15 вещей о дыхании, которые полезно знать каждому. Кожа не пропускает внутрь кислород и углекислый газ
Дышать кожей
Как дышит кожа
Кожу называют органом дыхания, нашими вторыми легкими. Как же она дышит? «Кожа действительно осуществляет 1–2% всего газообмена в организме (остальной газообмен происходит через легкие), – рассказывает дерматолог Екатерина Турубара, эксперт Лабораторий Vichy. – Путем диффузии кислород воздуха через кожу поступает в кровеносные сосуды, а углекислый газ, наоборот, выделяется с поверхности кожи. Кожное дыхание тесно связано с деятельностью потовых желез, богатых кровеносными сосудами». Поэтому так важно давать возможность коже дышать – для этого и существуют одежда из воздухопроницаемой ткани, воздухопроницаемая (некомедогенная) косметика.
Нужен ли ей дополнительный кислород?
Этот вопрос остается дискуссионным. С одной стороны, «кислородное голодание» приводит к ухудшению всех клеточных функций. С другой – кислород обладает мощными окисляющими свойствами, а именно: на оксиданты возложена ответственность за преждевременное старение. «На самом деле окисление – это естественный процесс, который постоянно происходит во всех клетках нашего организма, – объясняет Екатерина Турубара. – Кислород окисляет ряд веществ (углеводов, жиров), и в ходе этого процесса выделяется большое количество энергии, которая запасается в клетке (точнее, в ее энергостанциях – митохондриях) до возникновения необходимости в ней. Деление клеток эпидермиса, синтез фибробластами коллагена и эластина – все это требует энергии».
В английском языке оксигенация (насыщение тканей кислородом) и окисление обозначаются одним словом – oxygenate, это порождает такую путаницу в голове потребителя, что некоторые косметические марки отказались от использования понятия «кислород» в своей маркетинговой и рекламной стратегии. «Насыщение кожи кислородом и окисление – это две стороны одной медали, – констатирует дерматолог Елена Фуфлыгина.– Недостаток кислорода – плохо, но и избыток его тоже ни к чему. Любая кислородная терапия должна использоваться, что называется, по показаниям. В дерматологии это может быть, например, тусклый цвет кожи, недостаток тонуса – процедуры, усиливающие насыщение кожи кислородом, дают в таких случаях мощный экспресс-эффект».
Есть средство
Косметические средства, улучшающие дыхание кожи, могут работать на разных принципах. Одни из них действительно содержат кислород. В состав других входят вещества, улучшающие транспортировку кислорода в клетки. Третьи включают активные компоненты, улучшающие все метаболические процессы в клетках. «Важно не столько увеличить количество кислорода, поступающего в ткани, а именно оптимизировать способность клеток использовать поступающий кислород, – объясняет Екатерина Турубара.– Поэтому для кожи очень важны все вещества, которые активизируют процесс поглощения кислорода из крови (например, убихинон или коэнзим Q10, витамин В6 и другие). Можно сказать, они влияют на процессы ее омоложения и самообновления». «В принципе, чтобы улучшить дыхание кожи и стимулировать все метаболические процессы, годятся самые простые косметические приемы, – продолжает Елена Фуфлыгина. – Вовремя освободить кожу от омертвевших клеток, активизировать кровообращение при помощи массажа – не забывать про элементарный ежедневный уход».
Глотнуть кислорода
Существует несколько эффективных способов снабжать организм кислородом непосредственно – такие процедуры получили название «оксигенотерапия».
В буквальном смысле напитаться кислородом помогают «кислородные коктейли»: воздушная пенка из белка или фруктового сока, к которой добавляют витамины группы В и С, настой шиповника, лакрицы и других лекарственных растений. Этот метод под названием «энтеральная оксигенотерапия» изобрел полвека назад советский патофизиолог академик Николай Сиротинин: попадая в ЖКТ, кислород быстро всасывается в кровь, улучшая обменные процессы, повышая иммунитет.
Теперь такие коктейли готовят и в клиниках красоты, и во многих фитнес-клубах. Комплекты для приготовления кислородных коктейлей дома (например, «Экотель») можно купить в аптеке.
Вдыхание кислородной смеси – еще один способ повысить уровень кислорода в крови. Коктейли для вдыхания приготавливаются из смеси кислорода и разных эфирных масел – этой смесью дышат через специальные трубочки или при помощи маски. Такие коктейли дают мгновенный мощный тонизирующий эффект, поэтому устройства для их приготовления стали устанавливать не только в эстетических клиниках, но даже в некоторых танцевальных клубах.
Вдыхание озоновой смеси – одна из составляющих терапии в спа-капсулах, будь то антицеллюлитная, антистрессовая или детокс-процедура (кислород активизирует все метаболические процессы).
Инъекции кислорода – один из вариантов мезотерапии, когда смесь вводится под кожу для борьбы с целлюлитом. В процессе этой процедуры не только ускоряется расщепление жиров и выведение токсинов, но и подтягиваются ткани. Другие показания для кислородных инъекций – растяжки, следы от акне, пигментация и прочие проблемы с кожей. Несмотря на то что разные способы оксигенотерапии широко применяются в медицине, следует знать, что для нее существует много противопоказаний: это нарушения свертываемости и другие заболевания крови, перенесенные инсульты, проблемы с щитовидной железой, склонность к аллергическим реакциям.
Олег Григорьев
www.psychologies.ru
Кожа - орган дыхания - Дом Солнца
Конечно, в этом отношении мы уступаем некоторым другим существам - пресмыкающимся, амфибиям, у многих из которых кожное дыхание развито не в пример лучше, чем у человека. Но все же и у человека роль кожи в процессе дыхания очень и очень велика. Достаточно сказать, что кожа за сутки выводит 700-800 граммов водяных паров - в 2 раза больше, чем легкие! Кожа человека - не просто внешняя оболочка тела. Можно только восхищаться мудростью природы, создавшей столь совершенный материал.
Кожа выполняет самые разнообразные функции. Она защищает организм от внешних воздействий, выполняя роль барьера между организмом и внешней средой.
Кожа - действительно надежный барьер, защищающий от различных повреждений внутренние органы. Кожа не допускает внутрь нашего организма и различных возбудителей болезней и инфекций - и не только потому, что чисто механически защищает от проникновения инфекции внутрь тела, но и потому, что образует на своей поверхности особую кислую среду, в которой болезнетворные микроорганизмы гибнут.
Кожа помогает работе почек, выводя наружу вместе с потом отходы жизнедеятельности организма.
