Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля - делаем правильный выбор! Автоматическое зарядное устройство для акб
Автоматическое зарядное устройство на МК для свинцово-кислотных АКБ
Читать все новости ➔
Описание
Устройство предназначено для зарядки и тренировки (десульфатации) свинцово-кислотных АКБ ёмкостью от 7 до 100 Ач, а также для приблизительной оценки уровня их заряда и емкости. ЗУ имеет защиту от неправильного включения батареи (переполюсовки) и от короткого замыкания случайно брошенных клемм. В нём применено микроконтроллерное управление, благодаря чему осуществляются безопасные и оптимальные алгоритмы зарядки: IUoU или IUIoU, с последующей «добивкой» до 100%-го уровня зарядки. Параметры зарядки можно подстроить под конкретный аккумулятор (настраиваемые профили) или выбрать уже заложенные в управляющей программе. Конструктивно зарядное устройство состоит из блока питания АТ/АТХ, который нужно немного доработать и блока управления на МК ATmega16A. Всё устройство свободно монтируется в корпусе того же блока питания. Система охлаждения (штатный кулер БП) включается/отключается автоматически.
1. Режим зарядки - меню «Заряд». Для аккумуляторов емкостью от 7Ач до 12Ач по умолчанию задан алгоритм IUoU. Это значит:- первый этап- зарядка стабильным током 0.1С до достижения напряжения14.6В- второй этап-зарядка стабильным напряжением 14.6В, пока ток не упадет до 0,02С- третий этап-поддержание стабильного напряжения 13.8В, пока ток не упадет до 0.01С. Здесь С - ёмкость батареи в Ач.- четвёртый этап - «добивка». На этом этапе отслеживается напряжение на АКБ. Если оно падает ниже 12.7В, включается заряд с самого начала.Для стартерных АКБ (от 45 Ач и выше) применяем алгоритм IUIoU. Вместо третьего этапа включается стабилизация тока на уровне 0.02C до достижения напряжения на АКБ 16В или по прошествии времени около 2-х часов. По окончанию этого этапа зарядка прекращается и начинается «добивка». Это- четвёртый этап. Процесс заряда проиллюстрирован графиками рис.1 и рис.2.
2. Режим тренировки (десульфатации) — меню «Тренировка». Здесь осуществляется тренировочный цикл:10 секунд - разряд током 0,01С, 5 секунд - заряд током 0.1С. Зарядно-разрядный цикл продолжается, пока напряжение на АКБ не поднимется до 14.6В. Далее - обычный заряд.
3. Режим теста батареи. Позволяет приблизительно оценить степень разряда АКБ. Батарея нагружается током 0,01С на 15 секунд, затем включается режим измерения напряжения на АКБ.
4. Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ). Если предварительно подключить дополнительную нагрузку и включить режим «Заряд» или «Тренировка», то в этом случае, сначала будет выполнена разрядка АКБ до напряжения 10.8В, а затем включится соответствующий выбранный режим. При этом измеряются ток и время разряда, таким образом, подсчитывается примерная емкость АКБ. Эти параметры отображаются на дисплее после окончания зарядки (когда появится надпись «Батарея заряжена») при нажатии на кнопку «выбор». В качестве дополнительной нагрузки можно применить автомобильную лампу накаливания. Ее мощность выбирается, исходя из требуемого тока разряда. Обычно его задают равным 0.1С - 0.05С (ток 10-ти или 20-ти часового разряда). Перемещение по меню осуществляется кнопками «влево», «вправо», «выбор». Кнопкой «ресет» осуществляется выход из любого режима работы ЗУ в главное меню.
Основные параметры зарядных алгоритмов можно настроить под конкретный аккумулятор, для этого в меню есть два настраиваемых профиля — П1 и П2. Настроенные параметры сохраняются в энергонезависимой памяти (EEPROM-е).
Чтобы попасть в меню настроек нужно выбрать любой из профилей, нажать кнопку «выбор», выбрать «установки», «параметры профиля», профиль П1 или П2. Выбрав нужный параметр, нажимаем «выбор». Стрелки «влево» или «вправо» сменятся на стрелки «вверх» или «вниз», что означает готовность параметра к изменению. Выбираем нужное значение кнопками «влево» или «вправо», подтверждаем кнопкой «выбор». На дисплее появится надпись «Сохранено», что обозначает запись значения в EEPROM.
Значения настроек:
1. «Алгоритм заряда». Выбирается IUoU или IUIoU. См. графики ниже.2. «Емкость АКБ». Задавая значение этого параметра, мы задаем ток зарядки на первом этапе I=0.1C, где С- емкость АКБ В Ач. (Таким образом, если нужно задать ток заряда, например 4.5А, следует выбрать емкость АКБ 45Ач).3. «Напряжение U1». Это напряжение, при котором заканчивается первый этап зарядки и начинается второй. По умолчанию задано значение 14.6В.4. «Напряжение U2». Используется только, если задан алгоритм IUIoU. Это напряжение, при котором заканчивается третий этап зарядки. По умолчанию — 16В.5. «Ток 2-го этапа I2». Это значение тока, при котором заканчивается второй этап зарядки. Ток стабилизации на третьем этапе для алгоритма IUIoU. По умолчанию задано значение 0.2С.6. «Окончание заряда I3». Это значение тока, по достижению которого зарядка считается оконченной. По умолчанию задано значение 0.01С.7. «Ток разряда». Это значение тока, которым осуществляется разряд АКБ при тренировке зарядно-разрядными циклами.
