устойчивая к воздействиям кислоты, а также какой-то источник питания (для этого вполне подходит обычный автомобильный аккумулятор или зарядное устройство). Чтобы, собственно, приготовить раствор, вам необходимо в подготовленную емкость положить кусок цинка и маленькими дозами влить туда кислоту (на 1 литр кислоты – 400 г металла).
Помните! Придерживайтесь правил техники безопасности. Обязательно защищайте органы дыхания, глаза и руки.
После того как цинк полностью растворится, убедитесь, что кислота до конца среагировала. Сделать это можно, добавив в полученный раствор еще кусок цинка: если вы не наблюдаете реакцию с выделением пузырьков, то раствор готов к использованию.Пошаговое руководство оцинковки автомобиля
Чтобы выполнить цинкование металла дома своими руками, необходимо сделать следующее:
- Взять приготовленный вами раствор.
- Отделить прозрачный раствор от жидкого осадка.
- К детали, которою нужно оцинковать, подключить минус источника тока.
- Плюс подключить к кусочку металлического цинка.
- На определенном расстоянии поместить цинк и деталь в полученный раствори подать напряжение. Вполне хватит обычных 12 В от автомобильного аккумулятора и зарядного устройства. Благодаря току растворенный цинк осядет на детали, а кусок металлического цинка будет растворяться и обогащать раствор.
- Если все протекает хорошо, то деталь покроется равномерным слоем серого цвета, но если процесс проходил очень быстро, то металл потемнеет или станет рыхлым. Поэтому ток должен быть не выше 1 А.
- Когда процесс оцинковки закончился, нужно промыть деталь в растворе соды, чтобы нейтрализовать остатки кислоты.
Важно! Провод, подключенный к кусочку цинка, не должен контактировать с раствором, иначе произойдет реакция, и весь процесс оцинковки пойдет насмарку.
Если следовать инструкции оцинковки кузова автомобиля в гаражных условиях своими рукамии придерживаться правил техники безопасности, то вы вполне со всем справитесь.Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Цинкование металла: технология, классы, оборудование, цены
Цинкование металла – это достаточно распространенный способ формирования антикоррозийного покрытия, защищающего металлопрокат или сборные металлоконструкции. Причем цинкование объединяет в себе две противоречивые характеристики – высокую эффективность и низкую стоимость технологического процесса.
Поэтому в данной статье мы познакомим наших читателей с различными технологиями нанесения «цинковых» покрытий, среди которых найдутся и процессы, ориентированные на реализацию «своими руками».
Технология цинкования металла: обзор типовых процессов
В процессе цинкования не поверхность металлоконструкции наносится слой защитного покрытия, основным компонентом которого является цинк, который, со временем, трансформируется в оксид этого металла. В итоге, оксидная пленка защищает основной металл и от контакта с атмосферным кислородом и препятствует образованию оксида железа (ржавчины).
Причем такую пленку можно получить разными способами. И каждый способ используется в роли базиса для того или иного технологического процесса.
Однако в промышленности, а равно и в быту, используются всего четыре технологии:
- Горячее цинкование металла.
- Окрашивание цинкосодержащими эмульсиями (холодное цинкование).
- Гальваническое напыление.
- Термодиффузионное напыление.
И далее по тексту мы изучим каждую разновидность упомянутых технологических процессов, делая упор на описание самой процедуры цинкования. Причем в каждом обзоре будут упомянуты как достоинства, так и недостатки конкретных технологий цинкования металлоконструкций.
Горячее цинкование
Данная технология характеризуется максимальной эффективностью и самой высокой стоимостью. Обработанные разогретым до 460 градусов Цельсия цинком детали защищены от коррозии на протяжении, как минимум, 50 лет. К тому же, такие покрытия выдерживают даже легкую деформацию основы и глубокие царапины.
Однако цены на цинкование металла горячим способом самые высокие из всех возможных. Ведь данная технология реализуется путем погружения заготовки в ванну с горячим цинком. То есть, для обработки даже маленькой детали необходимо разогреть и удерживать в расплавленном состоянии несколько десятков килограмм цинка, а крупногабаритные изделия окунают в ванну с несколькими тоннами расплавленного металла.
При этом сам процесс цинкования выглядит следующим образом:
- Заготовку чистят пескоструйкой, обезжиривают растворителем органики и передают дальше.