Кожа обеспечивает постоянную температуру тела летом и зимой. Она помогает нам не слишком перегреваться в жару и не слишком замерзать в холода. Это происходит благодаря тому, что кожа насквозь пронизана мельчайшими кровеносными сосудами - капиллярами. При низкой температуре воздуха капилляры сужаются, приток крови к коже уменьшается, и кожа практически перестает отдавать тепло наружу - она сохраняет все тепло внутри организма. Мы можем замерзнуть снаружи, но зато внутри организм остается теплым и деятельным, как всегда! А если температура воздуха высокая, то капилляры расширяются, увеличивается приток крови к коже, и кожа начинает много тепла отдавать наружу, охлаждая таким образом весь организм.
Кожа является органом чувств: она позволяет нам познавать окружающий мир при помощи осязания.
И, наконец, важная функция кожи - функция дыхания: через крошечные отверстия - поры - кожа дышит. Она поглощает кислород и выделяет углекислый газ - и таким образом помогает легким в процессе дыхания. Заметим: именно кожа - тот орган человеческого тела, который первым соприкасается с воздухом. До легких воздух еще должен добраться, чтобы в организм начал поступать кислород, а через кожу он уже поступает, достаточно оказаться на воздухе и снять одежду. Кстати, йоги могут подолгу задерживать дыхание и дышать очень редко именно потому, что у них чрезвычайно развито кожное дыхание, которое при определенных тренировках во многом заменяет дыхание легкими! А вот если тело поместить в ядовитую среду, где кожа не сможет дышать, а голову оставить на самом свежем воздухе, то легочное дыхание в этом случае не спасет: поры будут закупорены ядами, и любое живое существо, будь то животное или человек, умрет в этих условиях, не сможет выжить.
Вот как важно, чтобы поры кожи свободно дышали, получали кислород. Вот почему кожа - поистине второй орган дыхания, без которого мы не можем жить так же, как и без легких.
Кожа требует свободного дыхания, как требует ее весь наш организм. Именно поэтому в теплый день нам так хочется снять одежду. Кожа хочет дышать, кожа не может без воздуха! Ведь если кожа лишена возможности дышать, она не получает нужного количества кислорода, а значит, и жизненной энергии. Если держать человека одетым в воздухонепроницаемую одежду, да еще в душном помещении, но давать ему при этом дышать кислородом - он все равно не будет чувствовать себя здоровым и сильным. Одного легочного дыхания недостаточно для поступления нужного количества праны в организм! Для этого требуется поступление кислорода и жизненной силы через кожу.
Природа не случайно создала нас обнаженными - она ведь не предполагала, что мы оденемся в тесные одежды, запрем себя в душных помещениях и забудем, как важно кожное дыхание. Современный человек отучил свою кожу дышать. И кожа в большой степени утратила эту свою важную функцию: она действительно почти разучилась дышать! Человек, у которого кожное дыхание выражено очень слабо, рискует своим здоровьем. Во-первых, он лишает себя большого количества жизненных сил, а потому чувствует себя вечно слабым и усталым. Во-вторых, исследования показали, что недостаток кислорода в клетках кожи создает предпосылки для развития раковых клеток.
Кожа, у которой нарушена функция дыхания, и внешне выглядит нездоровой.
Бледная, дряблая кожа, с синяками и мешками под глазами, лишенная эластичности, имеющая нездоровый землисто-серый цвет, пронизанная красными прожилками, - это признаки многих отклонений от природы, в том числе и нарушения кожного дыхания. Когда кожа дышит - в ней движется жизненная сила. Жизненная сила несет в себе не только здоровье, но и молодость! Кожа, которая дышит, выглядит молодой, эластичной, красивой, на ней разглаживаются морщины, цвет лица становится живым и свежим. Поэтому я считаю, что обнажение тела на свежем воздухе - не только закаливающая процедура, но эффективный метод профилактики и лечения многих болезней.
Но чтобы лечение обнажением помогло, надо сначала восстановить утраченную функцию кожного дыхания, помочь коже снова начать дышать. Что для этого нужно? Конечно, необходимо, чтобы в коже началось движение энергии, чтобы не было застоев. Как добиться того, чтобы энергия в коже начала двигаться, если кожа безжизненна, если у нее закупорены поры, если она плохо снабжается кровью? Сначала нужно постараться вернуть коже нормальное состояние - очистить, открыть поры, заставить кожные капилляры нормально работать.
Кожа дышит через поры - это так. Но каждая клетка организма, в том числе и клетки кожи, дышат еще и изнутри - с помощью капилляров, которые с кровью поставляют клеткам кислород. Здоровый организм - это организм, в котором существует баланс такого внешнего и внутреннего дыхания. Если хорошо работает дыхательная система, если легкие нормально снабжаются кислородом, если они снабжают кислородом все ткани организма до каждой клеточки, если кислород доносится капиллярами к самой поверхности кожи, к каждому миллиметру этой поверхности, если кожа вдыхает кислород каждой своей порой и этот кислород, поступающий через поры, встречается с кислородом, доносимым до каждой клетки капиллярами, - вот тогда можно сказать, что организм по - настоящему жив, здоров, он дышит каждой своей клеткой, в нем нет ни малейшего участка, куда не поступал бы кислород, где наблюдался бы застой энергии. Такой человек силен, весел, активен, чист, как горная речка. Если же процесс такого двойного дыхания - изнутри и снаружи - нарушен, если оба дыхания не встречаются в клетках нашей кожи, тогда человек постепенно становится похож не на чистейшую горную реку, а на стоячее болото, где рано или поздно начнутся гнилостные процессы.
Восстановить коже ее истинную функцию дыхания - значит оживить ее капилляры, с одной стороны, и открыть, заставить дышать ее поры - с другой стороны. Упражнение для капилляров поможет справиться с первой задачей. Но есть еще и другие, веками проверенные методы, которые позволяют решить сразу две задачи - улучшить кровоснабжение кожи и очистить ее, подготовить для улучшения ее питания наружным кислородом.
www.sunhome.ru
Дыхание кожи | Портал 1nep.ru
Чаще всего эту теорию используют производители натуральной косметики и вебсайты, публикующие различные списки вредных веществ, содержащихся в средствах для кожи и волос. Чаще всего в «удушении» кожи обвиняются минеральные масла. Вот примеры таких утверждений:
- «Минеральные масла – это производные сырой нефти, используемые как режущие жидкости и смазки. Они формируют на коже жирную пленку, которая удерживает влагу, токсины и загрязняющие элементы, но останавливает процесс проникновения в кожу кислорода».
- «Минеральные масла производятся из сырой нефти и используются для резки металлов. Из-за образуемой ими на коже жирной пленки кожа перестает дышать. Здоровая кожа должна выделять углекислый газ и поглощать кислород. В этот процесс нельзя вмешиваться».
- «Химикаты на основе нефти в составе средств по уходу за кожей грозят большими проблемами, блокируя процесс дыхания кожи».
