Как вытравить рисунок на металле в домашних условияхв закладки 16. Рисунки на металле
Художественное травление металла | all-he
Согласитесь, изделия из металла (ножи, клинки, амулеты…) выглядят гораздо красивее, если они украшены узорами, орнаментами. Но как нанести узор на металлическую поверхность? Гравировка? Можно и этим методом, однако есть еще несколько. Один из них носит название — художественное электрохимическое травление металла.В данной статье вы узнаете, как украсить лезвие ножа. Ниже описан весь процесс от рисования эскиза до процесса травления металла в домашних условиях.
Разработка и нанесение рисунка
Эскиз
Сюжетный рисунок, растительный орнамент, логотип или просто фраза – это лишь малый перечень идей рисунка, который будет красиво запечатлен на клинке. Выберите, какой узор вы хотите видеть на клинке и начинайте создание эскиза. Можно нарисовать самостоятельно или попросить профессионалов.
После чего нужно перенести рисунок на клинок. Для этого помещаем клинок в сканер, переносим изображение в программу CorelDraw, где обрисовываем контуры клинка. Далее накладываем подходящий орнамент. Результат следует продублировать в зеркальном отображении и отправить в печать.
Лакирование клинка и перенос рисунка
Клинок надо покрыть лаком заранее. Можно воспользоваться матовым лаком для пластмассовых моделей-копий. Лак нужно разбавить нитрорасстворителем, чтобы быстрее высох, и нанести аэрографом (можно и кисточкой). Лак используется потому, что в течение суток сохраняет пластичность и не крошится под скраббером.
Вырезаем эскиз, чтобы было проще подогнать к клинку, «зачерняем» оборотную сторону карандашом, крепим на клинке малярной лентой. После прорисовываем тонкой ручкой орнамент. В итоге получается рисунок на лаке.
Процарапывание рисунка
Рисунок по поверхности лака процарапываем с помощью скрабберов с различной заточкой. Важно, чтобы металл скраббера не был тверже металла клинка, а то будут царапины.
Особенности рисунка
В нашем примере травится «поле» (это самый сложный вариант, т.к. рисунок процарапать труднее), хотя возможен и более доступный вариант, когда травятся исключительно контуры рисунка.
Травление металла
Можно воспользоваться переменным трансформатором, к примеру, от игрушечной железной дороги. Он будет адаптером для мини-дрели, которая для тонких работ незаменима. Предельный вольтаж – 12В, чего с лихвой хватает. Термоусадочный кембрик служит изоляцией.Фланель: Медная/латунная пластинка – приблизительно 100\7 мм.
Электрохимическое травление металла начинаем с того что кладем ткань на пластинку и все это замачиваем в соляном растворе (не стоит жалеть соли). После начинаем травить – быстрыми касаниями, не следует долго держать, т.к. лак может перегреться.
Результат
Описанный метод травление металла в домашних условиях хорош тем, что здесь проще проконтролировать процесс, в отличие от травления в сосуде «целиком». Нужно лишь пройтись по рисунку несколько раз (ранее советуем потренироваться на черновых заготовках, чтобы не испортить клинок). Когда у рисунка будет законченный вид, выключайте агрегат и протрите клинок растворителем. Собственно в этом и заключается метод художественного травления металла.
По материалам сайта: namuradan-k.se-ua.net
all-he.ru
Как вытравить рисунок на металле в домашних условиях
Перенести красивый и авторский рисунок на лезвие ножа можно в домашних условиях, но очень важно соблюдать технику безопасности и принцип нанесения рисунка. Если пропустить данные пункты, в лучшем случае, у вас рисунок не выйдет или вы испортите нож, в худшем – получите ожоги. Итак, все тонкости и подробности того, как сделать рисунки на металле травлением, далее.
Материалы
Для работы вам будут нужны:
- нож с разборной рукояткой;
- хлорид железа;
- дистиллированная вода;
- пластиковый контейнер;
- лак, виниловая наклейка или изолента;
- ацетон;
- ватные диски;
- пластиковый пинцет или зубная нить;
- резиновые перчатки;
- мелкозернистая наждачная бумага.
Шаг 1. Полностью разберите нож, оставив для дальнейшей работы только лезвие. Оставив рукоятку, вы рискуете испортить ее во время работы.
Шаг 2. Обработайте лезвие ножа ацетоном. Для этого смочите в нем ватный диск. Протирайте поверхность аккуратно, чтобы пальцами не касаться металла. Это важно. Если на лезвии останутся естественные жировые отпечатки от соприкосновения с кожей, рисунок будет испорчен.
