Умная и дешевая зарядка для Ni-MH/Ni-Cd AA/AAA аккумуляторов Opus BM-100. Умные зарядные устройства
Умная и дешевая зарядка для Ni-MH/Ni-Cd AA/AAA аккумуляторов Opus BM-100
внутри которой находились сама зарядка, блок питания, переходник и инструкция.
Инструкция
Блок питания с вилкой под американскую розетку(( Не нравятся мне эти конструкции с переходниками… Хотя для любителей китайшоппинга это дело уже привычное, а у себя дома я установил универсальную розетку, куда можно включать и евро, и американские, и английские вилки без переходников. Удобно ) Но поскольку будет использоваться у родителей — придется включать через переходник.На выходе данного блока (как и на входе зарядного естественно) — 3 В. Тут важно не ткнуть случайно от чего-то другого блок с бОльшим напряжением. От старшего брата BT-C3100 V2.1 блок внешне 1в1, но на выходе 12В, так еще и разъем такой же. Если пользоваться в 1 квартире — вероятность уничтожения BM-100 крайне высока. Рано или поздно кто-то обязательно ткнет не тот блок. К счастью зарядки будут трудиться в разных квартирах.
Сам дисплей контрастный, информация хорошо читается, по горизонтали и вертикали очень хорошие углы обзора. А вот подсветки нет. Сверху зарядника, помимо слотов для АКБ, находятся 3 кнопки:«MODE» — для активации изменения режима работы ЗУ нужно ее удерживать не менее 2 секунд. Затем короткими нажатиями происходит цикличное переключение между режимами для всех слотов одновременно: CHARGE — заряд АКБ DISCHARGE: разряд, затем заряд АКЬ DISCHARGE REFRESH: несколько циклов разряд/заряд CHARGE TEST: заряд, разряд, заряд. показывает емкость АКБ, замеренную при разряде
«DISPLAY»коротким нажатием циклично сменяет режимы отображения на дисплее ток — mA, напряжение — V, емкость — mAh и время — h.
«CURRENT» циклично сменяет возможные варианты тока заряда/разряда. Доступны варианты 200, 500, 700, 1000mA и если АКБ присутствует только в слотах 1 и/или 4 то ток можно выставит 1500 и 1800mA (что имхо является добровольным убийством АКБ). Токи разряда составляют 100, 250, 350 и 500mA.
Для каждого слота отдельно выбрать режим нельзя. Все 4 слота будут работать по одинаковой программе. Что собственно не мешает вставлять в них аккумуляторы разного типоразмера и емкости. Все 4 канала независимые. При замере емкости и в режиме восстановления ток разряда равен половине тока заряда. ИМХО не правильно это. Лучше бы 1:1, а еще лучше — в 2 раза больше тока заряда.
После отключения и включения питания — по умолчанию стоит режим заряда с током 200 мА. Многим это не нравится, но я считаю это правильным решением, т.к. больший ток может подкинуть неприятный сюрприз. Допустим поставили вы ААА с емкостью 600 мА/ч на зарядку током в 200 (что для них и так не мало), а после пропадания питания в электросети или случайного «шевеления» блока в розетке на них пойдет 500 (как на старшем брате Opus BT — C3100 V2.1.) или 700, могут потечь. И это самое безопасное последствие… Так что пусть лучше будет просто потеря времени, а не АКБ, которые еще и плату могут залить…
Корпус выполнен из качественного прочного пластика, в руках держать приятно. При попытках сжатия или кручения ничего не люфтит, звуков не издает, все очень монолитно ощущается. Активного охлаждения нет. Во время зарядки (4 шт, 500 мА) АКБ нагреваются конечно, но не критично, рукой спокойно можно держать. В зарядке также присутствуют термодатчики, которые следят за температурой батарей и защищают от чрезмерного перегрева. На нижней части корпуса расположены отверстия для охлаждения и информация о ЗУ Не удержался и раскрутил корпус, чтобы оценить качество платы. Итак сама плата изготовлена очень качественно, SMD элементы припаяны явно в заводских условиях, все аккуратно и ровно. Помимо SMD компонентов на нижней части платы еще присутствует микросхема-«клякса» и провода, которые уходят к термодатчикам. Флюс смыт, но немного его наблюдается в местах пайки контактных площадок АКБ к плате. Дальше решил не разбирать, чтобы не возникло проблем с дисплеем.
На фонаревке есть обзор этой зарядки на английском языке с графиками, у меня подобного оборудования для замеров нет, так же как и нет оснований не доверять их правдивости. Копипизпастить их сюда без согласования с автором посчитал не этичным. Получается буквы читаем тут — картинки смотрим там ))
И еще несколько фоток напоследок в сравнении с Opus BT — C3100 V2.1. BM-100 заметно компактнее, что и логично. Функционал и разнообразие типоразмеров АКБ то BT-C3100 значительно шире.
ВЫВОД: На плюсы и минусы делить не буду, скажу свое впечатление. За эти деньги просто отличная зарядка, без явных недостатков, подойдет для содержания домашнего парка АА/ААА АКБ, тем кто не желает тратить значительные суммы на более дорогие бренды и все равно не будет пользовать их функционал по полной. Хотелось бы конечно ток заряда задавать с меньшего значения (почему бы от 50 или 100 мА не сделать, все равно же это программного реализовано), ток разряда сделать вдвое больше тока заряда либо возможность выставлять руками значение, выбирать режим для каждого слота… Но все это уже придирки. Для целей, которых покупалась эта зарядка — она полностью подходит. И радует цена в 18 баксов.К покупке рекомендую!
Товар куплен за собственные средства, без купонов и скидок. Мнение абсолютно честное, с магазином обзор не согласован.
mysku.ru
BM110 - умное зарядное устройство
О чём пойдет речь?
В последнее время я все чаще заказываю разные полезные вещи на aliexpress.com, моя жена ещё чаще 🙂 Я уже описывал китайский металлоискатель Md3009, который я купил месяц назад и до сих пор не продал (не очень пока старался, так как поисковый сезон уже практически закончился) И вот не так давно мне пришла ещё одна посылочка — умное зарядное устройство Bm110.
Почему я пишу об этом зарядном устройстве на компьютерном сайте? Да потому что современная электроника — это компьютер десятилетней давности. А современный компьютеры через десять лет будут для нас, как умное зарядное устройство для аккумуляторов сегодня. А теперь к делу.
Чем же так хороша зарядка BM110?
Чем же интересно это умное зарядное устройство и почему оно умное? Вот в такой коробке оно ко мне прилетело:
Думал будет хуже, но коробка выглядит очень качественно, не то что мне прислали металлоискатель — простая коробка и там завёрнуто все в целлофан 🙁 Вот как оно выглядит:
Все шикарно, корпус просто замечательный, не какая то халтура, заводской Китай. Хорошо, что блок питания отдельный, так как запихать в корпус мощный блок питания сложно. А так даже если он сгорит (хотя вряд ли конечно), то можно легко найти замену.
Что же тут умного? Обратите внимание на три кнопки на передней панели:
У простых зарядок никаких кнопок ВООБЩЕ нет, разве что дисплей или светодиод. Вставил аккумулятор и вытащил после зарядки. А тут есть несколько режимов и хорошая визуальная индикация. И хотя оно сложнее обычного зарядного устройства, но разобраться все же нужно, чтобы использовать устройство на полную мощь — иначе зачем было платить так много? Какие режимы тут есть.