Все эти утверждения подразумевают, что основное количество кислорода поступает в кожу извне, поэтому, отрезав ее от источника кислорода, минеральные масла останавливают процесс дыхания. Это заблуждение основано на ошибочном понимании функций пор и природы самого дыхания.
Барьерная функция кожи
На самом деле, это основная функция кожи. Зловредные микробы и химикаты задерживаются снаружи, а вода – внутри. При нарушении целостности этого барьера, жизнь человека попадает под угрозу. Поэтому людям с тяжелыми ожогами нужно постоянно поддерживать уровень увлажненности и защищаться от инфекций до полного восстановления кожного покрова, в противном случае не исключен летальный исход.
Что часто вводит людей в заблуждение, так это наличие видимых пор. И даже если их не разглядеть в зеркале, индустрия красоты постоянно нам о них напоминает, предлагая косметические средства для их сокращения. Однако на самом деле функция пор состоит в высвобождении некоторых веществ на поверхность кожи, а не в поглощении их извне.
Причиной этого заблуждения тоже отчасти служат рекламные заявления. Чтобы поверить в эффективность элементов дорогого крема, мы должны поверить в то, что они поглощаются кожей и благотворно влияют на ее клетки. Однако если бы крем был действительно на это способен, его бы отнесли к разряду медикаментов, а не косметики.
Тем не менее, непроницаемость кожи не абсолютна: есть вещества, которые способны проникнуть через этот барьер, например, никотин из пластырей для желающих бросить курить. Есть также средства, препятствующие выходу некоторых веществ из кожи, например, увлажняющие средства, замедляющие процесс потери влаги. Однако если кожа должна служить барьером от обезвоживания, она должна быть сухой, а сухая поверхность гораздо хуже поглощает кислород.
Газообмен на поверхности кожи
Чтобы некая поверхность могла участвовать в обмене кислородом и углекислым газом, она должна обладать тремя характеристиками: быть тонкой, влажной и иметь большую площадь. Возможно, вы удивитесь, но кислород плохо растворим в воде, и в его поступлении в кровь задействованы весьма сложные процессы.
В сложных организмах, в которых происходит мембранный газообмен, огромное значение имеет интенсивное кровоснабжение. Поскольку мембрана очень тонкая и нежная, любое ее повреждение приведет к сильнейшему кровотечению. Именно поэтому легкие и находятся внутри тела: им нужна надежная защита.
Будучи толстой и сухой, кожа перестанет поглощать кислород. К счастью, клетки организма получают жизненно необходимый газ не из окружающего воздуха, а из легких – через процесс кровоснабжения. Поэтому даже, если полностью покрыть кожу краской, процесс ее дыхания останется неизменным.
Дыхание клеток, кожа и процесс старения
В 1937 году Ганс Адольф Кребс (Hans Adolf Krebs) опубликовал работу о цикле трикарбоновых кислот, в которой упомянул о клеточном дыхании. Подразумевалось, что кожа, как и все ткани организма, участвовали в этом процессе. Многие ученые заинтересовались этим явлением и начали его изучать.
В процессе поиска способов борьбы со старением было обнаружено, что дыхание в молодой коже происходит интенсивней. Это привело к ложному умозаключению, что если интенсифицировать этот процесс, можно обратить вспять старение кожи.
Теперь понятно, почему такие уловки как «высвобождающие кислород» вещества в составе кремов или их нанесение с помощью кислорода могли иметь успех. Вот примеры некоторых рекламных заявлений:
- «Есть множество способов снабдить кожу кислородом. В сухом виде он доставит питательные масла прямо в кожу, в жидком – его можно распылять на кожу в сочетании с маслами. Кроме того, есть множество кремов и сывороток на основе кислорода. Кислородные маски могут усилить действие кремов на перекиси водорода. В результате действия любого из таких средств кислород просачивается в кожу, обеспечивая питание и восстановление ее клеток. Получается, что кислород улучшает кожу, действуя снаружи».
- «Специально разработанные косметические продукты можно распылять на кожу с помощью чистого кислорода. Это идеальное средство после косметических процедур, интенсивных пилингов, для смешанной, обожженной кожи или просто для расслабляющего кислородного массажа».
- «Нанесение кислорода под гипербарическим давлением позволяет эпидермису максимизировать его концентрации на поверхности. Подобные манипуляции также способствуют быстрому поглощению питательных сывороток, обогащенных гиалуроновой кислотой (природным увлажнителем), витаминами А, С и Е, а также экстрактами зеленого чая и алоэ вера. Результаты этих безопасных, безболезненных и неинвазийных процедур видны сразу и имеют продолжительный эффект».
Все это звучит довольно глупо. Окружение тела кислородом никак не повысит количества поступающего в клетки газа. Кроме того, известно и о темной стороне кислорода.
Окислительный стресс
Открытие того факта, что свободные радикалы – это побочные продукты клеточного дыхания, подорвало продвижение идеи о препятствии старению с помощью кислорода. Наше тело под воздействие внешних факторов – смога, сигаретного дума и ультрафиолетового излучения - беспрерывно производит опасные оксиданты – например, супероксиды и перекись водорода. Для борьбы со свободными радикалами у тела есть антиоксиданты, но в условиях окислительного стресса количество свободных радикалов может резко возрасти, что повышает риск таких заболеваний, как рак. Поэтому даже если и можно было бы увеличить всасывание кислорода через кожу, это имело бы скорее отрицательные, чем положительные, последствия.
Однако и тут производители косметики нашли, за что зацепиться. Антиоксиданты, например, витамины А, Е и С давно добавляют в различные средства. Эти вещества предотвращают изменения цвета косметики при контакте с кислородом. Теперь же производители утверждают, что эти антиоксиданты проникают в кожу и сокращают признаки старения, вызванные свободными радикалами. Тем не менее, кожа все-таки поглощает витамины, содержащиеся в кремах, но было бы дешевле и эффективней просто включить их в свою диету.
Очевидно, что многие рекламные заявления относительно пор кожи, ее дыхания и роли в этом процессе кислорода весьма сомнительны. Неудивительно, что общественность находится в заблуждении.
Источник www.cosmeticsandskin.com
www.1nep.ru
Использование программированных материалов на уроках в начальных классах
Разделы: Начальная школа
Повышение качества учебно-воспитательного процесса существенно зависит от улучшения системы учёта и контроля знаний учащихся. Этому способствует программированное обучение, при котором создаются условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, возникают реальные возможности для развития навыков самостоятельной работы.
Обучение может быть полноценным тогда, когда знания учащихся систематически контролируются, когда учащиеся видят результат своей работы. Поэтому приложение программирования к области усвоения, закрепления и упражнения позволяют учителю интенсировать учебный процесс.
В начале урока программированные задания применяются с целью проверки знаний учащихся по ранее изученному материалу. В конце урока – с целью закрепления (при этом тесты-задания выступают как дидактический материал).