Шаг 3. На лезвии ножа создайте шаблон рисунка. Те части, которые должны остаться нетронутыми, заклейте виниловой наклейкой, изолентой или закрасьте качественным лаком для ногтей. Нанесите защитное покрытие и на места соединения частей лезвия, если это складной карманный нож. Химический раствор, попав на данную часть, безнадежно испортит изделие и вам останется лишь выбросить его.
Шаг 4. Наденьте резиновые перчатки. В пластиковой емкости смешайте дистиллированную воду и хлорид железа в равных пропорциях. Разводите раствор для травления в хорошо проветриваемом помещении. Он едкий, как и пары, которые будут выделяться при реакции взаимодействия состава с металлом.
Шаг 5. Используя зубную нить или пластиковый пинцет, опустите подготовленное лезвие в емкость с раствором. Рекомендуем делать это со следующей периодичностью:
- 20 секунд – металл в растворе;
- 10 секунд – дать раствору стечь с лезвия;
- 10 секунд – ополоснуть под проточной водой;
- 10 секунд – дать стечь воде.
Такая периодичность позволит вам регулировать интенсивность получаемого рисунка. Во время процесса травления не касайтесь детали голыми руками, получите ожог.
Шаг 6. Если вам нужно протравить лишь одну сторону ножа или перенести маленький по размерам рисунок, сделайте по-другому. Смешав раствор, смочите в нем ватный диск и приложите к нужному участку ножа. Удерживайте спонж в течение 10 – 30 секунд. Когда металл вступит в реакцию с хлоридом железа, диск начнет окрашиваться в темный цвет. После этого также промойте лезвие проточной водой и при необходимости повторите процедуру.
Шаг 7. Возьмите мелкозернистую наждачную бумагу и обработайте ею поверхность лезвия. После этого удалите защитное покрытие, используя вату и ацетон.
Рисунок на лезвии готов. Теперь вам нужно собрать нож обратно.
Янв 23, 2016Геннадий
rukami.boltai.com
Волчок Julus травление рисунка на металле
И так, давайте рассмотрим, что конкретно понадобилось автору для сборки волчка? А так же все этапы создания изделия.
Материалы1. листовая латунь 0.8 мм2. шпилька3. колпочковая гайка4. латунная трубка5. цианакрилатный клей6. тонер7. латунная гайка
Инструменты1. дрель2. ножницы по металлу3. анка4. набор пунзелей5. пластиковый контейнер с хлорным железом (для травления рисунка)6. напильник7. штангенциркуль8. горелка9. молоток10. плоскогубцы
Процесс создания волчка своими рукамиИ так, как уже сказано выше конструкция и устройство данной вещицы довольно таки простое. Так же посчитал автор и не стал все усложнять)) Первым делом было вырезано основание из листовой латуни толщиной 0.8 в форме круга при помощи ножниц по металлу. Далее полученную заготовку в обязательном порядке следует прогреть горелкой - это нужно для того чтобы металл стал мягким и податливым для следующего этапа его формирования.
На этом заканчиваю статью. Большое спасибо за внимание!Заходите в гости почаще, не пропускайте новинки в мире самоделок!
Статья представлена в ознакомительных целях! Источник
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.usamodelkina.ru
Как сделать рисунок на клинке, используя метод травления
Локальный способ травления рисунка на металле
Здравствуйте! Сегодня я хочу поговорить еще об одном методе нанесения рисунка на металле. Это метод травления. Допустим, вы уже сделали клинок замечательной формы, отшлифовали его, и теперь вам необходимо украсить его, каким-нибудь «крутым» рисунком. Рисунок вы можете нарисовать сами, или скачать готовые в интернете, распечатав их на принтере. Еще нам нужен будет обычный скотч, для того чтобы сделать наклеечку. Скотч важно брать хорошего качества. Чем выше качеством будет скотч, тем легче вам будет работать с ним. Отрежете полоску скотча, и наклейте, приготовленный рисунок, на его липкую поверхность, изображением вниз. Теперь смойте бумагу струей горячей воды. Рисунок отпечатается на скотче.
Кстати, нанесение изображения для травления с помощью скотча, применимо, только, с рисунком, отпечатанным на лазерном принтере. Рисунок, отпечатанный на струйном принтере, смоется вместе с бумагой. Бумагу смывайте, как можно тщательнее. Можно для этого использовать зубную щетку. Теперь нам останется подождать, пока все это высохнет и продолжить работу.