Алгоритм заряда - IUoU
Алгоритм заряда - IUIoU
Выбор и переделка блока питания
В нашей конструкции мы используем блок питания от компьютера. Почему? Причин несколько. Во–первых, это - практически готовая силовая часть. Во-вторых, это же и корпус нашего будущего устройства. В-третьих, он имеет малые габариты и вес. И, в-четвёртых, его можно приобрести практически на любом радиорынке, барахолке и в компьютерных сервисных центрах. Как говорится, дёшево и сердито.
Из всего многообразия моделей блоков питания нам лучше всего подходит блок формата АТX, мощностью не менее 250 Вт. Нужно только учесть следующее. Подходят лишь те блоки питания, в которых применён ШИМ-контроллер TL494 или его аналоги (MB3759, КА7500, КР1114ЕУ4).
Итак, блок питания имеется. Сначала необходимо его проверить на исправность. Для этого его разбираем, вынимаем предохранитель и вместо него подпаиваем лампу накаливания 220 вольт мощностью 100-200Вт. Если на задней панели БП имеется переключатель сетевого напряжения, то он должен быть установлен на 220В. Включаем БП в сеть, для ATX нужно замкнуть зелёный и чёрный провода на большом разъёме. Если лампочка не светится, кулер вращается, а все выходные напряжения в норме - значит, нам повезло и наш блок питания рабочий. В противном случае, придётся заняться его ремонтом. Оставляем лампочку пока на месте.
Для переделки БП в наше будущее зарядное устройство, нам потребуется немного изменить «обвязку» ШИМ-контроллера. Несмотря на огромное разнообразие схем блоков питания, схема включения TL494 стандартная и может иметь пару вариаций, в зависимости от того, как реализованы защиты по току и ограничения по напряжению. Схема переделки показана на рис.3. На ней показан только один канал выходного напряжения: +12В. Остальные каналы: +5В,-5В, +3,3В не используются. Их обязательно нужно отключить, перерезав соответствующие дорожки или выпаяв из их цепей элементы. Которые, кстати, нам могут и пригодиться для блока управления. Об этом - чуть позже. Красным цветом обозначены элементы, которые устанавливаются дополнительно. Конденсатор С2 должен иметь рабочее напряжение не ниже 35В и устанавливается взамен существующего в БП. После того, как «обвязка» TL494 приведена к схеме на рис.3, включаем БП в сеть. Напряжение на выходе БП определяется по формуле: Uвых=2,5*(1+R3/R4) и при указанных на схеме номиналах должно составлять около 10В. Если это не так, придется проверить правильность монтажа. На этом переделка закончена, можно убирать лампочку и ставить на место предохранитель.
Схема и принцип работы
Все основные процессы выполняет микроконтроллер. В его память записывается управляющая программа, в которой и заложены все алгоритмы. Управление блоком питания осуществляется с помощью ШИМ с вывода PD7 МК и простейшего ЦАП на элементах R4,C9,R7,C11. Измерение напряжения АКБ и зарядного тока осуществляется средствами самого микроконтроллера - встроенным АЦП и управляемым дифференциальным усилителем.
Напряжение АКБ на вход АЦП подается с делителя R10R11, Зарядный и разрядный ток измеряются следующим образом. Падение напряжения с измерительного резистора R8 через делители R5R6R10R11 подается на усилительный каскад, который находится внутри МК и подключен к выводам PA2, PA3. Коэффициент его усиления устанавливается программно, в зависимости от измеряемого тока. Для токов меньше 1А коэффициент усиления (КУ) задается равным 200, для токов выше 1А КУ=10. Вся информация выводится на ЖКИ, подключенный к портам РВ1-РВ7 по четырёхпроводной шине. Защита от переполюсовки выполнена на транзисторе Т1, сигнализация неправильного подключения - на элементах VD1,EP1 ,R13.
При включении зарядного устройства в сеть транзистор Т1 закрыт низким уровнем с порта РС5, и АКБ отключена от зарядного устройства. Подключается она только при выборе в меню типа АКБ и режима работы ЗУ. Этим обеспечивается также отсутствие искрения при подключении батареи. При попытке подключить аккумулятор в неправильной полярности сработает зуммер ЕР1 и красный светодиод VD1, сигнализируя о возможной аварии. В процессе заряда постоянно контролируется зарядный ток. Если он станет равным нулю (сняли клеммы с АКБ), устройство автоматически переходит в главное меню, останавливая заряд и отключая батарею. Транзистор Т2 и резистор R12 образуют разрядную цепь, которая участвует в зарядно-разрядном цикле десульфатирующего заряда (режим тренировки) и в режиме теста АКБ. Ток разряда 0.01С задается с помощью ШИМ с порта PD5. Кулер автоматически выключается, когда ток заряда падает ниже 1,8А. Управляет кулером порт PD4 и транзистор VT1.
СХЕМЫ:
Открыть первую часть схемы - (Переделка БП)Открыть вторую часть схемы - (Микроконтроллерная часть)
Ниже в архиве имеется проект в протеусе, точнее его микроконтроллерная часть.