Успешное изучение и усвоение анатомического материала в курсе “Окружающий мир” (“Мир вокруг нас”) в рамках отведённых учебных часов возможно лишь при условии применения эффективных методов обучения, в частности, метода программированного обучения. Одна из форм этого метода – тестовый контроль знаний – позволяет проверить степень усвоения материала учащимися, своевременно оказать помощь тем, кому она нужна, и ликвидировать отставание. При этом устанавливается обратная связь: учитель – ученик – учитель.
Для развития самостоятельности учащихся в овладении знаниями возникает необходимость совершенствования системы учёта и контроля знаний.
Данный учебно-методический материал окажет помощь учителю в осуществлении программированного контроля знаний учащихся с помощью тестов-заданий. Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по любой изученной теме.
Учебно-методический материал построен следующим образом.
Тесты-задания представлены в виде системы вопросов. За группой вопросов следуют варианты ответов. Выбранный ответ ученик обозначает крестиком или палочкой в соответствующей графе карточки ответов. Такая карточка прилагается к каждому тесту-заданию. Она представляет собой табличку-сетку, где по вертикали прописными буквами обозначены вопросы, а по горизонтали арабскими цифрами – номера ответов.
Карточка ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
А | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
В | ||||||||||||
Г | ||||||||||||
Д | ||||||||||||
Е | ||||||||||||
Ж |
По истечении регламентированного времени (8–10мин) ученики сдают карточки ответов учителю.
Оценка проводится по методу доктора педагогических наук В.П.Беспалько:
7 правильных ответов – 100%
Х правильных ответов – 70%
Все 7 правильных ответов – “5”.
За 6 правильных ответов из 7 – “4”.
За 5 правильных ответов из 7 – “3”.
За 4 правильных ответа из 7 – “2”.
Неудовлетворительный уровень знаний – количество правильных ответов ниже 70%, удовлетворительный – 70%, хороший – 80%, отличный – 90–100%.
Для быстроты лучше считать не количество правильных ответов, а количество ошибок, т.е. за каждую ошибку оценка снижается на один балл.
Тест-задание по теме “Скелет”
Вопросы:
А. Назови части скелета.
Б. Как называется кость,к которой прикрепляются рёбра?
В. Как называется нижний конец позвоночника?
Г. Как называется футляр, защищающий спинной мозг?
Д. Назови часть скелета, надёжно укрывающую сердце и лёгкие.
Е. Как называется костяной панцирь, защищающий головной мозг от повреждений?
Ж. Что служит опорой нашего тела?
Варианты ответов:
1. Голова
2. Тело
3. Череп
4. Рука
5. Кости верхней конечности
6. Грудная клетка
7. Нога
8. Кости нижней конечности
9. Копчик
10. Позвоночник
11. Грудина
12. Скелет
Тест-задание по теме “Мышцы и их работа”
Вопросы:
А. Какую форму имеют мышцы?
Б. Какая мышца заставляет работать наше сердце?
В. Как называется мышца, сгибающая руку в локте?
Г. Что укрепляет наши мышцы?
Д. С помощью чего прикрепляются мышцы к костям?
Е. Как называются мышцы лица?
Ж. Какие мышцы выпрямляют ногу в колене?
Варианты ответов:
1. Бицепс
2. Веретенообразная
3. Мимические
4. Трицепс
5. Сердечная
6. Физический труд
7. Сухожилия
8. Круглая
9. Сгибатели
10. Зарядка
11. Плоская
12. Разгибатели
Тест-задание по теме “Кожа и её функции”
Вопросы:
А. Подумай, что задерживает кожа и не пропускает внутрь нашего тела?
Б. А что выделяет кожа?
В. Что очищает русская баня?
Г. Кто погибает на чистой коже?
Д. Что происходит с кровеносными сосудами, когда кожа бледнеет?
Е. Чем воспринимает кожа севшую на лоб муху?
Ж. Что может произойти при долгом лежании на солнце?
Варианты ответов:
1. Воздух
2. Холод
3. Вода
4. Пот
5. Расширяются
6. Нервные окончания
7. Поры
8. Микробы
9. Солнечный ожог
10. Тепло
11. Жир
12. Суживаются
Тест-задание по теме “Пищеварение”
Вопросы:
А. Назови органы пищеварения.
Б. Какой орган переворачивает пищевой комок, проталкивает его к глотке?
В. Назови орган пищеварения, следующий за желудком.
Г. Какой сок растворяет жиры?
Д. В каком органе происходит всасывание растворённой пищи в кровь?
Е. Какой орган обезвреживает яды, попавшие в кровь?
Ж. Как называется орган пищеварения, в который поступают непереваренные вещества пищи?
Варианты ответов:
1. Язык
2. Желчь
3. Желудок
4. Печень
5. Желудочный сок
6. Двенадцатиперстная кишка
7. Поджелудочный сок
8. Пищевод
9. Тонкий кишечник
10. Кишечный сок
11. Слюнные железы
12. Толстый кишечник
Тест-задание по теме “Дыхание”
Вопросы:
А. Назови органы дыхания.
Б. Какой орган очищает воздух, которым мы дышим?
В. Куда попадает воздух из трахеи?
Г. Какой газ удаляется из организма при выдохе?
Д. Из чего состоят лёгкие?
Е. Через что попадает воздух в носовую полость?
Ж. Какой орган воспринимает запах?
Варианты ответов:
1. Рот
2. Альвеолы
3. Реснички
4. Бронхи
5. Трахея
6. Кислород
7. Ноздри
8. Кровеносные сосуды
9. Лёгкие
10. Углекислый газ
11. Нос
12. Угарный газ
Тест-задание по теме “Кровь”
Вопросы:
А. Как называются красные клетки крови?
Б. Что содержит артериальная кровь?
В. Как называются клетки крови, пожирающие микробов?
Г. Какие клетки крови передают кислород всем клеткам нашего тела?
Д. Как называется часть крови, содержащая антитела?
Е. Что получает кровь в лёгких?
Ж. По каким сосудам течёт венозная кровь?
Варианты ответов:
1. Антитела
2. Кислород
3. Эритроциты
4. Артерии
5. Углекислый газ
6. Лейкоциты
7. Плазма
8. Капилляры
9. Лёгочная артерия
10. Вены
11. Аорта
12. Лёгочные вены
Тест-задание по теме “Сердце и его работа”
Вопросы:
А. В какой сосуд сердце выбрасывает кровь наиболее сильными толчками?
Б. Назови камеры сердца, которые находятся в левой его половине?
В. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, несущие кислород и питательные вещества в каждую клетку нашего тела?
Г. Какая кровь содержит вредную для нашего организма углекислоту?
Д. Что делают для предупреждения вредных инфекционных заболеваний?