- На следующем этапе заготовка покрывается тонким слоем флюса, который останавливает процесс окисления железа.
- Далее заготовку погружают в разогретую до 460 градусов Цельсия ванну, заполненную 98-процентным цинком. Причем время погружения определяется исходя из массы заготовки. Ведь металл должен прогреется до тех же 460 градусов. И только после этого заготовку можно извлечь из ванны.
- После этого оцинкованную заготовку «сушат» на центрифуге или вибромашине. Ведь оптимальная толщина покрытия равна всего 60-80 микрометрам, а на поверхности детали может скопиться и миллиметровый слой горячего цинка.
- Последний этап – контроль качества, во время которого измеряется толщина покрытия и проверяется непрерывность защитного слоя.
Холодное цинкование
Если вас интересует цинкование металла в домашних условиях, то обратите внимание на эту технологию. Ведь холодное цинкование это тоже окрашивание, которому предшествует тщательная зачистка поверхности металла.
Правда для такого окрашивания сгодится далеко не каждая эмульсия, а только такие составы, в которых содержится не менее 98 процентов порошкового цинка.
Причем лучшей методикой нанесения состава на защищаемую поверхность считается напыление эмульсии пульверизатором.
Сам процесс цинкования состоит из следующих этапов:
- Механической очистки защищаемой поверхности (абразивная обработка и стачивание острых кромок).
- Химической очистки поверхности (обезжиривание растворителем).
- Грунтовка поверхности.
- Окрашивание поверхности цинкосодержащим составом.
Причем холодное цинкование металла своими руками дает такой же результат, как и «промышленные» технологии (горячее нанесение, гальваническое напыление и прочее), а расходы на техпроцесс в данном случае минимальны.
В итоге, холодное цинкование можно назвать самой эффективной технологией из дешевых или самой дешевой из эффективных.
Гальваническое цинкование
Эта технология используется в производстве декоративных элементов и мелких утилитарных предметов (проволоки, сетки, гвоздей и так далее). Толщина гальванического покрытия – всего 20-25 микрометров. Ведь получить что-то большее в процессе электролиза попросту невозможно.
Отсюда идут все достоинства и недостатки данной методики. Причем к достоинствам относятся равномерность нанесения слоя покрытия, привлекательный внешний вид, высокая скорость формирования защитного слоя.
А к недостаткам следует причислить низкую адгезию покрытия к металлу, изменение прочностных характеристик основы и низкую механическую прочность покрытия.
Однако такая технология характеризуется высокой скоростью реализации, а оборудование для цинкования металла методом гальванизации стоит очень дешево.
Ну а сам процесс электролизного цинкования выглядит следующим образом:
- В заполненную электролитом (токопроводящей жидкостью) ванну погружают катод и анод. Причем роль анода играет цинковая пластина (или шар), а роль катода – защищаемое изделие.
- После погружения на электроды (катод и анод) подают ток нужной силы и напряжения. Причем силу тока вычисляют исходя из площади защищаемой поверхности: на один квадратный дециметр нужно не мене пяти ампер.
- После замыкания цепи анод начинает «таять», а ионы цинка, транспортируемые электродвижущей силой, оседают на катоде (стальной заготовке).
В итоге, регулируя силу тока, форму и массу анода, а равно и состав электролита, можно получить различные классы цинкования металла: от тривиального декоративного напыления, до сверхпрочного покрытия с регулируемой толщиной.
Термодиффузионное цинкование
Эта технология предполагает нанесение покрытия на предварительно разогретую поверхность. Стальные детали погружают в печь (в герметичной реторте) и разогревают до 400 градусов Цельсия, засыпав шихтой (цинковым порошком). В процессе нагрева в инертной среде или вакууме наблюдается диффузионное проникновение цинка в верхние слои основного металла.
С помощью такой технологии можно получить самое стойкое покрытие (прочность до 4500 мПа), которое распределяется по поверхности любого изделия (даже мелкого метиза). Причем ржавчина, следы лакокрасочного покрытия или масляные пятна термодиффузионному цинкованию не помеха. Однако такая технология требует особого оборудования и связана со значительными энергозатратами – на 250 килограмм металлоконструкции тратится не менее 100 КВт.