Детали и конструкция
Микроконтроллер. В продаже обычно встречаются в корпусе DIP-40 или TQFP-44 и маркируются так: ATMega16А-PU или ATMega16A-AU. Буква после дефиса обозначает тип корпуса: «P»- корпус DIP, «A»- корпус TQFP. Встречаются также и снятые с производства микроконтроллеры ATMega16-16PU, ATMega16-16AU или ATMega16L-8AU. В них цифра после дефиса обозначает максимальную тактовую частоту контроллера. Фирма- производитель ATMEL рекомендует использовать контроллеры ATMega16A (именно с буквой «А») и в корпусе TQFP, то есть, вот такие: ATMega16A-AU, хотя в нашем устройстве будут работать все вышеперечисленные экземпляры, что и подтвердила практика. Типы корпусов отличаются также и количеством выводов (40 или 44) и их назначением. На рис.4 изображена принципиальная схема блока управления для МК в корпусе DIP.
Резистор R8 –керамический или проволочный, мощностью не менее 10 Вт, R12- 7-10Вт. Все остальные- 0.125Вт. Резисторы R5,R6,R10 и R11 нужно применять с допустимым отклонением 0.1-0.5%. От этого будет зависеть точность измерений и, следовательно, правильная работа всего устройства.
Транзисторы T1 и Т1 желательно применять такие, как указаны на схеме. Но если придется подбирать замену, то необходимо учитывать, что они должны открываться напряжением на затворе 5В и, конечно же, должны выдерживать ток не ниже 10А. Подойдут, например, транзисторы с маркировкой 40N03GР, которые иногда используются в тех же БП формата АТХ, в цепи стабилизации 3.3В.
Диод Шоттки D2 можно взять из того же БП, из цепи +5В, которая у нас не используется. Элементы D2,Т1 иТ2 через изолирующие прокладки размещаются на одном радиаторе площадью 40 квадратных сантиметров. Буззер EP1- со встроенным генератором, на напряжение 8-12 В, громкость звучания можно подрегулировать резистором R13.Жидкокристаллический индикатор – Wh2602 или аналогичный, на контроллере HD44780 , KS0066 или совместимых с ними. К сожалению, эти индикаторы могут иметь разное расположение выводов, так что, возможно, придется разрабатывать печатную плату под свой экземпляр
Печатная плата
Файлы печатных плат лежат ниже в архиве, есть два варианта ПП: для DIP элементов и вариант в SMD.
Программа
Конфигурационные биты (фузы) устанавливаются следующие:
Запрограммированы (установлены в 0):
CKSEL0CKSEL1CKSEL3SPIENSUT0BODENBODLEVELBOOTSZ0BOOTSZ1
все остальные - незапрограммированы (установлены в 1).
Наладка
Итак, блок питания переделан и выдает напряжение около 10В. При подключении к нему исправного блока управления с прошитым МК, напряжение должно упасть до 0.8..15В. Резистором R1 устанавливается контрастность индикатора. Наладка устройства заключается в проверке и калибровке измерительной части. Подключаем к клеммам аккумулятор, либо блок питания напряжением 12-15В и вольтметр. Заходим в меню «Калибровка». Сверяем показания напряжения на индикаторе с показаниями вольтметра, при необходимости, корректируем кнопками «<» и «>». Нажимаем «Выбор». Далее идет калибровка по току при КУ=10. Теми же кнопками «<» и «>» нужно выставить нулевые показания тока. Нагрузка (аккумулятор) при этом автоматически отключается, так что ток заряда отсутствует. В идеальном случае там должны быть нули или очень близкие к нулю значения. Если это так, это говорит о точности резисторов R5,R6,R10,R11,R8 и хорошем качестве дифференциального усилителя. Нажимаем «Выбор». Аналогично - калибровка для КУ=200. «Выбор». На дисплее отобразится «Готово» и через 3 сек. устройство перейдет в главное меню.
Калибровка окончена. Поправочные коэффициенты хранятся в энергонезависимой памяти. Здесь стоит отметить, что если при самой первой калибровке значение напряжения на ЖКИ сильно отличается от показаний вольтметра, а токи при каком - либо КУ сильно отличаются от нуля, нужно применить (подобрать) другие резисторы делителя R5,R6,R10,R11,R8, иначе в работе устройства возможны сбои. При точных резисторах (с допуском 0,1-0,5%) поправочные коэффициенты равны нулю или минимальны. На этом наладка заканчивается. И в заключение. Если же напряжение или ток зарядного устройства на каком-то этапе не возрастает до положенного уровня или устройство «выскакивает» в меню, нужно ещё раз внимательно проверить правильность доработки блока питания. Возможно, срабатывает защита.
Прошивка и проект в Протеусе: Чтобы увидеть ссылку войдите или зарегистрируйтесьПечатные платы: Чтобы увидеть ссылку войдите или зарегистрируйтесь
Все вопросы задаем на форуме
ectronics-lab.ru
Возможно, Вам это будет интересно:
meandr.org
Лучшее зарядное устройство для аккумулятора автомобиля
Для надежного пуска двигателя и бесперебойной работы бортовой сети автомобиля необходим качественный накопитель электроэнергии – аккумулятор. В течение времени аккумулятор нуждается в периодическом обслуживании и подзарядке, несмотря на то, что получает зарядку от генератора. Учитывая новые изменения в ПДД, многим приходится ездить со включенным ближним светом фар. В ряде случаев это приводит к систематической недозарядке аккумулятора. В результате качество электролита ухудшается, осыпаются пластины и аккумулятор теряет свою емкость.