Е. Что кровь отдаёт в лёгких?
Ж. В каком самом крупном сосуде течёт артериальная кровь?
Варианты ответов:
1. Прививки
2. Правое предсердие
3. Аорта
4. Кислород
5. Лёгочная артерия
6. Левое предсердие
7. Артериальная
8. Капилляры
9. Правый желудочек
10. Венозная
11. Углекислый газ
12. Левый желудочек
Тест-задание по теме “Нервная система”
Вопросы:
А. Назови главный командный пункт организма.
Б. Какие нервы проводят приказы мозга мышцам и внутренним органам?
В. Какой темперамент преобладает у ученика, который отличается чувствительностью, неуверенностью в себе?
Г. Какой отдел нервной системы принимает сигналы от всех органов чувств?
Д. Какая память у ученика, если он лучше запоминает правило, записанное на доске?
Е. Какой отдел нервной системы управляет движением всех частей нашего тела?
Ж. Как называются участки мозга, управляющие работой органов чувств?
Варианты ответов:
1. Чувствительные
2. Сангвиник
3. Двигательные
4. Головной мозг
5. Холерик
6. Зрительная
7. Спинной мозг
8. Меланхолик
9. Моторная
10. Зоны
11. Флегматик
12. Доли
Тест-задание по теме “Органы чувств”
Вопросы
А. Как называется отверстие в радужной оболочке глаза?
Б. Назови органы, защищающие глазное яблоко?
В. Какой дефект зрения развивается при плохой освещённости и чтении лёжа?
Г. Какой орган улавливает звук?
Д. Какой орган можно повредить, ковыряя в ухе острым предметом?
Е. Какой орган помогает нам при закрытых глазах чувствовать верх или низ, повороты направо или налево?
Ж. Назови орган вкуса.
Варианты ответов:
1. Брови
2. Ушная раковина
3. Близорукость
4. Зрачок
5. Ресницы
6. Слуховой проход
7. Слезные железки
8. Дальнозоркость
9. Барабанная перепонка
10. Орган равновесия
11. Веки
12. Язык
Пример карточки ученика с правильными ответами теста-задания по теме “Скелет”
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
А | х | х | х | х | х | |||||||
Б | х | |||||||||||
В | х | |||||||||||
Г | х | |||||||||||
Д | х | |||||||||||
Е | х | |||||||||||
Ж | х |
Программированные задания учитель может составлять и применять на всех уроках и по всем темам. Например, по математике.
Тест-задание №1.
Вопросы:
А. Найдите разность чисел 71 и 18.
Б. Увеличьте 42 на 29.
В. Уменьшите 73 на 47.
Г. На сколько 45 больше, чем 28?
Д. Чему равно произведение 9 и 7?
Е. Какое число надо умножить на 6, чтобы получить 54?
Ж. Какое число надо разделить на 8, чтобы получить 7?
Варианты ответов:
1. 63
2. 89
3. 71
4. 56
5. 13
6. 53
7. 64
8. 17
9. 73
10. 26
11. 120
12. 9
Тест-задание №2.
Вопросы:
А. Во сколько раз 85 больше 17?
Б. На сколько 72 больше 18?
В. Сумму чисел 24 и 36 разделить на 15.
Г. Увеличьте 12 в 3 раза.
Д. Чему равно делимое, если делитель 4, а частное 13?
Е. Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 47, а разность 29?
Ж. Разность чисел 27 и 15 увеличьте в 2 раза.
Варианты ответов:
1. 52
2. 90
3. 5
4. 18
5. 76
6. 4
7. 17
8. 24
9. 6
10. 54
11. 21
12. 36
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тестовая работа по окружающему миру 4 класс
Тестовая работа по окружающему миру 4 класс
Пояснительная записка
Цель: мониторинг усвоения объема знаний учащимися по окружающему миру за 1 четверть 4 класса.
Тестовая работа проверяет усвоение учащимися следующих тем:
- «Как устроен организм человека»;
- «Как человек воспринимает окружающий мир»;
- «Мир чувств»;
- «Обрати внимание на внимание»;
- «Помни о памяти»;
- «Правила здоровой жизни»;
- «Поговорим о вредных привычках».
Время: 45 минут.
Критерии оценивания:
Каждое верно выполненное задание уровня оценивается в 1 балл.
"5" ("отлично") – 80-100% от максимальной суммы баллов
"4" ("хорошо") – 60-80% от максимальной суммы баллов
"3" ("удовлетворительно") – 40-60% от максимальной суммы баллов
"2" ("плохо") – 0-40% от максимальной суммы баллов
Тестовая работа по окружающему миру 4 класс
1 вариант
Работа ученика _______ класса
__________________________________________________________
(Ф.И. уч-ся)
Система, которая соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой
А. Нервная система
В. Пищеварительная система
С. Дыхательная система
Опорно-двигательную систему организма составляют
А. Кости и мышцы
В. Нервы и кровеносные сосуды
С. Органы чувств
3. Что способствует развитию скелета и мышц человека?
А. Продолжительные занятия компьютерными играми.
В. Физические упражнения и спортивные игры.
С. Длительный просмотр телепередач.
При выдохе легкие выделяют
А. Углекислый газ
В. Водяные пары
С. Углекислый газ и водяные пары
Кровь приводит в движение
А. Мозг
В. Сердце
С. Легкие
6. Какова главная функция кровеносной системы?
А. Передача нервных сигналов.
В. Перенос веществ и газов.
7. Отметь правильное высказывание
А. Кожа не пропускает внутрь тела болезнетворные бактерии.
В. Кожа не пропускает внутрь кислород и углекислый газ.
8. Отметь правильное высказывание
Печень очищает кровь от вредных веществ.
Печень передвигает пищу по кишечнику.
9. Соедини стрелкой.
Орган зрения язык
Орган слуха глаз
Орган вкуса ухо
Орган обоняния кожа
Орган осязания нос
К органам выделительной системы относятся
А. Почки
В. Кожа
С. Сердце
11. Отметь правильное высказывание
А. Кариес – это болезнь желудка.
В. Кариес – это болезнь зубов.
12. Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира – это
А. эмоции
В. чувства
С. настроение
13. Подчеркни слова, обозначающие отрицательные эмоции.
Тревога, огорчение, радость, ликование, злость, страх, восторг.
Курение, алкоголь, наркотики – это
А. безвредное увлечение
В. полезные привычки
С. вредные привычки
15. Почему при чихании и кашле необходимо закрывать рот и нос платком?
А. Чтобы не заразить окружающих.
В. Чтобы не повредить нос.
Тестовая работа по окружающему миру 4 класс
2 вариант
Работа ученика _______ класса
__________________________________________________________
(Ф.И. уч-ся)
Система, которая позволяет совершать различные движения.