Возьмем нашу гордость, клинок изготовленный своими руками, и обезжирим его поверхность. Обезжиривать будем спиртом. Если вам не хочется тратить столь «полезный продукт» на какое-то там обезжиривание – используйте ацетон, или любую другую жидкость, способную обезжирить поверхность металла. Теперь аккуратно приклеим скотч на то место клинка, где вы хотите видеть рисунок. Скотч приклеивайте очень плотно, без воздушных пузырей, разглаживая его по поверхности клинка тряпочкой.
Следующим шагом будет прорезание рисунка. Чтобы прорезать аккуратно контур, без задиров скотча, используйте следующий способ. Возьмите шило и нагрейте его на газовой конфорке. Аккуратно прожгите контуры рисунка. Ну, вы, наверняка ведь в детстве, пользовались выжигателем по дереву? Так это почти то же самое, только выжигать будем по металлу.
Кстати, мне пришла мысль, а не использовать ли вместо, предложенного автором метода травления, нагревания шила, действительно выжигатель по дереву, с тонким наконечником. Это будет проще, чем каждый раз бросаться к газовой конфорке для подогрева остывающего шила.
Итак, прожигаем контур рисунка и убираем все лишнее. Получилось что-то вроде этого.
Сейчас нам нужно удалить следы клея. Кстати, нам предварительно надо сделать, специальной приспособление для травления на металле. Для этого приспособления, нужен блок питания от 4 до 9 вольт и пара медный проводов. Можно использовать любе зарядное устройство для телефона.
Чтобы убрать клей от скотча с поверхности металла, положите минусовой провод на нож, а плюсовой на ватку, смоченную в крепком соляном растворе, и начните промакивать ваткой поверхность ножа. Клей должен свернутся.
Все, очистив рисунок от клея, приступим непосредственно к травлению рисунка на металле. Для этого меняем у нашего приспособления полярность, то есть плюсовой конец провода крепим к ножу. В кусок бинта положите ватку и, промочив ее в соляном растворе, приложите к рисунку, так, чтобы она его полностью закрыла. Минусовой провод ложим сверху, и закрепляем при помощи скотча. Включаем блок питания в розетку и ждем в течение двадцати пяти минут. Будьте осторожны при процессе травления и отойдите на это время в сторону. Потому что при таком способе травления, выделяется ядовитый газ хлор. И хотя он выделяется в довольно небольшом количестве, все же лучше его не вдыхать.
Если качество травления вас не устраивает, повторите процедуру еще раз со свежей ваткой. Естественно, времени на повторное травление у вас уйдет уже гораздо меньше. Получилось вот такое изображение.
Осталось тщательно промыть и почистить поверхность ножа. Все, работа закончена, и мы получили методом травления, вот такое вот изображение быка на поверхности клинка.
sekach.ru
Чеканка по металлу. Художественная обработка металла. Рисунки для чеканки
Чеканка по металлу - это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.
Ремесло или искусство
Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством "выколачивания" изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется "чекан", передавали из поколения в поколение.
В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.
Технические условия
Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород - это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж. Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.
Виды
Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.
Просечка
Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.
После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала. Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться.
Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.
Рельефная чеканка
Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной. При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки. И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.
Чеканка по металлу своими руками
Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.
Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником - это основной инструмент чеканщика. Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях - это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения. В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется набор инструментов и специальный материал.
Рисунки для чеканки
Начальным этапом в процессе создания изделия является нанесение рисунка на заготовку. Художественная обработка металла связана с наличием таких исходных материалов, как металлические пластины из жести или листовой меди, латуни и алюминия. На каждую их них необходимо нанести рисунок, по которому будет сделана чеканка. Тематика изображений выбирается заранее, и далее по ним готовятся специальные наброски. Затем рисунки методом прямого копирования переносятся на поверхность металлической заготовки. После этого поверхность покрывается тонким слоем лака, предохраняющим контуры от истирания.
Формы
Технологии чеканки по металлу используются при изготовлении монет. Этот автоматический процесс находится под контролем государства и призван обеспечить потребности страны в денежных единицах. Сложнейшие механизмы безостановочно штампуют металлические монеты разного достоинства. Для каждого номинала существует своя форма для чеканки, которая представляет собой взаимозаменяемую, универсальную конструкцию. Техники по мере необходимости за считанные минуты меняют эти формы, и процесс изготовления монет продолжается.