При езде в теплое время года каких-либо заметных изменений в работе аккумулятора не наблюдается. Но, с приходом первых морозов низкий заряд аккумулятора проявляет себя во всей красе. Даже при незначительном похолодании аккумулятор очень вяло крутит якорь стартера, а то и вовсе становится неспособным к пуску двигателя. Другой пример: если владелец автомобиля по различным причинам ставит автомобиль на длительную стоянку, его аккумулятор также способен разряжаться с течением времени. Именно поэтому, многие имеют в своем наборе принадлежностей для автомобиля зарядное устройство.
В настоящее время на рынке имеется множество моделей автомобильных зарядных устройств. Как ориентироваться в этом море электронных средств, обеспечивающих зарядку аккумулятора и более широкий набор возможностей, и пойдет речь в нашей статье.
Основные возможности современных зарядных устройств
Большинство современных моделей зарядных устройств имеют расширенный набор сервисных функций. Например, возможность пуска двигателя автомобиля, десульфатацию (восстановление) пластин аккумулятора, режим «тренировки», т.е. периодическое чередование зарядки и разрядки и многие другие.
Несколько лет назад на многих недорогих зарядных устройствах по мере заряда батареи требовалась ручная регулировка тока зарядки. Сегодня даже бюджетные зарядные устройства оснащены автоматической регулировкой тока зарядки. Главным их недостатком является отсутствие возможности для быстрого запуска двигателя.
Зарядные устройства с расширенным набором функций, включая возможность быстрого пуска имеют более высокую стоимость, зато могут быстро придти водителю на помощь. Это очень удобно в ситуации срочной необходимости поездки, когда нет времени ждать, пока аккумулятор достаточно зарядится для запуска двигателя. Кроме всего прочего, пуско-зарядное устройство будет хорошим помощником и во многих других ситуациях, когда необходимо прокрутить коленчатый вал двигателя при отсутствующем или севшем аккумуляторе. Например, при замере компрессии или диагностике других систем и агрегатов двигателя. Некоторые модели пуско-зарядных устройств имеют в своем составе дополнительные аккумуляторные батареи, которые могут обеспечить запуск двигателя даже при отсутствии электросети. Главными недостатками таких устройств являются большая масса, габариты и конечно же, относительно высокая цена.
На что обращать внимание при выборе зарядника
В первую очередь, на что следует обратить внимание при выборе зарядного устройства – это его рабочее напряжение, которое должно полностью соответствовать рабочему напряжению на контактах аккумулятора. Подавляющее большинство современных автомобилей имеют номинальное напряжение бортовой сети, равное 12 Вольтам. Аккумуляторы, применяемые в мототехнике, могут иметь напряжение 6 Вольт. Для свинцово-кислотных аккумуляторов, наиболее широко распространенных в авто- и мототехнике, ток зарядки должен быть равным номинальной емкости аккумулятора. Например, для полностью разряженного (напряжение на выводах не выше 10,5 В) свинцово-кислотного аккумулятора емкостью 55 Ач оптимальный ток зарядки должен быть равен 5,5 Амперам.
По мере заряда аккумулятора ток зарядки должен изменяться в сторону уменьшения. Например, на многих отечественных зарядных устройствах «Кедр», имеется возможность мониторинга и регулировки тока зарядки. Среди обычных устройств, наиболее эффективными для зарядки, а также для восстановления пластин аккумулятора являются импульсные зарядные устройства. Благодаря импульсным токам, в аккумуляторе более ускоренно проходит процесс восстановления (десульфатации), в результате чего аккумулятор лучше держит заряд, а срок его службы значительно увеличивается. Кроме того, импульсные зарядные устройства ускоряют процесс зарядки глубоко разряженных аккумуляторов.
Обзор зарядных устройств для автомобиля
Если вам необходимо портативное зарядное устройство для периодической подзарядки автомобильного аккумулятора, рекомендуется приобрести бюджетную модель зарядного устройства с функцией автоматической зарядки. Например, зарядное устройство «Стек MXS 5.0 Battery Сharger» или его аналоги. Это простой в обращении и компактный прибор способен производить зарядку автомобильных аккумуляторов в автоматическом режиме без участия пользователя. Единственным его недостатком является относительно высокая цена.
Существуют более дешевые китайские аналоги, однако об их качестве можно говорить лишь в процессе дальнейшей эксплуатации. Для тех, кто желает поддержать отечественного производителя, можно порекомендовать недорогое зарядное устройство «Орион» PW150». Стоимость этого аппарата одна из самых низких среди аналогов. Однако же, набор функций также ограничен.
Чего не скажешь о другой отечественной модели «Орион PW700» с возможностью пуска двигателя. Расширенный набор функций, включая защиту от перезаряда и неправильного подключения зажимов. Для более «продвинутых» автовладельцев рекомендуется прибор с расширенными возможностями. Например, для многих необходима возможность отображения информации о напряжении и токе зарядки.
В этом случае рекомендуется многофункциональное зарядное устройство «Intertool AT-3013». Устройство имеет расширенный набор функций, включая экстренный запуск двигателя даже при полностью разряженном аккумуляторе. Для профессионалов можно порекомендовать более мощные приборы.
Например, «СОРОКИН» 12.94, а также «Berkut Smart Power SP-8N». Эти аппараты успешно зарекомендовали себя при эксплуатации в различных условиях и рекомендуются многими профессионалами. Расширенные возможности настроек, включая тонкую регулировку тока и алгоритма зарядки способны вдохнуть жизнь даже в видавшую виды аккумуляторную батарею. Единственным существенным недостатком может быть лишь цена. Но, как известно, скупой платит дважды. В данном случае за вышедший из строя аккумулятор. Разумеется, – это далеко не полный список моделей зарядных устройств. Выбор остается за вами.
vipwash.ru
Зарядное устройство для АКБ автомобиля
Каждый автолюбитель хоть раз в жизни сталкивался с проблемой полной разрядки аккумулятора, при которой запуск машины не представлялся возможным. И это относится ко всем транспортным средствам, будь они импортного производства или отечественного.