Нервная система
Двигательная система
Дыхательная система
Главный орган дыхания – это
А. Сердце
В. Легкие
С. Желудок
Где воздух согревается и очищается от пыли и бактерий?
А. В ротовой полости.
В. В носовой полости.
4. Подчеркни названия органов пищеварительной системы.
Желудок, лёгкие, сердце, пищевод, нос, тонкая кишка.
5.Жидкость, которая движется по кровеносным сосудам и снабжает все органы кислородом и питательными веществами, это
А. Пищеварительный сок
В. Кровь
С. Лимфа
6. Какова роль почек в организме человека?
А. Выводят из организма остатки пищи.
В. Выводят из организма жидкие продукты жизнедеятельности.
Этот орган нашего тела защищает наш организм от перегрева и попадания вредных веществ и микробов
А. Мозг
В. Кожа
С. Почки
Нос – это орган
А. Осязания
В. Обоняния
С. Вкуса
Для того, чтобы быть здоровым, надо больше употреблять в пищу
А. овощи и фрукты
В. пирожные и торты
С. чипсы и газированную воду
Соедини линией название органа и его функцию.
Сердце с помощью желудочного сока переваривает пищу
Желудок позволяет совершать различные движения
Скелет и мышцы руководит работой всех органов
Нервная система «качает» кровь по кровеносным сосудам
Особенность человека выделять что-либо, отвлекаясь от всего другого, это
А. Внимание
В. Память
С. Эмоции
Подчеркни слова, которые характеризуют здорового человека.
Не курит, закалённый, бледный, часто болеет, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит.
Подчеркни слова, обозначающие положительные эмоции.
Тревога, огорчение, радость, ликование, злость, страх, восторг.
Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение?
А. Прижать к ране бинт или чистый носовой платок.
В. Залить рану йодом или спиртом.
15. Отметь правильное высказывание.
А. Больные зубы нужно лечить, потому что они нарушают работу органов дыхания.
В. Больные зубы – источник инфекции.
infourok.ru
Всё, что должен знать каждый о своём дыхании.
Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование кислорода в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа.
Естественно ли мы дышим.
Большинство из нас не обращает внимание на этот природный процесс, полагая, что организм сам знает, как дышать. Но биологические механизмы нашего тела намного старше нашего общества, а мы можем дышать иначе и оттого, что в городе такой воздух и оттого, что нас так воспитали.
Для чего мы дышим.
Энергия для жизни вырабатывается на 90% благодаря поступлению в организм кислорода из воздуха. Жиры и углеводы окисляются в организме, высвобождая при этом энергию. Без поступления кислорода со вдохом невозможен синтез белков, а значит и жизнь клеток и тканей. Основным продуктом обмена в клетках является углекислый газ, который выводится из организма с выдохом.
Как происходит газообмен.
Организм потребляет из воздуха окружающей среды кислород в форме О2 (озон, О3, для организма токсичен) и выделяет углекислый газ СО2 с незначительным количеством других газообразных продуктов и паров воды. Регулирование окислительно-восстановительных процессов, происходящих во всех органах и тканях, производится нервной и эндокринной системами. Лёгочное дыхание обеспечивает основной обмен газов между наружным воздухом и кровью. Около 2% кислорода поступает в организм через кожу. Кровь переносит газы от лёгких к тканям и обратно.
Почему так важен гемоглобин.
Кислород и углекислый газ переносятся молекулами гемоглобина, содержащимися в эритроцитах крови (красных кровяных тельцах). Гемоглобин — это белок, способный обратимо связываться с кислородом и углекислым газом. При вдохе создаётся избыток кислорода, и в капиллярах лёгких кислород соединяется с гемоглобином. Током крови эритроциты, содержащие молекулы гемоглобина со связанным кислородом, доставляются к органам и тканям, где кислорода мало, и здесь кислород освобождается из связи с гемоглобином. Аналогично, скапливающиеся в результате реакций в тканях молекулы углекислого газа связываются гемоглобином, переносятся им с током крови в лёгкие, где освобождаются и выводятся из организма с выдохом.
Почему плохому бегуну не хватает воздуха и что такое одышка.
Появление одышки, то есть нарушения частоты и глубины дыхания с возникновением ощущения нехватки воздуха при физической нагрузке возникает оттого, что организм работает интенсивнее, и требуется больше кислорода для расщепления белков, жиров и углеводов, а легкие не справляются. При правильно поставленных регулярных тренировках увеличивается капиллярная плотность мышц и повышается окислительная способность организма, а одышка исчезает. Но причиной одышки может быть и болезнь: при заболеваниях органов дыхания, болезнях сердца, при нарушении кровообращения, особенно лёгочного, при сахарном диабете, заболеваниях почек, и тогда для появления одышки достаточно и небольшой физической нагрузки.
Что мы вдыхаем.
Человек вдыхает воздух, содержащий около 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. Состав воздуха может меняться: в крупных городах содержание углекислого газа выше, чем в лесах, в горах - пониженное содержание кислорода. Воздух всегда содержит пары воды. При высокой влажности человек труднее переносит как жару, так и холод. Углекислый газ возбуждает дыхательный центр мозга. Однако повышение концентрации СО2 до 3—4% приводит к головной боли, шуму в ушах, замедлению пульса, а при концентрации 10% может наступить потеря сознания и смерть. По содержанию углекислого газа оценивают степень чистоты воздуха в помещениях.
Наши органы дыхания.
Лёгкие и дыхательные пути: верхние (нос, придаточные пазухи носа, глотка) и нижние (гортань, трахея, бронхи, и бронхиолы). Лёгкие находятся в герметичном мешке – плевральной полости. Ткань лёгких состоит из мельчайших заполненных воздухом пузырьков - альвеол. В этих омываемых кровью пузырьках из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови выходит углекислый газ. От каждой альвеолы отходит крошечная воздухоносная трубка - бронхиола. Сливаясь, бронхиолы образуют мельчайшие бронхи, которые затем последовательно соединяются в бронхи все большего и большего диаметра, пока не образуются два главных бронха - правый и левый. Эти бронхи соединяются и образуют трахею или дыхательное горло. В регуляции дыхания участвуют дыхательный центр продолговатого мозга, периферические нервы и рецепторы.
Каждый вдох - это сокращение мышц.
Лёгкие не имеют мышц, но осуществление вдоха требует мышечной работы. К дыхательной системе относятся и дыхательные мышцы, обеспечивающие растяжение лёгких и изменение давления в плевральной полости. К основным дыхательным мышцам относят диафрагму (плоскую мышцу, отделяющую грудную полость от наполненной жидкостью брюшной), а также наружные и внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса.
