Особенности использования дизель-электрических установок. Дизель электрические установки


Дизель-электрические установки

Дизель-электрические установки применяются, как правило, на ледоколах, транспортных судах ледового плавания, траулерах и т. п. (табл. 1,6).

 

Эксплуатация ледоколов предъявляет жесткие требования к главного двигателя, которые должны обеспечивать:

— максимальную мощность в широком диапазоне частот вра­щения ГВ;

—    возможность быстрого изменения нагрузки и направления вращения ГВ;

—    надежную работу в широком диапазоне температур воздуха и воды.

Дизель-электрические установки (по сравнению с дизельными установками) характеризуются большими массой и стоимостью, пониженной (на 1,5—2,5 %) экономичностью энергетических установок конструкцион­ной сложностью, большим числом обслуживающего персонала.

В эксплуатации установки на переменном токе более эффек­тивны, чем установки на постоянном или на двойном токе, так как у них лучшие массогабаритные показатели, повышенный КПД, высокая надежность, меньшая трудоемкость обслуживания и ремонта. При использовании на судах установок на переменном токе достигается большая унификация судового и промышленного электрооборудования, упрощается питание судов с берега.

Преимущества дизель-электрических энергетических установок следующие:

—    высокая маневренность и возможность получения малых скоростей вращения ГВ;

—    возможность работы ГВ на полной мощности при различ­ных условиях плавания;

—    обеспечение экономичной работы энергетических установок на всех режимах судна благодаря перераспределению мощности главного двигателя на привод ГВ, судо­вую сеть и т. п.;

—    возможность использования среднеоборотный дизель и высокооборотного дизеля, легких и мало­габаритных с малой мощностью;

удобство компоновки механизмов и общее уменьшение раз­меров машинного отделениия благодаря размещению агрегатов в два яруса;

отсутствие деления дизель-генератор на главные и вспомогательные и обеспечение распределения вырабатываемой электроэнергии меж­ду гребной энергетических установок и другими судовыми потребителями в зависимо­сти от режимов эксплуатации.

vdvizhke.ru

Дизель генераторные установки: классификация, область применения, выбор

Для начала разберёмся, что такое дизель генераторные установки (ДГУ) – это автономные агрегаты, вырабатывающие электроэнергию в процессе сжигания дизельного топлива. Вся система состоит из нескольких базовых составляющих: двигателя, генератора и системы защиты, срабатывающей при перегрузках.

дизель генераторная установка

В настоящее время на рынке генераторов есть установки, работающие на бензине (бензиновые генераторы) и агрегаты на дизельном топливе (дизельные генераторы). Первые отличаются меньшим моторесурсом. Дизельные электростанции в сравнении сними более экономичные, надёжные и безопасные. Такие установки способны воспринимать более мощные нагрузки, чем бензогенераторы. Именно поэтому при возникновении потребности в бесперебойном электроснабжении лучше отдавать предпочтение дизельным генераторам.

Где используются?

Как правило, дизель генераторные установки могут использовать в двух ситуациях:

  1. Когда необходим источник постоянного бесперебойного электроснабжения. Такая ситуация возникает тогда, когда другие источники электроснабжения вблизи вашего объекта отсутствуют. В этой ситуации нужен источник автономного бесперебойного электроснабжения. Такие генераторы необходимы:
  • на строительных площадках;
  • в местах размещения открытых торговых точек;
  • при проведении культурно-массовых мероприятий под открытым небом;
  • в вахтовых поселках;
  • в геолого-разведывающей и добывающей промышленности.
  1. Когда необходим источник аварийного электроснабжения. В этом случае на объекте эксплуатации может быть постоянное электроснабжение от существующей поблизости ЛЭП, но подача электроэнергии происходи со сбоями. Именно для поддержания работы объекта при перебоях с подачами электроснабжения и нужны аварийные генераторы. Они позволяют обеспечить бесперебойную работу вашего объекта независимо от основных источников электроснабжения.

дизель генераторная установка

Классификация дизель генераторов

Чтобы разобраться в классификации ДГУ нужно знать, что дизельные генераторные установки отличаются по:

  • количеству используемых фаз;
  • по мощности агрегата;
  • по способу охлаждения двигателя;
  • по типу пускового механизма.

Характеристики различных типов генераторов в зависимости от их классификационной принадлежности представлены в таблице ниже.

Классификация по количеству фаз
Однофазный генератор Агрегат может использоваться в качестве резервного источника электроснабжения. Подходи для домашнего использования и для работы на пониженных нагрузках
Трёхфазный генератор Генератор может использоваться для питания множества объектов, требующих высокой мощности. Подходит для промышленного использования
Классификация по мощности
Портативные (мобильные) генераторы (мощность от 4 до 30 кВа) Генераторы с небольшими показателями мощности. Могут использоваться в качестве резервных источников электроснабжения. Обычно это высокооборотные агрегаты с воздушным охлаждением двигателя
Мощные электростанции (мощность от 5 кВа и выше) Мощные электростанции выступающие в роли автономных источников электроснабжения. Обычно это низкооборотистые агрегаты с жидкостным охлаждением двигателя. Такие ДГУ имеют большой срок службы и низкий уровень шума. Могут быть источниками электроснабжения для целых посёлков или промышленных баз
Классификация по типу пускового механизма
Ручной запуск Такие дизель генераторные установки запускаются при помощи ручки включения
Автоматический пусковой механизм Благодаря автоматике запуск агрегата выполняется автоматически при отключении основного источника электроснабжения
Стартерный запуск Запуск дизельного генератора осуществляется кнопкой включения с применением стартера

дизель генераторная установка

Полезные советы по выбору дизельного генератора в видеоинструкции:

Подбор дизельного генератора

Решая приобрести дизель генераторную установку, необходимо разбирать в некоторых вопросах выбора данного оборудования, чтобы при общении с консультантом-продавцом в отделе продаж быть более осведомлённым в вопросах данных агрегатов.  Надеемся, наши рекомендации помогут вам в вопросе выбора ДГУ:

  1. Какой агрегат нужен: резервный или автономный? Если на вашем объекте нет вообще электроснабжения, то вам нужен автономный агрегат. Если вы хотите обезопасить себя от перебоев в подаче электроснабжения, то требуется резервный генератор.
  2. Как рассчитать мощность агрегата? Суммировав всех потребителей электроэнергии можно получить требуемую мощность. Но учтите, что оптимальными условиями работы генератора является нагрузка в 35-75 % от возможностей агрегата. Чем выше над уровнем моря используется установка, тем ниже отдаваемая мощность.
  3. Выбор количества фаз. Если вам нужен агрегат для бытовых целей, то подойдёт однофазный агрегат. Трёхфазные дизель генераторные установки нужны для промышленных нагрузок.
  4. Выбор мета под агрегат. Как правило, генераторы автономного назначения эксплуатируются на открытом воздухе, поэтому разумно использовать специальные контейнеры. Резервные генераторы могут эксплуатироваться только в помещении или же в специальном защитном кожухе.
  5. Продолжительность работы ДГУ. Чтобы добиться большей продолжительности работу у необслуживаемых агрегатов необходимо дополнительно приобретать топливные ёмкости или обеспечивать автоматическую подачу масла и топлива. У передвижных агрегатов продолжительность необслуживаемой работы составляет 4 часа. У резервных агрегатов это время равно 24 часам.
  6. Выбор режима управления. Для автономных генераторов лучше выбирать ручной режим управления, а также его комбинации с автоматикой и дистанционным управлением. Для резервных ДГУ лучше выбирать автоматический режим и его комбинацию с дистанционным компьютерным управлением.

mainstro.ru

Morozov Yachts: Дизель-электрика: плюсы и минусы.