Поэтому термодиффузионное цинкование используют только в серийном производстве, для защиты особо ответственных узлов и деталей.
steelguide.ru
Холодное цинкование кузова своими руками
Оцинковка автомобиля – это покрытие поверхности кузова цинкосодержащим веществом для ограничения разрушительного воздействия коррозии. Именно этим способом производители защищают автомобили от ржавчины уже в течение тридцати лет. Если раньше так обрабатывались машины только в промышленных условиях, то сейчас вы легко осуществите цинкование в домашних условиях своими руками. Так вы не только сэкономите деньги на посещении мастерской, но и будете уверены в отличном качестве работ. Кстати, на нашем сайте, есть статья со списком автомобилей с оцинкованными кузовами.
Оцинковка в промышленных условияхКаковы преимущества оцинковки автомобиля
Сейчас существует несколько вариантов защиты кузова машины от коррозии, но именно оцинковка является наиболее популярным способом. Причина этого кроется в ряде достоинств данного метода.
- Надёжность. Цинк никак не реагирует на влагу и соли, которые всё время атакуют металл. Это вещество вступает в реакцию с кислородом, и создаёт надёжный барьер, защищающий кузов автомобиля от губительного воздействия агрессивной среды.
- Доступность. Цинк отличается низкой стоимостью. Кроме этого, если вы покроете поверхность кузова самостоятельно, то сэкономите приличную сумму на услугах специалистов автомастерских. К тому же, необходимые материалы можно легко найти на автомобильном рынке.
- Долговечность. Среди всех способов защиты от коррозии именно цинкование отличается самым долгим сроком службы.
Существует несколько способов оцинковки машин. Выбирая метод обработки, учитывайте условия последующей эксплуатации автомобиля и желаемые свойства защитного слоя цинка.
- Гальваническое цинкование. Деталь машины погружается в ёмкость с растворённым цинком. К погружаемой части авто, присоединяется электрод с отрицательным зарядом, а к ванной, в которой находится непосредственно сам электролит, положительный. Так к поверхности кузова под воздействием электричества растворяемый анод цинка пристает к погруженному в него металлу.
- Термическое цинкование. Кузов автомобиля погружается в ёмкость с цинкосодержащим раствором, разогретым до определённой температуры.
- Холодное цинкование. Деталь автомобиля обрабатывается цинкосодержащим раствором. Именно этот способ оцинковки часто осуществляется в домашних условиях. Это происходит потому, что для обработки кузова холодной оцинковкой не требуется специальное оборудование такое как при гальваническом оцинковании.
Что такое холодное цинкование
Холодная оцинковка – это окраска металлических деталей грунтом, который насыщен порошкообразным цинком. После процедуры в покрытии содержится более девяноста процентов цинка, поэтому для этих целей необходимо использовать только высокодисперсное вещество.
Для того чтобы холодное цинкование принесло ожидаемые плоды, правильно подберите материал. Всё дело в том, что различные растворы имеют разную эффективность. Кроме этого, многие материалы требовательны к качеству обрабатываемой поверхности кузова, и вы можете своими руками испортить машину, неправильно нанеся раствор или забыв о финишном покрытии.
К тому же, если вы выберите раствор с недостаточной силой адгезии, то покрытие очень быстро начнёт отслаиваться. Некоторые начинающие автолюбители удивляются, почему после оцинковки деталь кузова начинает покрываться паутинкой трещин. Всё дело в том, что они применили материал с низкой эластичностью.
Внимательно изучайте состав и характеристики раствора прежде, чем наносить его на деталь автомобиля.
Каковы преимущества холодного цинкования
- Простота. Вы легко осуществите оцинковку своими руками, даже если ранее этим никогда не занимались. К тому же, раствор очень быстро сохнет – в большинстве случаев достаточно получаса.
- Универсальность. Холодное цинкование применяется для обработки труднодоступных деталей. Кроме этого, раствор можно наносить любым удобным для вас способом: валиком, кистью, краскопультом. Некоторые детали небольших размеров можно даже погружать в цинкосодержащий раствор. К тому же, материал взаимодействует с любым растворителем (сольвентом, ксилолом). Помните, что именно этот способ можно использовать для обработки влажного металла.
- Долговечность. Холодная оцинковка держится примерно в три раза дольше, чем термическая обработка.