1. Режим зарядки.
Тут все просто: вставил и аккумулятор заряжается. На дисплее будет надпись CHARGE. После окончания процесса появится слово FULL.
2. Разрядка и потом зарядка.
Это очень полезный режим. Может вы не знаете (а это плохо, если не знаете), но все пальчиковые аккумуляторы имеют эффект памяти, особенно никель-кадмиевые (Ni-Cd)/ Металл гидридные (Ni-MH) тоже имеют, но не в такой степени. Что такое эффект памяти?
Аккумулятор запоминает, сколько он работал в последний раз и ровно настолько заряжается в следующий раз. На практике: вы зарядили аккумулятор, разрядили на половину, а потом опять поставили заряжать. Так вот, аккумулятор (злопамятный тип) запомнил это и не возьмёт заряд полностью.
То есть, все эти аккумуляторы лучше всего сначала разряжать полностью, а потом заряжать. Оно все так, но бывают ситуации, когда вы ещё не успели посадить батарейки, а вам нужно, чтобы они имели полный заряд. Что делать?
Вот тут то и поможет этот режим, который сначала полностью разрядит аккумулятор, а потом заново его зарядит.
Чтобы выставить этот режим, нужно сначала вставить аккумулятор, а потом несколько секунд подержать кнопку MODE, пока на дисплее не появится надпись DISCHARGE.
Процесс пошёл, после разрядки и зарядки на дисплее появится надпись FULL.
3. Режим восстановления.
Теперь зарядное будет насколько раз будет разряжать и заряжать аккумулятор, прокачивая его и пытаясь вернуть ему былую молодость. У меня оказался один такой «злодей», который очень быстро разряжался. Процесс этот долгий и может занять целый день, а может и все ночь 😉
Для чего нужны остальные кнопки?
DISPLAY — нажимая эту кнопку во время зарядки вы увидите ток заряда, нажав ещё раз — текущий вольтаж аккумулятора, и потом что то ещё и так далее. В общем разные текущие параметры.
CURRENT — этой кнопкой можно выставлять ток заряда. По умолчанию зарядное не спешит заряжать — большие токи вредны для аккумулятора. Но представим, что у вас времени в обрез, вам срочно нужно зарядить аккумуляторы. Тогда вы поддаёте тока и существенно ускоряете процесс.
Это умное зарядное устройство для аккумуляторных батареек имеет ещё какие то функции (скорее всего), но инструкция bm110 на английском и очень мала. Всё что я рассказал вам, я узнал из видео роликов на Ютубе. Но даже этим функционалом я доволен, даже 25 долларов было не жалко.
Где это умное зарядное устройство купить? Вот ссылка, где покупал я. Лично я не пожалел об этой покупке 🙂
Да, как видите, все серьёзно, внутри все тоже качественно….
А вот и ССЫЛКА на продавца.
Если вы еще не решили для себя, покупать это зарядное устройство или нет, то посмотрите несколько видео, которые сняли счастливые обладатели данного девайса.
[pvg list=»bm110″]
Добавляем ума зарядным устройствам.
После того, как я попробовал заряжать свои гаджеты не от родных устройств, я с удивлением узнал, что не всё так гладко в датском королевстве. Тогда и начал разбираться, что да почему. Оказалось, что в стандарте USB заявлен максимальный ток = 0.5А. Обойти ограничение и договориться с производителями устройств с USB поднять планку с 0.5 до, к примеру, 2.0А довольно сложно. Пришлось каждому разработчику того или иного гаджета придумывать как узнать куда именно он подключён. Логично было бы всем потребителям спрашивать у источника «секретный вопрос» (капчу!), а если не ответили — снижать свои аппетиты до 0.5А. Так и сделали, но потом появилась проблема с поиском уникального родного блока питания вместо утерянного\сломавшегося. Так что поправки в стандарт USB не заставили себя ждать.
И на сегодняшний день есть несколько стандартов:
* Chinese Telecommunication charging schemes YD/T 1591-2009 (он уже входит в стандарт BC1.2), который описывает установку специально обученной перемычки между D+ и D- * не нашел привязки к стандарту, но везде упоминается «1.2V on both D+ and D– Lines» * USB Battery Charging — (сокращённо BC1.2) Это основополагающий и самый подробный стандарт, в нём можно найти описание подстандартов: *_ Accessory Charger Adaptor (ACA) *_ Standard downstream port (SDP) *_ Charging Downstream Port (CDP) *_ Dedicated Charging Port (DCP)Если леньки читать подробнейшее описание из первых рук www.usb.org/developers/docs/devclass_docs/BCv1.2_070312.zip, можно почитать выжимки из стандартов в даташитах соответствующих микросхем.
Я подобрал парочку ссылок: TPS2513 — www.ti.com/lit/ds/symlink/tps2513.pdf UC2631 — www.dianyuan.com/upload/community/2015/01/17/1421483121-87235.pdf AF9511 — afsemi.com/Attachments/201508/20150811_110306_137.pdf NS3601 — www.norelsys.com/uploads/soft/NS3601_Brief.pdf
Для тестов я заказал пять штук микросхем TPS2513. У продавца имеется и одноканальная TPS2514, (US $ 11.47 за 10 штук), но я для начала выбрал вариант TPS2513 ( $ 8.63 за 5 штук) на два USB порта. Продавец отвечает быстро и вообще общительный и адекватный.
Посылка шла 19 дней и была упакована так, что я до последнего думал, что произошла накладка и мне прислали не 5 микросхем размером со спичечную головку, а что-то другое.
Вот табличка чем отличаются модификации заказанной микросхемы.
Даже универсальные микросхемы не универсальны. Речь идёт о нюансе с продукцией компании Apple. У них есть устройства, которые возьмут 2.5W (0.5A) с обычного USB, только если не побрезгуют. Возьмут 5W (1A), если на D+ = 2.0v а на D- = 2.7v. И 10W (2A), если на D+ = 2.7v а на D- = 2.0v. Обозреваемая микросхема умеет вариант в 5W и 10W, но не очень автоматически.
И такое повсеместно. К примеру, у микросхемы NS3601 подобное переключение «программируется» подключением вывода sel на питание либо на землю.
Микросхемы идут в SOT-23 6 pin корпусировке. Шаг между выводами 0.95 мм, так что запасайтесь паяльниками. Очень хотелось потестировать микросхемки и я не стал травить плату, а просто в куске текстолита вырезал пару дорожек. Получилось вырвиглазно, но для исследований сойдёт.
Потом оказалось, что с такой реализацией довольно неудобно работать. Я потерял платку на столе, а когда нашёл — решил впаять её в зарядное. Под рукой валялось зарядное от Orico DCA-4U-EU. Я когда его обозревал, писал, что у него все порты заточены под устройства Apple. Так что переделать его мне будет в самый раз.
Разрезаем корпус. Примеряемся. Паяем. Выпаиваем. Запаиваем. Проверяем.
Проверять работу я даже не пытался. Вернее, для приличия, ткнулся одним устройством. Объясню почему. В статье про автомобильное зарядное я как-то протестировал16 различных устройств (кроме продукции Apple). Оказалось, что они все прекрасно себя чувствуют при замкнутых информационных контактах. Так что от их лица в этой статье выступил смартфон LG G2.