Гибридные и полностью электрические автомобили в настоящее время уже практически стали обыденной вещью, продаются в магазине, показываются на выставках и строятся энтузиастами. На яхтенном рынке гибридные и электрические пропульсивные системы остаются некоторой экзотикой, хотя многие компании пытаются внедрить это и на маломерном флоте.

Коммерческий флот давно использует дизель-электрические системы на ледоколах и буксирах, где требуется маневренность и большой упор на винте, но вопрос экономии топлива стоит на втором плане.

Так как же дизель-электрическая схема может экономить топливо по сравнению с обычным дизельным двигателем на катерах и яхтах? Чисто электрические системы рассматривать не будем, так как они малопригодны для более менее длительных переходов и ограничены объемом батарей.

Производители дизель-электрических систем заявляют о следующих преимуществах таких комплексов:

- улучшает топливную эффективность

- снижает шум и вибрацию

- лучше используется внутренние объемы яхты

- уменьшает вес и габариты движителя

- легче интегрируется в судовые системы

- увеличивает срок службы и надежность основных частей

- улучшает маневренность судна

Но первым и главным пунктом стоит топливная эффективность, от которой впрямую зависят расходы на содержание и эксплуатацию катера или яхты.

Добавление электрического мотора между винтом и дизельным двигателем (генератор) создает дополнительные потери в передаче энергии. КПД электрического мотора составляет около 72-98%, эффективность дизель-генератора около 84-97%, механические потери на передачи мощности на вал около 3-5%.

Расход топлива понятно что определяется отдаваемой мощностью и оборотами двигателя(генератора).

Красной линией показана мощность выдаваемая на валу двигателя, пунктирной линией показана мощность на винте за минусом механических потерь, голубой линией показана мощность, которую винт может "принять" от двигателя, т.е. отдаваемая мощность винта в зависимости от оборотов.

Обычно яхты в круизном режиме идут с оборотами двигателя около 2800 об/мин, это примерно соответствует 68 л.с. на двигателе, хотя винт "выдает" только около 35 л.с. (на графике указаны Квт)

В точке А, на максимальных оборотах, двигатель потребляет 17 л/час (на графике галлоны) или 0.25 л/л.с., если уменьшить обороты до точки B, то расход топлива  будет 8 л/час или 0.22 л/л.с.

Если уменьшить обороты еще до 2000 об/мин, то получится 0.33 л/л.с.

Т.е. точка B является золотой серединой в комбинации обороты двигателя - расход топлива - отдача винта. Единственный вариант улучшить этот показатель с дизельным двигателем, это установить ВРШ (винт регулируемого шага).

Это график показывает соотношение мощности выдаваемой двигателем (М) и мощность, которая может быть отдана подобранным винтом (P) и мощность которая может быть выдана двигателем при заданном расходе топлива (пунктир).

В точке #1 забираемая винтом мощность около 17 квт при 1000 об/мин, при этом двигатель выдает 20 квт, т.е. двигатель практически полностью нагружен. В точке #2 обороты двигателя 2800 об/мин и двигатель нагружен всего на 1/3.  В точке #1 двигатель потребляет 4 л/час (0.18 л/л.с.) чтобы крутить винт на 17 квт, а в точке #2 двигатель потребляет 6 л/час (на 50% больше), чтобы отдавать те-же 17 квт на винте.

Например при 2600 об/мин в море, при движении на волне нагрузка постоянно меняется и расход топлива тоже меняется от 6 л/час  до 13.5 л/час, если считать равномерное волнение (нагрузки) 50/50, то средний расход составит 9.75 л/час.

При дизель-электрической установке, генератор "отвязан" от винта и при движении на волне обороты генератора подстраиваются под нагрузку, в этом случае средний расход топлива составит 8.5 л/час, а это уже 10% экономии.

Нередко обычная схема дизель-винт имеет потери мощности до 50%, поэтому дополнительным фактором экономии является оптимизация винта, как известно, больший винт вращающийся с меньшей скоростью более эффективный по передаче мощности.

Вернемся к графику наверху, но рассмотрим для сравнения два винта одинакового диаметра: двухлопастный 17х14 и трехлопастный 17х12, который имеет больше площадь лопастей, меньше скольжение и больше отдачу мощности соответственно.

Таким образом (верхняя голубая линия), максимальная передача мощности будет в точке А, которая на 300 об/мин меньше максимальных оборотов двигателя.

А вот что произойдет, если увеличить диаметр винта до 20х14:

Мы видим что точка пересечения А сдвинулась, а это даст результаты:

- увеличивает эффективность винта

- уменьшает оптимальные обороты до 3100 об/мин

- перегружает двигатель на полных оборотах

- полностью нагруженный двигатель на средних оборотах

- увеличивает скорость катера на средних оборотах 

- уменьшает максимальную скорость

Винт большего диаметра более эффективно передает мощность от двигателя в движение судна, а это значит более высокую топливную эффективность из расчета в час или милю.

В данном случае замена винта на больший диаметр обеспечивает топливную эффективность примерно на 13% на малых и средних оборотах двигателя, что очень не мало.

В дизель-электрических комплексах, двигатель всегда выдает необходимую мощность, независимо от оборотов винта, а зависит только от нагрузки на винт.

Вывод такой, что эффективность дизель-электрической системы обеспечиваться оптимально нагруженным дизель-генератором и увеличенным диаметром винта, без опасности перегрузки дизель-генератора.

Также дополнительным фактором повышения топливной эффективности может стать использование нескольких параллельных дизель-генераторов. Например при полной нагрузке дизель-генератор 80 квт потребляет 24 л/час, а два дизель-генератора по 40 квт потребляет только 20 л/час и это только благодаря оптимизации соотношения мощность/нагрузка.

В результате имеем следующее:

- 10% от генератора  оборотами, которые зависят от нагрузки

- 7% от более оптимального винта большего диаметра

- 13% от подбора винта под мощность и обороты дизель-генератора

- 20% от установки нескольких дизель-генераторов меньшей мощности

Полученная эффективность около 50% существенно выше потерь, которые связывают с установкой дизель-электрической схемы для движения судна.

Таким образом примерную экономию по топливу между дизельной установкой и дизель-электрической схемой можно считать в районе 20-25%.

Почему же дизель-электрическая схема не применяется широко на прогулочных моторных и парусных катерах и яхта ?

Причин вероятно несколько, возможно они следующие:

- стоимость всей системы выше, чем обычного дизеля 

- для полного использования преимуществ по экономии, судно должно быть специально спроектировано для использования винта увеличенного размера.