Случается такой вид неисправности довольно редко, но, как правило, в самый не подходящий для этого момент. Проблемы с батареей происходят в сильные морозы, а также когда у аккумулятора заканчивается ресурс и он не может длительное время удерживать заряд. В этой ситуации завести машину можно с буксира или «прикурить» от иного авто. Но такой вариант запуска не всегда возможен. Один из наипростейших способов решить эту неприятность – приобрести прибор для зарядки батареи. Сегодня на рынке предлагается множество разнообразной продукции такого рода. Каждый товар имеет свои достоинства и недостатки.
Основное назначение устройств
Автомобильное зарядное устройство для АКБ, не секрет, предназначено для подзарядки такового. Для этого батарею отсоединяют от бортовой сети авто, а к его клеммам подключают питательные провода от зарядного. Период процесса зарядки может длиться от трёх до четырнадцати часов – этот фактор зависит от конструкции прибора и его характеристик. Даже самый запущенный аккумулятор после подзарядки может надёжно послужить довольно длительное время.
Основным достоинством зарядного элемента есть его простота в использовании и доступная цена. К недостаткам можно отнести длительный временный период зарядки. Кроме того, если аккумулятор полностью разряжен, то такой тип устройства не поможет сразу запустить двигатель. Для этого необходим определённый срок, что не всегда удобно. Вдобавок на некоторых автомобилях импортного производства не рекомендуется отключать батарею от сети. Решением этого вопроса является так называемое предпусковое зарядное устройство для АКБ автомобиля. Преимущество такого типа оборудования заключается в возможности осуществления подзарядки элемента питания авто без необходимости его демонтажа и отключения от бортсети. Необходимо сказать, что предпусковой прибор не может обеспечить пуск автомобильного двигателя непосредственно после его подключения. Для работы мотора с полностью посаженным аккумулятором нужно использовать такой вид электронного приспособления, как пуско-зарядное устройство АКБ авто. Электронные зарядные приборы можно условно разделить на три типа: бытовые, профессиональные и комбинированные.
Бытовые
Назначение первого типа – использование в домашних условиях. Как правило, таковые предназначены для работы с бортовой сетью автомобиля в 12 В. Существуют приборы, которые могут выдавать выходное напряжение от шести до двенадцати вольт. Это зарядное устройство для АКБ позволяет заряжать элементы питания не только для машин, но и для мотоциклов и скутеров с сетью в 6 В.
Профессиональные
Устройства профессионального типа рассчитаны для работы с различными видами аккумуляторов. Диапазон выдаваемого напряжения может варьироваться от 1 до 36 вольт. Такое зарядное устройство для АКБ позволит зарядить практически любую батарею. А если прибор дополнительно оснащён пусковым устройством, то его можно использовать для запуска грузовых машин и тягачей.
Комбинированные
Такие приборы для подзарядки АКБ и экстренного пуска двигателя – это, по сути, инверторный сварочный агрегат, в котором есть функция переключения напряжения на выходе, что будет оптимальным для работы с бортовой сетью авто и подачи заряда на батарею. Такое зарядное устройство для АКБ автомобиля является многофункциональным, но требует определённых навыков в эксплуатации.
Выбор электронного прибора по назначению
Первое, на что нужно обратить внимание – это стоянка и хранение транспортного средства. Если машина ставится в гараж с наличием стандартной электропроводки, то можно обходиться обычным бытовым стационарным прибором. Современные зарядки довольно компактны, они не занимают много места в гараже, а в случае надобности всегда расположены под рукой.
В тот момент, когда машина остаётся ночевать на стоянке, то на помощь может прийти автономное зарядно-пусковое устройство. Прибор оснащается отдельным питательным элементом, за счёт которого можно произвести пуск двигателя и подзарядить батарею без подключения прибора к сети 220 В. Зарядное устройство для АКБ с автономным питанием имеет свой недостаток: оно требует специального ухода все из-за того же аккумулятора. Также нужно определиться с тем, чтобы прибор максимально отвечал требованиям автомобильной АКБ и машины в целом.
Что выбрать?
Для легковых транспортных средств достаточно будет обзавестись прибором бытового типа. Но для большегрузных машин с бортовой сетью более двенадцати вольт, желательно использовать профессиональное оборудование. Лишь в таком случае обеспечивается нормальный процесс обслуживания питательного элемента, а при необходимости и экстренного пуска мотора.
Параметры технических показателей
Зарядное устройство для АКБ должно соответствовать техническим данным самого элемента батареи. Разновидностей аккумуляторов несколько и каждый имеет свои особенности, касающиеся заряда. Перед приобретением такового, необходимо узнать, рассчитан ли он на работу с вашим типом АКБ. Выходная мощность напряжения также должна соответствовать определённым параметрам. Наилучший вариант, если прибор зарядки имеет регулировку подачи напряжения.