Как приготовить раствор для оцинковки
Прежде чем начинать обработку поверхности машины своими руками, приготовьте цинкосодержащий раствор. Все материалы для обработки включают в себя цинковый порошок и жидкий связующий элемент. Для того чтобы цинкование принесло ожидаемые плоды, внимательно соблюдайте пропорции компонентов. Специалисты рекомендуют смешивать порошок и связующий элемент в пропорциях от 1:1 до 3:1. Конечно, не забывайте о технике безопасности: ваши руки и органы дыхания должны быть тщательно защищены и обезжирены. Кроме этого, само холодное цинкование рекомендуется осуществлять в хорошо проветриваемом помещении.
Как оцинковать деталь автомобиля
Холодное цинкование детали кузова машины – это очень ответственный процесс, поэтому отнеситесь к нему крайне серьёзно.
- Подготовка к работе. Аккуратно обработайте деталь своими руками: удалите следы ржавчины и снимите старое лакокрасочное покрытие. Помните, что при обработке необходимо применять щадящие средства для удаления краски – агрессивные составы могут запросто испортить деталь кузова. Если же вам пришлось воспользоваться агрессивным средством, то после очищения обработайте поверхность детали водным раствором соды. Помните, что чем лучше вы подготовите жидкий цинк, тем дольше будет держаться покрытие. Не забудьте аккуратно перемешать жидкий цинк. Если вы этого не сделаете, то раствор будет неоднородным, и поверхность покроется неаккуратно.
- Оцинковка детали. Аккуратно наносите средство на деталь кузова автомобиля. Для достижения наилучшего результата температура воздуха в помещении должна быть от 5 до 40 градусов Цельсия. Своими руками эффективнее обрабатывать деталь в два слоя. При этом второе нанесение осуществляется спустя тридцать минут после нанесения первого слоя – цинк должен высохнуть и закрепиться на детали кузова автомобиля.
- Завершающий этап. Для того чтобы цинкование продержалось несколько лет, не забудьте тщательно закрепить вещество. Подождите двадцать четыре часа после нанесения последнего слоя и воспользуйтесь лакокрасочным покрытием. Так долго ждать нужно для того, чтобы остатки растворителя полностью выветрились. Помните, что обработанную деталь кузова машины нельзя подвергать никаким механическим воздействиям. Конечно, после процедуры необходимо проветрить помещение.
Автор: Миронов Виталий Александрович
Московский автомобильно-дорожный государственный университет , г. Москва. Уровень образования: Высшее. Факультет: АТ. Специальность: Инженер спец. Автомобили и автомобильное хозяйство. Опыт работы в автомобильной отрасли (мастером-консультантом…
okuzove.ru
Оцинковка кузова автомобиля своими руками и цинкование Калины
Для защиты автомобиля от пагубного воздействия коррозии существует много способов. Одним из них является цинкование кузова, которое в странах зарубежья применяется уже более 30 лет. Отечественное производство также не стоит на месте и постепенно внедряет эту технологию. Но большинство подержанных автомобилей не имеют такой защиты, поэтому вполне резонным является вопрос о самостоятельной оцинковке кузова, или хотя бы самых уязвимых его элементов.
Описание оцинковки кузова и ее преимущества
Что же представляет собой оцинковка автомобильного кузова? На первый взгляд все достаточно просто. Оцинковка – это покрытие поверхности металла цинкосодержащим веществом, которое направлено на ограничение воздействия разрушительной коррозии. Сложность состоит в том, что оцинковать кузов далеко не так просто, как кажется. Это сравнительно дорого, хлопотно и сложно с технологической стороны.
Однако оцинковка все же применяется, и постоянно развивается, особенно это характерно для зарубежных автомобилестроительных компаний, которые покрывают защитным составом свои автомобили уже не одно десятилетие. Такое внимание к оцинковке можно объяснить наличием преимуществ, которые получает кузов автомобиля после соответствующей обработки.
Главное достоинство – это устойчивость к воздействию коррозии. Слой цинка сам по себе никак не реагирует на воздействие влаги и солей, которые постоянно атакуют металл. Он создает барьер, который защищает сталь от разрушающего воздействия агрессивной среды.
Помимо этого к преимуществам можно отнести долговечность такого покрытия. Никакая другая обработка против коррозии не сравняется по сроку службы с цинковым покрытием.