На схеме набросал как выглядело устройство до переделки, и как оно стало выглядеть после:
До переделки почти все потребители ограничивали себя до 500мА, так как яблочных устройств у меня нет. После переделки порт 1 с обозначением «2А» я оставил не тронутым. Порт 2 «2А» я подключил как 10W устройство. Порт 3 «1А» я подключил как 5W устройство. А на порту 4 «1А» я использовал специально обученную перемычку.
В результате, чисто теоретически, для Apple устройств порты 1, 2 и 3 остались работать как и ранее, 2A + 2A + 1A. А на практике, разряженный смартфон LG G2 с портов 1, 2, 3 и 4, стал потреблять — 490mA, 1600mA, 1600mA и 1600mA. (ради интереса, если подключить LG G2 без информационных выводов — на экране смартфона выскакивает сообщение «плохое зарядное, выбросьте его!»)
У меня всё. Надеюсь, расширил кругозор и помог разобраться в зарядных.
mysku.ru
Рекомендации по выбору зарядного устройства
Рекомендации по выбору зарядного устройства
Если Вы собираетесь купить аккумуляторы, но у Вас ещё нет зарядного устройства, или Вы хотите купить зарядное устройство взамен старого, то неизбежно возникает вопрос – какое купить зарядное устройство, что выбрать из огромного разнообразия?
Главная рекомендация по этому поводу – зарядное устройство должно быть качественным и отвечать необходимым Вам критериям.
Зачем нужно качественное зарядное устройство?
Срок службы качественных NiMH аккумуляторов при правильном уходе за ними составляет в среднем 3-5 лет. Ёмкость современных аккумуляторов сопоставима с ёмкостью дорогих щелочных (Alkaline) одноразовых батареек, но в отличие от них, аккумуляторы могут быть использованы от 500 до 3000 раз. Выгода от покупки аккумуляторов очевидна!
Для того, чтобы аккумуляторы долго служили и эффективно работали, необходимо правильно выбрать зарядное устройство. Стандартная ошибка многих покупателей - это покупка дорогих высококачественных аккумуляторов и покупка дешёвого зарядного устройства или использование старого, когда-то давно купленного. В итоге даже самые дорогие аккумуляторы быстро выйдут из строя.
Есть по крайней мере 3 причины, по которым не следует экономить на покупке зарядного устройства:
1. Дешевые зарядные устройства могут заряжать аккумуляторы крайне медленно - до нескольких суток;
2. Дешевые зарядные устройства не позволяют контролировать процесс зарядки, могут не иметь автоматического отключения после окончания заряда аккумулятора. Приходится "на глаз" рассчитывать время заряда, это не удобно и не точно - аккумуляторы могут как недозарядиться, так и перезарядиться;
3. Дешевые зарядные устройства не имеют защиты от перегрева и перезаряда аккумуляторов, что сокращает срок их службы.
Все эти факторы негативно влияют на качество работы аккумуляторов, а также значительно сокращают срок их службы.
Проблемы могут быть предупреждены или решены с помощью качественного зарядного устройства. Производители предлагают разнообразные зарядные устройства, ориентированные на широкий круг потребителей: от продвинутых пользователей, кто хочет полностью контролировать процесс и параметры зарядки аккумуляторов, до обычных покупателей, которые ничего не хотят знать о процессе зарядки аккумуляторов.
Что нужно учесть при выборе зарядного устройства?
При выборе зарядного устройства, обратите внимание на следующие важные моменты:
1. Наличие независимых каналов для зарядки каждого аккумулятора отдельно
Многие дешёвые зарядные устройства заряжают аккумуляторы только парами. Это создаёт ряд неудобств в использовании. Во-первых, необходимо следить, чтобы не путались пары аккумуляторов, которые используются в устройствах. Во-вторых, во многих устройствах используется нечетное количество аккумуляторов, которое нельзя зарядить в таком зарядном устройстве. Приходится искать какой-нибудь дополнительный аккумулятор, чтобы дополнить пару для зарядки, что очень не удобно.
Кроме того, со временем аккумуляторы в паре начинают отличаться по ёмкости, что сказывается на продолжительности и качестве работы пары. Различие в ёмкости может достичь такой степени, что из-за одного недозаряженного аккумулятора пара практически перестаёт работать и пользоваться аккумуляторами становится невозможно.
При выборе зарядного устройства, отдайте предпочтение зарядке с независимыми каналами.
2. Автоматическое определения полного заряда аккумуляторов
Дешёвые зарядные устройства либо вообще не имеют автоматического отключения заряда, либо отключаются по таймеру.
В первом случае, зарядное устройство будет заряжать аккумуляторы до тех пор, пока Вы сами его не выключите из розетки. Во втором случае, независимо от ёмкости аккумулятора и степени его заряженности, зарядное устройство будет отключаться по запрограммированному таймеру, например через 12 часов. Оба варианта – это большая вероятность недозаряда или перезаряда аккумуляторов, что негативно сказывается на их работе и продолжительности жизни. Наличие отключения по таймеру может не позволять полностью заряжать аккумуляторы высокой ёмкости.
Современные зарядные устройства используют специальный алгоритм определения полного заряда аккумуляторов, который называется –dV («минус дельта вэ»). Суть метода заключается в том, что по мере заряда аккумулятора напряжение на нём растёт, а в момент полного заряда – незначительно падает. Зарядное устройство отслеживает момент незначительного падения напряжения и прекращает заряд аккумулятора, в результате чего аккумулятор заряжается полностью и не перезаряжается.
В случае с зарядом Li-ION аккумуляторов используется метод «постоянное напряжение / постоянный ток», суть которого заключается в ограничении напряжения на аккумуляторе. По мере приближения напряжения на аккумуляторе к максимальному значению, ток заряда уменьшается. После окончания процесса заряда ток заряда прекращается полностью. Несоблюдение этих правил может привести к быстрому уменьшению емкости аккумулятора, а отсутствие контроля за отключением тока заряда в нужный момент может привести в возгоранию или даже взрыву.
При выборе зарядного устройства, отдайте предпочтение зарядке с правильным алгоритмом работы и точным отслеживанием момента окончания заряда аккумулятора.
3. Наличие защиты от перегрева, перезаряда, неправильной установки полярности
Дешёвые зарядные устройства часто не имеют никакой защиты для аккумуляторов. Между тем, перегрев, перезаряд и неправильная установка аккумуляторов в зарядное устройство – главные причины быстрого выхода аккумуляторов из строя.
Качественные зарядные устройства имеют специальные датчики, которые временно прекращают заряд аккумуляторов в случае их перегрева, вентиляторы для охлаждения, не допускают перезаряда аккумуляторов, также имеют дополнительный таймер отключения, рассчитанный на отключение по времени из расчёта заряда аккумуляторов ёмкостью 3000 mah, которая является немного выше максимальной для АА аккумуляторов. Также, в случае неправильной установки аккумуляторов в зарядное устройство, оно просто не включится.
При выборе зарядного устройства, отдайте предпочтение зарядке с защитой от перегрева, перезаряда и неправильной установки полярности.
Как минимум первых трех пунктов уже достаточно для выбора обычного качественного зарядного устройства, которого будет достаточно для безопасной и полной зарядки аккумуляторов.