Сила тока – ещё один немаловажный фактор. В комплектации каждого прибора имеется инструкция по применению и технический паспорт с указанием параметров напряжения и тока. Для нормальной работы зарядное с функцией пуска мотора должно выдавать необходимое количество токов, которых должно хватать как для заряда батареи, так и для аварийного запуска силового агрегата. Когда исходящая сила токов в период подзарядки будет иметь меньшее значение от требуемого, то это может повлечь за собой быстрый выход АКБ из строя по причине постоянной «недозарядки». Оптимальный параметр токов, необходимых для заряда – это 10% от максимальной мощности батареи. А это значит, что когда ёмкость элемента питания составляет 55 А/ч, то значение силы токов должно быть в пределах 5,5 А.
Имея определённые знания в области радиотехники, многие автолюбители изготавливают зарядное устройство для АКБ своими руками. В таком случае потребность в ряде характеристик отпадает сама собой, так как ещё при проектировании прибора учитываются все нюансы. В итоге зарядное отвечает именно тем требованиям, которые необходимы автомобилисту.
Комплектация
В зависимости от назначения прибора и его функциональности, приспособление может оснащаться дополнительными деталями и средствами защиты. Электрические провода подключения к батарее должны быть большего сечения, клипсы на клеммы – выполнены из металла толщиной не менее трёх миллиметров. Зажимы, изготовленные из тонкого материала, очень быстро подгорают и изнашиваются. Наличие разнообразных указателей, световых индикаторов и регулировок мощных параметров только облегчают работу с устройством в момент обслуживания аккумулятора.
Как заряжать АКБ зарядным устройством
Если прибор не предназначен для подзарядки батареи непосредственно на авто или же нет возможности подключиться к системе 220 В, то батарею снимают с машины. Непосредственно перед зарядкой проверяется уровень электролита, а при необходимости доливается до рекомендуемого уровня. Если аккумулятор не оснащён так называемым сапуном, то предварительно нужно выкрутить все пробки заливных отверстий. Это касается кислотных батарей.
Далее, элемент питания авто подключается к зарядке. Плюсовой зажим устанавливается на плюсовую клемму, соответственно минус на минус. Если прибор оснащён регулировочным механизмом подачи электроэнергии, то его необходимо предварительно установить на минимум, а затем включить питание устройства. После этого можно добавить значение напряжения и токов до оптимального. Стоит учесть, что первоначальное включение больших энергопоказателей приводит к более быстрой зарядке. Но АКБ будет держать заряд не очень долго. Поэтому рекомендуется устанавливать значения чуть ниже оптимальных – процесс заряда в таком случае более длительный, но зато эффективнее. Перед тем как заряжать АКБ зарядным устройством, нужно прочесть инструкцию по применению такового.
Прибор «Орион»
Одним из востребованных приборов для заряда АКБ на данный момент является продукция торговой марки «Орион». На рынке имеется несколько модификаций устройства, отличающихся по своим характеристикам. Главным предназначением такового является заряд мото- и автоаккумуляторов, независимо от их степени разрядки и ёмкости. Автоматическое зарядное устройство для АКБ самостоятельно производит контроль и ограничения напряжения на батарее, что исключает интенсивное кипение жидкости и не приводит к перезарядке. Прибор используется для всех типов элементов питания. При этом нет необходимости отсоединять батарею от бортовой сети транспортного средства. Дополнительно ЗУ может использоваться как многоцелевой источник питания постоянного тока. С его помощью подпитывают различные электронные устройства авто, инструменты.
Зарядное устройство для АКБ «Орион» можно применять в качестве пускового элемента, для облегчения запуска мотора. Прибор имеет пластиковый корпус, небольшие габариты и очень малый вес. Во фронтальной панели установлен стрелочный индикатор указания силы тока и ручная регулировка. В задней размещён предохранительный элемент. Провода подключения имеют сечение, достаточное даже для пуска силового агрегата. А зажимы клемм выполнены из качественного материала и довольно надёжны. Используя импульсное зарядное устройство для АКБ серии «Орион» в режиме автоматической подзарядки, мы исключаем возможность повреждения пластин батареи и оборудования транспортного средства, потому что процесс десульфатации проходит под чётким контролем напряжения на выходах АКБ. По окончании операции зарядки ЗПУ поддерживает степень заряда аккумулирующего элемента, тем самым препятствуя его саморазряду, перезарядке и возможности сульфатации.
Итог
Приобретая устройство для поддержки технического состояния элемента питания электронных систем автомобиля, первоначально следует узнать, есть ли на прибор сертификат качества. В противном случае можно купить оборудование с дефектами рабочей системы, которое не сможет в полной мере выполнять свои функции и быстро выйдет из строя. Дополнительно устройство должно иметь паспорт электро- и пожаробезопасности. Итак, мы выяснили, какого типа может быть зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.
fb.ru
Автоматическое зарядное устройство для маломощных АКБ
Много разных сейчас зарядных самодельных зарядных устройств можно собрать, для этого нужно лишь найти схему и почитать описание к ней. Данное зарядное устройство, о котором пойдет речь – можно считать уникальным, потому что она объединяет все особенности эффективной зарядки. Схема зарядного автоматического устройства приведена ниже:
Эта схема способна заряжать аккумуляторы от 0,4 до 1 Ампера, а питаться может схема не только от розетки 220 вольт переменного тока, но и от 12-ти вольтового аккумулятора. В схеме встроена защита от коротких замыканий и перезаряда вашего аккумулятора, так что о перезаряде аккумулятора можно даже не расстраиваться и не думать. Нужно лишь подрегулировать когда нам нужно, чтобы схема отключала аккумулятор автоматически при определенных параметрах заряда. И самое главное, что сама схема не дорогая. Начнем с того, что схема собрана на операционном усилителе. Операционный усилитель нужен для того, чтобы следить за перезарядом и работает так.