- вес всей системы может быть больше, чем обычный дизель

- система полностью основана на электронике, что не является ремонтно пригодным

- эффективно при коммерческом использовании, когда постоянно на ходу.

Вероятно, когда будут созданы более эффективные системы получения и хранения энергии, а также цена оборудования упадет примерно в 2 раза, тогда можно говорить о массовом применении электрических и гибридных систем движения на малых судах, а пока старый добрый дизелек хорошо держит свои позиции.

----------------

morozov-yachts.blogspot.com

Принципиальные электрические схемы дизельных электростанций



Принципиальная электрическая схема агрегата АД-20М (см. рис.1).

Стационарные агрегаты АД-20М предназначены для питания силовой и осветительной нагрузки при параллельной и автономной работе. В силовую цепь включены обмотки генераторов ОС, цепи компаундирующего трансформатора ТТП, трансформатор статизма ТС, реактор PN, автоматический выключатель АВ1, трансформаторы тока ТТ1-ТТ3, три нагрузочные линии ШГ1 (подключение резервного генератора), ШГ2 и ШГЗ (подключение нагрузки мощностью до 50% мощности генератора). Линии ШГ2 и ШГЗ включаются через автоматические выключатели АВ2 и АВЗ и специальные разъемы. В схеме предусмотрено автоматическое регулирование напряжения с помощью фазного компаундирования и электромагнитного корректора напряжения КН. Схема обеспечивает точность поддержания напряжения ±2% при изменении нагрузки от 0 до 100%, а также при изменении частоты в пределах 48-52 Гц и ±1% при неизменной нагрузке в пределах от 0 до 100%.

Принципиальная схема дизель-генератора АД-20М

Рис.1. Принципиальная схема дизель-генератора АД-20М

Для контроля за работой генератора в схеме предусмотрены вольтметр V для измерения линейных напряжений с переключателем ПП1, амперметр А для измерения токов трех фаз с переключателем ПП2, ваттметр W и частотомер Hz. В схеме имеется также прибор постоянного контроля изоляции ПКИ-1, а для электробезопасного обслуживания установлено реле РБП.

Для параллельной работы с другими ДЭС или агрегатами в схеме имеется трансформатор ТС с резистором СРС и выключателем ВЗ для шунтирования этого резистора при автономной работе генератора. Уставка напряжения выставляется резистором РУ.

В схеме предусмотрены цепи синхронизации с лампами 4ЛС и 5ЛС и резисторами R1-R2, сигнализации положения с лампами 6ЛС-10ЛС, питающимися через конденсаторы С1-С5, и цепи блокировки с реле РБ и выпрямительным мостом Д17-Д20.

Через автоматический выключатель АВ4 и вилку В происходит соединение с другим генератором для параллельной работы.

Принципиальная схема электростанции ЭСДА-30. схема силовой части ДЭС. схема управления ДЭС

Рис.2. Принципиальная схема электростанции ЭСДА-30.а - схема силовой части ДЭС;б - схема управления ДЭС.

Принципиальная электрическая схема передвижной ДЭС типа ЭСДА-30 (рис.2).

Передвижная ДЭС типа ЭСДА-30 автоматизирована по 1-й степени и предназначена для питания силовой и осветительной нагрузки. В схему силовой части агрегата входят обмотки генератора с резонансной статической системой возбуждения, корректор напряжения на полупроводниковых элементах КН, блок параллельной работы БПР с трансформатором тока, трансформаторы тока для измерительных цепей и выводы отходящих линий с автоматическими выключателями: генератора АВГ, резервной сети АВС и нагрузки АВ1.

В схеме предусмотрена автоматическая система регулирования напряжения с помощью схемы компаундирования и полупроводникового корректора напряжения. Схема обеспечивает точность регулирования напряжения ±1% номинального значения при изменении нагрузки от 0 до 100%.

Для контроля за работой генератора предусмотрены вольтметр V, амперметр А, киловаттметр KW, частотомер Hz и переключатели ПА и ПВ. Постоянный контроль изоляции осуществляется прибором ПКИ. Цепи синхронизации с выключателем ВС и лампой позволяют включать генератор на параллельную работу с сетью и другими агрегатами. Схема предусматривает пуск агрегата со щита управления кнопкой КнП и его остановку кнопкой КнО, автоматическую остановку агрегата в аварийном режиме с работой сигнализации и ручную систему подогрева двигателя.

Перед запуском включают выключатели батареи ВБ, приборов ВП, реле питания РК, систему подогрева двигателя с панели управления подогревателем (свеча накаливания СН, топливный клапан ТК, электродвигатель Д). На период пуска выключатель защиты ВЗ выключается. После пуска двигателя кнопкой КУМ осуществляется увеличение частоты вращения двигателя с помощью изменения положения рейки топливного насоса, на которую действует электродвигатель постоянного тока ДНО.

При достижении номинальной частоты вращения двигателя включается нагрузка с помощью автоматов АВГ и AB1. В случае необходимости нормальная остановка агрегата производится кнопкой КнО, но перед этим необходимо отключить выключатель автомата АВГ (снимается нагрузка генератора) и выключатель ВЗ (отключается защита двигателя). Кнопкой КнО подается питание на обмотку соленоида закрытия топлива СЗТ, который действует на рейку топливного насоса. Подача топлива в двигатель прекращается, и он останавливается.

При понижении давления масла в системе смазки, повышении температуры воды в охлаждающей системе или разносе двигателя срабатывает соответствующее реле (РДМ, РКО или РТВ) и подается сигнал на реле РЗ, которое воздействует на соленоид воздушной захлопки СЗВ, останавливает двигатель и отключает автомат АВГ, снимая нагрузку с генератора; одновременно работает аварийная световая сигнализация.

Принципиальная электрическая схема стационарной ДЭС типа АСДА-100 с устройством КУ-67М (рис.3).

Схема силовой части агрегата и автоматической системы регулирования напряжения, за небольшим исключением, аналогична схеме ЭСДА-30. К шинам панели ПР-1 через автоматы 1В-4В подключены кабели, питающие потребителей электроэнергии агрегата.

Для контроля параметров генератора предусмотрены амперметр, вольтметр, частотомер и ваттметр. Устройство КУ-67М обеспечивает автоматизацию по 1-й степени, в том числе дистанционный пуск и остановку дизеля, включение генератора на обесточенные шины и на параллельную работу, отключение генератора, защиту и сигнализацию дизеля и генератора.

Для нормального пуска дизеля (рис.3,6) поворотом переключателя 1К в положение "Больше" приводят во вращение электродвигатель ДР, который выводит рейку топливного насоса в положение, соответствующее промежуточной частоте вращения дизеля (определяется настройкой микровыключателя В2), при этом загорается лампа 7ЛK. Когда рейка достигает определенного положения, микровыключатель В2 срабатывает и останавливает двигатель ДР, лампа 7ЛK гаснет. Нажатием кнопки КП замыкают цепь контактора 2К, включают маслопрокачивающий насос ДМ. Когда давление масла в масляной магистрали дизеля достигает значения настройки датчика давления масла 1ДДМ, последний срабатывает, замыкая цепь лампы 3ЛK и реле 2РИ, которое своими контактами замыкает цепь включения стартера. Дизель запускается. По импульсу от зарядного генератора замыкается цепь реле удавшегося запуска 1РИ. Лампа ЗЛК гаснет, загорается лампа 2Л3.