Если Вам необходимо простое, но качественное зарядное устройство, рекомендуем обратить внимание на следующие модели, которые отвечают перечисленным выше критериям:
для АА/ААА+КРОНА
Liitokala Lii-NL4Tenergy TN299
для Li-ION+АА/ААА:
LiitoKala Engineer Lii-100
LiitoKala Engineer Lii-202
LiitoKala Engineer Lii-402
NITECORE Intellicharger i4 NEWNITECORE Intellicharger i2 NEW
для Li-ION:
NITECORE Q2
NITECORE i1
XTAR MC1 ANT
XTAR MC1 Plus
XTAR MC1
XTAR MC2
XTAR MC4
XTAR VP2
XTAR VP4
TrastFire TR-001
Efest LUSH Q4
Efest LUC V4
4. Наличие функции «разряд»
Функция «разряд» - очень полезная функция, которая позволяет продлить жизнь аккумуляторов и поддерживать высокие показатели их работы. Дело в том, что аккумуляторы считаются разряженными, когда напряжение на них равно 0,9 Вольт, тогда как многие электронные устройства выключается, когда напряжение на аккумуляторе опускается только до 1,1 Вольта и выше. При заряде не полностью разряженного аккумулятора, со временем проявляется «эффект памяти», который заключается в потере ёмкости аккумулятора и снижении продолжительности его работы.
Для предотвращения проявления «эффекта памяти», рекомендуется полностью разряжать аккумулятор перед его зарядкой. Можно разрядить аккумулятор с помощью фонарика или детской игрушки с моторчиком, но в таком случае есть риск чрезмерного разряда аккумулятора. Если напряжение аккумулятора упадёт ниже 0,9В, то интеллектуальные зарядные устройства могут воспринимать его как неисправный и не заряжать его.
Поэтому, для разряда аккумуляторов рекомендуется использовать зарядные устройства с функцией «Разряд».
При использовании аккумуляторов в игрушках или фонариках, не допускайте глубокого разряда аккумуляторов. Если Вы видите, что аккумулятор уже сел (фонарик тускло светит, моторчик в игрушке слабо крутится или звук искажается) – замените аккумуляторы.
5. Наличие дополнительных функций и возможностей
В настоящее время наиболее популярными являются интеллектуальные зарядные устройства, которые позволяют самостоятельно устанавливать токи заряда и разряда аккумуляторов, разгонять ёмкость аккумуляторов, измерять и восстанавливать ёмкость аккумуляторов.
Покупка такого зарядного устройства имеет смысл в том случае, если Вы постоянно пользуетесь аккумуляторами, и Вам необходимо быть уверенными в ёмкости и работоспособности аккумуляторов или если Вам просто нравится экспериментировать и исследовать. Также, такое зарядное устройство – отличный подарок любому человеку, который использует аккумуляторы.
Интеллектуальные зарядные устройства:
TECHNOLINE BC-700
MAHA POWEREX MH-C9000
ANSMANN Powerline 4 PRO
ANSMANN Powerline 5 PRO
ROBITON ProCharger1000
JAPCELL BC-4001
OPUS BT-C700
Отдельно стоить отметить интеллектуальные зарядные устройства устройства, которые комплектуются различными дополнительными аксессуарами: аккумуляторами АА и ААА, дорожными сумками, переходниками. Качество комплектных аккумуляторов и аксессуаров обычно довольно высокое, а стоимость аккумуляторов в комплекте обычно ниже, чем стоимость аналогичных аккумуляторов отдельно. Поэтому покупка зарядных устройств с комплектами аксессуаров может быть очень выгодной.
Интеллектуальные зарядные устройства с комплектами аксессуаров:
TECHNOLINE BC-1000
XTAR VP4 Plus Dragon
Среди интеллектуальных зарядных устройство можно выделить продвинутые зарядные устройства. Данные зарядные устройства отличаются наличием дополнительных функций и возможностей: подсветка экрана, измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов, широкий диапазон настроек токов заряда и разряда, ручная установка количества циклов заряда/разряда для тренировки/разгона.
Продвинутые зарядные устройства:
MAHA POWEREX MH-C9000
MiBoxer C2-4000
MiBoxer C2-6000LiitoKala Engineer Lii-300
LiitoKala Engineer Lii-500
OPUS BT-C3100 v2.2
OPUS BT-C700
OPUS BT-C100
JAPCELL BC-4001
XTAR VP4 Plus Dragon
SkyRC Imax B6 mini
SkyRC MC3000
6. Возможность работы с аккумуляторами разных форматов и размеров
Если Вы пользуетесь аккумуляторами разных типов (Ni-MH, Li-ion) и разных размеров, чтобы не покупать отдельную зарядку для каждого типа аккумуляторов, Вы можете приобрести универсальное зарядное устройство, которое подойдёт для зарядки несколько типов аккумуляторов. Универсальные зарядные устройства ничем не хуже отдельных зарядных устройств под каждый тип аккумуляторов. По функционалу они также могут также быть как простыми, которые просто заряжают аккумуляторы, так и продвинутыми, которые могут заряжать, разряжать, тестировать и тренировать аккумуляторы, измерять их ёмкость. Универсальные зарядные устройства совмещают возможность работы с Ni-MH аккумуляторами размеров АА, ААА, С и Li-Ion аккумуляторами размеров 18650, 14500, 16340, 26650 и др.
Универсальные зарядные устройства:
MiBoxer C2-4000
MiBoxer C2-6000NITECORE Digicharger D4
NITECORE Digicharger D2
NITECORE Intellicharger i4 NEW
NITECORE Intellicharger i2 NEW
Tenergy TN299
XTAR XP4
XTAR VС4
XTAR VC2 Plus Master
XTAR SV2 Rocket
XTAR VP4 Plus DragonVAPCELL X4
LiitoKala Engineer Lii-100
LiitoKala Engineer Lii-202
LiitoKala Engineer Lii-402
LiitoKala Engineer Lii-300
LiitoKala Engineer Lii-500
OPUS BT-C3100 v2.2
OPUS BT-C100
MXJO CC1
SkyRC Imax B6 mini
SkyRC MC3000
7. Возможность работы с большим количеством аккумуляторов
Бывают ситуации, когда необходимо заряжать одновременно сразу много аккумуляторов – 6 -12 и более. Вполне очевидно, что использование самых распространённых зарядных устройств на 4 аккумулятора в данном случае неудобно, процесс зарядки занимает много времени и требует дополнительного внимания. Использование нескольких зарядных устройств также может быть неудобным решением проблемы.
Для зарядки большого количества аккумуляторов существуют многоканальные зарядные устройства, которые позволяют заряжать одновременно до 6, 8, 10, 12, 16 аккумуляторов.
Многоканальные зарядные устройства:
JAPCELL BC-800S
JAPCELL BC-1600
JBC-038
JBC-017
ROBITON VolumeCharger
ESYB S6
Efest LUC V6
8. Супер-быстрые зарядные устройства.