При условии, что аккумулятор у нас разряжен, мы подаем напряжение на операционный усилитель, а именно на вход, тогда на выходе операционного усилителя напряжение будет меньше (устанавливаем переменным резистором порог отключаемого тока R1), потому что наш аккумулятор разряжен. В следствии чего, напряжение на выходе будет примерно равно положительному заряду и откроются тогда транзисторы и аккумулятор начнет заряжаться через диод Д4. Когда аккумуляторы зарядятся полностью, то выходное напряжение операционного усилителя будет немного больше, чем напряжение поступает на вход операционного усилителя и тогда транзисторы закроются, и аккумулятор не будет заряжаться. Кстати, светодиод Д3 служит индикатором зарядки, когда аккумуляторы заряжаются. А отключение аккумулятора произойдет именно тогда, когда напряжение входное сравняется с напряжением выходным и выходное напряжение даже если чуть чуть увеличится произойдет отключение. Этот порог отключения регулируется резистором R1, как я говорил выше.
Ну и давайте немного уделю внимания начале схемы. Как написано на схеме, трансформатор понижающий (с 220 вольт понижает в 8 вольт) и на выходе должно быть у нас 8 вольт 1 ампер для нормальной работы зарядного. Это трансформатор не большой по размерам и он будет порядка 10-15 ват. Так трансформатор ищем, если нашли – отлично. Теперь несколько слов о диодном мосте. Диодный мост должен быть рассчитан на напряжение 8 вольт и ток не менее 1 Ампер. Если например, диодный мост будет рассчитан на 0,5 Ампер, то о зарядке током в 1 Ампер не может и быть речи. Мы не сможем получить ток больше 0,5 Ампер. Да плюс ко всему этому диодный мост будет ужасно греться и в итоге сгорит, так что устанавливайте нормальный диодный мост сразу. Диодный мост приобретается на радиорынке. Или ищем 4 диода и спаиваем их делая диодный мост, но диоды так же должны выдержать напряжение 8 вольт и ток 1 Ампер.
Потом мы видим конденсатор электролитический, который представляет собой баченок, заполненный электролитом, в который опущены два электрода: анод и катод. Функция данного конденсатора в данной схеме, это снизить пульсации низких частот. Для снижения пульсаций высоких частот – установите керамический конденсатор малой емкости 0,1 мкф параллельно электролитическому конденсатору. А если вы еще хотите убрать помехи с сети, то намотайте дросель на ферромагнитном стержне и включите дросель последовательно в цепь сразу поле диодного моста. Для того, чтобы видеть что прибор вообще включен в сеть, я вам советую установить параллельно первичной обмотки трансформатора через резистор 220 кОм светодиод. В итоге вы получите: один светодиод будет сигнализировать что устройство включено в сеть, а второй светодиод будет сигнализировать о ток, что акумуляторы заряжаются. Очень удобно.
Что сказать о стабилитроне, то стабилитрон по умолчанию устанавливаем КС162, а если конкретнее, то стабилитрон можно любой, но на 7,2 вольта – тогда на выходе будет 7,2 вольта для заряда аккумулятора. Если вам нужно напряжение больше чем 7,2 вольта, то ставим стабилитрон на 11 например, вольт, но тогда напряжение на стабилитрон бы должны подавать 12-13 вольт. Учтите, что при установке конденсатора электролита напряжение увеличится примерно в 1,3-1,4 вольт, то есть если трансформатор выдает 12 вольт, то 12*1,35=16 вольт. Последовательно со стабилитроном установлен резистор, чтобы уменьшить проходной ток через стабилитрон. Если установить стабилитрон без резистора последовательно – то стабилитрон мгновенно сгорает. Ну и далее мы установили переменный резистор для регулировки порога отключения зарядки аккумулятора, подробно описано выше.
Установили мы через резистор 820 Ом для того, чтобы не спалить наш операционный усилитель, а чтобы поступал на операционный усилитель ток в пределах номинального (больше/меньше, но не на много, в пределах допустимого). По переменному резистору будет проходить ток не более 1 мА, то есть 10 мА это максимальный ток, а значит посчитаем мощность резистора учитывая наш ток и напряжение: 8*0,01=0,08=0,1 Ват. Если вы хотите расширить предел отключения аккумулятора, то вам нужно будет изменить номиналы резисторов R9 и R1, но смотрите не переборщите, так как ваш операционный усилитель может сгореть. Смотрите вначале даташит по данному операционному усилителю, потом рассчитывайте резисторы с небольшим запасом и устанавливайте. Для более удобного регулирования порога отключения тока рекомендую установить миллиамперметр в разрыв цепи между R1 и Vin – это будет очень удобно, особенно если вы заряжаете разные аккумуляторы.
Ну в общем я рассказал о схеме, а вы уже можете экспериментировать, улучшать. Например, я так же советую собрать регулятор напряжения со стабилизатором, при этом можно будет заряжать любые аккумуляторы любым напряжением, но тогда R9 нужно будет пропорционально увеличивать или уменьшать…
serp1.ru
Зарядное устройство для всех типов аккумуляторов В последнее время появилось множество устройств для ускоренной зарядки аккумуляторов. Не отрицая это , заметим, что в технической документации должна быть отражена эта возможность и приведены характеристики режима.
Зарядные устройства.