Коротко о заводской оцинковке авто
Многие автомобилестроительные компании уже на этапе производства цинкуют кузова своих автомобилей. Некоторые подвергают такой обработке полностью весь кузов. Другие цинкуют только некоторые элементы. Бывают и такие, которые обрабатывают несколько деталей полностью, а остальные только с одной стороны. Такой обработке, например, подвергаются кузова отечественной Лады Калины и некоторые модели европейских производителей.
На сегодняшний день производитель гарантирует, что при производстве Калины оцинковке подвергается около 40% всей поверхности кузовных деталей. Некоторые из них обрабатываются методом полного погружения в гальваническую ванну. Другие, менее уязвимые, покрываются только с внутренней стороны, где отсутствует полноценное лакокрасочное покрытие. Производитель утверждает, что те элементы Калины, которые не подвергаются цинкованию, защищены слоем грунтовки. Помимо этого, гниение внутренней части кузова выявить намного сложнее, поэтому основной упор делается именно на них.
Помимо Калины стоит привести в пример несколько зарубежных моделей, которые также подвергаются полной или частичной оцинковке. Среди них можно выделить следующие модели:
- Многие модели обрабатываются термическим методом цинкования;
- Volvo;
- некоторые модели Ford;
- Audi и нижеприведенные производители используют гальваническую оцинковку своих автомобилей;
- Honda;
- Alfa Romeo;
- Mersedes;
- Peugeot;
- Toyota и другие.
Некоторые из приведенных производителей цинкуют полностью весь кузов своих моделей. Это значительно добавляет им стоимости, однако, и срок их службы вырастает в разы.
Методы цинкования кузова авто
Отдельно несколько слов стоит сказать о способах цинкования автомобиля. Тут применяется три основных способа:
- Термический – заключается в погружении кузова в емкость со специальным цинкосодержащим раствором, который разогревается до определенной температуры;
- Гальванический – деталь или кузов целиком погружается в ванну с растворенным в ней цинком. Сама деталь подсоединяется к отрицательному электроду, а корпус емкости к положительному. Таким образом, положительно заряженные частички цинка присоединяются к металлу кузова;
- Холодное цинкование – очень похоже на предыдущий метод. Однако деталь не погружается в емкость, а обрабатывается цинкосодержащим электродом, который также подключается к положительной клемме источника питания.
Последние два метода часто применяются для цинкования кузова автомобиля своими руками в домашних условиях. При этом самостоятельная гальваническая обработка применяется гораздо реже в силу своей сложности и дороговизны. Эти методы стоит рассмотреть более детально, так как их вполне реально осуществить своими руками в гаражных условиях.
Приготовление раствора для цинкования
Оцинковка автомобильного кузова такими методами начинается с приготовления цинкосодержащего раствора. Для этого понадобится серная кислота и чистый цинк. Все это можно купить на автомобильном рынке или в магазинах радиолюбителей. Также понадобится источник питания – подойдет обычный автомобильный аккумулятор или зарядное устройство. Еще понадобится емкость соответствующих размеров, устойчивая к воздействию кислоты.
Для приготовления цинкосодержащего раствора нужно положить в подготовленную емкость кусок цинка из расчета примерно 400 г металла на 1 литр. Далее в емкость маленькими дозами заливается кислота. При этом следует придерживаться техники безопасности – обязательно нужно защитить глаза, органы дыхания и руки.
Когда цинк растворится, необходимо будет убедиться, что кислота полностью среагировала, для чего в полученный раствор следует добавить еще кусочек цинка.
Если реакции с выделением пузырьков не наблюдается, то раствор можно считать готовым к использованию. Полученный состав можно использовать как для гальванического метода оцинкования своими руками, так и для холодного. Как это сделать, в нескольких словах описано далее.
Оцинковка небольшой детали
Обрабатываемая деталь автомобиля соответствующим образом подготавливается. Удаляются следы коррозии и старого лакокрасочного покрытия. При очистке не стоит пользоваться агрессивными составами для удаления краски. Если все же без них обойтись не удалось, то деталь следует обработать водным раствором соды.
Далее подготавливается необходимое количество цинкосодержащего раствора и соответствующая емкость. К детали подсоединяется отрицательная клемма аккумулятора, и она погружается в раствор. Сама емкость подсоединяется к положительной клемме и подается напряжение. Для удачного цинкования небольшой детали будет достаточно напряжения в 12 В и силы тока около 1 А. Результатом обработки должна стать деталь с равномерным серым покрытием. Далее элемент вынимается и тщательно ополаскивается в водном растворе соды.