Дизель прогревается при промежуточной частоте вращения; при достижении рабочей температуры воды датчик 1ДТВ размыкает цепь лампы 2Л3 и она гаснет, а контакты 1ДТВ шунтируют микропереключатель В2. Поворотим ключа 1КУ в положение "Больше" повторно включают электродвигатель ДР; загорается лампа 7ЛК. Двигатель ДР включается микровыключателем ВЗ, который настроен на максимальную частоту вращения холостого хода дизеля.

При экстренном пуске дизеля включают выключатель Т1, шунтирующий микропереключатель В1, а все остальные операции осуществляют, как и при нормальном пуске дизеля.

Рис.3,а. Принципиальная схема дизельгенератора АСДА-100 с устройством КУ-67М

Для включения генератора на обесточенные шины (см. рис.3,а):

выбирают ручной или автоматический режим регулирования напряжения и переключают ТВ1, при автономной работе переключатель ставят в положение "Без статизма";

включают автоматический выключатель 2АВ и подготавливают схему включения электродвигательного привода автоматического выключателя генератора. Напряжение на эту схему подается со сборных шин через размыкающие контакты РПН, а при отсутствии напряжения на шинах - от возбужденного генератора через замыкающие контакты РПН. После разворота генератора до номинальной частоты вращения нажатием кнопки КнВ в течение 2-3 с подают начальное возбуждение от аккумуляторной батареи на зажимы ротора генератора. Генератор возбуждается;

напряжение при ручном регулировании устанавливают с помощью резистора СУ, при автоматическом - резистора СУН;

поворотом ключа 2КУ в положение "Включено" замыкают цепь реле РУ. Срабатывая, оно замыкает свои контакты в цепи электродвигателя привода автоматического выключателя. Автоматический выключатель генератора включается. Загорается лампа 1ЛК, а лампа 1ЛЗ гаснет.

Принципиальная схема дизельгенератора АСДА-100 с устройством КУ-67М. Схема автоматики ДЭС.

Рис. 3,б. Принципиальная схема дизельгенератора АСДА-100 с устройством КУ-67М. Схема автоматики ДЭС.

Для включения генератора на параллельную работу:

переключатель ТВ1 устанавливают в положение "Параллельная работа", ТВ2 - в положение "Статизм", а переключатель Т4 - в положение "Медленно", что обеспечит уменьшение скорости нарастания частоты вращения дизеля при синхронизации генератора;

запускают дизель и сопротивлением СУН устанавливают на генераторе напряжение, равное напряжению сети. Генератор на параллельную работу включается невозбужденным. Для этого включают выключатель ТЗ, шунтирующий обмотку возбуждения генератора;

после того как напряжение генератора упадет до значения, близкого остаточному, поворотом ключа 1КУ в положение "Больше" подают импульс на включение автоматического выключателя генератора В. Реле РП срабатывает, самоблокируется и замыкает цепи реле ИРЧ;

при достижении генератором частоты вращения, близкой к синхронной, реле ИРЧ срабатывает и включает промежуточное реле синхронизации РПС. Своими контактами реле РПС замыкает цепь включения электродвигательного привода автоматического выключателя генератора;

генератор включается в сеть недовозбужденным, так как его обмотка возбуждения замкнута накоротко контактами выключателя гашения поля ВГП. После включения генераторного автомата обесточивается ВГП и размыкает свои контакты, шунтирующие обмотку возбуждения генератора;

генератор возбуждается и втягивается в синхронизм. Лампа 1ЛK загорается. Выключатель Т4 переключают в положение "Быстро", и генератор набирает нагрузку. Для нормальной остановки дизеля: отключают поворотом переключателя 2КУ автоматический выключатель генератора В, а поворотом переключателя 1КУ (В положение "Меньше") замыкают цепь обмотки левого вращения электродвигателя ДР, при этом рейка топливного насоса выводится в положение, соответствующее промежуточным оборотам дизеля;

дизель охлаждается до температуры настройки датчика 2ДТВ, который, срабатывая, размыкает цепь лампы 6Л3 и шунтирует микропереключатель В2;

повторным поворотом переключателя 1КУ рейка выводится в положение, соответствующее нулевой частоте вращения дизеля. Электродвигатель ДP выключается микропереключателем B1. Дизель останавливается.

Схемой предусмотрены защита и контроль работы дизеля при перегреве воды и масла, понижении давления масла и разносе.

При срабатывании датчика контролируемого параметра замыкается цепь выходного реле защиты 1P3 и срабатывает соответствующее указательное реле. Контакт реле 1РЗ замыкает цепи табло "Авария" и звукового сигнала (при замкнутом положении выключателя Т2). Другой контакт реле 1РЗ замыкает цепь независимого расцепителя автоматического выключателя генератора и отключает его.

Рейка топливного насоса автоматически выводится на нулевую частоту вращения. Дизель останавливается.

При срабатывании защиты от разноса одновременно с отключением генератора срабатывает автоматическое стоп-устройство дизеля АСУ. Для предотвращения ложного срабатывания защиты от понижения давления масла в цепь соответствующего сигнального реле включается контакт реле 1РИ, который контролирует запуск дизеля. Таким образом, контроль за понижением давления масла осуществляется только в том случае, если дизель запущен и контакт 1РИ замкнут.

Принципиальная схема дизель-генератора АСДА-100 полупроводниковыми блоками автоматики

Рис.4. Принципиальная схема дизель-генератора АСДА-100 полупроводниковыми блоками автоматики

Принципиальная электрическая схема АСДА-100, автоматизированного по 3-й степени (рис.4).

В схеме синхронный генератор со статической системой возбуждения показан в свернутом виде. На рис.4 показана силовая схема АСДА-100. Элементы блоков и автоматики показаны свернутом виде. Силовая цепь и цепи регулирования напряжения генератора состоят из резонансной статической системы возбуждения, корректора напряжения (на схеме не показан), блока управления параллельной работой БУ с трансформатором ТТ1, автоматического выключателя генератора АГ и сети АС, контакторов КФГ и КФС, предназначенных для дистанционной автоматической коммутации силовой цепи, реверсивного двигателя ДУН, регулирующего с помощью сопротивления СУН уставку напряжения, трансформаторов тока ТТ2-ТТ7 для питания цепей измерения тока, блока датчика мощности и частоты ДМЧ и блока контроля мощности БКМ.

Контроль и измерение параметров генератора производятся амперметром А, ваттметром W, частотомером Hz, вольтметром V.

Переключатель ВВ позволяет производить измерения на различных фазах (А,В,С) с использованием одного прибора.