В продаже появляются все больше Li-ION аккумуляторов с высокой нагрузочной способностью, для электронных сигарет, электроинструмента, мощных фонарей. В большинстве случаев, такие аккумуляторы допускается заряжать быстро без последствий для их срока службы. Для этих целей производятся специальные зарядные устройства, позволяющие применять максимальные токи заряда для Li-ION аккумуляторов:
OPUS BT-C3100 v2.2MXJO CC1
Efest LUC V4
XTAR SV2 Rocket
XTAR VP4 Plus Dragon
MiBoxer C2-4000
MiBoxer C2-6000
(данный абзац предназначен только для Ni-MH аккумуляторов, современные Li-ION аккумуляторы возможно заряжать быстрыми устройствами с токами до 4 ампер.)В настоящее время на рынке можно встретить много зарядных устройств, которые называются супер-быстрыми, ультра-быстрыми и.т.п. Это означает, что они способны быстро зарядить аккумуляторы. Что это значит на практике? Это значит, что зарядные устройства используют высокие токи для заряда аккумуляторов – 1000 mah на канал и выше. Без контроля за температурой аккумуляторов и системы охлаждения, высокие токи заряда вызывают перегрев аккумуляторов, что крайне негативно влияет на продолжительность их жизни. Качественное супер-быстрое зарядное устройство должно иметь хорошую систему охлаждения, термо-датчики для контроля температуры аккумуляторов, систему защиты от перегрева. В противном случае, продолжительность жизни аккумуляторов может сократиться в разы от заявленной производителем.
Специальные быстрые зарядные устройства с контролем температуры и уровнем заряда аккумуляторов:
Panasonic BQ-CC55E Smart & Quick Charger + 4 аккумулятора Panasonic Eneloop BK-3MCCE (АА) 2000mAh
Panasonic BQ-CC55E Smart & Quick Charger+ 4 аккумулятора Panasonic Eneloop PRO BK-3HCDE(АА)2550mAh
Как резюме можно сказать, что для зарядки качественных аккумуляторов целесообразно приобрести качественное зарядное устройство, которое обеспечит долгий срок службы аккумуляторов и высокие показатели их работы. Выбирайте оптимальное зарядное устройство, которое по своему функционалу позволит работать с Вашими аккумуляторами на необходимом Вам уровне. Перед покупкой целесообразно также подумать, не пригодятся ли Вам дополнительные функции в будущем, даже если Вы сейчас не собираетесь ими пользоваться.
Благодарим интернет магазин
http://batterex.com.ua/ за предоставленные материалы
www.lacrosse-nn.ru
BlitzWolf Smart 40W - Умное зарядное устройство для гаджетов
Что же оно нам предлагает (ТТХ)
- Напряжение питания: переменное 100-240В 50Гц
- Выходное напряжение: постоянное 5В
- Выходной ток: 2.1A (2.4A Max) на 1 порт
- Выходной суммарный ток: 8A (40Вт)
- Размеры:91 X 58 X 26мм
- Вес:300г
- Цвет: белый
- Класс огнестойкости: UL94 V0
Распаковка
Пришла посылка в виде черного пакета.
Коробка с устройством дополнительно завернуто в упаковочный материал.
Коробка сделана из гофрокартона, серо-коричневого цвета.
Открываем коробку, сверху уложено устройство, оклееное защитной пленкой.
Комплектация: зарядное устройство, кабель с евророзеткой и инструкция.
Внешний вид
Внешне устройство выглядит очень достойно, приятное на ощупь, довольно увесистое. Собрано качественно, ничего не скрипит.
На передней торцевой стороне, расположены пять USB портов.
На противоположном торце, разъем для подключения сетевого кабеля 220В.
Сетевой кабель тоже вполне достойный. Имеет липучку для фиксации в свернутом виде.
На нижней стороне имеются мягкие резиновые ножки. Приклеены очень надежно, проверил, оторвать проблематично.
Проверка работы
Первым делом проверил напряжение на холостом ходу — 5.14В.
Для проверки подключил к нему электронные часы, которые питаются от USB, работают.
По мимо ТТХ, производитель обещает нам некий интеллект у данного зарядного устройства. Якобы оно самостоятельно определяет какое устройство к нему подключили и выставляет для него максимально полезный ток зарядки. Если честно, то я в такое не верю, это не более чем «Маркетинг», а за током зарядки, во всех современных устройствах, следит встроенный контроллер. И на много важнее, что бы зарядное устройство выдавало свои заявленные параметры.
Проверяем нагрузкой от iPad на одном порту.
Ну что же, вполне не плохо, напряжение 4.97В, ток 2.42А, что соответствует заявленным параметрам.
Немного погуглив, удалось найти в сети лабораторные испытания, кому интересно пара графиков с комментариями под спойлером.
Графики нагрузочного тестирования
Нагрузочное тестирование на одном портуПараллельное нагрузочное тестирование всех портов
Прокомментирую. На графиках показано как меняется напряжение (красная линия) в зависимости от нагрузки (розовая линия). Нагрузку постепенен увеличивали, от нуля до заявленной производителем мощности (40Вт). Как видите, просадка по напряжению совсем не значительная и находится в пределах допуска (желтые параллельные линии).
Графики взяты с сайта lygte-info.dk/ Они тестируют самые разнообразные электро приборы. На их страничке можно ознакомится с методикой тестирования и используемыми приборами (ENG).
Выводы и впечатления
Полагаю данное Умное зарядное устройство BlitzWolf Smart 40W, вполне достойно внимания. Качество на отлично, заявленные параметры выдает честно. Компактное и вполне симпатичное. И главное, оно намного упрощает решение проблемы, куда пристроить свой любимый гаджет на зарядку. Рекомендую!
Дополнение
Дабы развеять всякие сомнения, пришлось надругаться над зарядным устройством. Корпус у него склеен намертво и ремонту не подлежит. Вскрывать пришлось варварскими методами.
Явно просматривается, что ЗУ состоит из двух частей, импульсного блока питания и непосредственно зарядного устройства.
Так выглядит ЗУ с обратной стороны. Маркировки на деталях не читаемые, лупа не помогла, ничего не видно.
На сколько я понимаю контроль по портам осуществляется вот этими чипами, по одному на каждый порт. Если я правильно рассмотрел маркировку (JT5EA).
Нагрузочное тестирование
Для возможности замерять суммарный ток на всех портах, стал изучать схему чтобы подключить мультиметр в разрыв цепи. И обнаружил, что на схеме уже все предусмотрено. На минусовой шине стоит шунт номиналом 0.01 Ом. Осталось подпаять к нему пару проводков и замерять на нем падение напряжения. А умножив полученное значение на 100 получим ток в А. Подпаял провода, приготовил четыре гаджета для подключения, запускаем.
Подключил iPad (уровень заряда 25%) — суммарный ток 2.1А
Добавляем потребителя, iPad mini (уровень заряда 90%) — суммарный ток 4.2А
Добавляем третий потребитель, Nexus 4 (уровень заряда 60%) — суммарный ток 5.2А
Добавляем четвертого потребителя, Lenovo S860 (уровень заряда 70%) — суммарный ток 6.4А
Итого, суммарная загрузка зарядного устройства 6.4А, это 32Вт, 80% от номинальной мощности. За время тестирования зарядное устройство не нагрелось, это говорит о том, что ток не превысил максимально допустимое значение.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
mysku.ru
Умные зарядные устройства для аккумуляторов типоразмера AA и AAA (La Crosse и MAHA)
На сегодня Никель-металл-гидридные (NiMH) технологии производства аккумуляторов почти достигли своего апогея в развитии. Никого уже не удивляют ёмкости NiMH аккумуляторов в 4000-5000 mAh, что ещё 2-3 года назад считалось фантастикой.