Вдох происходит в связи с увеличением объёма грудной клетки при опускании диафрагмы, поднятии рёбер и расширении межреберных промежутков в результате сокращения диафрагмы и наружных межреберных мышц. Расслабление этих мышц создает условия для выдоха, который происходит, в основном, пассивно, при небольшом участии мышц брюшного пресса. При затрудненном и усиленном дыхании во вдохе могут участвовать и мышцы шеи, а также практически все мышцы туловища.
Почему дети умеют дышать лучше, чем взрослые.
Наиболее естественно дышат маленькие дети. У них работают все дыхательные механизмы: мягко расширяется грудная клетка и опускается диафрагма, выдвигая вперёд живот. С возрастом стрессы и возникающие психологические проблемы сжимают грудную клетку, возникают привычки использовать только часть лёгких, и частота дыхания повышается. Движения взрослых менее разнообразны и с возрастом становятся менее резкими. Поэтому многие мышцы, включая дыхательные, становятся менее эластичными, а некоторые из них оказываются хронически напряжёнными.
Можем ли мы изменить дыхание по желанию.
При дыхании рёбра могут подниматься вверх (верхнее или ключичное дыхание), рёбра могут раздвигаться в стороны (среднее или грудное дыхание), может опускаться вниз диафрагма (нижнее или брюшное дыхание). Возможны также любые комбинации этих трёх способов, включая использование всех трёх одновременно (полное дыхание). Мы можем использовать по желанию любой из них, сознательно задерживать вдох или выдох, менять ритм и глубину дыхания в зависимости от понимания потребностей организма.
Мы можем изменить свои дыхательные привычки и приучить себя к такому способу дыхания, какой считаем самым удобным. В зависимости от состояния организма и внешних условий разные способы дыхания могут оказаться более предпочтительными, существует и множество методов и школ дыхательной гимнастики. Умело маневрируя дыханием, мы можем повысить свою работоспособность и выносливость, избегать одышки и просто оставаться здоровыми.
Сознательное использование дыхания.
Вдох соответствует напряжению, а выдох – расслаблению мышц. Поэтому вдох можно осознанно использовать для тонизирования тела, чтобы проснуться или поднять работоспособность. Мысленное сопровождение вдоха в определённую часть тела расправляет его, тренируя мышцы, а направление вдоха в голову способствует достижению ясности мысли. С помощью выдоха можно добиться глубокого расслабления, успешно бороться с хроническими напряжениями мышц, успокаивать нервную реакцию. Направленный в определённую область тела выдох устраняет боль, улучшает местное кровообращение и согревает.
Своё психологическое состояние вы можете изменить с помощью смены темпа дыхания.
Ритмично выполняемая физическая работа требует существенно меньших энергетических затрат, если её ритм сочетается с ритмом дыхания.
Акцентирование мыслей на брюшном дыхании способно улучшить состояние органов, находящихся в брюшной полости и поясничного отдела позвоночника.
С помощью сознательного грудного дыхания можно успешно бороться с последствиями стрессов и улучшать условия работы сердца.
Искусственно используя ключичное дыхание, можно снять напряжение и улучшить работу плеч.
Почему лучше дышать носом.
Важно не только дышать через нос, но и ощущать его чистым. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микроорганизмов, увлажняет и согревает его. Вдох через рот загрязняет лёгкие, так как на пути между губами и лёгкими нет ничего, что процеживало бы воздух и очищало его от пыли и прочих посторонних примесей. А, если воздух недостаточно увлажнён и согрет, он повредит ткани легкого.
Увлажнение зависит от желёз во внутренней оболочке носа и его придаточных полостях. Длинные и узкие проходы носовой полости выложены тёплой слизистой оболочкой и согревают проходящий воздух настолько, что он уже не может повредить нежные ткани гортани и лёгких. Примеси и пыль, захватываемая волосками и слизистой оболочкой носа, выносятся наружу при выдохе или, если они накапливаются слишком быстро, выбрасываются наружу через чихание.
Возможно, что противоестественная привычка дышать через рот приобретена цивилизованным миром вследствие неестественного образа жизни и чрезмерного тепла в доме. Вредным последствием дыхания через рот является и то, что носовая область, оставшаяся без своего нормального употребления, сама наполняется болезнетворными микроорганизмами.
Откуда берётся насморк.
Сопли или носовая слизь вырабатываются в носовой полости и играют важную роль в защите наших дыхательных путей и лёгких от обезвоживания, попадания пыли, бактерий и опасных вирусов.
Почему их становится слишком много? Насморк или ринит - это воспалительная реакция слизистой носа на действие болезнетворных агентов. Наиболее часто провоцируют насморк вирусы. Количество соплей при простудных заболеваниях увеличивается, так как возникает необходимость борьбы с вирусами. Основной первопричиной усиленной выработки носовой слизи является переохлаждение или перепады температуры. Еще одной частой причиной увеличения соплей является аллергическая реакция. Насморк может быть также реакцией на острую пищу или дым.
Что такое простуда.
Простуда – это острое респираторное заболевание (ОРЗ), точнее ряд сходных острых инфекций с воспалением слизистой оболочки дыхательных путей. Чаще всего простудиться можно осенью или весной, особенно, если ходить в промокшей обуви в холодную погоду. Иногда и в помещении достаточно сквозняка, чтобы уже через полчаса появился озноб или начался насморк, что ещё более вероятно, если в помещении есть кондиционер и воздух, поэтому, слишком сухой.
Все простудные болезни вызываются микробами или вирусами (в последнем случае используют термин острая респираторная вирусная инфекция или ОРВИ). Возбудители болезней постоянно обитают в слизистых оболочках носа, носоглотки, трахеи и бронхов. Эти возбудители получают прекрасные условия для жизни и размножения, когда организм угнетён, иммунная защита ослаблена, а чаще всего такое угнетение происходит при переохлаждении или резких перепадах температуры. Вспышкам простудных заболеваний способствует и то, что они передаются от больного человека здоровому воздушно-капельным путем, то есть, при кашле и чихании.
Опасность воспаления лёгких или пневмонии.
Загрязнённый воздух, стрессы или недолеченные заболевания верхних дыхательных путей могут привести к пневмонии. Пневмония - это группа заболеваний лёгких, характеризующаяся воспалительным процессом в альвеолярной, соединительной тканях лёгких и в бронхиолах, но может распространяться и на сосудистую систему лёгких. Воспаление лёгких может вызываться вирусами или бактериями, а также - вследствие различных повреждений, например, ожога или отравления дыхания. Наиболее частый путь проникновения бактерий и вирусов — через дыхательные пути, значительно реже — по лимфатическим и кровеносным сосудам. Развитие пневмонии напрямую связано с сопротивляемостью организма. Снижение сопротивляемости может быть результатом переутомления, предшествующих, прежде всего, простудных, заболеваний или переохлаждения. Примерно в 5% случаев заболеваний пневмония является причиной смерти.
sam-sebe-apteka.ru
влияние углекислого газа на здоровье.