При ручной синхронизации ненагруженного электроагрегата с сетью переключатель синхроноскопа ВСх устанавливают в положение I. В этом случае сигнальная лампа ЛC1 включена контактами переключателя ВСх через ограничительное сопротивление R1 на начала вторичных обмоток трансформаторов Th2 и ТН2 и находится под напряжением биений с амплитудой, изменяющейся от нуля до двойного значения напряжения вторичных обмоток этих трансформаторов. Частота биений равна разности частот синхронизируемых источников питания. Выключатель статизма ВС устанавливается во включенное положение и шунтирует часть сопротивления RП2 в блоке управления БУ. Сопротивлением установки напряжения СУН напряжение синхронизируемого электроагрегата устанавливается равным напряжению сети, а кнопками изменения частоты вращения двигателя устанавливается частота генератора, равная частоте сети. Включение электроагрегата на параллельную работу с сетью осуществляется контактором фидера генератора КФГ путем замыкания контактов кнопки включения контактора генератора в момент погасания сигнальной лампы ЛC1.

При ручной синхронизации нагруженного электроагрегата с сетью переключатель синхроноскопа BC устанавливается в положение III. При этом лампа синхроноскопа ЛС1 подключается контактами переключателя ВСх через ограничительное сопротивление R1 на начала вторичных обмоток трансформаторов ТН1 и ТНЗ и находится под напряжением биений. Напряжение и частота генератора устанавливаются, как и при ручной синхронизации ненагруженного электроагрегата с сетью. Включение нагруженного электроагрегата на параллельную работу с сетью осуществляется контактором фидера сети КФС.

Цепи собственных нужд получают питание от генераторного фидера через автоматический выключатель АСН. К собственным нуждам электроагрегата относятся устройства и цепи оперативного питания, поддержания горячего резерва, дозаправки масла и т.д.

Питание схемы автоматического управления осуществляется блоком питания. Основным источником постоянного напряжения является кремниевый выпрямительный агрегат со стабилизирующим напряжением, а резервным - аккумуляторные батареи.

Поддержание дизеля в состоянии горячей готовности производится электронагревателем ТЭН, расположенным в поддоне (водяной полости) масляного бака.

Питание на электронагреватель ТЭН подается через контакты контактора электронагревателя КЭП и предохранитель.

Контакторы КЭП включаются автоматически датчиком температуры охлаждающей жидкости, выходные контакты которого замыкаются при снижении температуры до +37°С и размыкаются при повышении ее до +45°С.

Дозаправка расходного масляного бака производится электронасосом, двигатель которого получает питание через контакты контактора заправки масла КЗМ и предохранители.

Включение контактора КЗМ осуществляется вручную кнопкой или автоматически с помощью реле заправки масла. При снижении уровня масла реле включает контактор КЗМ, а при повышении уровня масла отключает его. Аналогично работает и топливозакачивающий насос ДЗТ.

Пуск и остановку АСДА-100 осуществляют автоматически или дистанционно нажатием кнопки "Пуск" или "Стоп".

Схема предусматривает также автоматическое включение АСДА-100 на параллельную работу по методу точной синхронизации с помощью блоков автоматики.

Автономно работающий АСДА-100 поддерживает частоту тока с точностью 50±0,5 Гц независимо от нагрузки. Для поддержания частоты в заданных пределах служит система коррекции частоты, состоящая из датчиков частоты и магнитных усилителей.

Схема АСДА-100 обеспечивает защиту при следующих аварийных режимах: отключение автомата генератора, неудачный пуск и разнос двигателя, отсутствие возбуждения на генераторе, падение давления масла, перегрев дизеля и т. д. В этих случаях по сигналу соответствующего реле срабатывает реле аварии и выдает команду на остановку дизеля с одновременной выдачей сигнала.



www.gigavat.com

Техническое обслуживание электрооборудования дизельной электростанции (ДЭС)



Обслуживающий персонал, осуществляя уход за оборудованием дизельной электростанции (ДЭС), должен постоянно контролировать его состояние, проводить периодические осмотры, проверки и испытания.

Перечень и сроки проведения обязательных работ по уходу за оборудованием ДЭС оговариваются в журнале технических осмотров и уходов. В этот журнал заносятся данные о проведенной работе, замене узлов, замеченных неисправностях. Соответствующие записи необходимо вносить в паспорт-формуляр электроагрегата, который предназначен для систематического внесения в него всех сведений, касающихся технического состояния, учета работы, ремонта и хранения электрооборудования ДЭС. Своевременное проведение технических осмотров обеспечивает поддержание постоянной готовности ДЭС к работе, максимально продлевает межремонтные сроки службы ДЭС, позволяет своевременно устранить замеченные неисправности и определить необходимость очередного ремонта.

Уход за генератором и возбудителем

Уход за генератором и возбудителем осуществляется согласно инструкции по эксплуатации генератора в соответствии с планом периодических осмотров и предупредительных ремонтов.

Для обеспечения нормальной работы следует периодически производить осмотр, измерение сопротивления изоляции и проверку состояния машины и ее отдельных частей.

Обмотки генератора и возбудителя, контактные кольца, щетки, коллектор и токовый подвод должны быть особенно чистыми. Грязь и пыль на обмотках, коллекторе и контактных кольцах снижают прочность изоляции обмоток. Грязь в вентиляционных каналах сердечника статора ухудшает вентиляцию и может являться причиной повышенного нагрева генератора. Поэтому генератор и возбудитель не реже 1 раза в месяц необходимо очищать от пыли, продувая сжатым воздухом.

Проверку состояния коллектора, контактных колец и щеточных аппаратов следует проводить через 100-150 ч работы. Коллектор и контактные кольца должны всегда иметь хорошо отшлифованную поверхность. Небольшие неровности на поверхности необходимо зачистить (предварительно сняв щетки) мелкозернистой стеклянной бумагой при помощи деревянных колодок, пригнанных по окружности коллектора или контактных колец, а большие неровности - проточить. Скорость при проточке не должна превышать 1-1,5 м/с, а подача за одни оборот 0,05-0,1 мм. Проточка и шлифовка должны производиться на обесточенной машине, а после их окончания необходимо коллектор и контактные кольца вычистить и продуть сжатым воздухом.

При появлении искрения следует проверить биения коллектора и контактных колец в начале пуска при малой частоте вращения генератора. При биении контактных колец более 0,05 мм их надо проточить. После проточки продороженных коллекторов необходимо снять заусенцы с краев пластин и прочистить канавки между пластинами фиброй или прессшпаном.

Если миканит окажется на уровне наружной поверхности, то коллектор необходимо продорожить на глубину 1,0-1,5 мм, после чего его поверхность следует вновь отшлифовать. Допускается полировка коллекторов пемзой.

При хорошо работающих щетках контактные кольца приобретают со временем полированную поверхность, предохраняющую кольца от износа. Эту поверхность следует сохранять, и без особой надобности чистить ее стеклянной шкуркой не рекомендуется.

Для очистки поверхности коллектора или контактных колец от угольной пыли, грязи и подгара нужно применять мягкие неворсистые тряпки, смоченные в бензине. При сильном подгаре, не смываемом тряпкой, надо прочистить контактные кольца на ходу генератора мелкой стеклянной шкуркой.

Щетки должны размещаться в щеткодержателе свободно, без заеданий, с зазором 0,2 мм.