Цинкование больших деталей
Для обработки крупных деталей применяется метод холодной оцинковки. Для его реализации понадобится ранее описанный раствор и электрод с кусочком цинка на конце. Электрод заворачивается в тряпку и подсоединяется к положительной клемме источника питания. Сама деталь подсоединяется к отрицательной клемме аккумулятора.
Весь процесс цинкования своими руками сводится к следующему – электрод смачивается подготовленным раствором и уже им обрабатывается металл до получения равномерного слоя цинка серого цвета.
Интересное по теме:
autokuz.ru
Цинкование металла кузова автомобиля своими руками
Для защиты железа машины от ржавчины цинк используется изготовителями авто не слишком часто. Тем не менее, многие знают, что цинкование металла своими руками – очень эффективный способ защиты металла кузова автомобиля от коррозии. На сегодняшний день есть несколько способов, позволяющих своими руками оцинковать металл кузова автомобиля даже дома.
Большая часть металлов, к примеру, таких как цинк, олово и алюминий, контактируя с воздухом, окисляются, от этого на их поверхности образуется плотная оксидная пленка. Она не позволяет проникать кислороду глубже поверхностного слоя металла, тем самым останавливает его окисление. Но в случае окисления железа такая пленка не образуется. Так как оксиды и гидроксиды железа – рыхлые и не защищают этот металл от дальнейшего окисления.
Покрытие металла кузова машины цинком защищает его от коррозии по двум причинам. Во-первых, потому что плотная пленка цинка, образующаяся на поверхности металла, не допускает взаимодействия последнего с атмосферным кислородом. Во-вторых, железо и цинк являются гальванической парой, в которой цинк – значительно более активный элемент. Значит, при нарушении целостности пленки оцинкованного железа первым в реакцию с кислородом, защищая железо машины, вступит цинк. Цинкование и лужение авто на первых порах защищают железо автомобиля от ржавчины одинаково. Различие обнаруживается при механическом повреждении покрытия кузова авто. Олово в отличие от цинка – менее активный, чем железо металл. Поэтому при повреждении защитного покрытия он не замедляет коррозию железа кузова авто, а ускоряет ее, оставаясь нетронутым сам.
Для того чтобы оцинковать металл существует несколько способов:
- Гальваническое цинкование. Когда цинк осаждается на поверхность металла из раствора солей, содержащих цинк. Эта обработка отличается наименьшими затратами энергиии позволяет контролировать толщину наносимого слоя. В качестве электролита для этого способа чаще всего используют сернокислый цинк, растворенный в воде.
- Горячее цинкование. Происходит при погружении подготовленной детали машины в расплавленный цинк с температурой 470 oC. Подготовка поверхности металла заключается в ее обезжиривании и протравливании. Способ отличается результатом с наилучшими защитными свойствами, а также нестабильной толщиной покрытия. Применяется обычно для металлоконструкций, используемых в строительстве.
- Диффузионное цинкование. Бывает двух видов. Один – это термообработка стальной поверхности цинковым порошком, называемая шерардизация. Она происходит при температуре от 290 до 450 oC. Другой вид такого цинкования выполняется в парах цинка при температуре чуть менее тысячи градусов по Цельсию.
- Шоопирование. Оцинковка этим способом заключается в напылении расплавленного цинка на поверхность деталей кузова машины из специального распыляющего пистолета.
- Газодинамическая оцинковка. Это покрытие поверхности кузова машины цинком при помощи ультразвука. Отличается легкостью нанесения защитного слоя на поверхность деталей любой формы и очень хороший адгезией покрытия к стали. Но набор оборудования для этого сложно приобрести.
- Холодное цинкование. Когда на подготовленную поверхность кузова машины любым способом наносится полимерный грунт, в котором содержится порошок цинка. После высыхания нанесенный слой приобретает защитные свойства грунта и покрытия цинком. Такой состав называют цинкор. Этот способ больше других подходит для обработки автомобиля дома.