По сути, эра металл-гидридных аккумуляторов заканчивается и всё чаще в электронных устройствах мы встречаем источники питания, которые были изготовлены с использованием литиевых технологий.
Но до сих пор «пальчиковые» и «мизинчиковые» элементы питания (типоразмер AA и AAA) остаются частью нашей повседневной жизни и ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью их использования как для питания бытовых устройств, так и для питания модельной электроники.
Большинство моделистов отлично знают как применять, и как обслуживать литий-полимерные (Li-Po) аккумуляторы. Если вы плотно занимаетесь моделизмом, то не понаслышке знаете и разбираетесь в универсальных зарядных устройствах, которые способны разряжать и заряжать различные типы аккумуляторов (Li-Po, Li-ion, Li-Fe, Ni-Cd, Ni-MH, Pb). Не для кого не секрет, что при использовании сборок Li-Po аккумуляторов происходит их разбалансировка. Другими словами, один или несколько аккумуляторов из сборки разряжаются быстрее, чем другие. Не даром для выравнивания характеристик отдельных элементов в литий-полимерной сборке рекомендуется использовать встроенные или внешние балансиры, с помощью которых зарядное устройство обслуживает каждый элемент в сборке отдельно. Соответственно, вы всегда можете наглядно и в конкретных значениях оценить работоспособность того или иного элемента в сборке.
-А как быть с никель-металл-гидридыми (Ni-MH) аккумуляторами, ведь при их использовании тоже происходит разбалансировка элементов в сборке?
К сожалению, в универсальных зарядных устройствах балансиры могут работать только литиевыми аккмуляторами, а сборки никель-металл-гидридных аккумуляторов заряжаются только целиком. Выявить «паршивую овцу» в такой сборке с помощью универсального зарядного устройства не представляется возможным.
Решение очевидно — требуется зарядное устройство, которое способно работать с каждым Ni-MH аккумулятором отдельно!
- Я не хотел бы останавливаться на специфике обслуживания элементов питания типоразмера С и D, которые применяются для питания автомоделей и судомоделей, а привлечь Ваше внимание к тонкостям обслуживания самых распространённых элементов питания типоразмера AA и AAA («пальчики» и «мизинчики»)
-А как быть с отображением реально заряженной ёмкости аккумулятора?
Если вы хотите знать полную информацию по каждому аккумулятору и не удивляться сюрпризам, когда Ваше электронное устройство разряжается за считанные минуты после того, как вы вставили якобы свежезаряженные аккумуляторы в него, то для Вас остальная часть статьи:
На сегодня в мире существует более десятка компаний, которые выпускают зарядные устройства, предназначенные для обслуживания NiMH (никель-металлогидридных аккумуляторов) типоразмера AA или AAA. Но из всего производимого многообразия, всего три зарядных устройства в мире способны достоверно и наглядно в цифрах на экране отображать информацию о состоянии того или иного аккумулятора. Речь идёт о зарядных устройствах, которые производят компании La Crosse Technology и MAHA Energy Corporation
Сравнение La Crosse BC-900, La Crosse BC-700 и MAHA MH-C9000
Предлагаю сравнить зарядные устройства MAHA MH-C9000, La Crosse BC-900 (Technoline BC-900) и La Crosse BC-700 (Technoline BC-700)Общий вид в сравнении:
Блоки питания:
Характеристики:
Ссылка на краткое описание | MAHA MH-C9000 | La Crosse BC-900 | La Crosse BC-700 |
Тип обслуживаемых аккумуляторов | NiMH или NiCd | NiMH или NiCd | NiMH или NiCd |
Типоразмер обслуживаемых аккумуляторов | AA или AAA | AA или AAA | AA или AAA |
Масксимальная ёмкость аккумуляторов | до3000 mAh | до3000 mAh | до3000 mAh |
Количество одновременно обслуживаемых аккумуляторов | от 1 до 4 | от 1 до 4 | от 1 до 4 |
Индивидуальная работа с каждым аккумулятором (независимые каналы/слоты) | 4 независимых канала | 4 независимых канала | 4 независимых канала |
Максимальный ток заряда для 2-х аккумуляторов | 2000 mA на каждом слоте | 1800 mA, только на 1 и 4 слоте | 700 mA на каждом слоте |
Максимальный ток заряда для 4-х аккумуляторов | 2000 mA на каждом слоте | 1000 mA на каждом слоте | 700 mA на каждом слоте |
Ручной выбора тока заряда | Есть от 200 до 2000 mA с шагом 100 mA | Есть 200 / 500 / 700 / 1000 mA | Есть 200 / 500 / 700 mA |
Максимальный ток разряда | 1000 mA на каждом слоте | 500 mA на каждом слоте | 350 mA на каждом слоте |
Ручной выбора тока разряда | Есть, от 100 до 1000 mA с шагом в 100 mA | Есть, 100 / 250 / 350 / 500 mAh | Есть, 100 / 250 / 350 mAh |
Режим тестирования аккумуляторов | Есть | Есть | Есть |
Режим восстановления аккумуляторов | Есть | Есть | Есть |
Режим циклирования | Есть | Есть | Есть |
Возможность просмотра результатов каждого цикла | Есть память на 12 циклов | Нет просмотр только финального результата | Нет просмотр только финального результата |
Наличие термодатчиков | Есть 4 датчика | Есть 2 датчика | Есть 2 датчика |
Прерывание цикла при перегреве аккумулятора | Есть полная остановка цикла | Есть временное прерывание цикла | Есть временное прерывание цикла |
Жидкокристаллический экран | Есть | Есть | Есть |
Подсветка экрана | Есть (белая подсветка) | Нет | Нет |
Блок питания | Вход 100-240V, 50/60Гц. Выход 12V, 2A | Вход 100-240V, 50/60Гц. Выход 3V, 4A | Вход 100-240V, 50/60Гц. |
Размеры зарядного устройства | 165 х 110 х 43 мм | 129 x 75 x 37.2 мм | 129 x 75 x 37.2 мм |
От себя: -Свой выбор я сделал уже давно. Я не экономлю на аккумуляторах и не трясусь над ними, как будто бы это последние приобретение в моей жизни. Я занимаюсь радиоуправляемыми моделями и мне важнее получить от аккумулятора максимальную токоотдачу, а добиться этого можно только одним способом — максимальными токами заряда. Мне безумно нравится MAHA с его максимальным током в 2 Ампера, но меня убивает рутина его программирования и паузы между циклами. Я в восторге от зарядного устройства La Crosse BC-900 (Technoline BC-900), которым пользуюсь уже много лет, но его максимального тока в 1A, порой, бывает недостаточно. Единственное, чего не хватает этим зарядным устройствам, так это вентилятора для охлаждения аккумуляторов, а уж по надёжности они пережили с десяток зарядных устройств, которые ежегодно проходят через мои руки и отправляются в помойку с той же регулярностью, что и некачественные аккумуляторы, на красочную рекламу которых я, как обычный обыватель, иногда ведусь.
Теперь об отличиях в работе зарядных устройств:
— Основное значительное различие в зарядных устройствах — максимальный ток заряда аккумуляторов в каждом слоте. У MAHA — 2000 mA, у La Crosse (Technoline) BC-900 — 1000 mA, у La Crosse (Technoline) BC-700 — 700 mA. Но стоит заметить, что такими токами можно заряжать далеко не все аккумуляторы. Лишь качественные аккумуляторы способны выдержать высокие токи заряда. Если вы пользуетесь обычными бытовыми аккумуляторами, которые продаются сейчас на каждом углу, то данное различие в зарядных устройствах для Вас не принципиально. Бытовые аккумуляторы нельзя заряжать большими токами. Те же, кто пользуется качественными аккумуляторами, по достоинству смогут оценить корректность работы зарядного устройства MAHA на больших токах.