Давление пружины на щетки необходимо установить одинаковым и равным приблизительно 150-200 г/см2. Давление проверяют динамометром. Для этого рычажок щеткодержателя захватывают динамометром (рис.1), а между проверяемой щеткой и коллектором прокладывают лист бумаги. Рычажок щеткодержателя отпускают так, чтобы лист легко можно было вынуть, и определяют силу, с которой щетка давит на коллектор.

Проверка динамометром давления щетки на коллектор

Рис.1. Проверка динамометром давления щетки на коллектор

При износе щеток до высоты, не обеспечивающей необходимого нажатия и плотного контакта, щетки должны быть заменены новыми той же марки.

Вновь устанавливаемые щетки должны быть тщательно притерты к коллектору и контактным кольцам. Притирка производится стеклянной бумагой, которая нарезается на полосы по ширине контактного кольца и протягивается под щетками по поверхности коллектора и контактных колец так, чтобы она плотно прилегала к поверхности. Полоски стеклянной бумаги протягиваются под щетками по направлению вращения, а щетки при этом должны прижиматься пружиной щеткодержателя.

Рекомендуется периодически (1-2 раза в год) менять полярность контактных колец генератора для предотвращения их неравномерного износа.

Через 100-150 ч работы и после длительных остановок или ремонта следует проверить сопротивление изоляции обмоток статора, ротора и возбудителя, его значение должно быть не ниже 5 МОм для новых и вышедших из ремонта машин и 0,5 МОм для машин, находящихся в эксплуатации. При уменьшении сопротивления изоляции ниже допустимого обмотки следует тщательно очистить от грязи и пыли, протереть тканью, смоченной в бензине, и продуть сжатым воздухом. Если же сопротивление изоляции не восстанавливается, машину следует сушить.

О состоянии подшипников возбудителя и генератора можно судить по шуму при их работе. Правильная работа подшипников характеризуется равномерным гулом (жужжанием) шариков или роликов, дополнительный равномерный или неравномерный стук или удары указывают на повреждения в подшипнике или на присутствие постороннего тола в нем. Ненормальным режимом является также нагрев крышки подшипника выше 80°С.

При нормальной работе подшипников через каждые 500 ч (но не реже одного раза в полгода) следует проверить состояние смазки в них. При ее хорошем состоянии (нет засохших участков, смазка сравнительно чистая и не содержит посторонних частиц) необходимо добавить в каждый из подшипников 20-30г смазки. Чрезмерное количество смазки может вызвать перегрев подшипника, поэтому полость подшипника должна быть заполнена смазкой не больше чем на 2/3 объема.

Если состояние смазки неудовлетворительно, ее заменяют, а подшипник - промывают. При нормальной работе подшипника его промывка со сменой смазки производится обычно через 4000 ч работы, но не реже 1 раза в 2 года.

При недопустимом превышении температуры, неравномерном или повышенном шуме, подшипник необходимо осмотреть. После вскрытия подшипника из него надо удалить смазку и промыть полость сначала керосином, а затем бензином. При появлении трещин или других внешних повреждений, подшипник необходимо заменить новым, Если после чистки и смазки подшипников повреждения не будут обнаружены, а шум и перегрев не исчезнут, подшипник также необходимо заменить.

Профилактический осмотр генератора и возбудителя

Профилактический осмотр генератора и возбудителя проводится обычно через 500ч работы, но не реже 1 раза в полгода.

При осмотре выполняют все операции, указанные ранее, и, кроме того, проверяют затяжку болтов крепления подшипниковых щитов, подшипниковых крышек, станины к раме агрегата, контактных болтов блока возбуждения, проверяют зажатие наконечников выводных концов генератора и системы возбуждения на контактных шпильках и болтах. Проверяют состояние гаек и выводных концов; особое внимание следует обращать на состояние переходов кабель-наконечник и изоляцию выводных концов.

При осмотре следует тщательно проверить шайбы силовых выпрямителей и выпрямителей питания корректора. При повреждении контакта в токосъемных шайбах необходимо заменить неисправный столб. Для устранения местных повреждений поверхности шайб их покрывают нитроэмалью.

Сушка генератора и возбудителя

Сушка генератора и возбудителя производится, когда измерениями установлено, что изоляция обмоток увлажнена. Выбор способа сушки зависит от состояния изоляции машины. Сушка может производиться внешним нагревом, электрическим током или комбинированным способом. Генераторы или возбудители, сопротивление изоляции обмоток которых ниже 0,1 МОм (сильно отсыревшая изоляция), рекомендуется сушить только способом внешнего нагрева. Сушка генератора и возбудителя, имеющих сопротивление изоляции не менее 0,1 МОм, производится для машин малой мощности внешним нагревом, электрическим током, а также комбинированным методом (электрическим током с дополнительным подогревом воздуходувкой).

Генераторы и возбудители, которые будут подвергнуты сушке, внимательно осматривают и очищают от пыли и посторонних предметов, затем их необходимо продуть сухим сжатым воздухом из шланга (давление не более 2 кгс/см2). Если машины сушат электрическим током, их корпуса необходимо надежно заземлить. Для контроля температуры во время сушки на обмотках и сердечниках машин устанавливают термометры или комплект термопар. Шарики термометров должны быть обернуты станиолем и снаружи покрыты ватой или войлоком. Вата или войлок не должны находиться между шариком и частью машины, температура которой измеряется.

Во время сушки нужно следить, чтобы температура внутренних частей обмоток не достигала значений, опасных для изоляции. В начальной стадии сушки скорость повышения температуры должна быть не более 5°С/ч.

Во время сушки в журнал заносят результаты периодических измерений температуры обмоток и окружающего воздуха, сопротивления изоляции, тока при сушке электрическим током и другие параметры. По данным измерений строят зависимость сопротивления изоляции обмоток от продолжительности сушки (рис.2). Сопротивление изоляции во время сушки измеряют мегаомметром 500 В.

График сушки генератора

Рис.2. График сушки генератора 1 - температура, °С;2 - сопротивление изоляции, МОм.

Во время сушки сопротивление изоляции сначала понижается, так как происходит испарение влаги из машины, затем медленно возрастает и, наконец, устанавливается постоянным. Сушку заканчивают, если сопротивление изоляции не изменяется в течение 4-5 ч.

Наименьшее допустимое значение сопротивления изоляции в нагретом состоянии после сушки для обмотки возбудителя составляет 0,5 МОм.

Сушка внешним нагреванием

При сушке внешним нагреванием используют тепловые воздуходувки, лампы накаливания и нагревательные элементы, с помощью которых равномерно нагревают снаружи или внутри части машины.

Наиболее эффективно обдувание нагретым воздухом от тепловой воздуходувки мощностью 10 кВт всей наружной части обмоток. Для этого следует закрыть брезентом, натянутым на каркас, всю машину, а при сушке мелких и средних машин только их лобовые части.

Перед сушкой с машины закрытого исполнения необходимо снять торцовые крышки. Температура горячего воздуха обмотки и железа статора не должны превышать 90°С.