Инструменты
Для работы мастеру-чеканщику необходим набор специальных инструментов и приспособлений. Профессионалы с многолетним опытом обладают целой инструментальной базой, насчитывающей десятки и сотни различных устройств. Начинающие чеканщики обходятся несколькими инструментами.
Для изготовления несложного изделия требуется набор четырех- или восьмигранных кованых чеканов:
- канфарник - чекан в форме толстой иглы с закругленным концом;
- расходник - прямой, плоской или радиусной формы в виде отвертки инструмент;
- сечка - острозаточенный чекан в виде зубила, предназначенный для глухой или сквозной просечки материала;
- лощатники - разнообразные инструменты плоской формы для лощения - выравнивания основы.
Для полноценной работы также требуются приспособления слесарного назначения, различные фиксаторы, прижимы, тиски и грузы. Не обойтись и без деревянных молотков (киянок).
Материалы
- Красная медь - наиболее предпочтительный металл для чеканки, обладающий пластичностью. Легко принимает заданную форму, способна выдержать высокий рельеф изделия. После полировки долго не темнеет.
- Латунь - сплав меди с цинком. Менее пластична в сравнении с медью, но обладает хорошими данными для механической обработки, сопутствующей чеканке: штамповки, резки, прокатки и других операций. Хорошо полируется, долго сохраняет блеск. При окислении приобретает красивый зеленоватый цвет.
- Алюминий - металл достаточно жесткий, но легко чеканится. В виде фольги допускает вытяжку. Не нуждается в обжиге, так как не деформируется в процессе обработки. Легко полируется, долго сохраняет благородный матовый оттенок.
- Нержавеющая сталь - используется для особо крупных изделий, чеканится только на специальных станках. Ручная обработка невозможна, поскольку сталь обладает высокой прочностью и вязкостью.
- Никель - в чистом виде для чеканки непригоден, однако в сплаве с медью является удобным и надежным материалом для изготовления изделий с высоким уровнем эстетичности. Наиболее востребованные сплавы - мельхиор и нейзильбер. Они отлично полируются и не требуют чистки.
- Кровельное железо - материал используется только для изготовления простейшей продукции. Консистенция металла непрочная, склонная к растрескиванию.
Художественные изделия, изготовленные методом чеканки, востребованы во многих областях общественной жизни. Они украшают холлы и офисы. Особо ценные экземпляры находятся в музеях и арт-галереях.
fb.ru
Художественная обработка металла
Различные украшательства, внедрение декоративных элементов, нанесение надписей – всегда позволяли выделить свой меч или нож среди остальных, дать ему визуальные отличительные черты, дать своеобразное «имя» и «внешность». Существует несколько наиболее распространенных способов обработки металлических элементов холодного оружия.
Травление.
Наиболее часто клинки холодного оружия подвергаются травлению. Травление – это способ обработки металла путем нанесения на него особого тестообразного состава из смолы, воска или асфальта, по которому вычерчивается рисунок при помощи иглы. После этого клинок подвергается воздействию растворов кислот, которые разъедают металл и оставляют по сделанному рисунку углубление. Встречаются экземпляры холодного оружия, клинки которых украшены орнаментом, сделанным при помощи травления, датируемые еще XVII веком. Наиболее частым мотивом рисунков травления клинков являются различные девизы и надписи, элементы геральдики, растения.
Воронение
Процесс воронения клинков представляет собой термическую и химическую обработку металла, когда конопляным или льняным маслом смазывался клинок и погружался в кучу горячей золы. Так вороненую сталь делали в старые времена, а впоследствии золу заменили специальные печи – муфели, а сам металл покрывался не только маслом, но и кислотой, что позволяло приобрести клинку не только черный, но и темно-синий, фиолетовый или коричневый и даже красный оттенок. Особенно изысканно на вороненых клинках смотрится наводка и золотая насечка.
Гравировка
Гравировка – наиболее распространенный вид художественной обработки и украшения холодного оружия и металла в целом. На поверхность клинка или на эфес наносится рисунок или надпись, после чего при помощи специальных инструментов выбирается металл. В настоящее время это часто делается механически при помощи станков или граверной машинкой, но штучная ручная гравировка по прежнему является наиболее ценной, тонкой и чистой. Гравировка почти всегда сочетается с другими видами декоративной отделки металла.