Гальваническое цинкование можно делать при помощи как сложных, так и простых электролитов. К сложным относятся цинкатные, цианистые и аммонийные электролиты. К группе простых электролитов принадлежат, например, хлоридные, борфторидные и сульфатные. Различие между двумя этими группами электролитов в том, что поляризация простых электролитов меньше, поэтому кристаллы осаждаемого из них цинка крупнее. В связи с доступностью и хорошими результатами, для электрохимического цинкования часто используются сульфатные электролиты. Наиболее предпочтительная концентрация сульфата цинка в электролите для использования при 20 oC от 200 до 300 г на литр раствора. Для улучшения свойств электролита в него добавляют различные реактивы. Сернокислый натрий повышает электропроводность раствора. Добавки сульфата алюминия стабилизируют кислотность смеси. За счет того что этот реактив очень хороший загуститель, раствор становится немного гуще, а это благоприятно сказывается на финишной структуре покрытия. Добавление в электролит поверхностно-активных веществ (ПАВ) и коллоидов еще более улучшает качество осаждаемой пленки. Для гальванизации при комнатной температуре лучше подходят ПАВ катионного типа. Например, такие как диоктадецилдиметиламмоний хлорид, гидроталловдиметилбензиламмоний хлорид, или дидецилдиметиламмоний бромид. А из коллоидов – декстрин и столярный клей.
Гальваническое цинкование хорошо протекает не во всяких условиях. Ниже мы приводим оптимальный набор из условий и состава электролита.
- Температура от 15 до 30 oC.
- Водородный показатель (pH) от 3,6 до 4,4.
- Плотность тока 1–4 А/дм2.
- Сульфат цинка 200–300 г/л.
- Сернокислый алюминий 20–30 г/л.
- Сульфат натрия 50–100 г/л.
- Декстрин 8–10 г/л.
- ДЦУ 0,5–1 г/л.
Нанесение любого покрытия на кузов авто требует тщательной подготовки поверхности. Не обойтись без нее и перед оцинковкой. Прежде чем погрузить деталь авто в емкость с электролитом, ее поверхность нужно тщательно очистить от грязи и окислов. Обезжирить и протравить специальным составом. Если после цинкования планируется окраска поверхность детали кузова, ее следует фосфатировать. Для этого подойдет 30-секундная обработка раствором препарата Мажеф, который нужно разбавить до концентрации 30–40 г/л с добавлением 30–60 г/л нитрата цинка.
Конечно, сделать гальваническое цинкование всего кузова машины в домашних условиях вряд ли возможно. Поэтому дома для цинкования кузова машины своими руками больше подходит холодное цинкование.
Холодное цинкование выделяется из всех способов оцинковки простотой выполнения. Поэтому больше всех подходит для обработки автомобилей дома своими руками. Состав для холодного цинкования обычно представляет собой полимерный грунт с большим содержанием цинка.
Преимущества этого способа защиты.
- Простота техпроцесса, позволяющая обработать кузов автомобиля своими руками даже дома.
- Полное отсутствие ограничений обрабатываемых деталей авто по размерам и форме. Этим способом можно в домашних условиях оцинковать кузов автомобиля целиком.
- Широкий диапазон температур, в котором допустимо наносить цинксодержащий грунт. Обычно такой грунт можно наносить при температуре от -20 до +40 oC. Перед тем как начать наносить грунт, нужно убедиться, что поверхность хотя бы на три градуса теплее точки росы.
Слабой стороной этого способа защиты автомобилей от коррозии считается небольшая прочность защитной пленки. Однако на это можно не обращать внимания. Так как грунт на кузове машины сверху обычно защищается более прочными покрытиями, например, лакокрасочным и антигравийным.
Рынок предлагает много различных составов для холодного цинкования. Мы же упомянем только самые популярные.
- Гальванол. Самый известный российский грунт для холодного цинкования авто. Представляет собой однокомпонентный состав с добавками цинка для защиты авто.
- Цинотан. Немного менее известный отечественный грунт для холодного цинкования. Представляет собой однокомпонентный состав с порошком цинка для защиты авто.
- Цинконол. Полиуретановый грунт с цинком.
Все их легко использовать даже дома.
Это нужен свой подбъемник и бадья специальная, в гараже не сделаешь я так понял)
Спасибо за интересный материал!
Самое
© 2017. Автомобильный журнал «РулиКолеса».
Сообщество людей и машин
Любое использование материалов, размещенных
2018-g.ru