Сушка дизельного генератора постоянным током

При сушке постоянным током (рис.3) для более равномерного нагревания обмоток следует переключать фазы приблизительно 1 раз в 1 ч. Включение и отключение производят реостатом при токе не более 0,2 Iном.г для предотвращения пробоя изоляции обмоток на корпус от перенапряжений. Ток сушки должен составлять 0,7-0,9 Iном.г, его значение изменяют с помощью реостата или подводимого напряжения постоянного тока.

Схема сушки генератора постоянным током

Рис.3. Схема сушки генератора постоянным током

При сушке переменным током от трехфазного источника питания (рис.4,а) напряжение составляет 0,15-0,2 Uном.г. При сушке однофазным током (рис.4,б) фазы генератора включают поочередно с переключением через каждый час для равномерного нагрева обмотки во всех ее частях.

Схема сушки генератора переменным током от источника питания

Рис.4. Схема сушки генератора переменным током от источника питания а - трехфазного;б - однофазного.

При сушке током к.з. (рис.5) три фазы генератора замыкают накоротко. Дизель-генератор должен иметь пониженную частоту вращения. Ток статора в начальный период сушки не должен превышать 0.5 Iном.г. Затем ток постепенно увеличивают, но не более чем на 0,8 Iном.г, чтобы нагревание обмотки до 70°С происходило постепенно. Для поддержания температуры обмотки на этом уровне рекомендуется понижать силу тока.

Схема сушки генератора током короткого замыкания

Рис.5. Схема сушки генератора током короткого замыкания

Сушка возбудителя электрическим током в режиме к.з.

При сушке возбудителя электрическим током в режиме к.з. якорь замыкают накоротко через добавочные полюсы, амперметр, рубильник и предохранители, а последовательную обмотку отключают. Возбудитель при этом нужно вращать от двигателя.

Перед началом сушки щетки сдвинуты с нейтрали на один-два коллекторных деления в направлении вращения возбудителя. По мере увеличения угловой скорости следует сдвигать щетки против вращения до тех пор, пока сила тока в якоре не достигнет номинального значения. Если без возбуждения этого достичь не удается, то в шунтовую обмотку следует дать очень слабое независимое возбуждение, для чего последовательно с регулятором возбуждения необходимо включить большое добавочное сопротивление.

Перед включением возбуждения следует угловую скорость понизить, а щетки несколько сдвинуть по направлению вращения и затем постепенно повышать частоту вращения и увеличивать возбуждение, соблюдая осторожность; необходимо, чтобы щетки возбудителя не искрили. При искрении щеток следует изменить ток возбуждения в обмотках добавочных полюсов, подключив параллельно им сопротивления. Для измерения температуры якоря и коллектора возбудитель время от времени необходимо останавливать. Шунтовая обмотка обычно высыхает во время сушки якоря, отдельная сушка ее требуется в редких случаях.

Температура наиболее горячего места обмотки не должна превышать 90°С по термометру и 110°С при определении ее по сопротивлению обмотки.

У некоторых машин при номинальной частоте вращения без возбуждения ток к.з. значительно превосходит номинальный. В таких случаях, если нельзя понизить частоту вращения, в цепь якоря включают небольшое добавочное сопротивление (железную проволоку, кабель и т.п.).

Сушка возбудителя от постороннего источника постоянного тока

При сушке возбудителя от постороннего источника постоянного тока цепь якоря с дополнительными полюсами и последовательной обмоткой подключают к сети с напряжением, равным 3-6% номинального. Обычно ток, необходимый для нагрева обмотки до температуры 90°С по термометру, не превышает 50-60% номинального значения. Якорь во время сушки следует медленно поворачивать.

При незначительном сдвиге щеток с нейтрали возможен запуск невозбужденного и ненагруженного возбудителя. Поэтому необходимо постоянное наблюдение за машиной, и при малейшей попытке двигателя пойти в ход следует немедленно выключить ток. Во избежание пробоя изоляции необходимо производить через реостат включение и выключение обмоток.

Уход за силовой панелью генератора

Аппаратура силовой панели генератора обеспечивает нормальную эксплуатацию, контроль за работой и защиту силового оборудования ДЭС (генератора, дизеля). Поддержание оборудования силовой панели в исправности, чистоте и порядке является залогом бесперебойной работы ДЭС.

В процессе эксплуатации следует периодически осматривать аппаратуру шкафов силовой панели, производить очистку от пыли и грязи (мягкой волосяной кистью, пылесосом или сухим сжатым воздухом). Необходимо тщательно проверять затяжку и фиксацию контактных болтов, винтов и гаек. Подгар на доступных контактах контакторов и реле следует удалять мелкой стеклянной шкуркой и промывать бензином или спиртом.

Перегоревшие вставки в предохранителях заменяют только калиброванными на соответствующий ток, как правило, при невозбужденном генераторе, после остановки агрегата. Категорически запрещается вставлять в предохранители вместо плавких вставок куски проволоки и другие металлические предметы.

Цепи управления и сигнализации силовых автоматических выключателей, схемы АВР и синхронизации после проведенных чисток и ревизии аппаратуры необходимо проверять.

Работа элементов защиты (тепловых и электромагнитных расцепителей, релейной токовой зашиты) проверяется 1 раз в год на надежность срабатывания и на соответствие уставок проектным. Защита автоматических выключателей проверяется поэлементно прогрузкой первичным током. Проверка электроизмерительной аппаратуры производится не реже 1 раза в 2 года. Точность показаний щитовых и переносных электроизмерительных приборов проверяется путем сличения их показаний с показаниями эталонных приборов.

Обслуживание системы собственных нужд

Обслуживание системы собственных нужд включает в себя уход за исполнительными механизмами (электрическими приводами насосов прокачки масла, подкачки топлива и масла, компрессора, электронагревателей и т.п.), аппаратурой и блоками управления.

При осмотре электрических приводов необходимо периодически проверять крепеж исполнительных механизмов, приводных электрических двигателей, состояние изоляции кабельных связей и обмоток двигателей. Проверка состояния изоляции обязательна перед включением двигателя после длительных перерывов в работе. Включение в работу может быть произведено при сопротивлении изоляции не менее 0,5 МОм. При включении необходимо проверить рабочие токи приводных двигателей.

Обслуживание и уход за схемами управления и сигнализации электроприводов системы с.н. и блоков автоматики с.н. осуществляется в соответствии с планом проверок схем автоматики силовой панели, который включает в себя периодический осмотр аппаратов и электромонтажа блоков, их необходимую чистку, проверку работы и т.п.

Аккумуляторные батареи системы с.н. ДЭС обслуживают в соответствии с инструкциями по эксплуатации батарей.

Обслуживание систем автоматического управления и сигнализации ДЭС

Обслуживание систем автоматического управления и сигнализации ДЭС включает в себя ежемесячные осмотры аппаратуры, расположенной непосредственно в шкафу или на щите управления, электромонтажа схемы шкафа и датчиков, установленных на дизеле. Одновременно производят чистку аппаратуры от пыли, грязи, проверку и затяжку болтов, гаек и другого крепежа. Элементы схем, подверженные вибрации, проверяют наиболее тщательно.