Обронная работа
При обронной работе (этот вид художественной отделки также можно назвать подвидом гравировки) мастер специальным инструментом – штихелем – выбирает весь фон рисунка, оставляя выпуклым основной рельеф. Фон очень часто покрывается позолотой или матируется, а рельеф рисунка полируется до блестящего состояния.
Чернение
Чернение металла – это обработка клинков путем гравировки вместе с воронением. Если при обычной гравировке (обронной работе) рельефным остается рисунок, а штихелем выбирается фон – то при чернении выбирается металл по силуэту рисунка или надписи. После того, как рисунок выбран, все канавки заливаются сургучом или лаками, клинок сильно прогревается несколько раз и в итоге холодное оружие приобретает прочное матово-черное покрытие. Очень распространено чернение металла на Востоке и Кавказе.
Насечка (она же таушировка)
Насечка – это способ украшения холодного оружия, когда по линиям рисунка выбирается слой металла на глубину порядка 1 мм. Эти линии расширяются чеканом к основанию, после чего по краям возникают заусенцы. После этого по траншейкам вколачивается проволока из драгоценного металла – золотая или серебряная. Металл этот ковкий и надежно закрепляется в расширяющихся книзу вырезах, а заусенцы дополнительно закрепляют рисунок.
Позолота (наводка золотом)
Позолота металла чаще всего выполнялась путем накладывания специально приготовленной ртутной амальгамы – смеси ртути и золота (иногда вначале наносился рисунок краской). Прогревание клинка в кузнечном горне испаряло ртуть, и золото покрывало клинок тонким, но в то же время тонким слоем. Эта процедура проводилась несколько раз, после чего позолоченный клинок полировался. В настоящее время этот древний и очень вредный для здоровья процесс заменен гальванической обработкой.
Чеканка
Чеканка клинков производилась при помощи нескольких инструментов специальной формы – чеканов, когда оружейник формировал рельефный орнамент на металле, ударяя молотком по чеканам. Чеканка русского оружия известная с XV века, и такой способ художественной обработки клинков требовал достаточно большого мастерства. Поскольку подобная обработка металла гораздо проще для пластин, то чеканка была наиболее распространена в отделке металлических накладок ножен, на рукояти, эфесах и других элементах экипировки. Для массового производства часто изготавливалась зеркальная матрица, которая затем вдавливалась в разогретую металлическую пластину.
Филигрань (скань)
Филигрань изготавливается из скрученной проволоки, когда все подготовленные детали рисунка припаиваются или укладываются в орнамент, представляя собой металлические кружева на оружии. Рядом с филигранью часто размещаются небольшие металлические шарики, называемые «зернь».
Алмазная грань
С 1750-х годов тульскими оружейниками широко используется огранка стальных бусинок на клинках, имитирующих алмазы. Это очень кропотливый способ декоративной обработки металла, поскольку стальные шарики полированной стали имеют многочисленные грани и каждый из них сажается на тонкий стерженёк, что вместе создает картину сверкающих бриллиантов на оружии. Одним из наиболее известных в данной технике алмазной грани оружием является сабля императора Александра I, поднесенная в день его коронации.
Живописная эмаль
При декоративной отделке холодного оружия техникой живописной эмали на поверхность клинка наносится специальным способом белая эмаль, а затем специально подготовленными для этого красками рисуются цветы или другие рисунки. Обычно подобная техника обработки металлических клинков применялась во второй половине XVIII века для подарочного оружия.
www.holodnoe-oruzhie.ru
Перевод рисунка на металл. Художественная обработка металла. Чеканка
Перевод рисунка на металл
Кальку-шаблон приклеивают на пластину, оставляя вокруг запас на отбортовку. В зависимости от толщины и пластичности металла рисунок переводят следующими способами: с помощью специального чекана – канфарника (при толщине металла 0,8 – 1,5 мм). Чекан ведут по контурам рисунка и легкими ударами молотка по канфарнику наносят ряд точек, образующих пунктирную линию, хорошо заметную после снятия кальки. Точки наносят близко друг к другу. Глубокое канфарение нежелательно, ибо последующим этапом работы (расходка контура) точки будет трудно вывести.
Переводят рисунок также ручным расходником с деревянной ручкой при толщине меди или алюминия до 0,6 мм. Расходник ведут по линиям рисунка одним из уголков рабочего конца, сильно прижимая его к металлу. Линии удобнее вести на себя. При этом графитные контуры линий рисунка являются как бы смазкой для отполированного острия расходника, и он легко скользит по кальке, продавливая металл и оставляя хорошо заметную линию расходки. Это дает возможность обойтись без дополнительной операции – расходки контура после канфарения точками.