Регуляция процесса дыхания – это очень действенный инструмент настройки своего организма. Но и одновременно очень сложный, так как дыхание – это преимущественно автоматический процесс. Воздух вокруг нас тоже влияет на наше здоровье и наш организм подстраивается под него, меняя процесс газообмена. Сегодня я расскажу про две крайности, связанные с нарушениями обмена углекислого газа: недостаток углекислого газа (гипокапния), который возникает обычно при учащенном дыхании и избыток углекислого газа (гиперкапния), который случается в помещениях с недостаточной вентиляцией (так как люди при дыхании выделяют значительные количества углекислого газа). Важно понять, что углекислый газ – это не просто продукт обмена веществ, но и регулирующая молекула. Уровень углекислого газа в крови связан с регуляцией кислотно-основного обмена, а также с регуляцией тонуса сосудов, в первую очередь – головного мозга. Поэтому при учащенном дыхании (которое вызывает гипокапнию) сосуды головного мозга сужаются и мы можем потерять сознание, а при гиперкапнии (душное помещение) – сосуды слишком расширяются, что может привести к сонливости, ухудшению оттока крови и головной боли. Ну и расскажу зачем люди дышат в пакет, само собой.
Пакет и паника: влияние углекислого газа на здоровье. |
Гипервентиляция или зачем дышат в пакет.
Во время паники или истерики у людей часто бывает учащенное дыхание (гипервентиляция). При этом в крови оказывается слишком много кислорода и слишком мало углекислого газа, что приводит к нарушению работы мозга – возникает головокружение, человек может упасть в обморок. Самый простой выход из положения – дышать в пакет, т.е. вдыхать свой же выдох, при этом содержание газов в крови останется в норме. Также дышать в пакет или задерживать дыхание помогает против икоты. Если же вы задержите дыхание на некоторое время, то уровень СО2 возрастёт. Дыша в бумажный пакет, вы будете вдыхать больше СО2, и это поспособствует нормализации рН, после чего вы снова сможете нормально дышать. Правда, это не самое эффективное решение проблемы — врачи рекомендуют в таких случаях использовать специальные дыхательные техники медленного равномерного дыхания.
Дышать в бумажный пакет долгое время было первой помощью при гипервентиляции. Теория такова: повторное дыхание в бумажный пакет позволит пациенту заместить двуокись углерода, которую он выдохнул во время приступа гипервентиляции. "Дышать в бумажный пакет хорошо в том случае, если вы раньше испытывали гипервентиляцию, были осмотрены врачом и уверены, что у вас ничего серьезного нет, - считает д-р Харрисон. - У большинства людей с гипервентиляцией имеются ее симптомы, но у некоторых могут быть более серьезные проблемы". Использование бумажного пакета помогает некоторым не только приостановить приступ, но и предупредить его.
Когда некоторые люди пугаются, они дышат часто и глубоко, даже если им не нужен дополнительный кислород. Только что вы дышали нормально, и вдруг дыхание учащается, пальцы дрожат, ладони потеют. У вас такое чувство, что вы вот-вот умрете, но в любом случае вы останетесь жить, чтобы уплатить налоги за следующий год. В большинстве случаев гипервентиляция вызывается нервным перенапряжением. Это приводит к тому, что они выдыхают большое количество двуокиси углерода, а избыточная потеря двуокиси углерода вызывает щелочной сдвиг в крови. Это в свою очередь вызывает симптомы "приступа паники". Приступ гипервентиляции может продолжаться часами, но в типичных случаях длится от 20 до 30 минут. Но тем, кто страдает тяжелыми приступами, может казаться, что они длятся несколько часов. Кроме того, приступы гипервентиляции могут повторяться, и следует научиться тому, как их остановить или предупредить.
Недостаток углекислого газа действует на мозг возбуждающе, и получается замкнутый круг: от волнения люди начинают чаще дышать, а от частого дыхания усиливается волнение. (Кроме того, повышенная возбудимость мозга может приводить к судорогам.).
Когда уровень углекислого газа в крови низок, кровь ощелачивается, что приводит к сужению кровеносных сосудов и ухудшению кровотока. Это может быть очень опасным, поскольку приводит к снижению кровоснабжения мозга и других жизненно важных органов, что приводит к помутнению сознания, головокружению, ухудшению зрения, мышечным судорогам и беспричинной тревожности.
Более подробно:
Гипервентиляция и гипервентиляционный синдром.Эффект Вериго-Бора или почему при частом дыхании мы задыхаемся.
Это явление первым открыл беларус Бронислав Вериго, который происходил из шляхты Полоцкого воеводства герба Сшенява. Родился в Витебской губернии, закончив в 1877 году Витебскую гимназию, впоследствии работал в лабораториях Сеченова, И. Р. Тарханова и И. И. Мечникова. Там он впервые установил зависимость степени диссоциации оксигемоглобина от величины парциального давления углекислоты в крови.
Он выяснил, что на связывание кислорода гемоглобином очень сильное влияние оказывает pH и концентрация CO2: при присоединении CO2 и ионов H+ способность гемоглобина связывать O2 снижается. Действительно, в периферических тканях с относительно низким значением pH и высокой концентрацией CO2 сродство гемоглобина к кислороду падает. И наоборот, в лёгочных капиллярах выделение CO2 и сопутствующее ему повышение pH крови приводит к увеличению сродства гемоглобина к кислороду. Это влияние величины pH и концентрации CO2 на связывание и освобождение O2 гемоглобином и называют эффектом Вериго — Бора.
Говоря проще, уменьшение СО2 в крови повышает связь кислорода и гемоглобина и затрудняет поступление кислорода в клетки. Уменьшение кислородного притока в ткани вызывает кислородное голодание тканей - гипоксию.Значит, несмотря на избыток кислорода в крови, снабжение мозга кислородом резко ухудшается. Кроме того, недостаток углекислого газа приводит к уменьшению кислотности крови, а из-за этого гемоглобин начинает гораздо хуже отдавать кислород тканям, в том числе и мозгу. При физической активности выделяется намного больше CO2, чем в покое, поэтому учащение дыхания при спорте не оказывает негативного эффекта.
Избыток углекислого газа в помещении.
О противоположной ситуации – избытке углекислого газа. При этому меньшается возбудимость нервных клеток, мозг «успокаивается». Возможно, это является одной из причин сонливого состояния людей в душных помещениях, автобусах и метро.
Подробно об этом цикл статей:
Дыхание, углекислый газ и ваше здоровье.Когда душно: душное помещение и гиперкапния.Углекислый газ в помещении. Углекислый газ и вентиляция: что делать?www.beloveshkin.com