При осмотре следует внимательно проверить состояние переходных контактов электроизмерительной, сигнальной и релейной аппаратуры. Внешним осмотром проверяют состояние контактных групп реле, переходных контактов различных ключей, которые в случае необходимости промывают бензином или спиртом. При осмотре релейной аппаратуры, а также различных датчиков обращают внимание на соответствие уставок по шкале проектным уставкам.

В конце такого осмотра желательно имитацией проверить работу схемы в аварийных режимах (прохождение сигнала на аварийную остановку, работу аварийной и предупреждающей сигнализации).

Состояние изоляции аппаратов и цепей вторичных соединений проверяют во время планово-предупредительного ремонта и обязательно перед включением схемы в работу после длительных перерывов.

Настройку релейной аппаратуры, проверку срабатывания датчиков и точности показаний электроизмерительных приборов и трансформаторов, установленных в шкафу управления, проводят не реже 1 раза в год независимо от длительности работы ДЭС.

При обслуживании кабельного хозяйства необходимо следить и поддерживать в чистоте кабельные каналы, короба и другие места прохождения кабелей. Состояние и исправность кабельных связей проверяют примерно 1 раз в месяц внешним осмотром. На наружной поверхности кабелей не должно быть глубоких царапин, вмятин, порезов и других недопустимых механических повреждений. При обнаружении вмятин следует проверить целостность жил такого кабеля, а также состояние его изоляции.

Система автоматического регулирования напряжения

Система автоматического регулирования напряжения требует особенно тщательного ухода в процессе эксплуатации. Схему узла возбуждения и регулятора напряжения осматривают одновременно с генератором и возбудителем. При этом проверяют надежность крепления элемента, контактных соединений, отсутствие ненормальных нагревов, соответствие положения реостатов УР и ШР их положению выставленному при пуске ДЭС.

Во время профилактического осмотра генератора и возбудителя производят наружный осмотр монтажных соединений регулятора, корректора и цепей возбуждения, измерение сопротивления изоляции цепей регулятора и корректора относительно корпуса с помощью мегаомметра при выпрямительных блоках, закороченных на всех выводах. Проверяют установочный реостат УР, ключ управления, блокировочные контакты в цепи уравнительных соединений (при параллельно работающих ДЭС). Производят чистку и регулируют контакты переключателей и установочного реостата.

Во время планово-предупредительного ремонта настройку регулятора и корректора проверяют в полном объеме. Результаты проверок сравнивают с протоколами пусковой или предыдущей проверки. При отклонении режима работы отдельных элементов производят более тщательную проверку и перенастройку.

Перед включением регулятора в работу после длительного перерыва его осматривают и измеряют сопротивление изоляции цепей. Перед включением следует провести электрическую подформовку блоков выпрямителей включением блоков на номинальное переменное напряжение (желательно без нагрузки).

Результаты испытаний и проверок заносят в протокол, а объем проведенных работ, выявленные отклонения и неисправности указывают в журнале технических осмотров и в паспорте-формуляре на агрегат.

Проверка регуляторов и корректоров напряжения требует специальных знаний и квалификации и должна производиться высококвалифицированным персоналом.



www.gigavat.com

Дизель - электрические установки - enginering

Дизель-электрические установки применяют на ледоколах, паромах, экспедиционных судах ледового плавания, где маневренные качества установки имеют первостепенное значение. Высокие маневренные качества достигаются при работе на постоянном токе однако при этом по сравнению с работой на переменном токе увеличиваются потери в передаче. КПД дизель-электрической установки, работающей на постоянном токе, на 15—20% ниже КПД установок с прямой передачей. Обслуживание установки ведется квалифицированным   и   многочисленным персоналом. Главные дизели не связаны непосредственно с винтом, частота вращения их постоянная или регулируется ступенями. В последние годы в установках с электродвигателями достигнут определенный прогресс в отношении снижения потерь в передаче. Применение силовой полупроводниковой техники позволило перейти на переменно-постоянный ток, а затем и полностью на переменный ток. В первом случае переменный ток, вырабатываемый главными генераторами, в силовых тиристорах преобразуется в постоянный, используемый в гребных электродвигателях постоянного тока. Благодаря этому сохраняются маневренные качества установки и на 5—8% снижаются потери энергии в передаче. Во втором случае используются синхронные электродвигатели. Рассматривая перспективы развития СЭУ, можно отметить что ввод новых мощностей дизельных установок с МОД и СОД в соотношении 60 и 40% в основном сохранится и на ближайшие 10-20   лет. Основанием этого является примерно одинаковый.

Повышение надежности и экономичности СОД обусловило их распространение на судах. Уже в 1987 г. установленные мощности этих дизелей составили 40% (см. рис. 1.1). Их используют только на специализированных судах малого и среднего тоннажа но и на универсальных рефрижераторных судах, танкерах и др.

 

Благодаря выпуску крейцкопфные дизели с малым диаметром  цилиндра они так же успешно используются на судах малого тоннажа например дизели S26MD

enginering.livejournal.com

Особенности использования дизель-электрических установок

Автор: natali

Комментариев пока нет

Современная дизель-электрическая установка представляет собой специальную электрическую станцию, которая работает благодаря имеющемуся дизельному двигателю. Такой агрегат представляет собой специальный двигатель внутреннего сгорания, причем топливо может расходоваться с помощью сжатия воздуха. Предполагается возможность продолжительной и успешной службы рассматриваемых приборов.

Когда используется дизель-электрическая установка

Дизель-электрическая установка может успешно использоваться в следующих ситуациях:

  • основной источник электрической энергии при отсутствии централизованного электроснабжения;
  • использование установки в аварийных ситуациях, когда происходит отключение центральных сетей или качество электроснабжения не соответствует требованиям;
  • необходимость расширения мощностей электроснабжения;
  • автономное использование оборудования в местностях, где подвод тепла и электроэнергии требует серьезных финансовых вложений;
  • нефтедобывающие компании, которые заинтересованы в возможности экономичного использования топлива.

Современные дизель-электрические установки заслуживают особенного внимания, ведь они отличаются оптимальными техническими параметрами и идеально подходят для использования в сфере промышленности.

Специфика выбора дизельных генераторов

Выбор дизельного генератора всегда требует обязательного учета многочисленных нюансов, поэтому купить ДГУ можно только с учетом имеющихся требований относительно характеристик оборудования.

  1. Мощность. Данный показатель должен подключать общую мощность подключенных приборов приблизительно на 35 – 75 процентов.
  2. Условия эксплуатации. Выбранное устройство должно идеально подходить для предстоящей эксплуатации.
  3. Количество фаз. Для бытовых нужд достаточно одной фазы, для промышленных – три.
  4. Тип двигателя. Производители предлагают модели с низкими и высокими оборотами, причем предполагается учет интенсивности предполагаемой эксплуатации.
  5. Тип генератора. Асинхронные двигатели требуются для условий, которые требуют обязательной поддержки выходного напряжения. В остальных случаях можно выбирать синхронное оборудование, хотя оно будет менее точным.
  6. Длительность автономной работы. Обычно рабочий процесс в таком цикле возможен в течение нескольких часов, в редких случаях – до суток.

Успешный выбор дизельного генератора гарантирует возможность отметить все важные преимущества подобного оборудования.

ceemat.ru