— Следующее отличие — пауза, когда устройство переходит автоматически из режима разряда аккумулятора — в режим заряда. Зарядное устройство MAHA делает паузу на 1 час при переходе из одного режима, в другой режим… другими словами, даёт отдохнуть аккумулятору. La Crosse (Technoline), в таком случае, не делает пауз, он сразу, без промедлений, переходит из режима разряд в режим заряд.
— Выбор тока заряда и разряда. На зарядном устройстве MAHA вы можете выбирать абсолютно любой ток заряда (от 200 до 2000 mA) и ток разряда (от 200 до 1000 mA) с шагом в 100 mA. В ситуации с La Crosse, всё иначе — в программу зарядного устройства жёстко зашиты пары ток разряда/ток заряда. Если вы выставили ток разряда 100 mA, то при переходе в режим заряда, устройство выставит автоматически ток 200 mA. Если ток разряда 250 mA, то ток заряда будет 500 mA… если разряд 350 mA, то заряд 700 mA… разряд 500 mA/заряд 1000 mA.
— Очень полезной функцией MAHA, является определение внутреннего сопротивления аккумулятора. К сожалению, значение не отображается на экране. При наличии высокого внутреннего сопротивления, MAHA не будет работать с батареей. La Crosse (Technoline) не делает определения внутреннего сопротивления и работает с такими аккумуляторами, считая что с ними все в порядке
— У зарядного устройства La Crosse (Technoline) существует ограничение по токам заряд/разряд для всех каналов, заключается оно в том, что ток заряда/разряда во 2, 3 и 4 канале зарядного устройства нельзя выбрать больше, чем ток в 1 канале (слоте). У MAHA такого ограничения нет
— Еще одним важным отличием La Crosse от MAHA, есть отображение на экране зарядного устройства величины тока поддержки заряда аккумуляторов. По завершению программы La Crosse отображает на дисплее каждого слота надпись FULL, что соответствует окончанию работы с аккумулятором, но на самом деле зарядное устройство переходит в режим поддержки заряда аккумулятора маленькими токами. В данном режиме на LaCrosse вы всегда можете посмотреть до какой емкости зарядились аккумуляторы, сколько времени потрачено на заряд, какое текущее напряжение на каждой банке и посмотреть величину тока поддержки заряда. Как правило его величина крайне не значительна. MAHA этого значения не отображает и по завершению программы просто выводит на экране надпись DONE, показывает напряжение, время и набранную ёмкость.
— Перегрев аккумуляторов. La Crosse имеет 2 датчика температуры аккумуляторов, которые расположены между 1-2 и 3-4 слотами. MAHA имеет 4 датчика под каждым из слотов. При излишнем перегреве аккумуляторов MAHA полностью останавливает свою работу и дальнейшее управление им невозможно. La Crosse в этом случае выводит на экран надпись OOO и приостанавливает свою работу. Как только аккумуляторы остынут La Crosse возобновляет начатый цикл.
— MAHA имеет отдельный режим CYCLE, в результате которого зарядное устройство производит последовательно 15 циклов заряд-разряд для аккумуляторов. La Crosse (Technoline) может совершить лишь один полный цикл разряд-заряд.
— La Crosse имеет режим восстановления аккумуляторов, который именуется REFRESH. В данном режиме зарядное устройство последовательно разряжает, а потом заряжает аккумуляторы, и так повторяется до тех пор, пока аккумуляторы не набирают максимальную ёмкость. В режиме REFRESH ANALYZE зарядник MAHA производит лишь один полный тестовый цикл заряд-разряд-заряд.
— MAHA тоже имеет режим восстановления аккумуляторов, который именуется BREAK-IN, но в этом режиме токи фиксированы, как и время стадий. Непосредственно контроль зарядки не производится, она идет по времени. Сначала производится заряд в течении 16 часов током 0.1С, потом разряд током 0.2С и финальный заряд током 0.1С. В этом режиме MAHA предлагает пользователю выбрать лишь ёмкость аккумулятора, а не силу тока заряда и разряда.
— Управление зарядным устройством. После того, как вы вставили аккумуляторы в MAHA необходимо запрограммировать отдельно каждый канал зарядного устройства… выбрать режим, выбрать величину тока разряда, ток заряда, а потом повторить аналогичные операции для следующего канала и т.д. Обычно на эти операции уходит от 1 до 3 минут. La Crosse программируется проще… режим и ток разряда/заряда выбирается одновременно для всех каналов. Делается это за 10-15 секунд. Если Вам необходимо для какого-то аккумулятора выбрать свой персональный режим, то вы можете это сделать отдельно.
— Если вы выбрали на MAHA установить только режим разряда аккумуляторов, то по окончанию разряда зарядное устройство полностью останавливает свою работу. La Crosse (Technoline) сразу после разряда аккумулятора всегда автоматически переходит в режим заряда.
— По окончанию работы любого из режимов MAHA полностью останавливает свою работу и дальнейшее управление невозможно. Для переключения зарядного устройства в новый режим Вам необходимо вытащить аккумуляторы из зарядного устройства, вставить их вновь и полностью «с нуля» запрограммировать новый режим работы. Переключение режимов у La Crosse можно делать без каких-либо затруднений на ходу, на любой стадии, причем, как для всех 4-х каналов, так и для отдельно выбранного, для этого под каждым слотом имеется отдельная кнопка выбора канала (слота).
— Лично мне, не хватает подсветки экрана у La Crosse (Technoline)… подсветки нет. А кто-то жалуется, что имеющаяся подсветка экрана белым светом MAHA слишком яркая и её невозможно регулировать.
— И La Crosse, и MAHA не будут работать с аккумуляторами, которые разряжены менее 0.85V считая, что аккумулятор неисправен или отсутствует. Если у Вас имеются подобные аккумуляторы, то рекомендую воспользоваться простым и дешёвым зарядным устройством, которое не определяет состояние аккумулятора и может слегка подзарядить аккумулятор до нужного напряжения. Как только аккумулятор наберет необходимое напряжение, его можно переставлять в La Crosse или MAHA для дальнейшего восстановления.
ВЫБОР ЗА ВАМИ!!!
По материалам "Русского Mini-Z клуба" и "2a3a.ru"acerc.ru
Принцип работы умных зарядных устройств
В нынешнее время производители электроники для питания чаще используют элементы питания, в основе которых лежат литиевые технологии: литий-полимер (Li-Po), литий-ион (Li-ion). Плюс таких аккумуляторов в том, что у них большая удельная емкость, низкий саморазряд, способность отдавать большие токи при разряде и такие аккумуляторы изготавливаются любых форм и размеров. Для заряда таких аккумуляторов нужны специальные зарядные устройства.