Перевод рисунка на металл осуществляют и с помощью копировальной бумаги.
В этом случае металл покрывают гуашевыми белилами, через копировальную бумагу переводят рисунок и закрепляют его нитролаком. При выполнении больших работ, портретов, многофигурных композиций этот прием не применяют из-за малой прочности рисунка.
Расходка контура рисунка. На толстом металле сканфаренный контур рисунка проходят чеканами-расходниками различных размеров. На этом этапе работы отдельные точки, оставленные канфарником, превращают в сплошную неглубокую линию-бороздку, отчетливо выявляя на металле изображение рисунка. Для того чтобы линия расходки выглядела ровной с одинаковой глубиной и без забоин, удары молотка должны быть равномерными по силе и частоте. На тонком металле, где рисунок изображения переведен с помощью копировальной бумаги, линию расходки проходят ручным обводным чеканом или чеканами-расходниками с более толстым рабочим концом – бойком.
Отжиг. Этот этап работы выполняется после проходки контура рисунка при наличии сложной композиции. Паяльной лампой пластину нагревают до темно-красного каления и охлаждают. В процессе нагрева металл охлаждается и вновь приобретает вязкость и пластичность. Следует помнить, что процесс рекресталлизации алюминия наступает уже при 100 градусах, задолго до начала красного каления, поэтому на пластине из алюминия и его сплавов перед отжигом мылом наносят риски. По их обугливанию можно судить о температуре рекристаллизации.
Медь после отжига охлаждают в холодной воде, остальные металлы остывают при комнатной температуре. Затем с металла крацовкой снимают окалину, промывают и просушивают.
Насмолка. Пластину с расходкой переворачивают на обратную (тыльную) сторону расходки, отбортовывают оставленные края и опускают заготовку в предварительно разогретую смолу.
Важно проследить, чтобы между слоем смолы и металлом не оставалась воздушная прослойка, которая может привести к разрыву металла при выколотке рельефа. В процессе необходимо строго соблюдать безопасность труда и обязательно надевать брезентовые рукавицы.
В металлических ваннах с помощью электронагревателя смолу разогревают. Нагрев можно производить и в деревянных ящиках паяльной лампой под вытяжными установками или зонтами. Разогретую смолу хорошо размешивают металлической лопаткой, чтобы наполнитель равномерно заполнял всю массу смолы, а не только нижние ее слои. После насмолки пластине дают остыть и приступают к выколотке рельефа.
Выколотка рельефа, опускание фона. Выколотку рельефа производят с тыльной стороны расходки.
При крупных работах закругленными бойками чеканных молотков, специально сделанными деревянными или металлическими чеканами, бобобшниками.
При мелких работах выколотку рельефа производят чеканами и маленькими молотками.
Для выколотки крупных работ (панно, декоративные решетки с чеканными вставками, настенные композиции и другие), чаще всего применяют мешки с песком.
Работать на мешках с песком удобнее, так как можно постоянно проверять точность вытягиваемого рельефа на лицевой стороне, экономится время, ибо опускается операция насмолки, отбела, а при достаточном опыте достигается равноценная проработка деталей рельефа чеканки.
Произведения со множеством орнаментов, а также мелкорельефные со шрифтами – гербы, портреты, медали нужно выполнять только на смоле или свинцовой подкладке.
После выколотки основного рельефа делают вторичный отжиг, пересмолку пластины на обратную сторону, опускание и выравнивание фона, а также уточняют с лицевой стороны рельеф.
Затем, если необходимо, на отдельные детали наносят фактуру, тщательно прорабатывают все части и отдельные детали чеканки. После этого чеканку снимают со смолы и очищают.
Изделия из меди и латуни отбеливают в соляной или серной кислоте. Изделия из алюминия отбеливают в теплом растворе двууглекислой соды или едкого натра, промывают водой, протирают пемзовым порошком, вновь промывают и просушивают в чистых древесных опилках.
Отделочные работы. Отделочные работы являются заключительной операцией. Они включают в себя патинирование или оксидирование, шлифовку, полировку, насадку изделия на основу или монтаж, сборку отдельных фрагментов в единое целое, нанесение защитного антикоррозийного слоя.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
hobby.wikireading.ru