. Автоматическое зарядное устройство - предназначено для зарядки аккумуляторных батарей всех типов, применяемых для электрооборудования легковых автомобилей и мотоциклов, позволяет плавно регулировать силу зарядного тока зарядки от 0 до 6 А.
Восстановление и зарядка аккумулятора - способ восстановления батарей при заряде их "ассимметричным" током, что позволяет восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов и проводить профилактическую обработку исправных.
Зарядное устройство - в условиях хранения аккумулятора в зимнее время позволяет автоматически включать на зарядку при снижении напряжения и также автоматически выключать - при достижении напряжения, соответствующего полностью заряженному аккумулятору.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора - ток заряда 10А с плавной регулировкой от нуля, защита от КЗ и перегрузки, индикация правильной полярности подключения аккумулятора.
Зарядное устройство для стартерных аккумуляторных батарей - сравнительно простое зарядное устройство, имеет широкие пределы регулирования зарядного тока - практически от нуля до 10 А , в основу устройства положен симисторный регулятор.
Устройства для зарядки аккумуляторных батарей 7А, 16В - позволяет плавно регулировать ток и поддерживать его неизменным при изменении напряжения в сети и на зажимах аккумуляторной батареи, устройство можно использовать не только для зарядки аккумуляторов, но и во всех других случаях, когда сопротивление нагрузки изменяется, а ток должен оставаться неизменным.
Автозарядка - автомат - в основе автоматического зарядного устройства лежит стабилизатор тока, достаточно один раз прокалибровать движок потенциометра, хорошая работоспособная схема, такие схемы делались и не раз.
Автоматическое зарядное устройство для аккумулятора - устройство позволяет не только заряжать, но и восстанавливать аккумуляторы с засульфатированными пластинами за счет использования асимметричного тока при зарядке( заряд 5 А — разряд 0,5 А) за полный период сетевого напряжения, предусмотрена также возможность при необходимости ускорить процесс заряда.
Выпрямители с электронным регулятором для зарядки аккумуляторов - выпрямители собраны по мостовой схеме на четырех диодах, регулирование силы зарядного тока производится при помощи мощного транзистора, включенного по схеме составного триода, зарядный ток при этом можно изменять от 25 мА до 6 А при напряжении на выходе выпрямителя от 1,5 до 14 В.
Зарядное устройство-автомат - автоматически отключается от сети переменного тока по окончании зарядки, не содержит шкальных приборов, контроль включения и протекания зарядного тока осуществляется при помощи двух индикаторных лампочек, при достижении напряжения, которое характерно для заряженного аккумулятора, устройство отключается от сети.
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов - выполнено на основе транзисторного двухтактного преобразователя напряжения с автотрансформаторной связью и может работать в двух режимах - источника тока и источника напряжения, при выходном токе, меньшем некоторого предельного значения, оно работает в режиме источника напряжения, а при увеличении тока нагрузки сверх этого значения устройство перейдет в режим источника тока.
Устройство для зарядки аккумуляторных батарей - устройство состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и регулятора тока зарядки, в качестве которого использован магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной (сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети.
Зарядка аккумуляторов с помощью солнечных батарей - в условиях экспедиционной работы одним из наилучших вариантов подзарядки аккумуляторов является использование солнечных батарей - энергия солнца вполне сможет обеспечить работу по зарядке аккумуляторов.
Измерение параметров аккумуляторов - известно, что аккумуляторная батарея должна состоять из элементов с близкими параметрами и именно в этом случае достигается не только максимальное время ее работы между циклами зарядки, но и наибольший срок ее эксплуатации.
Устройство для зарядки аккумулятора 7Д-0,125 - при эксплуатации аккумуляторов для периодического подзаряда применяют зарядные устройства, которые должны удовлетворять паспортным данным подзаряжаемого аккумулятора по току и времени заряда, а соблюдение рекомендованных режимов заряда и разряда способствует продлению срока эксплуатации до 5...7лет.
Автомат для зарядного устройства - зарядное устройство желательно дополнить автоматом, включающим его при понижении напряжения на аккумуляторной батарее до минимума и отключающим после зарядки, что особенно актуально при использовании батареи в качестве резервного питания или при долгосрочном хранении .
Зарядное устройство для всех типов аккумуляторов Использование современных интегральных стабилизаторов напряжения позволяет создавать очень простые схемотехнически источники стабильного тока. Предложенное устройство не боится коротких замыканий, не важно число элементов в заряжаемом аккумуляторе и их тип – можно заряжать и кислотный герметичный 12,6В и литиевый 3,6В и щелочной 7,2В.
Простое зарядное устройство для аккумуляторов НКГЦ-0.45, Д-0.26 Приведенное бестрансформаторное зарядное устройство позволяет заряжать одновременно четыре аккумулятора Д-0,26 током 26 мА в течение 12...16 часов. Возможна зарядка и других аккумуляторов.
Компактное зарядное устройство для аккумуляторов. Предлагаемое устройство адресовано автомобилистам, мотоциклистам, а также владельцам мини-тракторов и мотоблоков. Ведь он служит для подзарядки батарей небольшим током, что, в конечном счете, способствует продлению срока службы аккумуляторов
SB зарядное устройство для LiIon аккумуляторов. Зарядное устройство для сотового телефона.
Индикатор разряда аккумуляторной батареи При эксплуатации аккумуляторов очень важно не допускать разряда батарей ниже определённого предела. Это возможно если устройство само отключается при низком напряжении. Однако простые устройства нужно отключать вручную.
vicgain.sdot.ru