Стандартные аккумуляторы
Потребители часто приобретают такие устройства, которые работают на стандартных аккумуляторах типа АА или ААА. Они могут быть заменены обычными батарейками и специального зарядного устройства не требуется. Все реже и реже появляются, раньше использовавшие аккумуляторы NiMH. Они имеют емкость на 40% больше чем NiCD аккумуляторы. NiMH аккумуляторы с каждым днем совершенствуются. К примеру, если раньше у них саморазряд был высоким, то теперь некоторые аккумуляторы имеют минимальный саморазряд.
Способы зарядки аккумулятора
Когда заряжается аккумулятор, в нем происходят химические преобразования. Та энергия, которая поступает при зарядке, часть нее тратиться на эти преобразования, а часть превращается в тепло. NiMH аккумуляторы при зарядке нагреваются сильнее чем Nicd потому что химические реакции, протекающие при его заряде, являются экзотермическими.
Скорость заряда аккумулятора зависит от величины зарядного тока. Ток зарядки измерят в единицах С – численное значение емкости аккумулятора. Есть несколько видов зарядки:
• капельная зарядка (trickle charge) – ток 0.1 С• быстрая зарядка (quick charge) – ток 0.3 С• ускоренная зарядка (fast charge) – ток 0.5-1.0 С
Капельная зарядка
При капельном заряде выбирают маленький ток, потому что зарядка продолжается, если даже аккумулятор заряжен. При таком малом токе аккумулятор не так сильно нагревается. Точно определить окончание процесса зарядки тут невозможно.
Быстрая зарядка аккумулятора
Такая зарядка с током 1С рекомендована не всем аккумуляторам, потому что может открыться вентиляционное отверстие аккумулятора, при высокой температуре окружающей среды (до +40). При быстрой зарядке нужно во время прекратить процесс заряда.
Алгоритм работы быстрого зарядного устройства состоит из нескольких фаз:
1. Определение наличия аккумулятора2. Квалификация аккумулятора (Qualification)3. Пред-зарядка (Pre-charge)4. Переход к быстрой зарядке (Ramp)5. Быстрая зарядка (Fast charge)6. Дозарядка (Top-of Tcharge)7. Поддерживающая зарядка (Maintenance charge)
Фаза определения наличия аккумулятора. Здесь проверяется напряжение на выводах аккумулятора при включенном генераторе зарядного тока примерно 0.1С. Если при этом напряжение будет 1.8 В, аккумулятор отсутствует или поврежден. При высоком напряжении зарядка не должна начинаться, как только будет обнаружено низкое напряжение, зарядка начнется. В остальных фазах должна проводиться проверка наличия аккумулятора, потому что на любой фазе аккумулятор может быть вынут и зарядное устройство должно возвращаться к первой фазе.
Фаза квалификации аккумулятора. С этой фазы начинается зарядка аккумулятора. Эта фаза нужна для оценки начального заряда аккумулятора. Судя по напряжению на аккумуляторе, нужно определить, нужна пред-зарядка или нет.
Фаза пред-зарядки. Эта фаза не должна длиться более 30 минут. Фаза пред-зарядки требуется для глубоко разряженных аккумуляторов. Для всех длительных фаз нужен контроль температуры, она не должна превышать 60 градусов во время зарядки.
Фаза перехода к быстрой зарядке. Не желательно сразу включать быстрый ток, лучше постепенно превышать в течение 2-х минут. Быструю зарядку можно начинать, если напряжение на аккумуляторе выше 0.8 В.
Фаза быстрой зарядки. Самое главное в этой фазе – вовремя прекратить заряд, иначе аккумулятор разрушиться. Чтобы вовремя остановить зарядку, можно использовать несколько методов определения заряда.
Для NiCd аккумуляторов применяется dV-метод – это самый быстрый метод определения заряда, к концу зарядки напряжения на аккумуляторе понижается.
Для NiMH аккумуляторов dV-метод работает не так хорошо. И используют dV=0 метод. Здесь детектируют постоянство напряжения на аккумуляторе. Если в течении 10 минут напряжение одно и то же, то пора отключать зарядку.
Также, окончание зарядки можно определить по температуре, так как к концу зарядки давление внутри аккумулятора растет и повышается температура. Некоторые зарядные устройства вместо постоянного тока используют импульсный. Импульсы тока длятся 1 сек. Плюсом такого метода является то, что он лучше выравнивает концентрацию активных веществ по всему объему, уменьшает вероятность образования крупных кристаллических образований на электродах и их пассивацию.
Фаза дозарядки. В этой фазе ток зарядки должен быть 0.1-0.3 С. Длительность дозарядки – 30 минут, далее уже будет перезарядка. После быстрого заряда лучше остудить аккумулятор и после начать процесс дозарядки.
Фаза поддерживающей зарядки. Постоянный ток для аккумулятора вреден, так как аккумулятор постоянно будет иметь высокую температуру. После окончания зарядки, аккумуляторы NiCd переходят в капельный режим, для поддержания заряда. А аккумуляторы NiMH не переносят перезаряд и поэтому поддержание заряда им пользу мало принесет. В принципе, можно обойтись и без этой фазы.
Сверхбыстрый заряд
Можно использовать ток до 3С. Когда аккумулятор заряжен на 70%, заряд нужно уменьшить и продолжать в обычном режиме. Если этого не сделать сверхвысокий нагрев аккумулятора разрушит его или даже взрыв.
«Умное» зарядное устройство
Аккумуляторы одного форм-фактора. К примеру, NiMH аккумуляторы размера АА имеют емкость 1900-2850 мА/ч, а аккумуляторы размера ААА – 750-1100 мА/ч. Ток зарядки должен быть пропорционален емкости аккумулятора. При зарядке большим током аккумулятора с маленькой емкостью, будет нагрев. При зарядке маленьким током, время зарядки будет длительным. В общем, зарядное устройство должно контролировать ток, то есть, использовать большой ток для аккумуляторов с большой емкостью и маленький ток для меньшей емкости. В этом заключается смысл «умного» зарядного устройства.
Проблема выключения питания зарядного устройства
Если при процессе зарядки питание зарядного устройства выключено, то при включении питания должен произойти переход на фазу определения наличия аккумулятора. При этом зарядка начинается сначала и дозарядка будет произведена полностью. Минус частой дозарядки в том, что оно может перерасти в перезарядку. «Умный» аккумулятор Li+ содержит контролер, измеряющий величину заряда.
Первичные источники тока
Первичные источники тока – это батарейки (щелочные и марганцево-цинковые). Отличие между первичными источниками и аккумуляторами является внутреннее сопротивление, которое у первичных источников выше. Если внутреннее сопротивление будет больше нормы, процесс зарядки прервется.
Эффект памяти и восстановления аккумуляторов
Проявляется эффект памяти в NiCd аккумуляторах. Смысл эффекта заключается в том, что на электродах образуются крупные кристаллические образования, в результате часть объема активного вещества аккумулятора перестает использоваться. Для устранения эффекта памяти рекомендуется полная разрядка. Такая полная разрядка рекомендуется проводить в аккумуляторах NiMH перед их зарядкой. Будет лучше, если иметь зарядное устройство с функцией разряда.
Взаимодействие аккумуляторов в сборке
Отдельные аккумуляторы в батареи могут иметь разные характеристики. Аккумуляторы, которые имеют меньшую емкость, будут разрушаться в процессе разрядки сборки. И каждый аккумулятор в батареи должен заряжаться отдельно, но в готовых сборках есть только два вывода и возможен только совместный заряд. В этом случае нужно выравнивание.
serp1.ru